МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ Уфимский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия» Кафедра государственно-правовых дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
__________________________
(протокол заседания кафедры
№ ____ от ___________2013 г.)
Рабочая учебная программа дисциплины
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Федерального компонента
Цикла ОПД
высшего профессионального образования
по специальности 030501.65 Юриспруденция
Уфа 2010
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Культурология» играет важную роль в системе современного высшего образования, призванного обеспечить становление образованной, эрудированной личности будущего специалиста. Культурология развивает творческие способности, интеллектуальный потенциал, способствует формированию толерантности и освоению общечеловеческих культурных ценностей.
Настоящая программа предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и входит в цикл «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Курс включает цикл лекций, практические занятия, тематику реферативных докладов, вопросы к зачету и экзамену.
Данный курс имеет установочный характер и является базой для усвоения других курсов гуманитарного цикла, а также ряда специальных дисциплин.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста по гуманитарным направлениям и специальностям.
Учебная дисциплина «Культурология» относится к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Главный стержень, вектор формирования культуры современного человеческого общества составляет гуманизм. Поэтому изучение культурологии — системы знаний о сущности, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры — в высших учебных заведениях является одним из эффективных направлений воспитания гуманистически ориентированной, духовно развитой и высоконравственной личности, способной стать активным, ответственным и деятельным субъектом происходящих в обществе модернизационных процессов.
В процессе учебы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования студенты имеют возможность получить знания в области развития мировой и отечественной культуры; понять мир разнообразных явлений духовной жизни общества, уяснить сущность культуры, особенности и разновидности регионально-национальных культур; ознакомиться с основными современными культурологическими школами, направлениями и теориями, сущностью и разновидностями художественной культуры; познать основы использования и сохранения культурного наследия.
Усвоение важнейших понятий и категорий культурологии (культура и цивилизация, морфология и динамика культуры, ее нормы и ценности, язык, символ и код культуры, традиции и социальные институты и др.) углубляет представления не только об основных тенденциях современных культурных процессов в мире а стране, но и о своей собственной причастности к явлениям, происходящим в этой интереснейшей сфере человеческого бытия.
Цель культурологии как учебной дисциплины: в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об истории культурологической мысли, познакомить с категориальным аппаратом и исследовательскими методами, раскрыть сущность основных проблем культурологии, а также познакомить студентов со спецификой и закономерностями развития различных культур.
Задачи «Культурологии»:
1. Сформировать у студентов целостное представление о мире как развивающейся системе, как совокупности культурных достижений человеческого общества;
2. Развитие у студентов стремления к постоянному пополнению знаний о культуре в нашей стране и мире, умения анализировать и делать выводы, опираясь на источники и научную литературу по культурологической проблематике;
3. Воспитать у студентов чувства гордости и уважения к достижениям собственной национальной и отечественной культуры, к ценностям общечеловеческой культуры, приобщить к идее диалога как основе бытия различных культур и народов в современном поликультурном пространстве, сформировать принципы толерантности и взаимопонимания в межличностном общении представителей различных культур. В результате изучения дисциплины «Культурология» студент должен иметь:
- научное представление о сущности культуры, ее генезисе и развитии, об основных методологических подходах к ее анализу, о роли культуры в разрешении многочисленных глобальных и национальных проблем, о значении культуры для развития личности. Студент должен глубоко усвоить необходимость гуманитаризации образования и гуманизации современной жизни.
Студент должен знать:
- этапы становления культурологии как науки;
- основные категории и методы исследования культурологии;
- наиболее распространенные в мировой и отечественной культурологической мысли подходы и концепции изучения культуры;
- сущность, социальные институты, структурную организацию и функциональные возможности культуры;
- типологию культур, динамику и характер изменений в культуре, тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе;
- основные черты, факторы развития и достижения мировой культуры на различных этапах исторического развития;
- особенности, социодинамику, важнейшие достижения отечественной культуры на основных этапах ее развития;
- проблемы взаимодействия общества и культуры, личности и культуры;
.
Студент должен уметь:
- самостоятельно анализировать энциклопедическую, справочную, научную и методическую литературу, составлять конспекты, грамотно излагать суть изученного, выступать с сообщениями и докладами;
- применять теоретические знания для анализа многообразных явлений и событий культуры и давать им самостоятельную оценку;
ориентироваться в вопросах мирового, российского и регионального культурного развития;
- пользоваться достижениями эстетической и художественной культуры, вырабатывать эстетическое отношение к действительности, уметь понимать и оценивать памятники художественной культуры;
- находить междисциплинарные связи культурологии с другими учебными дисциплинами.
Студент должен иметь навык:
- активного поиска необходимой информации, умения четко формулировать мысль, высказывать и защищать собственную точку зрения по актуальным культурологическим проблемам;
- анализа и объективной оценки фактов и процессов мировой и отечественной культуры;
- выработки объективной и принципиальной эстетической и художественной позиции в осмыслении мозаичного мира современного эстетического и художественного плюрализма, ориентации в сущности прекрасного и безобразного, истинно художественного и подделок, вечного и преходящего (временного).
Работа студентов по дисциплине «Культурология» состоит из двух аспектов:
аудиторной (прослушивание лекций);
внеаудиторной, самостоятельной работы студентов (работа с литературой, выполнение практических заданий, написание рефератов, докладов).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование тем
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная
работа
| в том числе
| лекции
| семинары
| Теория культуры как учебный предмет.
| 2
| -
| 4
| Феномен и сущность культуры. Типология культуры.
| 4
| -
| 4
| Генезис культуры. Культура древности.
| 2
| 4
|
| 4
| Античная культура. Раннехристианская культура
| 2
2
| 2
2
| 4
| Средневековая культура
| 4
|
|
| Культура Возрождения и Реформации
| 2
| 2
| 4
| 7. Культура Нового времени
| 2
| 2
| 4
| 8.Культура ХХ века
| 2
| 2
| 4
| 9.Культура России
| 2
| 2
| 2
| Зачет (СО) – 3 семестр
| Всего
| 20
| 14
| 36
| СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Теория культуры как учебный предмет.
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история мировой культуры; история культуры России; школы, направления и теории в культурологии; охрана и использование культурного наследия. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символ культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Становление науки о культуре. Место культурологии в системе наук. Специфика разных видов познавательной деятельности (естественное, техническое, социально-гуманитарное знание) и процессы сближения и интеграции различных областей знания. Комплексный, системный и целостный характер культурологического знания. Предмет и задачи культурологии. Методы культурологии. Структура и состав культурологического знания. История и теория культуры. Фундаментальная и прикладная культурология. Культурология и философия культуры. Культурология и социология культуры. Культурная антропология. Культурология и история культуры.
Культурология и образование. Образовательный и воспитательный потенциал культурологии.
Тема 2. Феномен и сущность культуры. Типология культуры.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символ культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Культура как специфически человеческий способ взаимодействия с окружающей средой.
Эволюция понятия «культура». Многогранность понятия «культура». Многообразие философских концепций культуры (деятельностная, аксиологическая, коммуникативно-диалогическая и системная). Западные культурологические концепции.
Культура как система. Структура культуры. Материальная и духовная культура: единство и различие. Артефакты. Идеалы, нормы, ценности в структуре культуры. Культурные традиции. Значение и смыслы в структуре культуры. Язык, символика, знаковые системы как носители культурных смыслов.
Культура и общество. Сферы общественной жизни как основа образования различных видов культуры. Экономическая культура. Политическая культура. Правовая культура. Эстетическая культура. Нравственная культура. Научная культура. Философская культура. Религиозная культура. Религиозная и светская культура.
Культура и личность. Человек – творение и творец культуры. Личность и творчество. Инкультурация и социализация.
Культура и природа. Экология и экологическая культура.
Культура и цивилизация. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Типы цивилизаций.
Основные функции культуры: познавательная, гуманистическая, функция преобразовательная, коммуникативная, информационная, ценностно-нормативная, защитно-адаптивная, психологической разрядки, социализации.
Динамика культуры, ее основные понятия: изобретение, инновация, культурные контакты, эволюция, диффузия, синтез, дифференциация. Прогресс и регресс в культуре.
II.Проблема единства и многообразия культур. Понятие типа, типологии и типологизации культур. Критерии типологизации культур (исторический, социальный и др.). Историческая типология культуры. Формационная типология культуры. Цивилизационная типология культуры. Линейная типология культур К. Ясперса.
Методологическая роль понятия концепции идеального типа М. Вебера.
Элитарная и массовая культура. Возникновение и развитие массовой культуры, ее роль в современном обществе. Средства массовой коммуникации в массовой культуре.
Профессиональная и народная культура как социальные тиры культуры.
Специфические и «срединные» культуры. Субкультуры и критерии их классификации. Тенденции развития молодежной культуры в современном обществе.
Контркультура, ее истоки и сущность. Маргинальная культура.
Национальная и этническая культура. Нация и культура. Национализм и модернизация.
Восточные и западные типы культур. Культурные различия между Западом и Востоком. Диалог культур.
Тема 3. Генезис культуры. Культура древности.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Процесс антропосоциогенеза как начало человеческой культуры. Значение речи и мышления. Периодизация: палеолит, мезолит, неолит. Особенности первобытной культуры: синкретичность, утилитарность, аморфность, бесписьменность, символизм, анонимность, традиционализм, мифологичность, коллективность сознания.
Первобытные верования: фетишизм, тотемизм, магия, анимизм. Ритуал как форма объективации первобытного мировоззрения. Табу как культурный фактор. Миф и культура. Первобытное искусство. Теории возникновения искусства. Первобытность в современной культуре.
Агрикультурная революция и ее значение для культуры. Предпосылки возникновения древних цивилизаций.
II. Культура древних цивилизаций
Культура Древнего Египта. Религия и мировоззрение египтян. Культ фараона. Заупокойный культ и представления о душе и мироздании. Сельскохозяйственная аграрная революция. Развитие ремесел и искусств.
Культура Древней Месопотамии. Раннеземледельческая культура Шумера и Аккада. Расцвет культуры Вавилона. Ассирийская культура. Письменность. Зарождение научных, знаний. Искусство. Религия и представление о мироздании. Мифология и литература. Законы Хаммурапи как памятник древневосточной правовой мысли. Культура Древнего Ирана. Культурная экспансия Месопотамии в Израильское царство.
Культура Древней Индии. «Веды», «Упанишады», «Махабхарата», «Рамаяна» - памятники древнеиндийской культуры. Касты и их роль в жизни индийцев. Ведическая религия, брахманизм, индуизм, буддизм. Философско-мировоззренческие
основы буддизма. Синтез архитектуры, скульптуры, живописи. Йога, ее сущность и разновидности. Наука.
Культура Древнего Китая. Мировоззрение древних китайцев. «Книга перемен». Роль даосизма и конфуцианства в формировании духовно-нравственных традиций Китая. Концепция идеального человека: гуманность и чувство долга как основные его качества. Природа как эталон прекрасного и возвышенного. Роль буддийской традиции в китайской культуре. Искусство. Достижения в науке.
Древние культуры инков, майя и ацтеков. Культура майя: религия, иероглифическая письменность, книги, наука и мифология, мировоззрение, система духовно-политического управления; загадка гибели майя. Культура ацтеков: военное искусство, Теночтитлан как культурный центр ацтеков. Культура инков: религия и мифология, храмовая культура, военная политика и управление, узелковое письмо и наука.
|