Скачать 62.33 Kb.
|
УДК 141.3 Эзотеризм и современная научная мысль Шевцова А.А., Научный руководитель Якуба В.М. Сибирский федеральный университет В наши дни сюжеты, символы, идеи, связанные с различными аспектами мистицизма и эзотеризма, играют немалую роль в разных стратах общества, проникают в научные парадигмы и философские системы, художественное творчество, в политику и экономику, а зачастую господствуют и в массовом сознании. Все это говорит о том, что в современной культуре заметен повышенный интерес к мистико-эзотерической проблематике. Между тем она еще не стала постоянным объектом серьезных целенаправленных академических исследований. Научные работы, в которых затрагивается данная проблематика, все еще крайне редко издаются на постсоветском пространстве, несмотря на свою востребованность. Традиционная наука имеет достаточно строгую форму организованности. Научное знание выступает в виде логически упорядоченной схемы. Вненаучное знание не является выдумкой отсталых народов неспособных объяснить явления природы или фикцией придуманной гуманитариями. Вненаучное знание производится (возникает) в определенных культурно-интеллектуальных сообществах, основывающихся на духовных традициях отличных от рационалистических и позитивистских установок. Вненаучное знание имеет собственные источники и средства познания. Многие отрасли вненаучного познания возникли намного раньше, чем соответствующие отрасли науки. Эзотеризм же изначально плюралистичен. Он выражает индивидуальные различия и многообразные пути достижения истины. Эзотеризм есть поиск и построение идеальной реальности и осмысление личного пути самосовершенствования. Эзотеризм - это ниша интеллектуальной свободы, где каждый имеет право на духовное творчество, самостоятельное волеизъявление, не стесненное нормой запрета социально-идеологического характера. Эзотеризм формировался как учение, позволяющее познать "внутреннюю сущность" вещей и явлений в их скрытой взаимосвязи и конечном предназначении; как учение, приближающее нас к понимаю Истины, Мудрости, Разума и Любви; как учение, доказывающее факт всеприсутствия божественного начала. Эзотеризм призывает многое принимать на веру. Не представляя доказательств, эзотеризм обращается к внерациональным (интуиция) или сверхрациональным (Откровение) способам убеждения, опирается на легенды и предания, свидетельства исторического повествования. Последователи герметических учений верят в непосредственное влияние произносимой мистической формулы на природу вещей, т.е. признают, что произносимое слово само по себе обладает способностью и свойством влиять на естественное течение событий. На этом основывалась мифология и магия всех языческих народов. Одним из основополагающих моментов Эзотерики является то, что вся Вселенная живет по одним общим законам и все во Вселенной взаимосвязано. Эта связь осуществляется за счет энергии, наполняющей и пронизывающей собой все миры. Когда человек в процессе жизни совершает какие-то действия, он тем самым влияет на окружающий мир. Причем к действиям относится не только то, что человек совершает в материальном мире, но также мысли, эмоции, желания, настроения, которые наделены особыми видами энергии и несут в себе информацию. Когда сознание производит их, оно совершает действия в других пространственных планах, следствием чего является влияние на внешний мир и на дальнейшую судьбу человека. От этого мир немного изменяется и, в свою очередь, воздействует на человека, меняет обстоятельства его жизни. Человек конкретными действиями сам определяет, программирует свое будущее. Некоторые действия незамедлительно сказываются на судьбе, другие — через много лет, а есть и такие, которые влияют только на будущие жизни (Карма; Сансара; Инкарнация; Реинкарнация; Метемпсихоза; Перевоплощение). Актуальным для исследования является анализ предположений о научном обосновании эзотеризма, о возможности совмещения эзотерических и научных взглядов в новой мировоззренческой парадигме как единой системе непротиворечивых представлений. В связи с этим, следует выявить специфику соотношения эзотеризма и философских направлений, в частности русского космизма, общие методологические основания науки и эзотеризма, а также факторы, влияющие на укрепление статуса и роли эзотеризма в культуре. С точки зрения философии, понятие космизма связано с представлениями о космосе как противоположности хаосу, сформированными уже в период становления первых философских школ Древней Греции (киники, стоики). С точки зрения науки, космизм подразумевает космогонию — использование теорий о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта—Лапласа (XVIII век) об образовании Солнечной системы путём конденсации пылеобразных масс, теории расширяющейся Вселенной Фридмана, разлетающихся галактик Хаббла (XX век), теории относительности Эйнштейна и других. Русский космизм — течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной. По сути, вся идеология русского космизма, основанная на понимании того, что человек утратил почву под ногами, оторвался от земли, и представляет собой его интуицию (Гиренок,1990). Р.С. Карпинская (1990),акцентируя внимание на русском космизме как «явлении отнюдь не гармоничном, как его принято сейчас изображать, а глубоко противоречивом», констатируют, что его идеи связаны не с научным знанием, а с «убеждениями чувств». Но природа феномена интуиции и по сей день не имеет приемлемого научного объяснения. Согласно известному принципу «бритвы Оккама»,выдвинутому философом-схоластом Уильямом Оккамом, понятия, не сводимые к интуитивному и опытному знанию, должны изгоняться из науки. Провозглашение этого принципа было предпосылкой рационализма, утвердившего свои позиции в 18 веке и явившегося важным этапом развития культуры и цивилизации в целом, особенно в 19-20 веках. Но его границы, по мнению академика Н.Н.Моисеева (2003),видимы и четко очерчены, а возможности исчерпаны: «Человечество столкнулось с необходимостью изучения и использования столь сложных систем , для которых традиционные принципы анализа, рожденные рационализмом, сделались не просто недостаточными, но и непригодными в принципе». Об этом же писал Л.В.Лесков (1992): «Наука в настоящее время по ряду признаков находится на новом, «постенклассическом» этапе своего развития. Суть этого этапа состоит в том, что в центре научных исследований всё в большей степени оказываются сложные саморазвивающиеся системы, в которые в качестве активно действующего компонента включен сам человек. По существу, это означает смыкание с концепциями одной из наиболее одиозных представительниц оккультизма 19в. Е.П. Блаватской , которая писала: «будущее открывает перед нами самые грандиозные перспективы. Ибо пробил час великого циклического возвращения к мистическому мышлению. Со всех сторон нас окружают воды океана универсальной науки-науки вечной жизни, таящие в себе забытые, затонувшие сокровища ушедших поколении(Атлантида… 2009)». Однако отрицание рационализма в понимании совсем не означает отрицания науки как таковой в понимании оккультистов. Если Н.К. и Е.И. Рерихи лишь отводили науке вспомогательную роль по сравнению с духовной составляющей становления личности, то их последователи, в частности, В.А. Петров и Д.Н Воеводин (2003), утверждают: поскольку религия основывается на вере и полностью отрицает эмпирический подход, а наука занимает противоположную позицию, то все процессы, не попадающие в рамки объяснимого, ни та, ни другая сторона стараются не замечать. Отсюда следует вывод (Петров и Воеводин) : «Наука и религия похожи в своей противоположности. Для них характерны догматизм и вера… Развитие этих аспектов человеческого знания привели к совершенно парадоксальной установке запретов на получение новой информации Например, в науке ученый должен долгое время учиться, зарабатывать авторитет в научных кругах, при этом изолированно от общества развивать свою систему интерпретации знаний. Лишь когда его язык, система интерпретаций становится понятной большинству, он получает разрешение на изложение своих взглядов». Петров и Воеводин не только перестают обвинять науку и религию в догматизме, но и утверждают прямо противоположное : «..Необъяснимый творческий поиск присутствует и в науке, и в искусстве, и в религии». Что же предлагают Петров и Воеводин взамен науки и религии? А предлагают они следующее: «Но есть и пути развития, связанные с первичной информационной матрицей. Это пути познания, связанные с универсальным развитием человеческой личности Эти системы познания обращены внутрь человеческой личности, к его полевому двойнику и через него к внешнему полю. Примерами таких путей, с одной стороны, являются различные философские системы Востока, шаманизм, йога, медитативные техники, некоторые восточные единоборства. С другой стороны, это всё способы выражения бессознательного, или искусство. Все эти направления человеческой деятельности объединяют общие черты, отсутствие внешних сдерживающих запретов и догм, отсутствие конечного идеала развития и цели, постоянный абстрактный поиск». Мы попытаемся обсудить лишь вопросы, связанные с «тайным знанием», в основном не принятым или не объясненным наукой на данном этапе, а не с тем пока «тайным знанием», которое, хотя конкретно не сформулировано, но предполагается получить в рамках новой научной парадигмы. Обсуждение проблемы «тайного знания» необходимо в связи с тем, что русский космизм сегодня трактуется по-разному. В наших источниках он характеризуется как великая интуиция,проявленная отечественными еретиками от науки и культуры в предвидении космической эры человечества(Гиренок,1990), а в зарубежной – как провозвестник «холистической» и «теологически детерминированной эволюции Вселенной» (Rosenthal,1997) либо как явление «эзотерической космологии» и оккультизма. |
Т. С. Шевцова основы профессионального общения Шевцова Т. С. Основы профессионального общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.... | Т. С. Шевцова Основы психологического консультирования Шевцова Т. С. Основы психологического консультирования, психокоррекция и психотерапия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... | ||
Научная работа Главная в тексте идея, основная мысль Аббревиатура состоит из усечённых слов, входящих в исходное словосочетании существительное | Международная научная конференция «Современная онтология IV : Проблемы метода» Участие в конференциях, фестивалях, семинарах, форумах и т д. ( название мероприятия, место, год) | ||
Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» Шафеева А. Ф., учитель истории и обществознания маоу «сош №45» Октябрьского района г. Саратова | Кафедра философии и культурологии Современная наука как социальный институт. Формы организации науки (научное сообщество, научные школы и группы, «невидимый колледж»,... | ||
Николай Клягин Современная научная картина мира Губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М., Практикум по экологии человека (учебное пособие) / Под ред. Л. И. Губаревой. – М.:... | 1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | ||
1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Абсолюта. (М. Мерло-Понти). Христианская мысль отвечает, что эта мысль достигает в такой | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Биология. Связи биологии с другими науками. Современная естественно-научная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез... | Словообразование в английском языке Знание слов важно. Слова важны. Слова — это ваши кони, слуги, ваши мысли. Без них вы чувствуете беспомощность, типа мысль есть, а... | ||
Современная научная духовность для здоровья, выживания и достатка Его исполнение обеспечивается большой командой "небесных помощников" от Семьи Света, и в силу этого он абсолютно безопасен и может... | Отчет 2012 Всероссийская научная школа молодых ученых-палеонтологов... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение борисоглебского городского округа борисоглебская средняя общеобразовательная... | ||
Научная литература Самарская научная школа металлофизики и механики процессов деформирования / Н. Ф. Банникова; гл ред. А. М. Дмитриев. Самара: Изд-во... | Выступления «Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения с учетом современных требований» (Аджавенко Т. А., Шевцова Е.... |