Скачать 41.77 Kb.
|
Тема: «Русская культура IX-XIII веков». Слайд 1. Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации. Цели по содержанию:
Эпиграф: “О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская, многими красотами прославлена ты… Слайд 2. Изучение новой темы: Учитель: Восточные славяне, в отличие от многих народов Европы, не получили прямого культурного наследия древнего мира. Но от эпохи первобытности они унаследовали и богатый словарный запас, и мифологию. Некоторое влияние на славян оказали в древности соседние скифы и посещаемые славянами с торговыми целями греческие колонии на берегах Чёрного моря. На развитии культуры в IX - XII вв. положительно сказались ежегодные многолюдные поездки русской знати и купцов в Византию, на Восток, в Западную Европу. Здесь знакомились с кораблями, крепостями, ремесленными мастерскими, различными товарами, оружием, местными обычаями и законами. Слайд 3. Центрами развития культуры на Руси были города. Варяги называли славянские земли «Гардарикой», т.е. страной городов. Действительно городов на Руси было много. Некоторые, например, Киев, Новгород, Галич вошли в число центров европейского значения.
Время возникновения Самоуправление Внешний облик
Слайд 4. До принятия христианства умеющих читать и писать на Руси было мало, но с 988 г. грамотность начала распространяться: грамотным было духовенство, выучились писать князья, многие горожане. В городах открывали школы. Учить на Руси в школах стали еще при князе Владимире. Ярослав Мудрый повелел создавать школы для мальчиков из «лучших людей» и поповичей. Первую в средневековой Европе школу для девочек основала сестра Владимира Мономаха – Янка, монахиня Андреевского монастыря. Монастыри, находившиеся тогда в основном в городах, стали важнейшими духовными и культурными центрами. Грамотность горожан подтверждается большим количеством археологических находок. Слайд 5. Берестяные грамоты новгородцев XI - XIII вв. говорят о широком применение письменности: писали жалобы, приглашения, распоряжения о мелких хозяйственных делах, извещения о приезде, о ценах и многом другом. Кроме берестяных писем, о грамотности горожан говорят многочисленные надписи на вещах в разных городах Руси. Гончары писали по сырой глине на своих изделиях, кузнец выковывал своё имя на изготовленном им мече, девушки надписывали пряслица своих веретен, чтобы не перепутать их на посиделках. Много надписей сделано горожанами на стенах церквей – граффити. Среди надписей, нацарапанных на стенах древних зданий, есть автографы исторических лиц: Владимира Мономаха, боярина Ставра Гордятинича, о котором сложена былина. Одна надпись 1054 года о смерти Ярослава Мудрого особенно драгоценна - она свидетельствует о том, что Ярослав имел титул «цесаря» - «царя». В городах при соборах создавались мастерские по созданию книг. Писали книги на пергаменте. Текст в книгах сопровождался рисунками – миниатюрами. Обложки изготавливали из дерева и кости, окованных драгоценными металлами, украшали самоцветами. Рукописная книга часто была настоящим произведением искусства. Слайд 6. Оригинальных литературных произведений времен IX-XIII в. сохранилось немного. Наиболее выдающиеся из них:
«Слово о полку Игореве» было самым значительным поэтическим произведением Древней Руси, написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака. «Слово» - прекрасное по форме, патриотичное и мудрое обращение к русским князьям в дни большой опасности. Автор с высоты общенародных интересов призывает князей-полководцев к единству. Слайд 7. С принятием христианства в древнерусских городах начинается широкое строительство каменных крепостных стен, башен, соборов и церквей. Училась Русь возведению каменных храмов у Византии. Были переняты многие стилистические и технические приемы. В основу древнерусских соборов лег греческий крестово – купольный храм. В плане такие храмы имели форму креста. Строить на Руси любили. Однако из-за неопытности русских зодчих многие храмы разрушались. Настоящие шедевры архитектуры и строительной техники возводились с греческими мастерами и поэтому сохранились до сегодняшнего дня. Беседа с учащимися об особенностях русской архитектуры. Слайд 8. Работа в тетради. Украшение соборов способствовало развитию монументальной живописи. Слайд 9. Беседа с учащимися. Работа в тетради. Закрепление. Обобщение знаний. Слайд 10. Вопрос: В чем автор видит особенность русской культуры IX – XIII века?
|
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска... Xvi. Русская культура на рубеже XIX – XX веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной | Слайд Итак, тема мастер-класса: «Тест как дидактическая единица русского... Тема: «Возможности умк «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче егэ» | ||
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская... Дорогие коллеги, этот слайд в форме вопросов представляет план нашей презентации | Программа вступительного испытания по истории Руси. "Русская правда". Внешняя политика древнерусского государства. Культура. Образование самостоятельных княжеств. Эволюция восточнославянской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Россия рубежа ХIX-XX веков. Историко-культурная ситуация. Русская литература на рубеже веков | Урока Дата Тема урока Тип урока Социально-политические особенности эпохи и культура. Наука и культура рубежа веков. «Серебряный век» | ||
Вопросы к экзамену Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси Вопрос Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—xiii вв.) | Тематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное содержание Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура «Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»... | Урок-расследование. Дидактическая ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить, закрепить, осмыслить изученный ранее материал по истории России IX – XIII веков | Приказ №129 от 14. 08. 2012 г. Рассмотрено руководитель Методического совета Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Программой для общеобразовательных учреждений 10-11... | ||
Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные Дидактическая цель: знакомство с особой группой живых организмов, шляпочными грибами | Тема «Иммунитет» Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления | ||
Тема: Немецкий город зимой Дидактическая цель: создать условия для развития навыков и умений устной монологической и диалогической речи | Урока: Обучающая Цель урока: Систематизация знаний по теме «Русская культура xviii» через организацию информации в ms word |