Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 289.06 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации07.02.2014
Размер289.06 Kb.
ТипИнтервью
100-bal.ru > Культура > Интервью
  1   2   3
«Возлюби ближнего…»

(по рассказу А. Г. Алексина «Юлька»)

Цели урока:

  1. Познакомить с поздним творчеством А.Алексина, выявить идейно-художественное своеобразие творчества писателя на примере анализа рассказа «Юлька».

2. Формировать коммуникативную компетенцию обучающихся, умение проникать в ткань художественного произведения, развивать творческие способности учащихся, а также навыки работы c информацией.

3. Воспитывать чувство ответственности по отношению к окружающим, содействовать утверждению общечеловеческих ценностей.

  1. Слово учителя.

Сегодня у нас очередная встреча с творчеством уже хорошо известного нам, даже, можно сказать, любимого многими взрослыми и подростками писателя Анатолия Георгиевича Алексина. Мы обратимся к рассказу «Юлька», написанному в 1993 году, а урок наш будет называться «Возлюби ближнего…». Определив нравственную проблематику рассказа, выявив его идейно-художественные особенности, мы сделаем вывод о том, какие общечеловеческие ценности утверждает писатель в своём творчестве.

  1. Интервью. Для того чтобы понять, какое место занимает рассказ, о котором пойдёт речь, в творчестве Алексина, нам необходимо познакомиться с основными этапами творчества писателя, особенностями его мировоззрения. Сейчас вы сможете стать свидетелями встречи корреспондента школьной газеты Анастасии Козловой с писателем А. Г. Алексиным, любезно согласившимся дать интервью.

(Появляются два ученика, один, журналист – с микрофоном, на груди фотоаппарат, второй – в строгом костюме.).

Журналист: Дорогие друзья, сегодня у нас в гостях замечательный писатель, прозаик, драматург и публицист Алексин Анатолий Георгиевич. И сегодня мы поговорим с ним об особенностях его творчества.

Журналист: Анатолий Георгиевич, всем известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой Родине.

Почему именно Москва и Урал стали для вас самыми близкими?

Анатолий Георгиевич: Москва – город, в котором я родился, а на Урал я был эвакуирован в годы Великой Отечественной войны. Сейчас я живу в Израиле, но не забываю свою Родину.

Журналист: Характер человека формируется под воздействием различных причин. Что повлияло на формирование вашего характера?

Анатолий Георгиевич: На формирование моего характера оказала воздействие трагическая судьба отца, ветерана революции и гражданской войны, впоследствии журналиста, репрессированного в 1937 году, а также влияние матери – доброго, мужественного человека.

Журналист: Как рано у вас проявились литературные способности?

Анатолий Георгиевич: Я начал печататься еще в школьные годы в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда». Писал я для детей. Но в 60-е годы 20 века начался новый этап моей творческой биографии: я начал писать повести, рассказы, пьесы, адресованные юношеству и тем, кто его воспитывает. Это и «Поздний ребёнок», и «Третий в пятом ряду», «Раздел имущества», «Безумная Евдокия», «Домашний совет», «Сердечная недостаточность».

Журналист: Критики видят своеобразие вашей прозы в остроте и актуальности нравственной проблематики. Какой урок вы хотите преподнести молодому поколению?

Анатолий Георгиевич: Своими рассказами я пытаюсь убедить читателей в том, что «с добром надо спешить, а то оно может оказаться без адресата. И ещё «дети должны уметь плакать… не только, когда разбивают коленку, но когда коленка болит у кого-то другого»

Журналист: По вашим произведениям можно судить о том, что вы изображаете коллективный портрет юного поколения

1980- 2000-х годов с позицией нравственного максимализма. Какие качества характера вы отвергаете в людях?

Анатолий Георгиевич: Расчетливость, узкий прагматизм, эгоизм, черствость и себялюбие.

Журналист: Есть ли среди Ваших произведений автобиографические?

Анатолий Георгиевич: Да, автобиографический материал вошёл в ряд моих повестей («В тылу как в тылу», «Сигнальщики и горнисты»). Черты облика моей мамы отразились во многих героинях моих произведений.

Журналист: Ваши произведения переведены более чем на пятьдесят языков. Это говорит о том, что нравственная высота Ваших произведений не оставляет равнодушным к Вам читателей практически всего мира?

Анатолий Георгиевич: Герои моих произведений просто живут, как миллионы их сверстников, той жизнью, которая требует от них прежде всего высокой ответственности, мужества, которая ставит перед ними нелегкие задачи нравственного выбора.

Журналист: Мы желаем Вам дальнейших творческих успехов. Спасибо за содержательную и интересную беседу.

Учитель: Я назвала наш урок «Возлюби ближнего…» Скажите, ребята, а что, какие черты характера наполняют это понятие? Пусть этот вопрос пока останется открытым. Я предлагаю вам нарисовать красивое сердце, в течение всего обсуждения вы самостоятельно будете наполнять его теми чертами , которые присущи главной героине алексинского рассказа. Автор ведь не случайно знакомит нас с этой девушкой. Может быть, это и будет ответом на главный вопрос.

  1. Обсуждение вопросов:



Вопросы

Особенности прозы Алексина

Черты характера героини

Кто такая Юлька? Почему автор останавливается на таком названии рассказа? О чем оно говорит?

Название произведения выражает отношение автора к героине: интерес, симпатию.




Рисует ли автор портрет Юльки или обращает внимание читателя только на отдельные детали портрета? С какой целью это делает автор?

Изображает только те детали портрета, которые помогают раскрыть внутренний мир героини.

Внутренняя красота,

самоотверженность

Что мы узнаем о жизни Юльки? О чем говорит такая особенность жизни – «воспаряла… во имя людей»?

Афористичность автора

Вера в людей,

Активная доброта

Ответственность

Терпимость

Что это за люди, которым помогала Юлька? Почему ее прозвали «неотложкой»? Какие уроки нравственности своей учительницы усвоила Юлька?

Если кому-то не хватает мужества, порядочности ответить на преданность – преданностью, на теплоту – теплом, то кто-то ведь должен восполнить эту нехватку тепла и преданности!

Не дать восторжествовать несправедливости даже в малом, восполнить образовавшийся по чьей-то вине вакуум доверия и доброты отдачей своей души и сердца – таков мотив поведения любимых алексинских героев.

Благодарность

Милосердие, сострадание Скромность


Оправдана ли, на ваш взгляд, ложь героини?

Даже короткий рассказ по своей богатой проблематике, остроте вырастает до объема романа.




Благодарны ли оказались те, кому так активно, в ущерб личной жизни, помогала Юлька? Позаботились ли они о ней, когда Юлька тяжело заболела?




Умение прощать

Ваше первоначальное представление о Кирилле Петровиче. Всегда ли доброго человека можно узнать с первого взгляда?

«Сгущение слова». Сгущая слова, автор локализует время, пространство, количество действующих лиц, тщательно отбирает детали.

Бескорыстие

Как вы думаете, счастлива ли в жизни Юлька?




Тревога за ближних

Выводы:

*Так что же значит это выражение – «возлюбить ближнего»? Вернемся к вашим сердцам, какими чертами характера вы их наполнили? А может, это и есть те нравственные ценности, которые утверждает автор не только в рассказе «Юлька», но и во всем своем творческом наследии.

* Итак, в любом произведении симпатия писателя Алексина на стороне тех, кто ни на миг не забывает, что «тем временем где-то» страдает и ждет помощи другой человек. Пока в мире есть беда, боль, неустроенность, они не ощущают себя полностью счастливыми людьми.

Можно одарить другого своей радостью, богатством своей души. Но нечем одарить, если собственная душа пуста. Именно здесь , напоминает писатель, лежит граница между добротой подлинной и мнимой, между настоящим человеколюбием и далеко не бескорыстной «жертвенностью».

*А трудно ли научиться любить человека? Ближнего? Может быть, вам поможет в этом стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!» (читает учитель).

IV. Афоризмы.

Учитель: Ребята, если вы обратили внимание, то еще одной особенностью произведений А.Алексина является афористичность речи самого автора или его героев. Какие афоризмы вы могли бы выделить в этом рассказе?

Также я просила вас подобрать афоризмы других авторов, такие, чтобы они отвечали теме сегодняшнего урока, основным нравственным проблемам произведения. Хотелось бы, чобы вы не просто прочитали, но и прокомментировали яркие фразы.


  • Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела…добро – не наука, оно – действие. (Р. Роллан)

  • Любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего. (М. Горький)

  • Имей сердце, душу, и будешь человек во всякое время. (Д.И.Фонвизин)

  • Самый большой грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие – вот в чем существо бесчеловечности. (Б.Шоу)

  • Неблагодарность страшна не тем, что она обижает тех, кто отнесся к нам с пониманием и добротой, а тем, что она обделяет, обедняет нашу собственную душу. (Евг. Богат)


Анатолий Алексин. Рассказ «ЮЛЬКА».
Трудно было определить, красива она или нет: Юлька пребывала в непрестанном движении — и разглядеть лицо ее пристально не удавалось, кажется, никому.

— Сядь… Я хочу увидеть тебя, — попросил как-то сосед по дому, двадцатилетний студент, Юлькою увлеченный, но еще ею не «вовлеченный». Не вовлеченный в полет, который был для Юльки обыденностью. Хотя ничего обыденного в ней вообще присутствовать не могло. Она не порхала по жизни, как многие ее сверстницы, а именно воспаряла. И не во имя самого полета, а, как ни странно, во имя людей… Известных ей и почти неизвестных, родных и чужих.

Дом, в котором жила Юлька, был увесисто старинным, шестиэтажным, с лепными украшениями и потолками, уходившими в такую многометровую высь, что они не отражались даже в зеркальности надраенных Юлькой полов. Ее чистоплотность и аккуратность называли «болезненными»… Как здоровье, даже если оно выпирает, может быть признаком заболевания? И как болезненной может быть аккуратность? Этого бы никто объяснить не сумел.

Говорят, «точность — вежливость королей». Если так, Юлька была королевой. Пунктуальность ее многие тоже нарекли «болезненной» и «ненормальной». Такой она представлялась людям, привыкшим к бедламной необязательности. По Юльке действительно можно было проверять часы. Но это вовсе не значило, что она хоть на миг оказывалась «механизмом». Она была человеком. И это многих удивляло. Потому, видимо, что не столь уж многие люди являют собой людей в полном смысле этого слова. Или понятия…

Весь дом, состоявший, вопреки своему аристократическому величию, из коммуналок, знал, к кому надо обращаться в трудную минуту. К Юльке из двадцать первой квартиры…

Счастливые минуты и часы люди чаще всего дарят самим себе. Но тяжесть поры печальной стремятся разделить с тем, кто способен подставить плечо.

Плечи у Юльки были худенькие, но такие прочные, что не сгибались ни от какой беды человеческой, а способны были тащить беды через соленую реку страданий и слез к берегу спасения или, по крайней мере, надежды.

Первую Юлькину любовь сгубила ее пунктуальность… Когда двадцатилетний студент, выпроводив однажды своих родителей на концерт, заманил Юльку в пустую квартиру и ринулся в привычную для него атаку, она вдруг взглянула на часы и воскликнула:

— Через десять минут я должна сделать укол!

Казалось, она всадила шприц в ягодицу студента.

— Что?! Какой… укол? — Он присел от расслабляющей неожиданности.

— Какой? Укрепляющий! — ответила Юлька.

— Что… укрепляющий? — тихо проговорил он.

— Сердечную мышцу… Ты забыл об Ольге Власьевне?!

Студент не мог о ней позабыть, потому что никогда о ней и не слышал.

— С первого этажа… У нее же вчера был приступ.

— Ну и что?

— Из-за этого самого «ну и что?» вчера не приехала «неотложка». Хотя я ее вызывала.

— В наш дом «неотложка» вообще ездить не будет! — заряжаясь раздраженной энергией, сообщил он.

— Почему?

— А ты для чего?

Тогда Юльку «неотложкой» еще не нарекли. Но вскоре, с легкой руки студента, так и не дотянувшейся до Юлькиного тела, прозвище до нее дотянулось.

— А если бы в этом доме было не шесть этажей, а восемнадцать? Если бы у нас был не один подъезд, а было бы семь или девять? Как бы ты охватила своей «неотложностью» все квартиры?!. Да еще коммуналки! — ядовито, как всякий «недотянувшийся», поинтересовался студент.

— Нашлись бы и другие… Не одна же я?..

Но студент как раз был уверен, что Юлька одна. И он, похоже, был прав. Но сама Юлька не была о себе столь «особого» мнения. Она верила тем, навстречу которым устремлялась. Тем более, что даже плохие люди в те моменты, когда их спасают, становятся временно хорошими. Или такими кажутся.

Студент вскоре еще раз попытался «просветить» своих родителей, но уже не концертом, а двухсерийным зарубежным фильмом, который, как он заранее выяснил, длился более четырех часов. В тот день Ольга Власьевна поднялась на ноги… Но скоропалительно рухнула, сраженная острейшим радикулитом, Нина Борисовна. Та самая, которая в школе обучала Юльку зоологии, а вне класса приобщала ее к человечности. «Человечность», «доброта», «самоотверженность»…

Юлька терпеть не могла этих слов:

ей казалось, что чем чаще их произносят, тем меньше вокруг истинной доброты. Слова эти, как и имя Бога, она всуе употреблять не смела.

Студент оскорбился… Но что Юлька могла поделать? Извиняться у нее не было времени.

Юлька не читала Данте и не знала, что в Девятом круге «Дантова ада» мучаются «предатели благодетелей» и что именно они считаются самыми непрощаемыми грешниками. Но добро, даже самое малое, она ценила, как безграничное, и ощущала неотвязную потребность отвечать благодетелям благодеяниями.

Был, пожалуй, единственный человек, которому Юлька на добро ответила «злом». Правда, не по своей воле… Это была мать, которая умерла при родах. Отец же от горя начал спиваться… Юлька металась между маминым кладбищем, клиникой, в которой с фанатичным упорством спасала отца, больными людьми в своем старинном шестиэтажном доме и вязанием, которым занималась очень искусно, но по ночам. Вязание помогало ей не умереть с голоду, носить, а вернее, мчать по земле ноги.

В педагогическом институте Юлька училась заочно, поскольку учиться иначе ей не позволяли заботы о тех, что нуждались в ее хлопотах. Хотя сами-то они все на свете делали «очно».

Когда оказалось, что у Нины Борисовны не острый радикулит, а рак позвоночника, к которому не надо было добавлять эпитета «острый» (до того он сам по себе был безысходно страшен!), Юлька вообще переселилась к своей бывшей учительнице.

Нина Борисовна обучала зоологии, но фактически от «зоологических» проявлений оберегала… И не одну только Юльку — у нее было много учениц и учеников. Поэтому, видя, как отчаянно Юлька пытается укротить немыслимые ее страдания, учительница своим по-прежнему спокойным, все и вся умиротворяющим голосом попросила:

— Позвони кому-нибудь… из своих подруг. Не можешь ведь ты одна…

Юлька стала названивать подругам из коридора коммунальной квартиры. Голос ее становился все тише: она хотела, чтобы Нина Борисовна, возле двери которой висел аппарат, не слышала, как она объясняется с подругами и отвечает на их виноватые сообщения о занятости в институте или на работе, или в семье. Не могли они… Вот и все. Не сумели выкроить время, чтобы посидеть у постели умиравшей учительницы, которая считалась в классе «самой любимой».

Мудрый Монтень утверждал: человек, заявляющий, что всегда говорит только правду, уже лжет. Юлька врала в исключительных случаях. Тогда как раз и выпал тот самый редчайший случай. Она с не вполне убедительной, но чересчур энергичной внятностью объяснила учительнице, что уход за ней никому доверить не может: хочет только сама. Поскольку «уже научилась слушать боль», обязана «использовать опыт…».

Нина Борисовна ей поверила. У нее не было сил сомневаться, не доверять, удивляться. А вскоре и последние силы иссякли.

Хоронили Нину Борисовну Юлька и врач-онколог, пожилая, «по-юлькиному» самоотверженная женщина, не сумевшая и не желавшая привыкать к страданиям своих пациентов. Ее призванием было останавливать муки, перекрывать им дорогу… Хотя в онкологической больнице это удавалось нечасто.

Юлька накануне оповестила о похоронах своих бывших соучениц. Но все — как назло! — были заняты.

На свете нет человека без недостатков… У Юльки недостаток тоже имелся: она, находясь в непрерывном полете, не вполне плотно захлопывала за собой входную дверь своего подъезда. Возникало пространство, сквозь которое прорывались с улицы шум и ветер. Это раздражало лифтера, пенсионера-отставника, который, как говорили, служил прежде в тюремной охране и по всякому поводу непременно ворчал.

— Привык в камерах дверь затворять! — посочувствовала Юльке сердобольная Ольга Власьевна, после того как воспрянула и возродилась.

Отставника звали Кириллом Петровичем.

— Троекуров! — заметила по этому поводу Ольга Власьевна. — Ему обязательно надо отыскать своего Дубровского. Жертва ему нужна… — Ольга Власьевна была очень начитанной, а потому настырно любила обсуждать литературные и нравственные проблемы.

Постоянно куда-нибудь торопясь, Юлька забывала не только плотно захлопывать дверь подъезда, но и плотно запахивать собственное пальто. Даже в морозные дни… В конце концов эта небрежность отомстила ей воспалением легких.

Так как Юлька ничего не делала «наполовину», ее легкие воспалились чрезвычайно. Температура с Юлькиной бойкостью подпрыгнула до сорока одного.

В коммунальной квартире сгрудились пять комнат. Одну занимала Юлька, две проходных — молодые супруги с маленькой дочерью, а другие проходные — совсем еще начинающие супруги с новорожденным сыном.

Один из супругов — уже не начинающий, но еще молодой — поглядывал на Юльку по-особенному и затаенно. У нее не было времени и желания расшифровывать его взгляды. Она ведь еще не отвергла неудачливого студента. Не успев с ним ни разу поцеловаться, Юлька уже хранила ему верность. Раздваиваться в чувствах она не умела… Внутренне Юльке хотелось, чтобы «недотянувшийся» студент все же когда-нибудь до нее дотянулся.

Молодой сосед первым навестил Юльку. Он успел это сделать до возвращения супруги, заходившей обычно после работы за дочерью в детский сад. Сосед решил прикосновением губ ко лбу наиболее безошибочно определить Юлькину температуру. Почувствовав, что губы его могут невзначай переметнуться чуть ниже, Юлька резко отвернулась к стене:

— Так не надо!

Соседское сострадание сразу угасло.

— Тогда я пошел…

— Спасибо, что проведали, — без иронии произнесла Юлька.

Сосед обиженно полухлопнул дверью. Будто это к нему в часы болезни, вместо человеческого внимания, проявили внимание физиологическое.

Через час заглянула его жена:

— Ты сыта?

— Сыта, — ответила Юлька.

Потом заглянула другая соседка:

— Ну как?

— Лежу.

— А температура?

— Сейчас… не знаю.

— Надо померить. Кстати, звонила Ольга Власьевна. Желает выздоровления!

На этом забота соседей по дому и по коммуналке закончилась. Еще часа через полтора, когда Юлькин лоб пылал, а горчичники, которые она сама прилепила к телу, раздирали спину и грудь, в комнату постучали.

— Войдите, — прошептала Юлька.

Вошел отставник-пенсионер Кирилл Петрович. Он жил в доме напротив, а обязанности лифтера выполнял раз в три дня.

— Недавно сдал пост, — сообщил он по-военному. — Освободился… Вот принес тебе. — Он протянул какую-то микстуру и пузырек с пилюлями. — Мне помогает… в подобных случаях. — Еще протянул батон, масло, сыр.

— Ой, что вы? Так много?! — Юлька приподнялась и погладила его по рукаву затертого кителя без погонов. — Это замечательные лекарства! — разглядев микстуру и пузырек, воскликнула она. — Очень нужные мне… Прямо в точку!

— Мы, артиллеристы, всегда должны в точку, — пробурчал он. — А если не в точку, стало быть, «по своим»…

Значит, он был артиллеристом, а не тюремщиком?

Температура ее благодарности, кажется, все более возрастала.

Но и к другим людям Юлька не имела претензий. Она вообще не привыкла кому-либо их предъявлять. Разве что только себе самой…

1993 г.

по рассказу Н.Серединой «Добрая учительница»

Галина Валерьевна Дулова,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением

отдельных предметов

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск