Скачать 1.47 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ГСЭ. Ф. 10 СОЦИОЛОГИЯ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401.65 – социально-культурная деятельность
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины Структура программы учебной дисциплины 1.1 Составители: В.П.Рачков-Апраксин, д-р философских наук, профессор; Голигузов Д.В., старший преподаватель МГГУ 1.2 Рецензенты: В.О. Гошевский, д-р философских наук, профессор (МГТУ); Л.И.Федорова, к.историч.н., доцент МГГУ 1.3 Пояснительная записка: Понять человеческое общество и человека, уяснить особенности общественного устройства, его структуры и тенденции развития люди пытались с незапамятных времен, с тех пор, когда стали осознавать свою включенность в некую группу, свою зависимость от отношения и поведения других людей. Но многие до сих пор путаются в лабиринте общественных связей, поскольку тенденции социальной организации известны далеко не каждому. На протяжении веков только посвященные передавали друг другу тайны обретения и использования власти с помощью специальных приемов и методов. Большинство людей при этом оставалось в плену иллюзий относительно подлинного устройства человеческих сообществ и легко поддавалось манипуляции со стороны просвещенных элит. Лишь современная эпоха сделала научные знания о социальной системе более-менее доступными, по крайней мере, для тех, кто получает высшее образование и готовит себя к профессиональному участию в социальном управлении. Человек не может знать все обо всем. Но он может знать достаточно. Социология, даже в ее усеченном дидактическом воплощении, помогает человеку обрести актуальные знания. Представляя собой обширную, постоянно развивающуюся область исследований социальных систем и процессов, наука социология совершенствует искусство познания коллективной человеческой природы, строения различных совокупностей и конструирования новой общественной реальности. Социология достигла многого в изучении и объяснении разнообразия социального бытия. Но для того чтобы постичь азы, нужны любознательность, критическое мышление, наличие собственного социального опыта и желание “стать достаточно умным, чтобы дураки тобою не командовали”. Чтобы изучать социологию как целостную науку, необходимо сразу же начать с определенного плана ее изучения и таким общим планом, который затем должен все более детализироваться. В данном пособии предлагается структура из трех разделов: “Основные сведения о социологии”, “Предметная область общей социологии”, “Прикладная социология”. Рекомендованные разделы легко позволяют варьировать примерную структуру различных лекционных курсов и их содержательного наполнения. Количество лекционных и семинарских часов определяется в зависимости от специфики и потребностей в социологических знаниях. Избранная структура пособия позволяет продемонстрировать, что социология является, по сути, аналитической и эмпирической наукой, хотя и не чуждой чисто теоретическим проблемам. И, конечно, при изучении социологии следует опираться не только на рекомендованную в пособии литературу, но и использовать информацию из периодической печати, передач радио и телевидения, привлекать данные социологических исследований. На такой информационной базе могут стать понятными самые сложные социологические проблемы социального мира.
Социология представляет собой самостоятельную обществоведческую дисциплину. Предмет и проблемы социологии, связаны с другими изучаемыми студентами социальными науками – историей, философией, политологией, экономикой, психологией и другими. По своему методологическому аппарату социология близка ряду философских наук, которые также изучаются студентами. В тоже время в состав социологии входит ряд дисциплин рассматривающих отдельные предметы в её проблемном поле. Это социология организации, социология семьи и другие. Отрасли социологии формируются на стыках с другими, рекомендованными к изучению студентов, науками и выражают связь предмета социологии с предметами смежных наук.
1.4. Извлечение из ГОСВПО ГСЭ.Ф.09. СОЦИОЛОГИЯ История становления и развития социологии. Общество как социокультурная система. Социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений. Культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру. Личность как активный субъект. Взаимосвязь личности и общества. Ролевые теории личности. Социальный статус личности. Социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами. Групповая динамика, социальное поведение, социальный обмен и сравнение как механизм социальных связей. Социальная структура, социальная стратификация. Социальные институты и социальная организация. Гражданское общество и государство. Социальный контроль. Массовое сознание и массовые действия. Социальные движения. Источники социального напряжения. Социальные конфликты и логика их разрешения. Социальные изменения. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества. Возможные альтернативы его развития в будущем. Методология и методы социологического исследования. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
6.2 Содержание разделов дисциплины. Раздел I. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СОЦИОЛОГИИ Тема 1. Предпосылки возникновения социологии. История становления и развития социологии. 1. Социальная мысль в рамках социальной философии. Социальная мысль есть мысль о социальном мире. Она отличается от обыденного, мифологического и религиозного взгляда на него тем, что акцентирует внимание на специфике социального в мире. Социальная мысль как научная мысль отграничивает себя от мифа и веры тем, что включает в себя стремление к различению понятий и предметов, а также тем, что имеет предельное основание для своих поисков. Современное социологическое мышление формируется на основе представлений о развитии научного познания как исторической цепи развития знаний людей. Если историческая нить развития научной теории и науки прерывается, то теряется не только представление о непрерывности развития социальной жизни общества, но и способность к целостности мышления. С другой стороны, достижения современной научной мысли опираются на научный опыт предшественников, поэтому необходимо сохранять память о них. Еще П. Сорокин отмечал, что социология уходит своими корнями в глубь веков. Несистематизированные наблюдения и обобщения социологического характера являются столь же древними, сколь и в других общественных науках. С уверенностью можно говорить о социологическом аспекте в трудах ученых Древней Греции, Древнего Рима и Средневековья. Мыслители еще досократовского периода, такие как Солон, Парменид, Гераклит и Протагор, выдвигали ряд социологических обобщений. Особенно велик вклад выдающихся римских юристов в структурную социологию, а также, говоря современным языком, в институциональную и формальную социологию. Социальная мысль в религиозных учениях св. А. Августина, св. Фомы Аквинского и ряда других мыслителей в некоторой мере определяется их стремлением “разделить” собственно религиозные и нравственно-социальные проблемы человека и общества, соотнести те и другие понятия с понятиями реального и должного в общественных отношениях. Обращение к мифологиям, в свою очередь, позволяет выявить специфический механизм образования целостного образа в сознании, рассмотреть различные специфические условия мифологического существования как набор правил поведения человека в обществе, как определенные условия социализации индивида и конкретного общественного устройства. 2. От социальной мысли к социологическим конструкциям. Социальная мысль зародилась в глубокой древности и изначально связана с культурой. Разные народы в разные периоды по-разному выражали свои социальные ощущения, поэтому народный эпос, сказания, былины, мифы, поэзию, художественные и научные произведения можно рассматривать как источники социальной информации, а, следовательно, социальной мысли. Даже наскальные рисунки могут выступать как социальная информация, если по ним судить о жизни первобытных людей. Большую сложность представляет проблема выделения собственно социальной мысли из религиозных учений, которые догматически в отечественной литературе принято считать метафизическими абстракциями. Исследования в сфере истории социальной мысли показывают, что средневековые схоласты своими изысканиями накопили значительный багаж знаний об обществе, элементы которого используются современными социальными теориями. С другой стороны, исследования в области социологии религии как раз и направлены на то, чтобы определить роль религиозных учений в регулировании социальных взаимодействий. Поэтому, изучая социальную жизнь общества, нельзя не учитывать роли одного из основных социальных институтов – института религии. С глубокими социологическими идеями и обобщениями мы сталкиваемся в философских трактатах Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского и многих других. 3. Роль научных открытий в естествознании для познания социального мира. Научные открытия в областях естествознания и техники сыграли важную роль при расширеаб возможностей познания социального мира. Например, изобретение микроскопа, телескопа, печатного станка и других технических средств через увеличение границ познаваемого мира и возможностей передачи знаний о нем, повлияло на изменения представлений о социальном мире. Социальные знания о человеческих отношениях становятся все более востребованными и постепенно перерастают в социологические теории – систематизированные, целостные представления об обществе как особом виде социальной реальности. Вместе с тем, усложнялись методы познания мира человеческих взаимодействий. Институционализация наук позволила не только более четко выделить предметные области познания, но одновременно использовать данные разных наук для открытия тайн общества и человека. Выводы. Таким образом, этапы развития социальной мысли соответствуют этапам социально-исторического развития общества. |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |