Скачать 10.63 Mb.
|
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото Роль, которую культура играет в современном познании человека, огромна. Фактически, именно кросс-культурные исследования стали причиной основательного пересмотра многих традиционных психологических теорий. В последнее время культура стала органичной частью всех исследований, связанных с изучением сложных форм человеческого поведения, и кросс-культурная психология, как наука и как метод исследования, переживает настоящий подъем. В данной книге подробно описывается эволюция кросс-культурной психологии и оценивается ее актуальное состояние. Все авторы, принявшие участие в работе над книгой, являются признанными специалистами в своей области, а затрагиваемые ими вопросы — наиболее значимы для ее дальнейшего развития. Книга «Психология и культура» представляет собой уникальный труд многих ученых из разных стран, который окажет неоценимую помощь как начинающим изучать кросс-культурную психологию, так и ученым и исследователям. Краткое содержание Глава 1. Введение Часть 1. Основные положения Глава 2. Культура и психология на распутье: Историческая перспектива и теоретический анализ Глава 3. Индивидуализм и коллективизм: Прошлое, настоящее и будущее Глава 4. Культура, наука и этнокультурная психология: Комплексный анализ Глава 5. Эволюция кросс-культурных методов исследования Часть II. Культура и основные психологические процессы Глава 6. Культура, контекст и развитие Глава 7. Познание в разных культурах Глава 8. Бытовое познание. Где встречаются культура, психология и образование Глава 9. Культура и нравственное развитие Глава 10. Культура и эмоции Глава И. Тендер и культура Часть III. Культура и личность Глава 12. Культура и контроль Глава 13. Культура и умозаключения. Три точки зрения Глава 14. Патопсихология и культура Глава 15. Клиническая психология и культура Глава 16. Полируя нефрит: некоторые предложения по совершенствованию изучения социальной психологии с учетом культуры Глава 17. Культура и социальная когнитивная деятельность: к социальной психологии культурной динамики Глава 18. Кросс-культурные исследования социального воздействия Глава 19. Социальная справедливость с точки зрения культуры Глава 20. Азбука аккультурации Содержание Предисловие научного редактора Предисловие Благодарности Глава 1. Введение Эволюция кросс-культурной психологии: где мы были, где мы сейчас и куда мы намерены идти? Как мы воплотим в жизнь планы на будущее? Пересмотр методологии и концепций в будущем Цели книги Часть I. Основные положения Глава 2. Культура и психология на распутье: историческая перспектива и теоретический анализ Кросс-культурная психология в краткой исторической перспективе Смысл существования кросс-культурной психологии Стандартная методологическая парадигма в кросс-культурной психологии Поиск психологических универсалий: стоящее ли это занятие? Множество направлений изучения культуры в психологии Культурная психология Психологическая антропология Этнокультурная психология Практическое применение различных подходов Культура и психологическая теория Два лика культуры и психологии Основные трудности, с которыми сталкивается каждый из подходов Заключение Место культуры в психологической теории Культура как конструкция Глава 3. Индивидуализм и коллективизм: прошлое, настоящее и будущее Как я занялся изучением данных конструктов История конструктов Современное состояние исследования конструктов Различия между идиоцентриками и аллоцентриками Теоретические перспективы Культурная дистанция Отношение конструктов индивидуализма/коллективизма к психологическим теориям Перспективные направления исследований Предположение Глава 4. Культура, наука и этнокультурная психология: Комплексный анализ Экспериментальная психология и традиция естественных наук Кросс-культурная психология Транзакционная модель науки Анализ культуры Экология и культурная адаптация Социальные и культурные изменения Эпистемология Религия, культура и наука Восточно-азиатский подход Конфуцианство Ограничения, касающиеся использования конфуцианства для объяснения поведения Феноменология Заключение Глава 5. Эволюция кросс-культурных методов исследования Отличительные особенности методов кросс-культурного исследования История методов исследования в сфере кросс-культурной психологии Современные стандарты при проведении кросс-культурного исследования Отклонения и эквивалентность: определения и классификации Источники отклонений Отклонения, связанные с конструктом Отклонения, связанные с методом Отклонения, связанные с тестовыми заданиями Как справиться с отклонениями Многоязычные исследования Будущие разработки Приложение Принципы, связанные с контекстом Принципы разработки Принципы проведения тестирования Принципы документации/интерпретации итоговых показателей Часть II. Культура и основные психологические процессы Глава 6. Культура, контекст и развитие Что такое развитие в кросс-культурном аспекте? Культура и развитие Отношение к психологии Понимание культуры и развития: некоторые источники Теоретические подходы и модели Актуальные темы Влияние контекста Применение в сфере социальной политики Когнитивное развитие: Пиаже и Выготский Регионализация возрастной психологии О будущих направлениях исследования Эпилог Глава 7. Познание в разных культурах Основные проблемы Подход эмпириков Теоретические подходы Общий интеллект Генетическая эпистемология Конкретные навыки Когнитивные стили Влияние культуры на когнитивные процессы Категоризация Научение и память Школьное обучение и грамотность Пространственное познание Решение проблем и размышления вслух Креативность Заключение Глава 8. Бытовое познание. Где встречаются культура, психология и образование Познание в лаборатории и познание в повседневных ситуациях Бытовая и школьная математика Сильные и слабые стороны бытовой математики Значимость бытовой математики Бытовое познание: новый взгляд на исследования, теорию и применение Глава 9. Культура и нравственное развитие Традиционные подходы к исследованию нравственного развития Подход с точки зрения когнитивного развития Подход с точки зрения обособленных доменов Нравственность как проявление заботы и участия Резюме Культуральные подходы к нравственному развитию Ключевые посылки Характер идей, ассоциируемых с культурой Роль культуры в формировании морали Важнейшие эмпирические данные Культурная изменчивость понятия справедливости Мораль в различных сообществах Нравственные принципы, связанные с божественным началом Резюме Направления будущей работы Влияние культуры на Я и нравственность Культура, контекст и доминирование Резюме Заключение Глава 10. Культура и эмоции Эмоции и культура в исторической перспективе: влияние на современную психологию Диапазон кросс-культурного исследования эмоций Распознавание и оценка эмоций в разных культурах Черты культурного сходства в выражении эмоций Дополнительные выражения универсального характера Рейтинг относительной интенсивности Связь между выражением и переживанием эмоций Распознавание вторичных эмоций Представления об экспрессивности Культурные различия в распознавании эмоций Распознавание эмоций Связь межнациональных различий в уровне распознавания эмоций с культурными параметрами Атрибуция личности на основании улыбки Атрибуция интенсивности Этнические различия при оценке интенсивности Представления о переживаниях, лежащих в основе эмоциональной мимики Влияние культурных параметров на межнациональные различия в суждениях, касающихся эмоций Программа будущих исследований связи эмоций с культурой Поиски иных универсалий Потребность расширения границ суждений об эмоциях Необходимость подключения контекста Потребность связать оценочные суждения с другими психологическими процессами Резюме Заключение Глава 11. Гендер и культура Определение понятий Гендер на уровне взрослого индивида Полоролевая идеология Гендерные стереотипы Маскулинность/фемининность Я-концепций Отношения между мужчинами и женщинами Предпочтения при выборе партнера Романтическая любовь и близость Домогательства и изнасилование Мужские ценности, связанные с работой Влияние на процесс развития Биологический детерминизм Социобиология, эволюционная психология, экономическая антропология Половой диморфизм Влияние культуры Социализация мальчиков и девочек Поручение определенной работы Уход за детьми и забота о них Сверстники Образование Тендерные различия в поведении Забота о младших Агрессия Близость к взрослым и характер деятельности Чувство собственного достоинства Тендерные роли и стереотипы Формирование стереотипных представлений о гендерных чертах характера Кросс-культурные данные Кросс-культурные теории усвоения тендерной ролевой ориентации Теории социального научения Культурные практики, оказывающие влияние на поведение полов Положение женщины Разделение труда по половому признаку Религиозные убеждения и ценности Экономические факторы Участие женщин в политике Проблемы и задачи будущих исследований Теории и методы тендерных исследований Оценка культурных факторов Вопросы, связанные с развитием Выводы Часть 111. Культура и личность Глава 12. Культура и контроль Гармония и автономия Понятие контроля Агент контроля Личный контроль Непосредственный личный контроль Непрямой личный контроль Контроль через представителя Коллективный контроль Объект контроля Первичный контроль Вторичный контроль Приоритетный вид контроля: первичный или вторичный Программа будущих исследований Агент и объект контроля Самоэффективность и автономия Мотивация контроля Заключение Глава 13. Культура и умозаключения. Три точки зрения Подходы к культуре и умозаключениям Ценностный подход Личностный подход Когнитивный подход Исследование умозаключений с точки зрения культуры Индуктивное мышление Суждения о взаимосвязи Каузальная атрибуция Восприятие человека Дедукция и формальное мышление Силлогистические рассуждения Диалектическое мышление Выводы Выводы, касающиеся культурных различий Индукция Дедукция Три точки зрения: отношение к культуре и умозаключениям Взгляд в будущее Глава 14. Патопсихология и культура История кросс-культурных исследований психического здоровья. Ernie- и eric-подходы Стандартизация диагностики применительно к разным культурам: etic-подходы, их критика и пересмотр с учетом emic-подхода Англо-американский проект по диагностике: начало современных кросс-культурных исследований в психиатрии Методологические инновации в эпидемиологии DSM-IV и учет влияния культуры Данные исследования основных психических расстройств Депрессия Шизофрения Интерпретация шизофрении с точки зрения культуры: проблемы исследований Тревожные расстройства Идиомы, используемые для определения нарушений: культуро-специфичные модели психопатологии Каталог опросов для построения объяснительной модели Соматизация, неврастения и депрессия Культурное перемещение, аккультурация и психопатология Выводы и направления будущей научно-исследовательской работы Исследования, учитывающие культурные факторы Понимание культуры Глава 15. Клиническая психология и культура Становление клинической психологии Клиническая психология в исторической перспективе Клиническая психология с точки зрения культуры Монокультурная ориентация в клинической психологии Клиническая оценка Проблемы, связанные с клинической оценкой Подходы к решению проблем Культурный фактор в психопатологии Влияние западной культуры на психопатологию Лечение Медикаментозное лечение Психотерапевтическое лечение Лечение, ориентированное на культуру Направления будущих исследований Глава 16. Полируя нефрит: некоторые предложения по совершенствованию изучения социальной психологии с учетом культуры Объяснение культурных различий Психологическое «раскрытие» культуры Кросс-культурные исследования агрессии без «раскрытия» культуры Культуры, построенные на насилии Культура насилия с точки зрения психологии Культурные вариации, связанные с психологическим медиатором Разработка социально-психологических теорий, учитывающих фактор культуры Агрессивное поведение; интерпретация культурных различий Интеракционистская теория агрессивного поведения Культурные переменные и мотивация социального контроля Культурные переменные и мотивация, связанная со справедливостью Культурные переменные и мотивация, связанная с идентичностью Медиаторы и модераторы кросс-культурных различий Перспективные психологические медиаторы Медиаторы непсихологического характера Заключение, с которого все только начинается Глава 17. Культура и социальная когнитивная деятельность: к социальной психологии культурной динамики Психология и понятие культуры Культура как мир смыслов Культурная динамика Культура и социальная когнитивная деятельность: история первых исследований Кросс-культурные исследования социальной когнитивной деятельности История вопроса Совершенствование концепций Индивид как объект исследования Взгляд со стороны: описание и истолкование Концептуализация Я Самооценка Взаимоотношения как объект восприятия Позитивная оценка мы-группы Восприятие группы как агента Направления будущих исследований Проблемы эмпирических исследований Интерпретация социальной деятельности Самооценка Прочие проблемы Теоретическая проблема: социальное познание культурной динамики Заключительные замечания |
Тематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»... Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику... | Рабочая программа по физической культуре для 9 класса учителя физической культуры В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2005),, учебно-методического комплекса; под общ ред. М. Я. Виленского – М. Просвещение,... | ||
Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебники: Математика / под ред. Муравина Г. К.; География / под ред. Дронова В. П., Савельевой Л. Е | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... «Психология», профиля подготовки «Социально-организационная психология», «Клиническая психология, очной формы обучения | Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре... Культура и философия. Культура и природа. Культура и исторический процесс. Культура и психология. Системность, систематизация. Определения... | ||
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература.... Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных... | Федеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный... Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общая психология: Энциклопедический словарь. / Психологический лексикон. / Под ред. А. В. Петровского. – М, спб, 2005 | I. умственная одаренность: ее психологические проявления 7 Глава... Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с. 1 | ||
Физическая культура В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив мдоу №22 работал по основной общеобразовательной программе «От рождения до школы»... | Психология. Учеб для тех вузов/ Под общ ред. В. Н. Дружинина. Спб.: Питер, 2000. 608 с Алешина А. А. Патология эмоций: Учебно-методический комплекс. – Хабаровск: Издательство двггу, 2007. – 30с | ||
Учебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с... Защита растений от вредителей: Учебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с с ил | 2. Расписание можно уточнить у специалиста кафедры психологии по тел. 714-66-27 Психология фк и с (По специальности 032101 (65) – физическая культура и спорт, 032100 (62) физическая культура, 032102 (65) физическая... | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва... | Учебник для вузов / А. В. Завгородний, В. В. Коробченко, А. В. Кузьменко;... Трудовое право России: учебник / под ред. С. Ю. Головиной, М. В. Молодцова. – М.: Норма, 2008. 704 с |