Скачать 1.13 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.В.1.1 ОСНОВЫ ГЕРМЕНЕВТИКИ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050303.65 иностранный язык с дополнительной специальностью
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Копылов А. В., к. ф. н., доцент кафедры английского языка и английской филологии МГПУ
Л.С. Билоус, к.фил.н., доцент кафедры английского языка МГИ; Л.К. Рахманкулова, к.фил.н., доцент кафедры английского языка и английской филологии МГПУ 1.3. Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» преследует цель ввести студентов в основную проблематику современной герменевтики, преимущественно философской. В этой связи ставятся задачи: (1) познакомить студентов с понятием о герменевтике и ее важнейших разновидностях, (2) дать представление о базовом категориальном аппарате, применяемом в различных герменевтических учениях, и (3) сообщить основные знания об историческом развитии герменевтики от ее истоков в античной и средневековой культуре до настоящего времени. При этом преимущественное внимание уделяется подробному изучению тех концепций, которые, по общему мнению, оказали наиболее значительное влияние на становление и развитие современной философской герменевтики. Место курса в общей системе подготовки специалиста. Курс «Основы герменевтики» обнаруживает многоплановые содержательные связи с целым рядом курсов, как правило, включаемых в программы обучения студентов по специальностям «Иностранный язык с дополнительной специальностью», «Лингвистика и межкультурная коммуникация» и некоторым другим: это, прежде всего, курсы философии, культурологии, этнологии и социологии, а также дисциплины филологического цикла (поскольку они касаются интерпретации текстов и прочих феноменов иноязычных культур); существенны также связи с курсами страноведения и лингвострановедения, основ межкультурной коммуникации и родственных им дисциплинами в отношении выявления герменевтических аспектов межкультурной коммуникации. Курс «Основы герменевтики» предусматривает 20 академических часов лекционных занятий. Одновременно с изучением материалов лекций, студенты в порядке самостоятельной работы знакомятся с важнейшей литературой по герменевтике, а также по желанию пишут рефераты на предложенные темы. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: 1.Студенты должны обладать четким представлением о принципах различения традиционной и философской герменевтики и о специфике ее соответствующих разновидностей. 2.Студенты должны знать ключевые элементы понятийного аппарата, применяемого в герменевтике (понимание, объяснение, интерпретация, герменевтический круг и т.д.), а также ясно осознавать существенные различия в трактовке крупнейшими герменевтиками ряда подобных понятий. 3.Студенты должны быть знакомы с основными этапами развития герменевтики и знать ключевые положения герменевтических концепций Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера, Э. Бетти, П. Рикера. 4.Студенты должны также представлять существо дискуссий вокруг герменевтики, развернувшихся во второй половине XX века (особенно полемики Х.-Г. Гадамера и Ю. Хабермаса). Контроль усвоения изученного материала проводится в форме (1) теста с вариантами ответов и (2) зачета в форме собеседования по одному из предложенных вопросов. При подготовке программы были использованы в качестве общего ориентира при отборе материала и персоналий авторитетные отечественные и зарубежные очерки истории герменевтики, включенные в энциклопедические издания, учебные руководства и монографические исследования (в частности работы Х.-Г. Гадамера, П. Гайденко, В. С. Малахова и особенно П. Рустерхольца).
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени.
1.6.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Герменевтика как направление в гуманитарных науках и философии. Герменевтика как совокупность правил и техник истолкования в ряде областей знания. – Философская герменевтика. – Герменевтика и экзегетика. Тема 2. Понимание как основная категория герменевтики. Основные трактовки категории «понимание» в истории философии. – Понимание как центральная проблема герменевтики. – Специфика трактовки понимания в герменевтике. – Понимание и интерпретация. – Понимание и объяснение. – Герменевтический круг. Тема 3. Краткий обзор герменевтических учений до Ф. Шлейермахера. Искусство истолкования и опыт его осмысления в античной и средневековой культуре. – Герменевтическая проблематика в эпоху Возрождения и Реформации. – Разработка учения о методах интерпретации в 17-18 веках. Тема 4. Ф. Шлейермахер как создатель «универсальной герменевтики». Постановка проблемы понимания в общетеоретическом плане. – Разработка Шлейермахером общей, или универсальной, герменевтики. Ее основные принципы. – Герменевтика Шлейермахера как учение о понимании чужой индивидуальности. – Два основных метода понимания (истолкования): грамматический и психологический. – Шлейермахер о межъязыковом переводе. – Влияние герменевтики Шлейермахера. Тема 5. В. Дильтей: герменевтика как метод «наук о духе». Герменевтика как метод исторической интерпретации. – Категория «жизни» в философии В. Дильтея. – «Описательная психология» как обоснование метода «наук о духе». – Проблема общезначимости в гуманитарном познании. – Переход от психологического обоснования «наук о духе» к герменевтике. – Важнейшие проблемы герменевтики Дильтея. Тема 6. Разработка проблемы понимания и родственных проблем вне собственно герменевтической традиции (XIX – нач. XX века). Г. Риккерт: сфера значений как условие возможности понимания. – Э. Гуссерль: «горизонт» и «предварительное понимание» / «предпонимание», интерсубъективность, «жизненный мир». - М. Шелер: проблема понимания чужого «я». Тема 7. Герменевтика М. Хайдеггера. Разработка герменевтики в онтологическом плане: понимание как способ бытия. – Место герменевтики в философии М. Хайдеггера. – Понимание и речь. - Проблема «круга» в понимании. – Особенности постановки вопроса о понимании в позднем творчестве М. Хайдеггера. Тема 8. Х.-Г. Гадамер: герменевтика как практика и как универсальная философия понимания. Х.-Г. Гадамер как ученик М. Хайдеггера. – Герменевтика как практика. – Понимание как «опыт». – «Опыт» и язык. – «Предпонимание». – Историчность как фундаментальная черта человеческого бытия и познания. Роль традиции. Понятие истины. – Герменевтический феномен как единство моментов понимания, интерпретации и применения. – Интерпретация культурной традиции как диалог. – Гадамер о межъязыковом переводе. Тема 9. Э. Бетти: разработка герменевтики как метода постижения духовных образований. Интерпретация как метод достижения понимания. – Характеристика процесса интерпретации. – Герменевтические «каноны». – Э. Бетти и традиция герменевтики, идущая от Шлейермахера и Дильтея. Тема 10. П. Рикер: разработка гносеологической стороны герменевтики. Значимость герменевтики для теории познания. – Понимание и объяснение. – Методологическая функция герменевтики. – Условия возможности понимания: их экспликация на семантическом, рефлексивном, экзистенциальном уровне. – Связи герменевтики с другими учениями. – Герменевтика как критический анализ всех возможных методов интерпретации. Тема 11. Развитие герменевтики в XX веке (избранные концепции середины – 2-ой половины века). Луиджи Парейсон: личность как «органон истины». – Концепция Дж. Ваттимо. – Неопрагматистская герменевтика Р. Рорти. Тема 12. Дискуссии о герменевтике во 2-ой половине XX века. Основные направления в обсуждении проблем философской герменевтики. – Вопрос о правомерности трактовки герменевтики как философии. – Полемика между Х.-Г. Гадамером и Ю. Хабермасом. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения
Список вопросов для самостоятельного изучения
Цель настоящего учебно-методического комплекса – оптимизировать работу студента по усвоению курса «Основы герменевтики», предоставив в его распоряжение ряд материалов, способных облегчить восприятие лекционного курса и самостоятельную работу с литературой по герменевтике, подготовку рефератов, а также повторение материала в ходе подготовки к контрольному тесту. Составитель УМК рекомендует студенту, прежде всего, познакомиться с Программой курса, составить представление о его целях и задачах, о характере, объеме и тематическом спектре материала, подлежащего усвоению, об объеме знаний, получение которых ожидаются в качестве результата работы над курсом. Работа над курсом предполагает усвоение материала лекций, а также весьма значительный объем самостоятельной работы в плане углубления знаний по темам, освещенным в лекционном курсе (изучение работ по герменевтике, особенно первоисточников, написание рефератов), так и в плане самостоятельного освоения ряда тем. Помощь в этом отношении, как надеется Составитель, студенту могут оказать включенные в УМК краткое содержание лекций, контрольные вопросы и ссылки на работы по герменевтике, освещающие материал по теме лекции (при этом следует иметь в виду, что упомянутые ссылки ограничены такими соображениями, как доступность работ, время, необходимое для усвоения материала и т.п., и поэтому данный материал должен рассматриваться лишь как минимум, а заинтересованному студенту рекомендуется познакомиться также и с соответствующими разделами других работ, упомянутых в библиографическом списке УМК). Краткое содержание лекции следует изучать до ее прослушивания, с тем чтобы подготовиться к восприятию ее материала, выявить те моменты в ее содержании, где необходим комментарий преподавателя, подготовить вопросы (их можно задать в конце лекции). После прослушивания лекции имеет смысл повторно обратиться к ее краткому содержанию, а также и к собственному конспекту или иным записям, сделанным во время лекции, как с целью повторения наиболее существенных моментов, так и для самоконтроля, чему должны способствовать включенные в краткое содержание лекций контрольные вопросы; разумеется, следует убедиться, что Вы можете ответить на любой из этих вопросов. Далее рекомендуется познакомиться с учебной литературой по теме. В ходе подготовки к контрольному тесту (зачету) следует выполнить приведенные в данном УМК тесты, а также выявить и устранить замеченные недостатки в проверяемых ими знаниях.
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1. Рекомендуемая литература, учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии. Основная 1. Копылов А. В. Перевод как проблема философской герменевтики: пролегомены к исследованию. – Мурманск: МГПУ, 2008. Дополнительная
1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 1.9.1.Перечень используемых технических средств. Компьютер с доступом в Интернет. Диск с записью электронной версии настоящего учебно-методического комплекса. 1.9.2. Перечень используемых пособий. Электронная версия настоящего учебно-методического комплекса (в записи на диск; размещенная на сайте университета). 1.10. Примерные зачетные тестовые задания. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Пояснительная записка Курс «Основы православной культуры» А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –... | ||
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» Курс «Основы экологического воспитания» является одной из дисциплин национально-регионального компонента в блоке общепрофессиональных... | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации... | Пояснительная записка курс «Основы медицинских знаний» Также должны знать основные факторы риска в разных возрастных периодах, и их причины, распространенность, системы самоооздоровления... | ||
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» ... | Пояснительная записка Курс «Биологические основы растениеводства» Целью данного курса является ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития, как традиционных культур, так... | ||
Пояснительная записка Курс «Биологические основы растениеводства» Целью данного курса является ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития, как традиционных культур, так... | Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Звитии герменевтики от ее истоков в античной и средневековой культуре до настоящего времени. При этом преимущественное внимание уделяется... | Пояснительная записка Курс «Окружающий мир» Охватывают курс программы 1-2 классов | ||
Учебно-тематическое планирование Содержание курса Требования к уровню... Цель: создать целостное представление о здоровье человека, о влияющих на него различных факторах и особенностях их воздействия на... | Элективный курс «Физические основы сейсмологии и тектоники» с использованием... Элективный курс «Физические основы сейсмологии и тектоники» с использованием интерактивных методов обучения | ||
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Пояснительная записка цель данного курса Название курса: «Основы информационной культуры». Программа рассчитана на 64 часа и предназначается для учащихся 9-11 классов. Данный... |