Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики»





НазваниеПояснительная записка: Курс «Основы герменевтики»
страница1/10
Дата публикации30.06.2015
Размер1.13 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.В.1.1 ОСНОВЫ ГЕРМЕНЕВТИКИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050303.65 иностранный язык с дополнительной специальностью


Утверждено на заседании

кафедры иностранных языков

факультета ФЖ и МК

протокол № 7 от 25 февраля 2013 г.
Зав. кафедрой

_________________________С.А.Виноградова


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

    1. Автор программы:

Копылов А. В., к. ф. н., доцент кафедры английского языка и английской филологии МГПУ


    1. Рецензенты:

Л.С. Билоус, к.фил.н., доцент кафедры английского языка МГИ;

Л.К. Рахманкулова, к.фил.н., доцент кафедры английского языка и английской филологии МГПУ
1.3. Пояснительная записка:

Курс «Основы герменевтики» преследует цель ввести студентов в основную проблематику современной герменевтики, преимущественно философской.

В этой связи ставятся задачи: (1) познакомить студентов с понятием о герменевтике и ее важнейших разновидностях, (2) дать представление о базовом категориальном аппарате, применяемом в различных герменевтических учениях, и (3) сообщить основные знания об историческом развитии герменевтики от ее истоков в античной и средневековой культуре до настоящего времени. При этом преимущественное внимание уделяется подробному изучению тех концепций, которые, по общему мнению, оказали наиболее значительное влияние на становление и развитие современной философской герменевтики.

Место курса в общей системе подготовки специалиста. Курс «Основы герменевтики» обнаруживает многоплановые содержательные связи с целым рядом курсов, как правило, включаемых в программы обучения студентов по специальностям «Иностранный язык с дополнительной специальностью», «Лингвистика и межкультурная коммуникация» и некоторым другим: это, прежде всего, курсы философии, культурологии, этнологии и социологии, а также дисциплины филологического цикла (поскольку они касаются интерпретации текстов и прочих феноменов иноязычных культур); существенны также связи с курсами страноведения и лингвострановедения, основ межкультурной коммуникации и родственных им дисциплинами в отношении выявления герменевтических аспектов межкультурной коммуникации.

Курс «Основы герменевтики» предусматривает 20 академических часов лекционных занятий. Одновременно с изучением материалов лекций, студенты в порядке самостоятельной работы знакомятся с важнейшей литературой по герменевтике, а также по желанию пишут рефераты на предложенные темы.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

1.Студенты должны обладать четким представлением о принципах различения традиционной и философской герменевтики и о специфике ее соответствующих разновидностей.

2.Студенты должны знать ключевые элементы понятийного аппарата, применяемого в герменевтике (понимание, объяснение, интерпретация, герменевтический круг и т.д.), а также ясно осознавать существенные различия в трактовке крупнейшими герменевтиками ряда подобных понятий.

3.Студенты должны быть знакомы с основными этапами развития герменевтики и знать ключевые положения герменевтических концепций Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера, Э. Бетти, П. Рикера.

4.Студенты должны также представлять существо дискуссий вокруг герменевтики, развернувшихся во второй половине XX века (особенно полемики Х.-Г. Гадамера и Ю. Хабермаса).

Контроль усвоения изученного материала проводится в форме (1) теста с вариантами ответов и (2) зачета в форме собеседования по одному из предложенных вопросов.

При подготовке программы были использованы в качестве общего ориентира при отборе материала и персоналий авторитетные отечественные и зарубежные очерки истории герменевтики, включенные в энциклопедические издания, учебные руководства и монографические исследования (в частности работы Х.-Г. Гадамера, П. Гайденко, В. С. Малахова и особенно П. Рустерхольца).


    1. . Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО. Прилагается




    1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):




№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего

аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1

050303 Иностранный язык с дополнительной специальностью

4

7

40

20

20







20

Зачет




    1. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени.




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

пр/ см

ЛБ

Сам. раб.

1

Герменевтика как направление в гуманитарных науках и философии.

1

1







1

2

Понимание как категория герменевтики.

2

2







2

3

Краткий обзор герменевтических учений до Ф. Шлейермахера.

1

1







1

4

Шлейермахер как создатель «универсальной герменевтики».

2

2







2

5

В. Дильтей: герменевтика как метод «наук о духе».

2

2







2

6

Разработка проблемы понимания и родственных проблем вне собственно герменевтической традиции (XIX – нач.XX в.)

1

1







1

7

Герменевтика М. Хайдеггера.

3

3







3

8

Х.-Г. Гадамер: герменевтика как практика и как универсальная философия понимания.

3

3







3

9

Э. Бетти: разработка герменевтики как метода постижения духовных образований.

1

1







1

10

П. Рикер: разработка гносеологической стороны герменевтики.

2

2







1

11

Развитие герменевтики в XX веке: избранные концепции 2-ой половины века.

1

1







1

12

Дискуссии о герменевтике во 2-ой половине XX века.

1

1







2



1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Герменевтика как направление в гуманитарных науках и философии.

Герменевтика как совокупность правил и техник истолкования в ряде областей знания. – Философская герменевтика. – Герменевтика и экзегетика.

Тема 2. Понимание как основная категория герменевтики.

Основные трактовки категории «понимание» в истории философии. – Понимание как центральная проблема герменевтики. – Специфика трактовки понимания в герменевтике. – Понимание и интерпретация. – Понимание и объяснение. – Герменевтический круг.

Тема 3. Краткий обзор герменевтических учений до Ф. Шлейермахера.

Искусство истолкования и опыт его осмысления в античной и средневековой культуре. – Герменевтическая проблематика в эпоху Возрождения и Реформации. – Разработка учения о методах интерпретации в 17-18 веках.

Тема 4. Ф. Шлейермахер как создатель «универсальной герменевтики».

Постановка проблемы понимания в общетеоретическом плане. – Разработка Шлейермахером общей, или универсальной, герменевтики. Ее основные принципы. – Герменевтика Шлейермахера как учение о понимании чужой индивидуальности. – Два основных метода понимания (истолкования): грамматический и психологический. – Шлейермахер о межъязыковом переводе. – Влияние герменевтики Шлейермахера.

Тема 5. В. Дильтей: герменевтика как метод «наук о духе».

Герменевтика как метод исторической интерпретации. – Категория «жизни» в философии В. Дильтея. – «Описательная психология» как обоснование метода «наук о духе». – Проблема общезначимости в гуманитарном познании. – Переход от психологического обоснования «наук о духе» к герменевтике. – Важнейшие проблемы герменевтики Дильтея.

Тема 6. Разработка проблемы понимания и родственных проблем вне собственно герменевтической традиции (XIX – нач. XX века).

Г. Риккерт: сфера значений как условие возможности понимания. – Э. Гуссерль: «горизонт» и «предварительное понимание» / «предпонимание», интерсубъективность, «жизненный мир». - М. Шелер: проблема понимания чужого «я».

Тема 7. Герменевтика М. Хайдеггера.

Разработка герменевтики в онтологическом плане: понимание как способ бытия. – Место герменевтики в философии М. Хайдеггера. – Понимание и речь. - Проблема «круга» в понимании. – Особенности постановки вопроса о понимании в позднем творчестве М. Хайдеггера.

Тема 8. Х.-Г. Гадамер: герменевтика как практика и как универсальная философия понимания.

Х.-Г. Гадамер как ученик М. Хайдеггера. – Герменевтика как практика. – Понимание как «опыт». – «Опыт» и язык. – «Предпонимание». – Историчность как фундаментальная черта человеческого бытия и познания. Роль традиции. Понятие истины. – Герменевтический феномен как единство моментов понимания, интерпретации и применения. – Интерпретация культурной традиции как диалог. – Гадамер о межъязыковом переводе.

Тема 9. Э. Бетти: разработка герменевтики как метода постижения духовных образований.

Интерпретация как метод достижения понимания. – Характеристика процесса интерпретации. – Герменевтические «каноны». – Э. Бетти и традиция герменевтики, идущая от Шлейермахера и Дильтея.

Тема 10. П. Рикер: разработка гносеологической стороны герменевтики.

Значимость герменевтики для теории познания. – Понимание и объяснение. – Методологическая функция герменевтики. – Условия возможности понимания: их экспликация на семантическом, рефлексивном, экзистенциальном уровне. – Связи герменевтики с другими учениями. – Герменевтика как критический анализ всех возможных методов интерпретации.

Тема 11. Развитие герменевтики в XX веке (избранные концепции середины – 2-ой половины века). Луиджи Парейсон: личность как «органон истины». – Концепция Дж. Ваттимо. – Неопрагматистская герменевтика Р. Рорти.

Тема 12. Дискуссии о герменевтике во 2-ой половине XX века. Основные направления в обсуждении проблем философской герменевтики. – Вопрос о правомерности трактовки герменевтики как философии. – Полемика между Х.-Г. Гадамером и Ю. Хабермасом.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения



п/п

Наименование раздела

дисциплины. Тема.

Форма сам. раб.

Кол-во часов

Форма контроля выполнения сам. раб.

1

Герменевтика как направление в гуманитарных науках и философии.

а) рефераты

б) вопросы для самостоятельного изучения

1

а) проверка рефератов

б) выполнение теста

2

Понимание как основная категория герменевтики.

рефераты

2

проверка рефератов

3

Герменевтические учения до Ф. Шлейермахера.

а) рефераты

б) вопросы для самостоятельного изучения

1

а) проверка рефератов

б) выполнение теста

4

Ф. Шлейермахер «как создатель универсальной герменевтики»

вопросы для самостоятельного изучения

2

выполнение теста

5

В. Дильтей: герменевтика как метод «наук о духе».

рефераты

2

проверка рефератов

6

Разработка проблемы понимания вне собственно герменевтической традиции (XIX – XX в.).

а) рефераты

б) вопросы для самостоятельного изучения

1

а) проверка рефератов

б) выполнение теста

7

Герменевтика М. Хайдеггера.

рефераты

3

проверка рефератов

8

Х.-Г. Гадамер: герменевтика как практика и как универсальная философия понимания.

рефераты

3

проверка рефератов

9

Э Бетти: разработка герменевтики как метода постижения духовных образований

рефераты

1

проверка рефератов

10

П. Рикер: разработка гносеологической стороны герменевтики.

рефераты

1

проверка рефератов

11

Развитие герменевтики в XX веке: избранные концепции сер. – 2-ой половины века.

рефераты

1

проверка рефератов

12

Дискуссии о герменевтики во 2-ой половине XX века.

рефераты

2

проверка рефератов

13

Все разделы дисциплины.

Контрольная работа (итоговый тест)

-

проверка контрольной работы


Список вопросов для самостоятельного изучения


  1. Герменевтика и исторические науки.

  2. Герменевтика и религиозная традиция.

  3. Ф. Шлейермахер как религиозный мыслитель.

  4. Герменевтические аспекты психоанализа.




    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Цель настоящего учебно-методического комплекса – оптимизировать работу студента по усвоению курса «Основы герменевтики», предоставив в его распоряжение ряд материалов, способных облегчить восприятие лекционного курса и самостоятельную работу с литературой по герменевтике, подготовку рефератов, а также повторение материала в ходе подготовки к контрольному тесту.

Составитель УМК рекомендует студенту, прежде всего, познакомиться с Программой курса, составить представление о его целях и задачах, о характере, объеме и тематическом спектре материала, подлежащего усвоению, об объеме знаний, получение которых ожидаются в качестве результата работы над курсом.

Работа над курсом предполагает усвоение материала лекций, а также весьма значительный объем самостоятельной работы в плане углубления знаний по темам, освещенным в лекционном курсе (изучение работ по герменевтике, особенно первоисточников, написание рефератов), так и в плане самостоятельного освоения ряда тем. Помощь в этом отношении, как надеется Составитель, студенту могут оказать включенные в УМК краткое содержание лекций, контрольные вопросы и ссылки на работы по герменевтике, освещающие материал по теме лекции (при этом следует иметь в виду, что упомянутые ссылки ограничены такими соображениями, как доступность работ, время, необходимое для усвоения материала и т.п., и поэтому данный материал должен рассматриваться лишь как минимум, а заинтересованному студенту рекомендуется познакомиться также и с соответствующими разделами других работ, упомянутых в библиографическом списке УМК). Краткое содержание лекции следует изучать до ее прослушивания, с тем чтобы подготовиться к восприятию ее материала, выявить те моменты в ее содержании, где необходим комментарий преподавателя, подготовить вопросы (их можно задать в конце лекции). После прослушивания лекции имеет смысл повторно обратиться к ее краткому содержанию, а также и к собственному конспекту или иным записям, сделанным во время лекции, как с целью повторения наиболее существенных моментов, так и для самоконтроля, чему должны способствовать включенные в краткое содержание лекций контрольные вопросы; разумеется, следует убедиться, что Вы можете ответить на любой из этих вопросов. Далее рекомендуется познакомиться с учебной литературой по теме.

В ходе подготовки к контрольному тесту (зачету) следует выполнить приведенные в данном УМК тесты, а также выявить и устранить замеченные недостатки в проверяемых ими знаниях.


      1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ). Не предусмотрены.


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература, учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии.
Основная

1. Копылов А. В. Перевод как проблема философской герменевтики: пролегомены к исследованию. – Мурманск: МГПУ, 2008.

Дополнительная

  1. Абрамов С. Р. Герменевтика Реформации и ее вклад в современную теорию интерпретации сакрального текста // Studia Linguistica. - Выпуск 9. – СПб.: Тригон, 2000. – С. 90 – 96.

  2. Апель К.-О. Трансформация философии. – М.: Логос, 2001. – 344 с.

  3. Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. – 1997. – № 1. – С. 76 – 92.

  4. Атаманских Е. А., Любутин К. Н., Перцев А. В. Герменевтика, плюрализм и неофрейдизм // Герменевтика: история и современность. Критические очерки. – М.: Мысль, 1985. – С. 179 – 293.

  5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 616 с.

  6. Бессонов Б. Н. Герменевтика. История и современность // Х.-Г. Гадамер. Истина и метод. – М.: Прогресс, 1988. – С. 5 – 36.

  7. Бессонов Б. Н. Мировоззренческий смысл и идеологическая направленность философской герменевтики // Герменевтика: история и современность. Критические очерки. – М.: Мысль, 1985. – С.270 - 300.

  8. Бибихин В.В. Слово и событие. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 280 с.

  9. Брайович С. М. Герменевтика и религиозная традиция // Герменевтика: история и современность. Критические очерки. – М.: Мысль, 1985. – С.204 - 215.

  10. Быстрицкий Е. К. Концепция понимания в исторической школе философии науки // Вопросы философии. – 1982. - № 11.

  11. Ван Дейк Т. А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. – Выпуск XXIII: Когнитивные аспекты языка. – М.: Прогресс, 1988. – С. 154 – 207.

  12. Габитова Р. М. К публикации «Герменевтики» Ф. Д. Э. Шлейермахера // Общественная мысль: исследования и публикации. – Выпуск IV. – М.: Наука, 1993. – С. 220 – 224.

  13. Габитова Р. М. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера // Герменевтика: история и современность. Критические очерки. – М.: Мысль, 1985. – С. 61 – 96.

  14. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.

  15. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991. – 368 с.

  16. Гадамер Г. Г. О круге понимания // Г. Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991. – С. 43 – 57.

  17. Гадамер Г. Г. Риторика и герменевтика // Г. Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991. – С. 188 – 206.

  18. Гадамер Г. Г. Семантика и герменевтика // Г. Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991. – С. 60 – 71.

  19. Гадамер Г. Г. Философия и герменевтика // Г. Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991. – С. 9 – 15.

  20. Гадамер Г. Г. Эстетика и герменевтика // Г. Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991. – С. 256– 265.

  21. Гадамер Г. Г. Язык и понимание // Г. Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991. – С. 9 – 15.

  22. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. – М.: Республика, 1997. – 496 с.

  23. Гайденко П. П. Хайдеггер и современная философская герменевтика // Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. – М., 1978.

  24. Герменевтика: история и современность. Критические очерки. – М.: Мысль, 1985. – 303 с.

  25. Герменевтический анализ: филологические аспекты понимания / Н. В. Халина и др. – Барнаул: Издательство Алтайского университета, 1998. – 88 с.

  26. Горский В. С. Историко-философское истолкование текста. – Киев: Наукова думка, 1981. – 206 с.

  27. Гучинская Н.О. Hermeneutica in Nuce. – Спб., 2002.

  28. Грязин И. П. К вопросу о герменевтическом подходе в современной англо-американской философии права // Философские науки. – 1980. - № 2.

  29. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. – 400 с.

  30. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философия. Философия как строгая наука. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 752 с.

  31. Джохадзе И. Неопрагматизм Ричарда Рорти. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 256 с.

  32. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. – 1995, № 10. – С. 129 – 143.

  33. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. – 1988, № 4. – С. 135 – 152.

  34. Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: Алетейя, 1996. – 160 с.

  35. Дильтей В. Основная мысль моей философии // Вопросы философии. – 2001, № 9. – С. 122 – 123.

  36. Дильтей В. Предпосылки или условия сознания либо научного познания // Вопросы философии. – 2001, № 9. – С. 124 – 125.

  37. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4: Герменевтика и теория литературы / Ред. А. В. Михайлов, Н. С. Плотников. – М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. – 531 с.

  38. Дильтей В. Сущность философии. – М.: Intrada, 2001. – 160 с.

  39. Домашнев А. И., Шишкина И. И., Гончарова Е. А. Интерпретация художественного текста. – М.: Просвещение, 1989. – 208 с.

  40. Дональдсон Д. Истина и интерпретация. – М.: Праксис, 2003. – 448 с.

  41. Жеребина Е. А. К истории герменевтики // Studia Linguistica. – Выпуск 8. – СПб.: Тригон, 1999. – С. 387 – 392.

  42. Зайцева З. Н. М. Хайдеггер: язык и время // М. Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 159 – 177.

  43. Земляной С. Н. Герменевтика и проблема понимания // Проблемы и противоречия буржуазной философии 60 – 70 годов ХХ века. – М., 1983.

  44. Земляной С. Н. Проблема «понимания» в герменевтике XIX века: Ф. Шлейермахер и В. Дильтей // История философии и современность. – М., 1976.

  45. Зотов А. Ф. Современная западная философия. – М.: Высшая школа, 2001. – 784 с.

  46. Ивин А. А., Фурманова О. В. Философская герменевтика и проблемы научного знания // Философские науки. – 1984, № 5.

  47. Ионин Л. Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ. – М., 1979.

  48. Касавин И. Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. – СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000. – 310 с.

  49. Колесников А. С. и др. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – СПб.: Лань, 1997. – 480 с.

  50. Куайн У. ван О. Слово и объект. – М.: Логос, Праксис, 2000. – 385 с.

  51. Куркина Л. Я. Герменевтика и «теория интерпретации» художественного произведения // Герменевтика: история и современность. Критические очерки. – М.: Мысль, 1985. – С. 245 – 269

  52. Лингвистический энциклопедический словарь / Ред. В. Н. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 680 с.

  53. Лой А. Н. Проблема интерсубъективности в современной философской герменевтике // Герменевтика: история и современность. Критические очерки. – М.: Мысль, 1985. – С. 121 – 142.

  54. Лукин В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. – М.: Издательство «Ось – 89», 1999. – 192 с.

  55. Мазылу А. Д. Герменевтическая «одиссея» Поля Рикёра // Герменевтика: история и современность. Критические очерки. – М.: Мысль, 1985. – С. 216 – 244.

  56. Малахов В. С. Философская герменевтика Г. Г. Гадамера // Г. Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991. – С. 324 – 334.

  57. Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. – М.: Росспэн, 1997. – 238 с.

  58. Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 624 с.

  59. Нарский И. С. Онтология и методология философской герменевтики // Герменевтика: история и современность. Критические очерки. – М.: Мысль, 1985. – С. 39 – 60.

  60. Одуев С. Ф. Герменевтика и описательная психология в «философии жизни» В. Дильтея // Герменевтика: история и современность. Критические очерки. – М.: Мысль, 1985. – С. 97 – 120.

  61. Пшеницын С. Л. Межъязыковой перевод в свете идей философской герменевтики // Studia Linguistica. – Выпуск 8. – СПб.: Тригон, 1999. – С. 15 – 31.

  62. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 томах. Т. 4: От Романтизма до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1997. – 880 с.

  63. Рикёр П. Герменевтика, этика, политика: Московские лекции и интервью. – М.: АО Kami: Издательский центр „Academia“, 1995. – 159 с.

  64. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М.: Московский философский фонд, совместно с Academia-центром и издательством „Медиум“, 1995. – 411 с.

  65. Риккерт Г. Философия жизни. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. – 240 с.

  66. Рорти Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. – 298 с.

  67. Рузавин Г. И. Проблема понимания и герменевтика // Герменевтика: история и современность. Критические очерки. – М.: Мысль, 1985. – С. 162 – 178.

  68. Сергейчик Е. М. Философия истории. – СПб.: Лань, 2002. – 608 с.

  69. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М.: Владос, 2000. – 800 с.

  70. Словарь философских терминов / научная редакция профессора В. Г. Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2007. – 730 с.

  71. Ставцев С. Н. Введение в философию Хайдеггера. – СПб.: Лань, 2000. – 192 с.

  72. Философия / под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2004. – 830 с.

  73. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – М.: Республика, 2001. – 720 с.

  74. Хайдеггер М. Бытие и время. – Харьков: Фолио, 2003. – 503 с.

  75. Хайдеггер М. Исток художественного творения // М. Хайдеггер. Работы и размышления разных лет. – М.: Гнозис, 1993. – С. 47 - 116.

  76. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. – М.: Гнозис, 1993. – 336 с.

  77. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М.: Высшая школа, 1991. – 192 с.

  78. Шпет Г. Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. Литературно-критические исследования, 1989 - 1992 / Отв. ред. А. В. Михайлов. – М.: Наука, 1989 – 1992.

  79. Arnold H. L., Detering H. (Hg.) Grundzüge der Literaturwissenschaft. – München: Deutscher Taschenbuch Verlag GmbH, 2001. – 804 S.

  80. Berlin I. Die Trennung der Natur- und Geisteswissenschaften // I. Berlin. Wider das Geläufige. Aufsätze zur Ideengeschichte. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag GmbH, 1994. – S. 158 – 195.

  81. Berlin I. Wider das Geläufige. Aufsätze zur Ideengeschichte. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag GmbH, 1994. – 512 S.

  82. Bogdal K.-M. Problematisierungen der Hermeneutik im Zeichen des Poststrukturalismus // H. L. Arnold, H. Detering. (Hg.) Grundzüge der Literaturwissenschaft. – München: Deutscher Taschenbuch Verlag GmbH, 2001. – S. 137 – 156.

  83. Böhmer O. A. Sternstunden der Philosophie. Schlüsselerlebnisse großer Denker von Augustinus bis Popper. – München: Beck, 1995. – 216 S.

  84. Konersmann R. Der Schleier des Timanthes. Perspektiven der historischen Semantik. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag GmbH, 1994. – 329 S.

  85. Laplanche J. Deutung zwischen Determinismus und Hermeneutik // J. Laplanche. Die unvollendete kopernikanische Revolution in der Psychoanalyse. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag GmbH, 1996. – S. 142 – 176.

  86. Laplanche J. Die unvollendete kopernikanische Revolution in der Psychoanalyse. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag GmbH, 1996. – 222 S.

  87. Rusterholz P. Hermeneutische Modelle // H. L. Arnold, H. Detering. (Hg.) Grundzüge der Literaturwissenschaft. – München: Deutscher Taschenbuch Verlag GmbH, 2001. – S. 101 – 136.

  88. Rusterholz P. Zum Verhältnis von Hermeneutik und neueren antihermeneutischen Strömungen // H. L. Arnold, H. Detering. (Hg.) Grundzüge der Literaturwissenschaft. – München: Deutscher Taschenbuch Verlag GmbH, 2001. – S. 157 – 178.

  89. Schneiders W. Deutsche Philosophie im 20. Jahrhundert. – München: Beck, 1998. – 216 S.


1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.1.Перечень используемых технических средств.

Компьютер с доступом в Интернет.

Диск с записью электронной версии настоящего учебно-методического комплекса.

1.9.2. Перечень используемых пособий.

Электронная версия настоящего учебно-методического комплекса (в записи на диск; размещенная на сайте университета).
1.10. Примерные зачетные тестовые задания.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» iconПояснительная записка Курс «Основы православной культуры»
А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –...
Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» iconПояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания»
Курс «Основы экологического воспитания» является одной из дисциплин национально-регионального компонента в блоке общепрофессиональных...
Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» iconПояснительная записка курс «Основы медицинских знаний»
Также должны знать основные факторы риска в разных возрастных периодах, и их причины, распространенность, системы самоооздоровления...
Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики»
...
Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» iconПояснительная записка Курс «Биологические основы растениеводства»
Целью данного курса является ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития, как традиционных культур, так...
Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» iconПояснительная записка Курс «Биологические основы растениеводства»
Целью данного курса является ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития, как традиционных культур, так...
Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный...
Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Звитии герменевтики от ее истоков в античной и средневековой культуре до настоящего времени. При этом преимущественное внимание уделяется...
Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» iconПояснительная записка Курс «Окружающий мир»
Охватывают курс программы 1-2 классов
Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» iconУчебно-тематическое планирование Содержание курса Требования к уровню...
Цель: создать целостное представление о здоровье человека, о влияющих на него различных факторах и особенностях их воздействия на...
Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» iconЭлективный курс «Физические основы сейсмологии и тектоники» с использованием...
Элективный курс «Физические основы сейсмологии и тектоники» с использованием интерактивных методов обучения
Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка: Курс «Основы герменевтики» iconПояснительная записка цель данного курса
Название курса: «Основы информационной культуры». Программа рассчитана на 64 часа и предназначается для учащихся 9-11 классов. Данный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск