Скачать 407.5 Kb.
|
ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» Факультет «Дошкольное и начальное школьное образование» Кафедра «Педагогика и психология детства» Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» КПК: «Современные педагогические технологии развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка-дошкольника.» Выполнила: Дегтяренко Ольга Викторовна Воспитатель МБДОУ №14 п. Тельмана Тосненского района Лен. Обл. Руководитель: Попова Майя Николаевна кан. пед. наук, доцент кафедры. Санкт-Петербург 2011 Тип проекта По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный. По содержанию: социально - педагогический. Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности с 5 до 7 лет, воспитатели групп, родители. По времени проведения: долгосрочный. По характеру контактов: в рамках ДОУ. обоснование проекта Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п.1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровым – естественное стремление человека. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Главное - помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Главная цель спортивных праздников и досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, приобщать к здоровому образу жизни. Отсюда тема проекта: «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников». АКТУАЛЬНОСТЬ данного проекта определяется рядом существующих противоречий:
проблема - разрешение данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему: поиск эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни. гипотеза проекта - целенаправленная работа по организации досуговой деятельности с вовлечением родителей позволит не только сохранить здоровье дошкольников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма. Цель проекта - формирование компетентной, увлеченной и грамотной спортивной личности, предоставление возможностей дошкольникам приобщения к здоровому образу жизни посредством организации активного отдыха в детском саду. задачи проекта :
Методы проекта
обеспечение проектной деятельности Информационные ресурсы:
Методическое: 1.Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, Воронеж 2007
Дидактическое:
Стратегия осуществления проекта Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ №14 поселка Тельмана Тосненского района Ленинградской области:
Ожидаемый результат
содержание проектной деятельности Этапы и сроки реализации: I этап – подготовительный, II этап – практический, III этап – заключительный . I Этап – подготовительный (АВГУСТ – СЕНТЯБРЬ)
II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ (КОНЕЦ СЕНТЯБРЯ – МАЙ)
III этап - заключительный (конец мая)
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: Результатом реализации проекта стало:
Продукт проектной деятельности: 1.Комплексная диагностика здоровья детей старшего дошкольного возраста (приложение 1). 2.Перспективный план оздоровительно-развивающей деятельности ДОУ (приложение 2). 3. Объем оздоровительно-развивающей работы, реализуемый в процессе организации пребывания детей в ДОУ (приложение 3). 3.Картотека игр:
4.Конспект спортивного развлечения «Путешествие в загадочные джунгли». 5.Выступление на родительском собрании «Активный отдых в кругу семьи». 6.Анкета для родителей «О здоровье всерьез». 7.Сводная таблица анкетирования родителей «О здоровье всерьез». 8.Консультация для родителей «Приосанимся?!». 9.Конспект физкультурного досуга «Мой забавный мяч». 10.Конспект тематического физкультурного занятия « Я здоровье берегу, сам себе помогу» ( приложение 4). 11. Конспект Дня Здоровья: музыкально – спортивного праздника «Чистота для здоровья нам нужна». 12. Конспект «круглого стола» с родителями на тему: «Физическое развитие ребенка в семье и ДОУ». 13.Конспект физкультурного досуга «Здравствуй Зимушка – зима». 14.Конспект спортивного праздника «Новогоднее спортивно – оздоровительное шоу». 15.Конспект спортивного развлечения с привлечением родителей «Русские народные забавы». Приложение 1. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ Цель: изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни. Для достижения обозначенной цели используется методика «Неоконченные предложения». Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью. 1. Здоровый человек — это... 2. Мое здоровье... 3. Иногда я болею, потому что... 4. Когда я болею, мне помогают... 5. Когда у человека что-то болит, то он... 6. Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому что... 7. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе... 8. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется... 9. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал... 10.Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то... 11.Когда мои друзья болеют, то я... 12.Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю... Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если ребенок устанет или начнет отвлекаться. Результаты оформляются в таблицу.
Обработка результатов: в последнюю графу таблицы записываются реакции ребенка, его ассоциации и мысли, которые он излагает, продолжая предложение. По характеру ответов Вы сделаете вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, понимания и интерпретации его старшим дошкольником. Обратите внимание на эмоциональность детских высказываний, этот параметр также является своего рода показателем отношения к здоровью, переживаний, связанных с ним. Обработка результатов требует индивидуального подхода, с учетом жизненного опыта ребенка, его личностных особенностей и возможностей. В изучении отношения к здоровью и здоровому образу жизни старших дошкольников Вы также можете использовать методику «Сочини историю». Варианты тем следующие: «Картина моего здоровья» (с использованием рисования); «Я и мое здоровье» или «Я здоров!»; «Мой друг заболел» или «Письмо больному другу (подруге)»; «История моего друга, который никогда не мыл руки и не чистил зубы»; «Путешествие в страну Здоровье». Контент-анализ детских высказываний направлен на осознание ребенком смысла здоровья и здорового образа жизни, отношения к ним. Такой анализ позволяет выявить, сколько признаков, качеств, свойств, действий, правил здоровья и здорового образа жизни знает ребенок и как к ним относится, как понимает их. Рассказы детей позволяют сделать вывод о ценностном или отрицательно ценностном отношении дошкольников к здоровью и жизни человека, установить, понимают ли дети взаимную зависимость между этими понятиями. Обратите внимание на творчество ребенка в процессе сочинения истории или рассказа, так как образы здоровья, их ассоциативность и оригинальность подскажут истинность отношения ребенка к изучаемому предмету. Так же как и с детьми младшего дошкольного возраста, хорошей иллюстрацией к отношению детей пятого, шестого, седьмого года жизни будет наблюдение за поведением ребенка в течение некоторого времени (от нескольких дней до одной-двух недель). В ходе наблюдения фиксируются:
Результаты наблюдения т рекомендуется оформить в таблицу. Отношение ребенка (лет, мес.) к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)
ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Цель опросника: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старших дошкольников, особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди». Обратите внимание, что ведущий диагностический метод — индивидуальная беседа с ребенком. Учитывая, что большинство вопросов беседы требует от воспитанника развернутых ответов, обдуманных решений, заложенных в некоторых вопросах проблемных ситуаций, воспроизведение дошкольником своего жизненного опыта, диагностика проводятся по разделам. Так, например, один блок вопросов задается ребенку в утренние часы, а второй, если ребенок настроен на беседу, в вечерние. Или же беседа проводится в течение нескольких дней с ребенком. |
Питание школьников как компонент здорового образа жизни. Учебный проект Балакирева Полина Философско-антропологические и социально-психологические аспекты здорового образа жизни | Программа формирования здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу школы №79 Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся мбоу... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована... | Программа формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников» Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей... | ||
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового... Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих... | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся это комплексная программа формирования знаний, установок,... | ||
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом... | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся... | ||
Результатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Учусь общаться», с целью формирования положительного восприятия активного жизненного стиля, как составляющей здорового образа жизни... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных... | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни... Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных... |