Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века»





НазваниеПояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века»
страница1/4
Дата публикации22.04.2015
Размер0.6 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

CД(М).Ф.9 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В.

Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению

050300 Филологическое образование

Профиль Русский язык и литература

(код и наименование направления/ний)

Утверждено на заседании кафедры

русского языка, литературы и методики их преподавания

факультета филологии, журналистики

и межкультурных коммуникаций

(протокол № 1 от 05.09.2011 г.)
Зав. кафедрой

______________________________С.А. Антошина


Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы: Р.М. Гафаров, кандидат филологических наук, доцент кафедры РЯЛиМП МГГУ
1.2 Рецензенты: Пожидаева О.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры РЯЛиМП МГГУ;

Музычук Н.А., к.фил.н., доцент кафедры журналистики и филологии МГИ
1.3 Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» написана в соответствии с уровнем требований, предъявляемых к вузовскому курсу истории литературы. В ней сочетается общая характеристика литературного процесса на уровне историко-культурного и философского обобщения и анализ творчества ряда отдельных писателей, в творчестве которых отразились основные черты эпохи. В программе учитывается новейший литературоведческий материал.

• Цель курса – выявить и охарактеризовать специфику литературного процесса в России в первые десятилетия 19 столетия.

• Задачи курса – показать становление нового литературного направления (романтизм) в контексте творческого соперничества с классицизмом и сентиментализмом; дать характеристику литера-турному направлению романтизм; объяснить своеобразие ведущих романтических жанров; охарактеризовать творчество К.Батюшкова, В.Жуковского, И.Крылова, А.Бестужева-Марлинского, К.Рылеева, А.Грибоедова, А. Пушкина, Н.Гоголя, М.Лермонтова, В.Белинского; дать общую характеристику поэзии пушкинского круга (П.Вяземский, А.Дельвиг, Н.Языков и т.д.), романтической прозе (Н.Полевой, Ф. Булгарин, А.Одоевский, Н.Павлов и т.д.); показать своеобразие литературы романтизма; показать постепенное вызревание реалистической направленности в творчестве крупнейших представителей данного периода; объяснить какие обстоятельства общественной жизни, литературного процесса способствуют утверждению принципов реализма в русской литературе в 30 – 40-е годы.

• Место курса в общей системе подготовки бакалавра обусловлено принципом преемственности. Курс «Истории русской литературы первой трети XIX века» является начальным звеном в изучении студентами необыкновенно богатого талантами, гениальными художественными прозрениями, чрезвычайно широкого по охвату философских, социальных проблем, по объему художественного материала столетия в истории русской литературы.

• В конце курса студенты должны знать: основные этапы литературного развития в России в первой трети 19 века, этапы творческого развития, основные темы в творчестве крупнейших русских писателей первой половины 19 столетия, какие значительнейшие литературные объединения существовали в этот период в России, какое значение в успехах литературы имела журналистика, специфические признаки романтизма как литературного направления, своеобразия реализма А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова.

• Студенты должны уметь: охарактеризовать объективные причины появления романтизма, назвать его отличительные черты; показать, как романтический метод реализуется в художественных произведениях первых десятилетий 19 века русских писателей; объяснить реалистическую основу произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, написанных на втором этапе творческого развития; назвать основные мотивы творчества крупнейших писателей начала 19 столетия; проанализировать художественные произведения в единстве формы и содержания и определить идейно-тематическое со-держание.

• Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке.

Практические занятия по теории и истории русской литературы. – М.: Просвещение, 1978.

Программы педагогических вузов. Сборник № 3. – М.: Просвещение, 1984.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности.
Русская литература

Русская литература Х1Х века.

Мировое значение русской литературы 19 в. Литературные общества и кружки. Сентиментализм в России. Русский элегический романтизм. Декабристы в истории русской культуры. Новаторство драматургии А.С.Грибоедова. Поэзия пушкинской поры. Основные направления русской прозы 30-х гг. Творческий путь классиков первой половины Х1Х века. Литературно-общественное движение 40-х гг. 19 в. Возникновение революционно-демократического направления в литературе. История русской литературы второй половины 19 века и мировой литературный процесс. Картины русской жизни. Соотношение личности и массы. Формы и пути психологического анализа. Новые принципы изображения народа. Динамика жанрового развития. Становление новой драматургии. Сознание и подсознание. Текст и подтекст. Возникновение новых литературных направлений. Отношения с традицией. Творчество классиков второй половины Х1Х века (персоналии). Литература Х1Х века в школе. Школьная интерпретация литературного произведения.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование направления

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

работа




1.

050300 Филологическое образование

Профиль Русский язык и литература

3

5

165

90

54

36




75

Экзамен


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

Сам. раб.

1.

Общая характеристика литературы первой трети 19 века. Связь литературной жизни с событиями войны 1812 года, движения декабризма и его поражением в 1825 году. Периодизация. Литературные объединения начала века. Деятельность «Беседы» и «Арзамаса». Характеристика романтизма как литературного направления

2

2







2.

Литературное творчество В.А. Жуковского

4

2

2




3.

Творческий путь К.Н. Батюшкова

2

2







4.

Литературное творчество декабристов. Поэзия, проза

2

2







5.

Творчество К.Ф. Рылеева

2

2







6.

Басенное творчество И.А. Крылова

4

2

2




7.

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова. Статья В.Белинского «Горе от ума» сочинение А. Грибоедова. И.А. Гончаров о комедии Грибоедова

4

2

2




8.

Жизненный путь А.С. Пушкина. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

4

2

2




9.

Романтическая поэма, ее жанровые особенности, ее место в творчестве А.С. Пушкина. Трагедия «Борис Годунов» - свидетельство исторического мышления поэта

4

2

2




10-11.

История создания романа «Евгений Онегин». Жанровое своеобразие произведения. Сюжетно-композиционные особенности. Образы главных героев. Калейдоскопичность в изображении разных сторон и национальной жизни, и душевной жизни отдельных людей. 8-ая и 9-ая статья из цикла «Сочинения Александра Пушкина» В. Белинского

6

4

2




12-13.

Пушкинская проза. Цикл «Повестей Белкина» - предощущение литературы нового качества. Философское, социальное, литературное содержание цикла. «Капитанская дочка» - стремление к осмыслению объективных законов исторического развития

2

2







14.

Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта. Основные поэмы и драмы Лермонтова – романтика. «Песня про купца Калашникова» - образец реалистической поэмы в творчестве Лермонтова. В.Белинский «Стихотворения Лермонтова»

4

2

2




15.

Проза М.Ю. Лермонтова («Вадим», «Княгиня Лиговская»). Идейно-тематическое богатство романа «Герой нашего времени». В.Белинский о романе «Герой нашего времени»

8

2

6




16.

Творческий путь Н.В. Гоголя. Проблема творческого метода в циклах «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В.Белинский о раннем творчестве Гоголя

4

4







16.

Комедия «Ревизор», ее социальное и субстанциальное содержание. Значение «Развязки «Ревизора» в понимании идейного содержания комедии. «Женитьба», «Игроки». Их место в творчестве Гоголя

2

2







17.

Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В.Белинский о раннем творчестве Гоголя

2

2







18-19.

Замысел и воплощение: поэма «Мертвые души». Художественно-выразительные средства в обрисовке образов помещиков и чиновничества. Композиция первого тома поэмы. Образ Чичикова, история деградации человека

4

4







20.

Проблема второго тома «Мертвых душ». Идейное содержание сохранившихся глав второго тома. Место «Выбранных мест» в раскрытии авторского взгляда. В.Белинский о поэме. «Письмо к Гоголю»

2

2








1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Общая характери­стика литературы первой трети 19 века. Русская литература до середины 1810-х годов:

  • Литературные объединения начала века; романтизм как литературное направление.

  • В.А. Жуковский

  • К.Н. Батюшков

  • И.А. Крылов

Литература предде­кабристсткой поры (1815 – 1825):

  • Общая харак­-ка литера­туры декаб­ризма.

  • Проза декабристов. Поэзия.

  • К.Ф. Рылеев

  • А.С. Грибое­дов

  • А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь

  • Основные мо­тивы лирики

  • Поэмы, «Борис Годунов»

  • «Евгений Оне­гин»

  • пушкинская проза.

Литература последекабристского времени (1826 – начало 1840-х гг.):

  • Общая характеристика лит.процесса после поражения декабризма, развитие прозы.

  • М.Ю. Лермонтов:

  • основные мотивы лирики, поэмы, драмы

  • Проза, «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь:

  • Ранние циклы,

  • петербургские повести

  • Драматургия

  • «Мертвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями»


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.




п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема

Форма

самостоятельной

работы

Кол- во

часов

Форма контроля

выполнения

самостоятельной работы



Русская литература до середины 1810-х годов

Работа с критическое литературой

Рефераты

10

Собеседование




Литература преддекабристской поры

Работа с критическое литературой

Рефераты

10

Собеседование



Литература последекабристского периода

Работа с критическое литературой

Рефераты

10

Собеседование



Н.В.ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»

Работа с критическое литературой

Рефераты

8

Коллоквиум


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» iconПланирование 10 класс Количество часов в год 170 Количество часов в неделю 5 I полугодие
Русская литература XIX века как самостоятельная часть мирового процесса. Основные этапы её развития. Особенности русской литературы...
Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «История русской литературы первой трети XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» iconУрок по теме «Русская культура в первой половине XIX века»
Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада?
Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» iconТематическое планирование по русской литературе в 10 классе
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века
Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» iconРабочая программа дисциплины Спецсеминар «Поэтические системы первой трети ХХ века»
«История» 1), «Философия» 2), «Иностранный язык» 3)), общепрофессиональных и профессиональных дисциплин: «Введение в литературоведение»...
Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.)
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...
Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в., Истории России с древнейших времен...
Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» iconТ. Ю. Колягина история русской литературы 2-ой трети XIX века
Даль В. И. Бедовик. Мертвое тело. Хмель, сон и явь. Павел Алексеевич Игривый. Вакх Сидорович Чайкин. Жизнь человека, или Прогулка...
Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» iconХудожественно-философское осмысление первой мировой войны в русской...
...
Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» iconПояснительная записка Настоящая программа соответствует требованиям...
Зав кафедрой русской и зарубежной литературы, докт филол наук, профессор Джанумов С. А
Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» iconЫй план учебного предмета «Литература»
Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19...
Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» icon«История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм)»
Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования...
Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» iconМетодические указания к курсу История русской литературы XIX века...
Методические указания разработаны на кафедре истории русской литературы заведующим кафедрой доктором филологических наук профессором...
Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» iconТематическое планирование по литературе 10 класс
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск