Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы





НазваниеПрограммы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы
страница1/6
Дата публикации16.09.2013
Размер0.72 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6
ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ.
РУССКИЙ ЯЗЫК.

5 класс.
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1. Цели создания программы:

  • Углубить знания и умения по русскому языку.

  • Расширить знакомство с лингвистической литературой.

  • Сформировать навыки аналитической деятельности.

  • Привить познавательный интерес к самообразованию.

  • Обогатить содержание образования через разнообразные формы работы.

2. Задачи:

  • Внедрить в систему подготовки Кати систему знаний по истории языка, элементы палеославистики, знакомство с отдельными лингвистическими науками.

  • Усилить словарную работу, стимулирующую филологическую культуру, изучение лингвистических текстов.

  • Обеспечить дидактическим материалом для формирования языковой и речеведческой компетенции, разноаспектного анализа слова

  • Осуществить интеграцию знаний урочной и внеклассной работы.

  • Закрепить успешные результаты познавательной деятельности.

3. Обоснование необходимости индивидуальных занятий с учащейся.

Программа индивидуальных занятий рассчитана на конкретную ученицу общеобразовательного класса, которая в прошлом году в условиях жесткой конкуренции способных ребят гимназического класса сумела победить в школьной и стать лучшей на городской олимпиаде по русскому языку. Катя продолжит совместное обучение предмету по программе М. М. Разумовской и П. А. Леканта, обеспечивающей коммуникативно-деятельностный подход. Однако в условиях класса, отличающегося неоднородностью состава обучающихся, с учетом начала интегрального курса языка девочке сложно будет проявить заложенные способности и в полной мере реализовать лингвистический потенциал. В данной ситуации необходимо дополнить подготовку по предмету системой индивидуальных занятий в рамках раздельного обучения. Данная программа призвана расширить знания пятиклассницы о возможностях и богатстве родного языка, усилить познавательный интерес к его изучению.

4. Сведения об учащейся, на которую рассчитана программа.

Катя отличается всесторонним развитием и блестящими интеллектуальными способностями. Начальную школу девочка закончила на «отлично». Согласно психологическому обследованию, мотивами учения ребенка стали любознательность, трудолюбие, стремление к самоутверждению. Ученица полностью адаптировалась к учению как ведущему виду деятельности. В Екатерине сформированы волевые черты характера, необходимые в продвижении к поставленной цели: настойчивость, дисциплинированность, организованность и самоконтроль. Успех познавательной деятельности девочки обеспечивает гармоническое сочетание развитой памяти, логического и образного мышления, наблюдательности, правильной речи. Катя отличается честностью и чувством товарищества, что помогает ей быть неформальным лидером в классе. В начальной школе ученица продемонстрировала легкость в усвоении содержания всех учебных предметов, высокий темп деятельности, высокую информативную культуру и желание изучать дополнительные знания. В истекшем учебном году на городской олимпиаде по русскому языку Катя стала первой. Она стала дипломантом Международного конкурса рисунков, что подтверждает ее гуманитарную одаренность. Девочка надеется закрепить достигнутые результаты по русскому языку. Чему помогут индивидуальные занятия с ней.

Программа углубляет знания по фонетике, графике, морфемике, морфологии, лексике . Содержание опирается на разделы программы 5 класса, но при этом идет расширение информации, знакомство с лингвистической литературой, усложняется характер информации и задания. На синтаксис и пунктуацию в данной программе отведено только одно занятие, так как эти разделы достаточно полно представлены в учебнике и их углубление предполагается при систематическом изучении в 8 классе. Тематическое планирование позволяет расширить знания по истории языка, необходимые для его системного освоения и формирования национальной гордости. Эти сведения в учебнике фрагментарны. Программой предусматривается ознакомление с лингвистическими дисциплинами, незнакомыми учащейся.

II. Содержание курса.

Занятия рассчитаны на 34 часа при раздельной форме обучения. Они предполагают сочетание изучения теории с практической и исследовательской деятельностью.

НОМЕР П/П

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ

ФОРМЫ РАБОТЫ

1.

У лингвистической карты мира

Языковая семья, классификация языков, генеалогическое древо

Анализ карты, выделение ареалов языковых семей, составление дидактического материала

2.

Языковое родство славянских народов

Праславянский язык, мертвые языки, южно-, западно-, восточно-славянские языки

Классификация(составление таблицы), анализ однокоренных слов.

3.

Происхождение письменности

Азбука, устав, полуустав, вязь, скоропись, церковнославянский язык.

Работа с текстом

4.

Как возникла славянская письменность?

Глаголица, кириллица, титл, палеославистика

Сравнительная характеристика азбук, анализ лингвистической статьи.

5.

«Хитрый звук «йот».

Йотированные гласные

Составление метаграмм, фонетический разбор

6.

Редуцированные гласные

Редукция, ассимиляция, фонема, слабая позиция

Фонетический анализ, транскрибирование

7.

Фонетические процессы

Диссимиляция, диэреза, протеза, эпентеза

Работа с лингвистическим словарем, нахождение примеров, анализ текста

8.

Полногласие

Семантический распад, полногласие, неполногласие

Нахождение в тексте слов с историческими чередованиями, определение по ним происхождения, объяснение расхождения лексических значений

9.

Правила акцентологии

Ударение эмфатическое (логическое), подвижное, свободное, тактовое

Практическая работа по орфоэпии

10.

Звукопись и ее назначение

Сонорные, шипящие, аллитерация, ассонанс, ономатопея

Работа с поэтическим текстом

11.

Строение слога

Слог закрытый, открытый, прикрытый, принцип восходящей звучности

Упражнения по слогоразделу, анализ слогов

12.

Практикум по фонетике.




Практическая работа

13.

Полисемия и пути ее возникновения

Семантика, контекст, значение исходное и вторичное.

Работа со статьями толкового словаря.

14.

Синонимия как средство речевой выразительности

Синонимы лексические, синтаксические, стилистические

Анализ текста

15.

Омонимия и ее виды

Омонимы полные и частичные, омографы, омофоны, омоформы

Составление дидактического материала с примерами омонимов

16.

Соединительные гласные. Полезная гаплология.

Служебная морфема, интерфикс, гаплология

Выполнение упражнений.

17.

Словообразовательные гнезда

Словообразовательное гнездо

Работа со словарем морфем

18.

Словообразовательные модели и части речи

Словообразовательная модель, аффиксы, продуктивные и непродуктивные морфемы

Практикум словообразовательного разбора.

19.

Что может запятая

Обособление. Выделение, отделение, разделение

Анализ трудных случаев пунктуации.

20.

Категория числа существительного

Парадигма, двойственное число

Грамматические упражнения.

21.

Склонение имен существительных во множественном числе

Сингулятивы, варианты окончаний.

Работа с грамматическим справочником, тренировочные упражнения.

22.

Несклоняемые имена существительные.

Чистая основа

Составление дидактического материала с примерами несклоняемых существительных.

23.

Категория падежа.

Звательный падеж.

Составление презентации по теме.

24.

Прилагательные-эпитеты.

Троп, изобразительность

Анализ текста-описания.

25.

Живость глаголов

Глаголы определенного, однонаправленного движения, моторно-кратные.

Составление конспектов лингвистических статей.

26.

Глаголы труда, звука и цвета.

Классификация глаголов

Составление статьи в «Справочник юного лингвиста»

27.

Употребление глагольных форм.

Грамматические нормы

Практикум по культуре речи, тест.

28.

Что такое нормы литературного языка?

Норма, литературный язык

Редактирование деформированного текста

29.

Зачем нужно знать стили речи?

Стилистика. Типология, грамматические и языковые признаки.

Создание вариантов текстов разных стилей по предложенной теме.

30.

Что изучает наука этимология?

Этимология, этимон, этимологические корни

Работа с этимологическим словарем.

31.

Предмет изучения ономастики

Антропоним, топоним.

Составление справочной статьи

32.

Как изучают географические имена?

Эпонимы, этнонимы.

Анализ этимологии топонимов.

33-34.

Составление презентации «Тайны языка» к предметной неделе

Понятия , изученные в рамках данной программы.

Подготовка и проведение лектория.


В основу программы положен проблемно-тематический принцип.

Ш. Методический блок.

Занятия планируются как практические работы на основе теоретических знаний и позволяют усвоить способы действий, необходимые для продуктивной познавательной деятельности, и применить новые знания в нестандартной ситуации. Ученица не только сможет обогатить содержание обучения, но и приобщится к проведению массовой работы по русскому языку, сможет участвовать в изготовлении дидактического материала. Планируется одновременное углубление лингвистической, языковой и речеведческой подготовки наряду с опережающим обучением по отдельным темам.

Индивидуальные занятия спланированы по принципу «погружения в проблему», восходят от простого к сложному и систематизируют надпредметные ЗУН. В содержании органично переплетаются теоретическая подготовка (в силу насыщенности лингвистической части заданий олимпиад) и практикум (для становления навыков разных типов анализа текста).

Программа призвана обеспечить системное владение Катей знаниями по исторической грамматике, разделам современного русского языка, навыками лингвистического и лексико-фразеологического анализа текста, умениями составлять развернутые высказывания разных стилей, знаниями лингвистической литературы. По окончании занятий девочка

должна знать законы ассимиляции звуков, основные акцентологические нормы, основные разделы лексики, морфемы, грамматические признаки частей речи, порядок фонетического, лексического, морфемного и словообразовательного разбора,

уметь транскрибировать сложные слова и выражения, расставлять ударения в словах, находить и классифицировать примеры звукописи, определять контекстуальное значение слов, классифицировать и корректировать лексические ошибки, проводить морфемный разбор. Подбирать однокоренные слова на основе словообразовательного анализа, определять словообразовательные гнезда, приводить примеры слов по указанным моделям, различать части речи по морфемным и грамматическим признакам, производить разные виды разбора.

Ожидаемые результаты:

  • Системная лингвистическая подготовка.

  • Укрепление качеств, необходимых для занятий НИД,

  • Сохранение отличной успеваемости.

  • Высокий уровень информативной культуры.

  • Успешное выступление на предметных олимпиадах и конкурсах.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Малюшкин А. Ю. Учебные таблицы по русскому языку. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

    2. Михайлов А. А. Азбука стиха. – М.: Просвещение, 1983.

    3. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 1988.

    4. Орг А. О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.

    5. Пасхалов А. П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: НЦ ЭНАС, 2004.

    6. Трошин В. В. Слова и числа. – Волгоград: Учитель, 2007.

    7. Ушаков Н. Н., Суворова Г. И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1985.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы iconРабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу 5-9 классов...
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы iconРабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка
Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина. «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10-11 классы». М.,«Просвещение»,...
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы iconПояснительная записка. Русский язык. 4 класс рабочая программа по...
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,...
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Русский язык»,9 класс
Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5 – 9 классов...
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы iconПояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы:...
Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы...
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы iconПояснительная записка Цели программы
Цели программы: развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной...
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы iconПояснительная записка 5 класс рабочая программа по русскому языку...
РФ. Обучение ведётся по учебнику: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова «Русский язык. 5 класс» М., 2013 г./ Научный...
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы iconРабочая программа по предмету (элективный курс) «Избранные вопросы...
Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый...
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы iconПояснительная записка рабочая программа «Русский язык. 9 класс»
Рабочая программа «Русский язык. 9 класс» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы iconАннотация к рабочей программе «Русский язык 6 класс»
Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Ладыженской...
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Требования госта впо...
«Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения)
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Требования госта впо...
«Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения)
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы iconПояснительная записка примерная рабочая программа составлена на основе...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. 10 – 11 класс», закона Белгородской области от 06. 2009 года №82 «О внесении изменений...
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы iconРабочие программы 1 класс Русский язык Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы iconПояснительная записка. Основу рабочей программы составляют следующие документы
Русский язык: учебник для 7 кл общеобразовательных учреждений /М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.; М. Просвещение, 2009 г
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык. 5 класс. I. Пояснительная записка. Цели создания программы iconПояснительная записка Настоящая программа по русскому языку для VII...
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск