Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент





Скачать 405.33 Kb.
НазваниеЕлена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент
страница1/4
Дата публикации19.09.2013
Размер405.33 Kb.
ТипПрограммные требования
100-bal.ru > Культура > Программные требования
  1   2   3   4
Методическое сопровождение педагога в условиях внедрения федеральных государственных требований

Старший воспитатель,

высшей квалификационной категории

МДОБУ «Детский сад №38 г. Орска»

Елена Викторовна Кондракова

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

В связи с этим методическое сопровождение в дошкольном учреждении осуществляется в двух направлениях: сопровождение образовательного процесса и сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГТ.

Образовательный процесс в дошкольном учреждении строится на основании основной общеобразовательной программы.

Содержание образовательного процесса дошкольного учреждения определяется в соответствии с требованиями примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.,2010.

Содержание коррекционной работы в группах компенсирующей направленности определялось педагогическим коллективом с учетом вышеуказанной примерной общеобразовательной программы и коррекционных программ: «Подготовка к школе детей с нарушениями речи в условиях коррекционного ДОУ» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. – М., 2010 (для детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет); «Система коррекционной работы логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Н.В. Нищевой – М., 2005(для детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи); «Программа для специальных дошкольных учреждений. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников» под редакцией А.И.Павлова. – М., 2010 (для детей с заиканием)

Программные требования легли в основу разработки основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Структурные составляющие и содержательное наполнение ООП ДОУ регламентированы нормативными документами:

Федерального уровня:

  • «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный №  16299  от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).

  • Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16

  • власти Письмо Минобрнауки органам исполнительной субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке ООП ДО от 21.09.2010 г. №03-248»

  • Инструктивное письмо «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» №70/2316от 07.01.1999

Регионального уровня:

  • Приказ Минобрнауки Оренбургской области «О внедрении ФГТ к структуре ООП ДО на территории Оренбургской области» 2010-2012 г.г.

  • Примерный Порядок разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 05.04.2011 № 01/08-319

Нормативными актами дошкольного учреждения:

  • Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 38 «Солнышко» комбинированного вида» г. Орска (утвержден Постановлением Администрации города Орска от 30.11.2011 № 8135- п);

  • Приказ руководителя о создании рабочей группы по разработке ООП ДОУ;

  • Положение о рабочей группе по созданию ОПП ДОУ

  • Положение о мониторинге образовательного процесса Учреждения

Положения представлены в приложении.

В состав авторского коллектива ООП ДОУ вошли: воспитатели групп компенсирующей направленности и общеразвивающей направленности, специалисты ДОУ: педагог-психолог, поскольку центральным моментом, глобальной идеей системных преобразований является, психологизация системы образования дошкольника, а именно, приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития. Учителя-логопеды групп компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи и заикания, поскольку организация образовательного процесса в данных группах имеют свои особенности, которые раскрываются в разделе «Коррекционная работа». А также в разработке ООП ДОУ принимали участие музыкальные руководители, инструктор по физической культуре.

Пояснительная записка ООП ДОУ раскрывает цель программы, нормативную базу, особенности учреждения, где осуществляется образовательный процесс (состав педагогического коллектива, контингент воспитанников, социальный заказ, социальные партнеры Учреждения), индивидуальные и возрастные особенности воспитанников Учреждения. В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети от 2 до 7 лет, а также дети, имеющие речевые нарушения, поэтому в пояснительной записке описываются возрастные особенности детей 2-7 лет, а также индивидуальные особенности детей с общим недоразвитием речи (I, II, III уровня) и заикания. Особенности физического развития воспитанников Учреждения.

На основании выделенных особенностей определяются основные направления, цель, задачи деятельности педагогического коллектива, и иметь отражение в Уставе и Программе развития Учреждения.

Кроме того, в пояснительной записке указываются национально-культурные, демографические, климатические особенности, в которых осуществляется образовательный процесс.

Например, в ООП нашего дошкольного учреждения определены следующие особенности, влияющие на процесс организации образовательного процесса:

«…Одним из важнейших принципов реализации приоритетного направления является учет национально-культурных, климатических и других особенностей нашего региона – Оренбуржья. Оренбургская область занимает обширную территорию площадью 124 тысячи кв.км на юго-востоке европейской части России и расположена в двух частях света: Европе и Азии.

Оренбуржье находится в глубине материка Евразия, ее резко континентальный климат (температура зимой -300, летом +300) оказывает существенное влияние на воспитательно-образовательный процесс. Так, режим дня в ДОУ составлен с учетом холодного и теплого времени года. Организация прогулок в зимнее время осуществляется при температуре не ниже -150 (младший возраст) и не ниже -200 (старший возраст). В летнее время года большую часть дня воспитанники проводят на воздухе (утренний прием, проведение зарядки, игры, кружковая деятельность и т.п.)

Географическое положение Оренбургской области (граница Европы и Азии), соседство с Казахстаном, Башкирией, а также социально-исторические условия обусловили многонациональный состав населения города Орска: русские, украинцы, белорусы, татары, казахи, башкиры и др. Поэтому в ДОУ воспитываются дети разных национальностей, состав каждой возрастной группы многонационален. Национальное сознание, культура межнационального общения и взаимодействия закладывается с самого раннего возраста и является составной частью воспитательно-образовательной работы с детьми. Основной язык в ДОУ – русский.

Особенностью осуществления воспитательно-образовательного процесса является наличие в ДОУ закрытого плавательного бассейна, занятия в котором проводятся с детьми 3 - 7 лет, 1 раз в неделю. В холодный период времени занятия с детьми проводят в соответствии с планом образовательной деятельности и расписанием, в теплый период времени воспитанники ежедневно купаются в бассейне после первой прогулки (перед сном)»

Выделенные особенности нашли отражение во 2 части (вариативной части) ООП ДОУ.

Режим работы ДОУ (условия сокращённого дня (10-часового пребывания); в условия полного дня (12-часовое пребывание) также является особенностью организации образовательного процесса и будет влиять на определение объема реализации ООП ДОУ (раздел 1 ООП ДОУ «Организация режима пребывания детей в ДОУ»)

В пояснительной записке указываются основной принцип и основные формы организации образовательного процесса. Основу организации образовательного процесса в нашем ДОУ составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью.

Тематический принцип организации образовательного процесса предусматривает реализацию образовательных задач в рамках одной темы. Для освоения темы определяется временной отрезок от 2 недель до месяца, в зависимости от объема материала, и предусматривает обобщающий выход на итоговое мероприятие (праздник, развлечение, презентация коллекций, организацию выставок детского творчества и т.п.) (циклограмма образовательной деятельности представлена в приложении)

Реализацию образовательных задач на основе комплексно-тематического принципа можно представить в виде непрерывного цикла: подготовка к празднику – праздник-подготовка к празднику - праздник… (О. Скоролупова, Н. Федина).

Комплексный принцип организации образовательного процесса позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, при реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период.

Основными организационными формами реализации образовательной программы в нашем дошкольном учреждении являются совместная деятельность воспитателя и детей (непосредственно образовательная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная работа с детьми) и решение образовательных задач в ходе режимных моментов), взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, самостоятельная деятельность детей – свободные игры, занятия по интересам через организацию предметно-развивающего пространства группы.

Построение предметно-развивающей среды осуществляется в соответствии принципов, обозначенных в ФГТ к условиям реализации ООП ДО: информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением; вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями; комплексирования и гибкого зонирования, предполагающим легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования; стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающим сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Требования к учебно-материальному обеспечению содержат комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности (п. 3.1.2.):

  • осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми;

  • организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно

  • образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми.

(демонстрация видео ролика «Презентация предметно-развивающей среды группы»).

Комплексно-тематический принцип реализации образовательного процесса находит свое отражение в организации проектной деятельности дошкольников, которая широко используется в нашем дошкольном учреждении.

Метод проектов позволяет включать практически все виды детской деятельности и обеспечить их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач:

Детская

деятельность

Примерные формы работы


Игровая

Сюжетные игры,

игры с правилами

Двигательная

Подвижные игры с правилами,

подвижные дидактические игры,

игровые упражнения,

соревнования

Коммуникативная

Беседа

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

Игры (сюжетные, с правилами)

Трудовая

Совместные действия

Дежурство

Поручение

Задание

Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры (сюжетные, с правилами)

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества,

Реализация проектов

Музыкально-художественная

Слушание

Пение

Музыкально-ритмические движения

Музыкальное творчество

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной

литературы

Чтение,

Обсуждение,

Разучивание
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент iconМуниципальное образование октябрьский район муниципальное казенное...
Современное образование требует инновационных подходов. Ведение новых стандартов обязывает все педагогическое сообщество совершенствоваться....
Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент iconАлдонина Елена Викторовна Должность: учитель начальных классов. Разряд:...
Образование: высшее, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, 1991г
Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент iconКраткое содержание проекта: проект состоит из 4 блоков: «Живая сила воды»
Самойлова Наталья Викторовна, Иванова Наталья Викторовна, Селиверстова Наталья Викторовна, Андоськина Светлана Валерьевна, Михайлова...
Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент iconУчебник: Алгебра8 класс. Алимов Ш. А. Группа 5 Баннова Елена Викторовна...
Логико-дидактический анализ содержания темы «Квадратные неравенства»
Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент iconКафедра гуманитарно-художественного образования
Новые задачи, которые перед собой ставит современное образование, неизбежно приводят к возникновению новых методик и технологий,...
Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент icon2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки...
Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент iconОсновная образовательная программа: 44. 03. 05. 62 Педагогическое...
Основная образовательная программа: 44. 03. 05. 62 Педагогическое образование, профили: «Дошкольное образование», «Изобразительное...
Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент iconМоу «Павловская сош»
Современное общество, родители и учащиеся, делая свой образовательный заказ школе, требуют от учителя новых подходов в обучении,...
Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент iconЕлена Шубина Смотрю и все удается. Уникальная методика приманивания...
Эта книга – тренинг. В ней содержатся тексты – познавательная часть. Упражнения и медитации – практическая часть. Вопросы, над которыми...
Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент iconНаучно-исследовательская работа студентов педагогических вузов как...
Гончарова Елена Александровна, магистр 6 курса специальности «Начальное образование»
Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент iconПрограмма учебной дисциплины педагогика Специальность 050144 Дошкольное образование
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности...
Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент iconВид работы
Жюри: Мишарина Елена Вячеславовна, Родюкова Ольга Викторовна, Ваганова Вера Филипповна
Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент iconДошкольное образование в США не является обязательным. Родители могут...
Дошкольное образование в Америке включает 2 ступени: ясли (Nursery school) и детский сад (Preschool) и осуществляется в дошкольных...
Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной...
Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент iconИ. В. Гралевская к т. н., Е. Г. Жданов к т. н., Л. В. Ионова аспирант
Использование каждого из них требует соответствующего уточнения существующих или разработки принципиально новых технологий
Елена Викторовна Кондракова Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламент iconРеферат по теме «Современное технологическое оснащение»
С каждым днем все больше и больше развивается производство в отрасли машиностроения, а вместе с ним происходит процесс модернизации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск