Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/10
Дата публикации08.03.2016
Размер1.47 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ. Ф. 10 СОЦИОЛОГИЯ


Основная образовательная программа

подготовки специалиста

по специальности 071401.65 – социально-культурная деятельность

Утверждено на заседании кафедры

социальных наук

факультета истории и социальных наук

(протокол № 1 от 5 сентября 2012г.)

Зав. кафедрой ________ Л.И.Геращенко


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Составители: В.П.Рачков-Апраксин, д-р философских наук, профессор;

Голигузов Д.В., старший преподаватель МГГУ
1.2 Рецензенты: В.О. Гошевский, д-р философских наук, профессор (МГТУ);

Л.И.Федорова, к.историч.н., доцент МГГУ


1.3 Пояснительная записка:

Понять человеческое общество и человека, уяснить особенности об­щественного устройства, его структуры и тенденции развития люди пыта­лись с незапамятных времен, с тех пор, когда стали осознавать свою вклю­ченность в некую группу, свою зависимость от отношения и поведения других людей. Но многие до сих пор путаются в лабиринте общественных связей, поскольку тенденции социальной организации известны далеко не каждому.

На протяжении веков только посвященные передавали друг другу тайны обретения и использования власти с помощью специальных прие­мов и методов. Большинство людей при этом оставалось в плену иллюзий относительно подлинного устройства человеческих сообществ и легко поддавалось манипуляции со стороны просвещенных элит. Лишь совре­менная эпоха сделала научные знания о социальной системе более-менее доступными, по крайней мере, для тех, кто получает высшее образование и готовит себя к профессиональному участию в социальном управлении.

Человек не может знать все обо всем. Но он может знать достаточно. Социология, даже в ее усеченном дидактическом воплощении, помогает человеку обрести актуальные знания. Представляя собой обширную, по­стоянно развивающуюся область исследований социальных систем и про­цессов, наука социология совершенствует искусство познания коллектив­ной человеческой природы, строения различных совокупностей и конст­руирования новой общественной реальности.

Социология достигла многого в изучении и объяснении разнообра­зия социального бытия. Но для того чтобы постичь азы, нужны любозна­тельность, критическое мышление, наличие собственного социального опыта и желание “стать достаточно умным, чтобы дураки тобою не коман­довали”.

Чтобы изучать социологию как целостную науку, необходимо сразу же начать с определенного плана ее изучения и таким общим планом, ко­торый затем должен все более детализироваться. В данном пособии пред­лагается структура из трех разделов: “Основные сведения о социологии”, “Предметная область общей социологии”, “Прикладная социология”. Ре­комендованные разделы легко позволяют варьировать примерную струк­туру различных лекционных курсов и их содержательного наполнения. Количество лекционных и семинарских часов определяется в зависимости от специфики и потребностей в социологических знаниях. Избранная структура пособия позволяет продемонстрировать, что социология является, по сути, аналитической и эмпирической наукой, хотя и не чуждой чисто теоретическим проблемам. И, конечно, при изучении социологии следует опираться не только на рекомендованную в пособии литературу, но и ис­пользовать информацию из периодической печати, передач радио и теле­видения, привлекать данные социологических исследований. На такой ин­формационной базе могут стать понятными самые сложные социологиче­ские проблемы социального мира.


  • Цель курса. Целью настоящего курса является рассмотрение обще социологического аспекта развития цивилизации. Очевидно, что неотъемлемой его частью станет ознакомление слушателей с основными теориями, направлениями и научными школами социологии. Реализация поставленной цели приводит к необходимости решения ряда частных задач.




  • Задачи курса.

  1. Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социологии, а также знание общих социальных законов.

  2. Ознакомить студентов с наиболее существенными проблемами цивилизации.

  3. Обсудить ключевые трудности социологии, испытываемые ею при исследовании общества.

  4. Сформировать у студентов навыки самостоятельной оценки и обработки теоретических и эмпирических данных по социологии.

  5. Показать значимость социальных прогнозов для существования цивилизации.




  • Место курса в общей системе подготовки специалиста

Социология представляет собой самостоятельную обществоведческую дисциплину. Предмет и проблемы социологии, связаны с другими изучаемыми студентами социальными науками – историей, философией, политологией, экономикой, психологией и другими. По своему методологическому аппарату социология близка ряду философских наук, которые также изучаются студентами. В тоже время в состав социологии входит ряд дисциплин рассматривающих отдельные предметы в её проблемном поле. Это социология организации, социология семьи и другие. Отрасли социологии формируются на стыках с другими, рекомендованными к изучению студентов, науками и выражают связь предмета социологии с предметами смежных наук.


  • Требования к уровню освоения курса.

  1. Студенты должны иметь представления об основных категориях, понятиях и терминах социологии, а также знать общие социальные законы.

  2. Студенты должны знать наиболее существенные проблемы цивилизации в различных областях.

  3. Студенты должны ориентироваться в ключевых трудностях социологии, испытываемых ею при исследовании общества.

  4. Слушатели должны уметь самостоятельно оценивать и обрабатывать теоретические и эмпирические данные по социологии.

  5. Показать значимость социальных прогнозов для существования цивилизации.


1.4. Извлечение из ГОСВПО
 ГСЭ.Ф.09. СОЦИОЛОГИЯ
История становления и развития социологии. Общество как социокультурная система. Социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений. Культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Обратное влияние экономики и социально-политической

жизни на культуру. Личность как активный субъект. Взаимосвязь личности и общества. Ролевые теории личности. Социальный статус личности. Социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами. Групповая динамика, социальное поведение, социальный обмен и сравнение как механизм социальных связей. Социальная структура, социальная стратификация. Социальные институты и социальная организация. Гражданское общество и государство. Социальный контроль. Массовое сознание и массовые действия. Социальные движения. Источники социального напряжения. Социальные конфликты и логика их разрешения. Социальные изменения. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества. Возможные альтернативы его развития в будущем. Методология и методы социологического исследования.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):




пп

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

трудоемкость

всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Самост работа




071401.65 – социально-культурная деятельность

3

5

42

28

18

10




14

зачет

1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Всего

аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

Раб.

Раздел I.Основные сведения о социологии .

1

Предпосылки возникновения социологии. Классический период в истории развития социологии

1

1




-

4

2

Основные современные социологические концепции

4

2

2




4

3

Общество и индивид

4

2

2




6

Раздел II.Предметная область общей социологии.

4

Социальные группы

4

2

2

-

4

5

Социальные организации

2

2




-

4

6

Социальные институты

4

2

2

-

4

7

Социальные процессы

2

2




-

4

8

Процесс стратификации и социальные конфликты













6

Раздел III. Прикладная социология.

9

Социальное прогнозирование

2

2




-

4

10

Социологическая информация и её анализ

4

2

2

-

4

11

Технология разработки программы исследования

2

2







6




Всего

32

18

10




32

6.2 Содержание разделов дисциплины.
Раздел I. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СОЦИОЛОГИИ
Тема 1. Предпосылки возникновения социологии. История становления и развития социологии.
1. Социальная мысль в рамках социальной философии. Социальная мысль есть мысль о социальном мире. Она отличается от обыденного, мифологического и религиозного взгляда на него тем, что акцентирует внимание на специфике социального в мире. Социальная мысль как научная мысль отграничивает себя от мифа и веры тем, что включает в себя стремление к различению понятий и предметов, а также тем, что имеет предельное основание для своих поисков. Современное социологическое мышление формируется на основе представлений о развитии научного познания как исторической цепи раз­вития знаний людей. Если историческая нить развития научной теории и науки прерывается, то теряется не только представление о непрерывности развития социальной жизни общества, но и способность к целостности мышления. С другой стороны, достижения современной научной мысли опираются на научный опыт предшественников, поэтому необходимо со­хранять память о них. Еще П. Сорокин отмечал, что социология уходит своими корнями в глубь веков. Несистематизированные наблюдения и обобщения социологического характера являются столь же древними, сколь и в других общественных науках. С уверенностью можно говорить о социологическом аспекте в трудах ученых Древней Греции, Древнего Рима и Средневековья. Мыслители еще досократовского периода, такие как Со­лон, Парменид, Гераклит и Протагор, выдвигали ряд социологических обобщений. Особенно велик вклад выдающихся римских юристов в струк­турную социологию, а также, говоря современным языком, в институцио­нальную и формальную социологию.

Социальная мысль в религиозных учени­ях св. А. Августина, св. Фомы Аквинского и ряда других мыслителей в некоторой мере определяется их стремлением “разделить” собственно религиозные и нравственно-социальные про­блемы человека и общества, соотнести те и другие понятия с понятиями реального и должного в общественных отношениях. Обращение к мифоло­гиям, в свою очередь, позволяет выявить специфический механизм обра­зования целостного образа в сознании, рассмотреть различные специфиче­ские условия мифологического существования как набор правил поведе­ния человека в обществе, как определенные условия социализации инди­вида и конкретного общественного устройства.

2. От социальной мысли к социологическим конструкциям. Социальная мысль зародилась в глубокой древности и изначально связана с культурой. Разные народы в разные пе­риоды по-разному выражали свои социальные ощущения, поэтому народ­ный эпос, сказания, былины, мифы, поэзию, художественные и научные произведения можно рассматривать как источники социальной информа­ции, а, следовательно, социальной мысли. Даже наскальные рисунки могут выступать как социальная информация, если по ним судить о жизни пер­вобытных людей.

Большую сложность представляет проблема выделения собственно социальной мысли из религиозных учений, которые догматически в отече­ственной литературе принято считать метафизическими абстракциями. Исследования в сфере истории социальной мысли показывают, что средневековые схоласты своими изысканиями накопили значительный багаж знаний об обществе, элементы которого используются современными социальными теориями. С другой стороны, ис­следования в области социологии религии как раз и направлены на то, чтобы определить роль религиозных учений в регулировании социальных взаимодействий. Поэтому, изучая социальную жизнь общества, нельзя не учитывать роли одного из основных социальных институтов – института религии. С глубокими социологическими идеями и обобщениями мы стал­киваемся в философских трактатах Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского и многих других.

3. Роль научных открытий в естествознании для познания социаль­ного мира. Научные открытия в областях естествознания и техники сыгра­ли важную роль при расшире­аб возможностей познания социального мира. Например, изобретение микроскопа, телескопа, печатного станка и других технических средств через увеличение границ познаваемого мира и возможностей передачи знаний о нем, повлияло на изменения представлений о социальном мире. Соци­альные знания о человеческих отношениях становятся все более востребо­ванными и постепенно перерастают в социологические теории – система­тизированные, целостные представления об обществе как особом виде социальной реальности. Вместе с тем, услож­нялись методы познания мира человеческих взаимодействий. Институционализация наук позволила не только более четко выделить предметные об­ласти познания, но одновременно использовать данные разных наук для открытия тайн общества и человека.

Выводы. Таким образом, этапы развития социальной мысли соответствуют этапам социально-исторического развития общества.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск