Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации24.11.2013
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Уфимский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Уральская государственная юридическая академия»


Кафедра государственно-правовых дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

__________________________

(протокол заседания кафедры

№ ____ от ___________2013 г.)

Рабочая учебная программа дисциплины

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Федерального компонента

Цикла ОПД

высшего профессионального образования

по специальности 030501.65 Юриспруденция

Уфа 2010

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Культурология» играет важную роль в системе современного высшего образования, призванного обеспечить становление образованной, эрудированной личности будущего специалиста. Культурология развивает творческие способности, интеллектуальный потенциал, способствует формированию толерантности и освоению общечеловеческих культурных ценностей.

Настоящая программа предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и входит в цикл «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Курс включает цикл лекций, практические занятия, тематику реферативных докладов, вопросы к зачету и экзамену.

Данный курс имеет установочный характер и является базой для усвоения других курсов гуманитарного цикла, а также ряда специальных дисциплин.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста по гуманитарным направлениям и специальностям.

Учебная дисциплина «Культурология» относится к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Главный стержень, вектор формирования культуры современного человеческого общества составляет гуманизм. Поэтому изучение культурологии — системы знаний о сущности, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры — в высших учебных заведениях является одним из эффективных направлений воспитания гуманистически ориентированной, духовно развитой и высоконравственной личности, способной стать активным, ответственным и деятельным субъектом происходящих в обществе модернизационных процессов.

В процессе учебы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования студенты имеют возможность получить знания в области развития мировой и отечественной культуры; понять мир разнообразных явлений духовной жизни общества, уяснить сущность культуры, особенности и разновидности регионально-национальных культур; ознакомиться с основными современными культурологическими школами, направлениями и теориями, сущностью и разновидностями художественной культуры; познать основы использования и сохранения культурного наследия.

Усвоение важнейших понятий и категорий культурологии (культура и цивилизация, морфология и динамика культуры, ее нормы и ценности, язык, символ и код культуры, традиции и социальные институты и др.) углубляет представления не только об основных тенденциях современных культурных процессов в мире а стране, но и о своей собственной причастности к явлениям, происходящим в этой интереснейшей сфере человеческого бытия.

Цель культурологии как учебной дисциплины: в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об истории культурологической мысли, познакомить с категориальным аппаратом и исследовательскими методами, раскрыть сущность основных проблем культурологии, а также познакомить студентов со спецификой и закономерностями развития различных культур.

Задачи «Культурологии»:

1. Сформировать у студентов целостное представление о
мире как развивающейся системе, как совокупности
культурных достижений человеческого общества;

2. Развитие у студентов стремления к
постоянному пополнению знаний о культуре в нашей стране и мире, умения
анализировать и делать выводы, опираясь на источники и научную
литературу по культурологической проблематике;

3. Воспитать у студентов чувства гордости и уважения к достижениям собственной национальной и отечественной культуры, к ценностям общечеловеческой культуры, приобщить к идее диалога как основе бытия различных культур и народов в современном поликультурном пространстве, сформировать принципы толерантности и взаимопонимания в межличностном общении представителей различных культур.
В результате изучения дисциплины «Культурология» студент должен иметь:

- научное представление о сущности культуры, ее генезисе и развитии, об основных методологических подходах к ее анализу, о роли культуры в разрешении многочисленных глобальных и национальных проблем, о значении культуры для развития личности. Студент должен глубоко усвоить необходимость гуманитаризации образования и гуманизации современной жизни.

Студент должен знать:

- этапы становления культурологии как науки;

- основные категории и методы исследования культурологии;

- наиболее распространенные в мировой и отечественной культурологической мысли подходы и концепции изучения культуры;

- сущность, социальные институты, структурную организацию и функциональные возможности культуры;

- типологию культур, динамику и характер изменений в культуре, тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе;

- основные черты, факторы развития и достижения мировой культуры на различных этапах исторического развития;

- особенности, социодинамику, важнейшие достижения отечественной культуры на основных этапах ее развития;

- проблемы взаимодействия общества и культуры, личности и культуры;

.

Студент должен уметь:

- самостоятельно анализировать энциклопедическую, справочную, научную и методическую литературу, составлять конспекты, грамотно излагать суть изученного, выступать с сообщениями и докладами;

- применять теоретические знания для анализа многообразных явлений и событий культуры и давать им самостоятельную оценку;

  • ориентироваться в вопросах мирового, российского и регионального культурного развития;

- пользоваться достижениями эстетической и художественной культуры, вырабатывать эстетическое отношение к действительности, уметь понимать и оценивать памятники художественной культуры;

- находить междисциплинарные связи культурологии с другими учебными дисциплинами.

Студент должен иметь навык:

- активного поиска необходимой информации, умения четко
формулировать мысль, высказывать и защищать собственную точку зрения по актуальным культурологическим проблемам;

- анализа и объективной оценки фактов и процессов мировой и отечественной культуры;

- выработки объективной и принципиальной эстетической и художественной позиции в осмыслении мозаичного мира современного эстетического и художественного плюрализма, ориентации в сущности прекрасного и безобразного, истинно художественного и подделок, вечного и преходящего (временного).

Работа студентов по дисциплине «Культурология» состоит из двух аспектов:

  • аудиторной (прослушивание лекций);

  • внеаудиторной, самостоятельной работы студентов (работа с литературой, выполнение практических заданий, написание рефератов, докладов).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем


Аудиторные занятия

Самостоятельная

работа


в том числе

лекции

семинары

  1. Теория культуры как учебный предмет.

2

-

4

  1. Феномен и сущность культуры. Типология культуры.

4

-

4

  1. Генезис культуры. Культура древности.

2

4




4

  1. Античная культура. Раннехристианская культура

2

2

2

2


4

  1. Средневековая культура

4







  1. Культура Возрождения и Реформации

2

2

4

7. Культура Нового времени


2

2

4

8.Культура ХХ века

2

2

4

9.Культура России

2

2

2

Зачет (СО) – 3 семестр


Всего

20

14

36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Теория культуры как учебный предмет.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история мировой культуры; история культуры России; школы, направления и теории в культурологии; охрана и использование культурного наследия. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символ культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Становление науки о культуре. Место культурологии в системе наук. Специфика разных видов познавательной деятельности (естественное, техническое, социально-гуманитарное знание) и процессы сближения и интеграции различных областей знания. Комплексный, системный и целостный характер культурологического знания. Предмет и задачи культурологии. Методы культурологии. Структура и состав культурологического знания. История и теория культуры. Фундаментальная и прикладная культурология. Культурология и философия культуры. Культурология и социология культуры. Культурная антропология. Культурология и история культуры.

Культурология и образование. Образовательный и воспитательный потенциал культурологии.

Тема 2. Феномен и сущность культуры. Типология культуры.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символ культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Культура как специфически человеческий способ взаимодействия с окружающей средой.

Эволюция понятия «культура». Многогранность понятия «культура». Многообразие философских концепций культуры (деятельностная, аксиологическая, коммуникативно-диалогическая и системная). Западные культурологические концепции.

Культура как система. Структура культуры. Материальная и духовная культура: единство и различие. Артефакты. Идеалы, нормы, ценности в структуре культуры. Культурные традиции. Значение и смыслы в структуре культуры. Язык, символика, знаковые системы как носители культурных смыслов.

Культура и общество. Сферы общественной жизни как основа образования различных видов культуры. Экономическая культура. Политическая культура. Правовая культура. Эстетическая культура. Нравственная культура. Научная культура. Философская культура. Религиозная культура. Религиозная и светская культура.

Культура и личность. Человек – творение и творец культуры. Личность и творчество. Инкультурация и социализация.

Культура и природа. Экология и экологическая культура.

Культура и цивилизация. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Типы цивилизаций.

Основные функции культуры: познавательная, гуманистическая, функция преобразовательная, коммуникативная, информационная, ценностно-нормативная, защитно-адаптивная, психологической разрядки, социализации.

Динамика культуры, ее основные понятия: изобретение, инновация, культурные контакты, эволюция, диффузия, синтез, дифференциация. Прогресс и регресс в культуре.

II.Проблема единства и многообразия культур. Понятие типа, типологии и типологизации культур. Критерии типологизации культур (исторический, социальный и др.). Историческая типология культуры. Формационная типология культуры. Цивилизационная типология культуры. Линейная типология культур К. Ясперса.

Методологическая роль понятия концепции идеального типа М. Вебера.

Элитарная и массовая культура. Возникновение и развитие массовой культуры, ее роль в современном обществе. Средства массовой коммуникации в массовой культуре.

Профессиональная и народная культура как социальные тиры культуры.

Специфические и «срединные» культуры. Субкультуры и критерии их классификации. Тенденции развития молодежной культуры в современном обществе.

Контркультура, ее истоки и сущность. Маргинальная культура.

Национальная и этническая культура. Нация и культура. Национализм и модернизация.

Восточные и западные типы культур. Культурные различия между Западом и Востоком. Диалог культур.

Тема 3. Генезис культуры. Культура древности.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Процесс антропосоциогенеза как начало человеческой культуры. Значение речи и мышления. Периодизация: палеолит, мезолит, неолит. Особенности первобытной культуры: синкретичность, утилитарность, аморфность, бесписьменность, символизм, анонимность, традиционализм, мифологичность, коллективность сознания.

Первобытные верования: фетишизм, тотемизм, магия, анимизм. Ритуал как форма объективации первобытного мировоззрения. Табу как культурный фактор. Миф и культура. Первобытное искусство. Теории возникновения искусства. Первобытность в современной культуре.

Агрикультурная революция и ее значение для культуры. Предпосылки возникновения древних цивилизаций.

II. Культура древних цивилизаций

Культура Древнего Египта. Религия и мировоззрение египтян. Культ фараона. Заупокойный культ и представления о душе и мироздании. Сельскохозяйственная аграрная революция. Развитие ремесел и искусств.

Культура Древней Месопотамии. Раннеземледельческая культура Шумера и Аккада. Расцвет культуры Вавилона. Ассирийская культура. Письменность. Зарождение научных, знаний. Искусство. Религия и представление о мироздании. Мифология и литература. Законы Хаммурапи как памятник древневосточной правовой мысли. Культура Древнего Ирана. Культурная экспансия Месопотамии в Израильское царство.

Культура Древней Индии. «Веды», «Упанишады», «Махабхарата», «Рамаяна» - памятники древнеиндийской культуры. Касты и их роль в жизни индийцев. Ведическая религия, брахманизм, индуизм, буддизм. Философско-мировоззренческие

основы буддизма. Синтез архитектуры, скульптуры, живописи. Йога, ее сущность и разновидности. Наука.

Культура Древнего Китая. Мировоззрение древних китайцев. «Книга перемен». Роль даосизма и конфуцианства в формировании духовно-нравственных традиций Китая. Концепция идеального человека: гуманность и чувство долга как основные его качества. Природа как эталон прекрасного и возвышенного. Роль буддийской традиции в китайской культуре. Искусство. Достижения в науке.

Древние культуры инков, майя и ацтеков. Культура майя: религия, иероглифическая письменность, книги, наука и мифология, мировоззрение, система духовно-политического управления; загадка гибели майя. Культура ацтеков: военное искусство, Теночтитлан как культурный центр ацтеков. Культура инков: религия и мифология, храмовая культура, военная политика и управление, узелковое письмо и наука.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск