Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото





Скачать 10.63 Mb.
НазваниеПсихология и культура / Под ред. Д. Мацумото
страница1/70
Дата публикации30.08.2013
Размер10.63 Mb.
ТипКраткое содержание
100-bal.ru > Культура > Краткое содержание
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото

Роль, которую культура играет в современном познании человека, огромна. Фактически, именно кросс-культурные исследования стали причиной основательного пересмотра многих традиционных психо­логических теорий. В последнее время культура стала органичной частью всех исследований, связанных с изучением сложных форм человеческого поведения, и кросс-культурная психология, как наука и как метод исследования, переживает настоящий подъем. В данной книге подробно описывается эволюция кросс-культурной психологии и оценивается ее актуальное состояние. Все авторы, принявшие участие в работе над книгой, являются признанными специалистами в своей области, а затрагиваемые ими вопросы — наи­более значимы для ее дальнейшего развития. Книга «Психология и культура» представляет собой уни­кальный труд многих ученых из разных стран, который окажет неоценимую помощь как начинающим изучать кросс-культурную психологию, так и ученым и исследователям.

Краткое содержание

Глава 1. Введение

Часть 1. Основные положения

Глава 2. Культура и психология на распутье:

Историческая перспектива и теоретический анализ

Глава 3. Индивидуализм и коллективизм: Прошлое, настоящее и будущее

Глава 4. Культура, наука и этнокультурная психология:

Комплексный анализ

Глава 5. Эволюция кросс-культурных методов исследования

Часть II. Культура и основные психологические процессы

Глава 6. Культура, контекст и развитие

Глава 7. Познание в разных культурах

Глава 8. Бытовое познание. Где встречаются культура, психология и образование

Глава 9. Культура и нравственное развитие

Глава 10. Культура и эмоции

Глава И. Тендер и культура

Часть III. Культура и личность

Глава 12. Культура и контроль

Глава 13. Культура и умозаключения. Три точки зрения

Глава 14. Патопсихология и культура

Глава 15. Клиническая психология и культура

Глава 16. Полируя нефрит: некоторые предложения по совершенствованию изучения социальной психологии с учетом культуры

Глава 17. Культура и социальная когнитивная деятельность:

к социальной психологии культурной динамики

Глава 18. Кросс-культурные исследования социального воздействия

Глава 19. Социальная справедливость с точки зрения культуры

Глава 20. Азбука аккультурации

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие

Благодарности

Глава 1. Введение

Эволюция кросс-культурной психологии:

где мы были, где мы сейчас и куда мы намерены идти?

Как мы воплотим в жизнь планы на будущее? Пересмотр методологии и концепций в будущем

Цели книги

Часть I. Основные положения

Глава 2. Культура и психология на распутье: историческая перспектива и теоретический анализ

Кросс-культурная психология в краткой исторической перспективе

Смысл существования кросс-культурной психологии

Стандартная методологическая парадигма в кросс-культурной психологии

Поиск психологических универсалий: стоящее ли это занятие?

Множество направлений изучения культуры в психологии

Культурная психология

Психологическая антропология

Этнокультурная психология

Практическое применение различных подходов

Культура и психологическая теория

Два лика культуры и психологии

Основные трудности, с которыми сталкивается каждый из подходов

Заключение

Место культуры в психологической теории

Культура как конструкция

Глава 3. Индивидуализм и коллективизм: прошлое, настоящее и будущее

Как я занялся изучением данных конструктов

История конструктов

Современное состояние исследования конструктов

Различия между идиоцентриками и аллоцентриками

Теоретические перспективы

Культурная дистанция

Отношение конструктов индивидуализма/коллективизма к психологическим теориям

Перспективные направления исследований

Предположение

Глава 4. Культура, наука и этнокультурная психология:

Комплексный анализ

Экспериментальная психология и традиция естественных наук

Кросс-культурная психология

Транзакционная модель науки

Анализ культуры

Экология и культурная адаптация

Социальные и культурные изменения

Эпистемология

Религия, культура и наука

Восточно-азиатский подход

Конфуцианство

Ограничения, касающиеся использования конфуцианства

для объяснения поведения

Феноменология

Заключение

Глава 5. Эволюция кросс-культурных методов исследования

Отличительные особенности методов кросс-культурного исследования

История методов исследования в сфере кросс-культурной психологии

Современные стандарты при проведении кросс-культурного исследования

Отклонения и эквивалентность: определения и классификации

Источники отклонений

Отклонения, связанные с конструктом

Отклонения, связанные с методом

Отклонения, связанные с тестовыми заданиями

Как справиться с отклонениями

Многоязычные исследования

Будущие разработки

Приложение

Принципы, связанные с контекстом

Принципы разработки

Принципы проведения тестирования

Принципы документации/интерпретации итоговых показателей

Часть II. Культура и основные психологические процессы

Глава 6. Культура, контекст и развитие

Что такое развитие в кросс-культурном аспекте?

Культура и развитие

Отношение к психологии

Понимание культуры и развития: некоторые источники

Теоретические подходы и модели

Актуальные темы

Влияние контекста

Применение в сфере социальной политики

Когнитивное развитие: Пиаже и Выготский

Регионализация возрастной психологии

О будущих направлениях исследования

Эпилог

Глава 7. Познание в разных культурах

Основные проблемы

Подход эмпириков

Теоретические подходы

Общий интеллект

Генетическая эпистемология

Конкретные навыки

Когнитивные стили

Влияние культуры на когнитивные процессы

Категоризация

Научение и память

Школьное обучение и грамотность

Пространственное познание

Решение проблем и размышления вслух

Креативность

Заключение

Глава 8. Бытовое познание. Где встречаются культура, психология и образование

Познание в лаборатории и познание в повседневных ситуациях

Бытовая и школьная математика

Сильные и слабые стороны бытовой математики

Значимость бытовой математики

Бытовое познание: новый взгляд на исследования, теорию и применение

Глава 9. Культура и нравственное развитие

Традиционные подходы к исследованию нравственного развития

Подход с точки зрения когнитивного развития

Подход с точки зрения обособленных доменов

Нравственность как проявление заботы и участия

Резюме

Культуральные подходы к нравственному развитию

Ключевые посылки

Характер идей, ассоциируемых с культурой

Роль культуры в формировании морали

Важнейшие эмпирические данные

Культурная изменчивость понятия справедливости

Мораль в различных сообществах

Нравственные принципы, связанные с божественным началом

Резюме

Направления будущей работы

Влияние культуры на Я и нравственность

Культура, контекст и доминирование

Резюме

Заключение

Глава 10. Культура и эмоции

Эмоции и культура в исторической перспективе: влияние на современную психологию

Диапазон кросс-культурного исследования эмоций

Распознавание и оценка эмоций в разных культурах

Черты культурного сходства в выражении эмоций

Дополнительные выражения универсального характера

Рейтинг относительной интенсивности

Связь между выражением и переживанием эмоций

Распознавание вторичных эмоций

Представления об экспрессивности

Культурные различия в распознавании эмоций

Распознавание эмоций

Связь межнациональных различий в уровне распознавания эмоций с культурными параметрами

Атрибуция личности на основании улыбки

Атрибуция интенсивности

Этнические различия при оценке интенсивности

Представления о переживаниях, лежащих в основе эмоциональной мимики

Влияние культурных параметров на межнациональные различия в суждениях, касающихся эмоций

Программа будущих исследований связи эмоций с культурой

Поиски иных универсалий

Потребность расширения границ суждений об эмоциях

Необходимость подключения контекста

Потребность связать оценочные суждения с другими психологическими процессами

Резюме

Заключение

Глава 11. Гендер и культура

Определение понятий

Гендер на уровне взрослого индивида

Полоролевая идеология

Гендерные стереотипы

Маскулинность/фемининность Я-концепций

Отношения между мужчинами и женщинами

Предпочтения при выборе партнера

Романтическая любовь и близость

Домогательства и изнасилование

Мужские ценности, связанные с работой

Влияние на процесс развития

Биологический детерминизм

Социобиология, эволюционная психология, экономическая антропология

Половой диморфизм

Влияние культуры

Социализация мальчиков и девочек

Поручение определенной работы

Уход за детьми и забота о них

Сверстники

Образование

Тендерные различия в поведении

Забота о младших

Агрессия

Близость к взрослым и характер деятельности

Чувство собственного достоинства

Тендерные роли и стереотипы

Формирование стереотипных представлений о гендерных чертах характера

Кросс-культурные данные

Кросс-культурные теории усвоения тендерной ролевой ориентации

Теории социального научения

Культурные практики, оказывающие влияние на поведение полов

Положение женщины

Разделение труда по половому признаку

Религиозные убеждения и ценности

Экономические факторы

Участие женщин в политике

Проблемы и задачи будущих исследований

Теории и методы тендерных исследований

Оценка культурных факторов

Вопросы, связанные с развитием

Выводы

Часть 111. Культура и личность

Глава 12. Культура и контроль

Гармония и автономия

Понятие контроля

Агент контроля

Личный контроль

Непосредственный личный контроль

Непрямой личный контроль

Контроль через представителя

Коллективный контроль

Объект контроля

Первичный контроль

Вторичный контроль

Приоритетный вид контроля: первичный или вторичный

Программа будущих исследований

Агент и объект контроля

Самоэффективность и автономия

Мотивация контроля

Заключение

Глава 13. Культура и умозаключения. Три точки зрения

Подходы к культуре и умозаключениям

Ценностный подход

Личностный подход

Когнитивный подход

Исследование умозаключений с точки зрения культуры

Индуктивное мышление

Суждения о взаимосвязи

Каузальная атрибуция

Восприятие человека

Дедукция и формальное мышление

Силлогистические рассуждения

Диалектическое мышление

Выводы

Выводы, касающиеся культурных различий

Индукция

Дедукция

Три точки зрения: отношение к культуре и умозаключениям

Взгляд в будущее

Глава 14. Патопсихология и культура

История кросс-культурных исследований психического здоровья.

Ernie- и eric-подходы

Стандартизация диагностики применительно к разным культурам: etic-подходы, их критика и пересмотр с учетом emic-подхода

Англо-американский проект по диагностике: начало современных кросс-культурных исследований в психиатрии

Методологические инновации в эпидемиологии

DSM-IV и учет влияния культуры

Данные исследования основных психических расстройств

Депрессия

Шизофрения

Интерпретация шизофрении с точки зрения культуры: проблемы исследований

Тревожные расстройства

Идиомы, используемые для определения нарушений: культуро-специфичные модели психопатологии

Каталог опросов для построения объяснительной модели

Соматизация, неврастения и депрессия

Культурное перемещение, аккультурация и психопатология

Выводы и направления будущей научно-исследовательской работы

Исследования, учитывающие культурные факторы

Понимание культуры

Глава 15. Клиническая психология и культура

Становление клинической психологии

Клиническая психология в исторической перспективе

Клиническая психология с точки зрения культуры

Монокультурная ориентация в клинической психологии

Клиническая оценка

Проблемы, связанные с клинической оценкой

Подходы к решению проблем

Культурный фактор в психопатологии

Влияние западной культуры на психопатологию

Лечение

Медикаментозное лечение

Психотерапевтическое лечение

Лечение, ориентированное на культуру

Направления будущих исследований

Глава 16. Полируя нефрит: некоторые предложения по совершенствованию

изучения социальной психологии с учетом культуры

Объяснение культурных различий

Психологическое «раскрытие» культуры

Кросс-культурные исследования агрессии без «раскрытия» культуры

Культуры, построенные на насилии

Культура насилия с точки зрения психологии

Культурные вариации, связанные с психологическим медиатором

Разработка социально-психологических теорий, учитывающих фактор культуры

Агрессивное поведение; интерпретация культурных различий

Интеракционистская теория агрессивного поведения

Культурные переменные и мотивация социального контроля

Культурные переменные и мотивация, связанная со справедливостью

Культурные переменные и мотивация, связанная с идентичностью

Медиаторы и модераторы кросс-культурных различий

Перспективные психологические медиаторы

Медиаторы непсихологического характера

Заключение, с которого все только начинается

Глава 17. Культура и социальная когнитивная деятельность: к социальной психологии культурной динамики

Психология и понятие культуры

Культура как мир смыслов

Культурная динамика

Культура и социальная когнитивная деятельность: история первых исследований

Кросс-культурные исследования социальной когнитивной деятельности

История вопроса

Совершенствование концепций

Индивид как объект исследования

Взгляд со стороны: описание и истолкование

Концептуализация Я

Самооценка

Взаимоотношения как объект восприятия

Позитивная оценка мы-группы

Восприятие группы как агента

Направления будущих исследований

Проблемы эмпирических исследований

Интерпретация социальной деятельности

Самооценка

Прочие проблемы

Теоретическая проблема: социальное познание культурной динамики

Заключительные замечания

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото iconРабочая программа по физической культуре для 9 класса учителя физической культуры
В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2005),, учебно-методического комплекса; под общ ред. М. Я. Виленского – М. Просвещение,...
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебники: Математика / под ред. Муравина Г. К.; География / под ред. Дронова В. П., Савельевой Л. Е
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
«Психология», профиля подготовки «Социально-организационная психология», «Клиническая психология, очной формы обучения
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото iconТемы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре...
Культура и философия. Культура и природа. Культура и исторический процесс. Культура и психология. Системность, систематизация. Определения...
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото iconРабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература....
Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото iconФедеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный...
Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,...
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общая психология: Энциклопедический словарь. / Психологический лексикон. / Под ред. А. В. Петровского. – М, спб, 2005
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото iconI. умственная одаренность: ее психологические проявления 7 Глава...
Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с. 1
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото iconФизическая культура
В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив мдоу №22 работал по основной общеобразовательной программе «От рождения до школы»...
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото iconПсихология. Учеб для тех вузов/ Под общ ред. В. Н. Дружинина. Спб.: Питер, 2000. 608 с
Алешина А. А. Патология эмоций: Учебно-методический комплекс. – Хабаровск: Издательство двггу, 2007. – 30с
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото iconУчебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с...
Защита растений от вредителей: Учебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с с ил
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото icon2. Расписание можно уточнить у специалиста кафедры психологии по тел. 714-66-27
Психология фк и с (По специальности 032101 (65) – физическая культура и спорт, 032100 (62) физическая культура, 032102 (65) физическая...
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото icon«Рассмотрено» «Согласовано»
Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва...
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото iconУчебник для вузов / А. В. Завгородний, В. В. Коробченко, А. В. Кузьменко;...
Трудовое право России: учебник / под ред. С. Ю. Головиной, М. В. Молодцова. – М.: Норма, 2008. 704 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск