МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ГОУВПО МГГУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
CД(М).Ф.9 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В.
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению
050300 Филологическое образование
Профиль Русский язык и литература
(код и наименование направления/ний)
Утверждено на заседании кафедры
русского языка, литературы и методики их преподавания
факультета филологии, журналистики
и межкультурных коммуникаций
(протокол № 1 от 05.09.2011 г.) Зав. кафедрой
______________________________С.А. Антошина
Структура учебно-методического комплекса дисциплины РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. Структура программы учебной дисциплины 1.1 Автор программы: Р.М. Гафаров, кандидат филологических наук, доцент кафедры РЯЛиМП МГГУ 1.2 Рецензенты: Пожидаева О.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры РЯЛиМП МГГУ;
Музычук Н.А., к.фил.н., доцент кафедры журналистики и филологии МГИ 1.3 Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» написана в соответствии с уровнем требований, предъявляемых к вузовскому курсу истории литературы. В ней сочетается общая характеристика литературного процесса на уровне историко-культурного и философского обобщения и анализ творчества ряда отдельных писателей, в творчестве которых отразились основные черты эпохи. В программе учитывается новейший литературоведческий материал.
• Цель курса – выявить и охарактеризовать специфику литературного процесса в России в первые десятилетия 19 столетия.
• Задачи курса – показать становление нового литературного направления (романтизм) в контексте творческого соперничества с классицизмом и сентиментализмом; дать характеристику литера-турному направлению романтизм; объяснить своеобразие ведущих романтических жанров; охарактеризовать творчество К.Батюшкова, В.Жуковского, И.Крылова, А.Бестужева-Марлинского, К.Рылеева, А.Грибоедова, А. Пушкина, Н.Гоголя, М.Лермонтова, В.Белинского; дать общую характеристику поэзии пушкинского круга (П.Вяземский, А.Дельвиг, Н.Языков и т.д.), романтической прозе (Н.Полевой, Ф. Булгарин, А.Одоевский, Н.Павлов и т.д.); показать своеобразие литературы романтизма; показать постепенное вызревание реалистической направленности в творчестве крупнейших представителей данного периода; объяснить какие обстоятельства общественной жизни, литературного процесса способствуют утверждению принципов реализма в русской литературе в 30 – 40-е годы.
• Место курса в общей системе подготовки бакалавра обусловлено принципом преемственности. Курс «Истории русской литературы первой трети XIX века» является начальным звеном в изучении студентами необыкновенно богатого талантами, гениальными художественными прозрениями, чрезвычайно широкого по охвату философских, социальных проблем, по объему художественного материала столетия в истории русской литературы.
• В конце курса студенты должны знать: основные этапы литературного развития в России в первой трети 19 века, этапы творческого развития, основные темы в творчестве крупнейших русских писателей первой половины 19 столетия, какие значительнейшие литературные объединения существовали в этот период в России, какое значение в успехах литературы имела журналистика, специфические признаки романтизма как литературного направления, своеобразия реализма А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова.
• Студенты должны уметь: охарактеризовать объективные причины появления романтизма, назвать его отличительные черты; показать, как романтический метод реализуется в художественных произведениях первых десятилетий 19 века русских писателей; объяснить реалистическую основу произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, написанных на втором этапе творческого развития; назвать основные мотивы творчества крупнейших писателей начала 19 столетия; проанализировать художественные произведения в единстве формы и содержания и определить идейно-тематическое со-держание.
• Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке.
Практические занятия по теории и истории русской литературы. – М.: Просвещение, 1978.
Программы педагогических вузов. Сборник № 3. – М.: Просвещение, 1984. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности. Русская литература
Русская литература Х1Х века.
Мировое значение русской литературы 19 в. Литературные общества и кружки. Сентиментализм в России. Русский элегический романтизм. Декабристы в истории русской культуры. Новаторство драматургии А.С.Грибоедова. Поэзия пушкинской поры. Основные направления русской прозы 30-х гг. Творческий путь классиков первой половины Х1Х века. Литературно-общественное движение 40-х гг. 19 в. Возникновение революционно-демократического направления в литературе. История русской литературы второй половины 19 века и мировой литературный процесс. Картины русской жизни. Соотношение личности и массы. Формы и пути психологического анализа. Новые принципы изображения народа. Динамика жанрового развития. Становление новой драматургии. Сознание и подсознание. Текст и подтекст. Возникновение новых литературных направлений. Отношения с традицией. Творчество классиков второй половины Х1Х века (персоналии). Литература Х1Х века в школе. Школьная интерпретация литературного произведения. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
№ п/п
| Шифр и наименование направления
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля (форма отчетности)
| Трудоёмкость
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам.
работа
|
| 1.
| 050300 Филологическое образование
Профиль Русский язык и литература
| 3
| 5
| 165
| 90
| 54
| 36
|
| 75
| Экзамен
|
1.6 Содержание дисциплины.
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/СМ
| Сам. раб.
| 1.
| Общая характеристика литературы первой трети 19 века. Связь литературной жизни с событиями войны 1812 года, движения декабризма и его поражением в 1825 году. Периодизация. Литературные объединения начала века. Деятельность «Беседы» и «Арзамаса». Характеристика романтизма как литературного направления
| 2
| 2
|
|
| 2.
| Литературное творчество В.А. Жуковского
| 4
| 2
| 2
|
| 3.
| Творческий путь К.Н. Батюшкова
| 2
| 2
|
|
| 4.
| Литературное творчество декабристов. Поэзия, проза
| 2
| 2
|
|
| 5.
| Творчество К.Ф. Рылеева
| 2
| 2
|
|
| 6.
| Басенное творчество И.А. Крылова
| 4
| 2
| 2
|
| 7.
| Жизнь и творчество А.С. Грибоедова. Статья В.Белинского «Горе от ума» сочинение А. Грибоедова. И.А. Гончаров о комедии Грибоедова
| 4
| 2
| 2
|
| 8.
| Жизненный путь А.С. Пушкина. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина
| 4
| 2
| 2
|
| 9.
| Романтическая поэма, ее жанровые особенности, ее место в творчестве А.С. Пушкина. Трагедия «Борис Годунов» - свидетельство исторического мышления поэта
| 4
| 2
| 2
|
| 10-11.
| История создания романа «Евгений Онегин». Жанровое своеобразие произведения. Сюжетно-композиционные особенности. Образы главных героев. Калейдоскопичность в изображении разных сторон и национальной жизни, и душевной жизни отдельных людей. 8-ая и 9-ая статья из цикла «Сочинения Александра Пушкина» В. Белинского
| 6
| 4
| 2
|
| 12-13.
| Пушкинская проза. Цикл «Повестей Белкина» - предощущение литературы нового качества. Философское, социальное, литературное содержание цикла. «Капитанская дочка» - стремление к осмыслению объективных законов исторического развития
| 2
| 2
|
|
| 14.
| Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта. Основные поэмы и драмы Лермонтова – романтика. «Песня про купца Калашникова» - образец реалистической поэмы в творчестве Лермонтова. В.Белинский «Стихотворения Лермонтова»
| 4
| 2
| 2
|
| 15.
| Проза М.Ю. Лермонтова («Вадим», «Княгиня Лиговская»). Идейно-тематическое богатство романа «Герой нашего времени». В.Белинский о романе «Герой нашего времени»
| 8
| 2
| 6
|
| 16.
| Творческий путь Н.В. Гоголя. Проблема творческого метода в циклах «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В.Белинский о раннем творчестве Гоголя
| 4
| 4
|
|
| 16.
| Комедия «Ревизор», ее социальное и субстанциальное содержание. Значение «Развязки «Ревизора» в понимании идейного содержания комедии. «Женитьба», «Игроки». Их место в творчестве Гоголя
| 2
| 2
|
|
| 17.
| Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В.Белинский о раннем творчестве Гоголя
| 2
| 2
|
|
| 18-19.
| Замысел и воплощение: поэма «Мертвые души». Художественно-выразительные средства в обрисовке образов помещиков и чиновничества. Композиция первого тома поэмы. Образ Чичикова, история деградации человека
| 4
| 4
|
|
| 20.
| Проблема второго тома «Мертвых душ». Идейное содержание сохранившихся глав второго тома. Место «Выбранных мест» в раскрытии авторского взгляда. В.Белинский о поэме. «Письмо к Гоголю»
| 2
| 2
|
|
|
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Общая характеристика литературы первой трети 19 века. Русская литература до середины 1810-х годов:
Литературные объединения начала века; романтизм как литературное направление.
В.А. Жуковский
К.Н. Батюшков
И.А. Крылов
Литература преддекабристсткой поры (1815 – 1825):
Общая харак-ка литературы декабризма.
Проза декабристов. Поэзия.
К.Ф. Рылеев
А.С. Грибоедов
А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь
Основные мотивы лирики
Поэмы, «Борис Годунов»
«Евгений Онегин»
пушкинская проза.
Литература последекабристского времени (1826 – начало 1840-х гг.):
Общая характеристика лит.процесса после поражения декабризма, развитие прозы.
М.Ю. Лермонтов:
основные мотивы лирики, поэмы, драмы
Проза, «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь:
Ранние циклы,
петербургские повести
Драматургия
«Мертвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями»
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины.
Тема
| Форма
самостоятельной
работы
| Кол- во
часов
| Форма контроля
выполнения
самостоятельной работы
|
| Русская литература до середины 1810-х годов
| Работа с критическое литературой
Рефераты
| 10
| Собеседование
|
| Литература преддекабристской поры
| Работа с критическое литературой
Рефераты
| 10
| Собеседование
|
| Литература последекабристского периода
| Работа с критическое литературой
Рефераты
| 10
| Собеседование
|
| Н.В.ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»
| Работа с критическое литературой
Рефераты
| 8
| Коллоквиум
|
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу |