Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников»





Скачать 407.5 Kb.
НазваниеПедагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников»
страница1/4
Дата публикации27.09.2013
Размер407.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4


ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

Факультет «Дошкольное и начальное школьное образование»

Кафедра «Педагогика и психология детства»
Педагогический проект
«Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников»

КПК: «Современные педагогические технологии развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка-дошкольника.»

Выполнила: Дегтяренко Ольга Викторовна

Воспитатель

МБДОУ №14 п. Тельмана

Тосненского района Лен. Обл.

Руководитель: Попова Майя Николаевна

кан. пед. наук, доцент кафедры.

Санкт-Петербург 2011

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.

По содержанию: социально - педагогический.

Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности с 5 до 7 лет, воспитатели групп, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

обоснование проекта

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п.1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровым – естественное стремление человека.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Главное - помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Главная цель спортивных праздников и досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, приобщать к здоровому образу жизни.

Отсюда тема проекта: «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников».
АКТУАЛЬНОСТЬ данного проекта определяется рядом существующих противоречий:

  • между потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;

  • между необходимостью перехода на новые методы оздоровительных мероприятий и отсутствием адекватного учебно-методического комплекса;

  • между недостаточным уровнем валеологических знаний детей и необходимостью воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к своему здоровью.

проблема - разрешение данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему: поиск эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни.

гипотеза проекта - целенаправленная работа по организации досуговой деятельности с вовлечением родителей позволит не только сохранить здоровье дошкольников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.

Цель проекта - формирование компетентной, увлеченной и грамотной спортивной личности, предоставление возможностей дошкольникам приобщения к здоровому образу жизни посредством организации активного отдыха в детском саду.
задачи проекта :


  • пропаганда здорового образа жизни;

  • поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни;

  • разработка системы оздоровительных досуговых мероприятий;

  • создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников, приобщению ребенка к здоровому образу жизни;

  • развитие физических качеств: силы, ловкости, гибкости, ориентировки в пространстве, координации движений, быстроты, равновесия, двигательного творчества;

  • воспитание у детей эмоцио­нально положительного отноше­ния к физической культуре, как естественной составляющей общечеловеческой культуры; творческое и всестороннее развитие личности ребенка;

  • гармонизация детско-родительских отношений;

  • повышение интереса родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.

Методы проекта

  1. Тематические физкультурные занятия;

  2. Праздники, досуги, развлечения, туристические мини – походы с привлечением родителей;

  3. Специальные игровые задания;

  4. Мониторинговые процедуры (анкетирование).


обеспечение проектной деятельности
Информационные ресурсы:

  1. http://www.iteach.ru – сайт программы Intel ® «Обучение для будущего»;

  2. http://festival.1september.ru/

  3. http://www.doshcolniki.ru./innovations/



Методическое:

1.Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, Воронеж 2007

  1. Н.В. Гуреев Активный отдых Москва «Советский спорт» 1991

  2. Бочарова Н.И. «Физическая культура дошкольника в ДОУ» / программно- методическое пособие/ - Центр педагогического образования Москва 2007.

  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2008.

  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №9 2005.

  5. «Инструктор по физкультуре» научно- практический журнал №1 2009.

  6. «Инструктор по физкультуре» научно-практический журнал №2 2008.

  7. «Современный детский сад» методика и практика №1 2007.


Дидактическое:

  1. перспективный план;

  2. конспекты тематических физкультурных занятий;

  3. конспекты досуговых мероприятий;

  4. консультации для родителей;

  5. конспект родительского собрания.

Стратегия осуществления проекта
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ №14 поселка Тельмана Тосненского района Ленинградской области:

  • Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий оказывающих положительное влияние на формирование здорового образа жизни у детей;




  • с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей:

  • проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента;

  • проведение праздников, досугов, дней здоровья;

  • проведение подвижных игр;

  • специальные игровые задания;

  • использование на физкультурных мероприятиях нестандартного оборудования, личностно – ориентированную модель взаимодействия с детьми.



  • с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:




  • анкетирование родителей;

  • проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;

  • проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.


Ожидаемый результат

  • будет разработана система оздоровительных досуговых мероприятий;

  • будут созданы необходимые условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников, приобщения ребенка к здоровому образу жизни;

  • обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;

  • у детей повысится интерес к физкультурным занятиям и спорту;

  • у детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;

  • сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей;

  • у родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;




  • родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;



содержание проектной деятельности

Этапы и сроки реализации:

I этап – подготовительный,

II этап – практический,

III этап – заключительный .

I Этап – подготовительный

(АВГУСТ – СЕНТЯБРЬ)

  1. Изучение понятий, касающихся темы проекта;

  2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению;

  3. Организация физкультурно-оздоровительной среды: изготовление нестандартного оборудования, составление картотеки игр;

  4. Анкетирование родителей;

  5. Диагностика физической подготовленности детей;

  6. Анализ полученных результатов, выводы;

  7. Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий;

  8. Подготовка цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента;

II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

(КОНЕЦ СЕНТЯБРЯ – МАЙ)

  1. Проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента.

  2. Проведение Дней здоровья с участием родителей.

  3. Проведение физкультурных праздников и развлечений с участием семейных команд.

  4. Организация туристических мини-походов в лесной массив с участием родителей.

  5. Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки здорового образа жизни, организации активного отдыха в семье.

  6. Оформление фотогазет с представлением репортажей с проведенных мероприятий.

III этап - заключительный

(конец мая)

  • Диагностика детей

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

Результатом реализации проекта стало:

  • сформированность у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, развился интерес к творческой деятельности;

  • выросли показатели физической подготовленности детей;

  • грамотное использование детьми разного спортивного оборудования и физкультурного инвентаря;

  • осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности);

  • повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимые в ДОУ;


Продукт проектной деятельности:
1.Комплексная диагностика здоровья детей старшего дошкольного возраста (приложение 1).

2.Перспективный план оздоровительно-развивающей деятельности ДОУ (приложение 2).

3. Объем оздоровительно-развивающей работы, реализуемый в процессе организации пребывания детей в ДОУ (приложение 3).

3.Картотека игр:

  • Игровые упражнения с элементами спорта;

  • Малоподвижные игры;

  • Подвижные и сюжетно – инсценированные игры;

  • Подвижные игры;

4.Конспект спортивного развлечения «Путешествие в загадочные джунгли».

5.Выступление на родительском собрании «Активный отдых в кругу семьи».

6.Анкета для родителей «О здоровье всерьез».

7.Сводная таблица анкетирования родителей «О здоровье всерьез».

8.Консультация для родителей «Приосанимся?!».

9.Конспект физкультурного досуга «Мой забавный мяч».

10.Конспект тематического физкультурного занятия « Я здоровье берегу, сам себе помогу» ( приложение 4).

11. Конспект Дня Здоровья: музыкально – спортивного праздника «Чистота для здоровья нам нужна».

12. Конспект «круглого стола» с родителями на тему: «Физическое развитие ребенка в семье и ДОУ».

13.Конспект физкультурного досуга «Здравствуй Зимушка – зима».

14.Конспект спортивного праздника «Новогоднее спортивно – оздоровительное шоу».

15.Конспект спортивного развлечения с привлечением родителей «Русские народные забавы».

Приложение 1.

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Цель: изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.

Для достижения обозначенной цели используется методика «Неоконченные предложения».

Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.

1. Здоровый человек — это...

2. Мое здоровье...

3. Иногда я болею, потому что...

4. Когда я болею, мне помогают...

5. Когда у человека что-то болит, то он...

6. Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому что...

7. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...

8. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...

9. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал...

10.Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...

11.Когда мои друзья болеют, то я...

12.Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...

Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если ребенок устанет или начнет отвлекаться.

Результаты оформляются в таблицу.



Направленность отношения



Детские суждения (комментарии)

1. Отношение к здоровью

1,7




2. Отношение к своему здоровью

2,3

6,12




3. Отношение к болезни

4,5

11




4.Отношение к опасным для здоровья ситуациям

10




5.Направленность желаний о здоровье

8,9




Обработка результатов: в последнюю графу таблицы записываются реакции ребенка, его ассоциации и мысли, которые он излагает, продолжая предложение. По характеру ответов Вы сделаете вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, понимания и интерпретации его старшим дошкольником. Обратите внимание на эмоциональность детских высказываний, этот параметр также является своего рода показателем отношения к здоровью, переживаний, связанных с ним.

Обработка результатов требует индивидуального подхода, с учетом жизненного опыта ребенка, его личностных особенностей и возможностей.

В изучении отношения к здоровью и здоровому образу жизни старших дошкольников Вы также можете использовать методику «Сочини историю». Варианты тем следующие:

«Картина моего здоровья» (с использованием рисования);

«Я и мое здоровье» или «Я здоров!»;

«Мой друг заболел» или «Письмо больному другу (подруге)»;

«История моего друга, который никогда не мыл руки и не чистил зубы»;

«Путешествие в страну Здоровье».

Контент-анализ детских высказываний направлен на осознание ребенком смысла здоровья и здорового образа жизни, отношения к ним. Такой анализ позволяет выявить, сколько признаков, качеств, свойств, действий, правил здоровья и здорового образа жизни знает ребенок и как к ним относится, как понимает их. Рассказы детей позволяют сделать вывод о ценностном или отрицательно ценностном отношении дошкольников к здоровью и жизни человека, установить, понимают ли дети взаимную зависимость между этими понятиями. Обратите внимание на творчество ребенка в процессе сочинения истории или рассказа, так как образы здоровья, их ассоциативность и оригинальность подскажут истинность отношения ребенка к изучаемому предмету.

Так же как и с детьми младшего дошкольного возраста, хорошей иллюстрацией к отношению детей пятого, шестого, седьмого года жизни будет наблюдение за поведением ребенка в течение некоторого времени (от нескольких дней до одной-двух недель). В ходе наблюдения фиксируются:

  • устойчивость и направленность любых действий и деятельности дошкольника на ценность здоровья и человеческой жизни;

  • бережное, уважительное и заботливое отношение к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предмет ному миру;

  • мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом;

  • свободное оперирование своими возможностями и верой в собственные силы в решении валеологических задач;

  • осознание и принятие нравственных эталонов жизнедеятельности (гуманности, доброты, заботы, понимания, уважения, честности, справедливости, трудолюбия и др.);

  • осознание себя субъектом здоровья и здоровой жизни.

Результаты наблюдения т рекомендуется оформить в таблицу.

Отношение ребенка (лет, мес.) к здоровью и ЗОЖ

(по материалам наблюдения)



Критерии

Проявляется

Не проявляется

Проявляется избирательно

Примечания

Устойчивость и

направленность

любых действий и

деятельности дошкольника на ценность здоровья и

человеческой жизни













Мотивация к

сбережению своего здоровья и здоровья окружающих

людей, сверстников и взрослых,

общества в целом













Свободное оперирование своими возможностями и верой в собственные силы в решении валеологических задач













Осознание и

принятие нравственных эталонов

жизнедеятельности (гуманности,

доброты, заботы,

понимания, уважения, честности,

справедливости,

трудолюбия и др.)













Осознание себя субъектом здоровья и здорово жизни













ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель опросника: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старших дошкольников, особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

Обратите внимание, что ведущий диагностический метод — индивидуальная беседа с ребенком. Учитывая, что большинство вопросов беседы требует от воспитанника развернутых ответов, обдуманных решений, заложенных в некоторых вопросах проблемных ситуаций, воспроизведение дошкольником своего жизненного опыта, диагностика проводятся по разделам. Так, например, один блок вопросов задается ребенку в утренние часы, а второй, если ребенок настроен на беседу, в вечерние. Или же беседа проводится в течение нескольких дней с ребенком.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» iconПитание школьников как компонент здорового образа жизни. Учебный проект Балакирева Полина
Философско-антропологические и социально-психологические аспекты здорового образа жизни
Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу школы №79
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся мбоу...
Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована...
Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников»
Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей...
Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» iconПрограмма формирования экологической культуры, культуры здорового...
Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...
Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся это комплексная программа формирования знаний, установок,...
Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом...
Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся...
Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» iconРезультатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни
Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной...
Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Учусь общаться», с целью формирования положительного восприятия активного жизненного стиля, как составляющей здорового образа жизни...
Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных...
Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск