Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №8»
города Старый Оскол Белгородской области
Рабочая программа
Киселевой Елены Михайловны
учителя музыки
по учебному предмету «Искусство»
8 класс
г. Старый Оскол
2013г.
Раздел I. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»- М, Просвещение, 2011 г.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.
Методологической основой программы являются современные концепции в области:
эстетики авторы - Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и другие,
в культурологии авторы А И. Арнольдов,
М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и другие,
в психологии художественного творчества Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и другие,
развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), в художественного образования Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и другие.
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2011 год.
Сергеева, Г.П. Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений /Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д.Критская.- М.: Просвещение, 2011.- 191 с.
Цель рабочей программы учебного предмета «Искусство»- организация профессиональной деятельности, направленной на развитие опыта эмоционально- ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Задачи программы:
1.Определение содержания учебного материала по темам и их последовательность;
2. Распределение учебных тем по часам;
3. Конкретизация требований к уровню подготовки учащихся;
4. Определение форм и средств контроля.
Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и обоснование. № п/п
| Наименование раздела (темы)
| Кол-во часов в примерной (авторской) рабочей программе
| Кол-во часов в рабочей программе
| Обоснование
|
1
| Раздел 1. Искусство в жизни современного человека.
| 3
| 3
|
| 2
| Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира
| 7
| 7
|
| 3
| Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения
| 7
| 7
| Для того чтобы выделить урок для проведения итогового тестирования за 1 полугодие, объединены темы «Символы в жизни и искусстве».» Музыкально- поэтическая символика огня.»(уроки 16-17)
| 4
| Раздел 4. Красота в искусстве и жизни
| 10
| 10
|
| 5
| Прекрасное пробуждает доброе
| 8
| 8
|
|
| ИТОГО.
| 35
| 35
|
|
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, с учетом количества часов на проведение тестовых работ, творческих отчетов-выставок, проектов Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
В соответствии с учебным планом в 8 классе на учебный предмет «Искусство» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Срок реализации рабочей программы 2013- 2014 учебный год.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса Знать/понимать:
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов, режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
взаимодействие музыки с другими видами искусства, на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
Уметь:
определять принадлежность художественных к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах ;
использовать знания о музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки художественно-эстетического самообразования: формирование фонотеки, видеотеки, посещение концертов, театров, музеев и т.д.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в художественно-эстетической жизни класса, школы.
Раздел III. Календарно- тематическое планирование
по предмету «Искусство» в 8 классе
№ п/п
| № урока, раздела
| Наименование раздела, темы
| Кол-во
часов
| Сроки прохождения учебного материала
| Примечание
| По плану
| фактически
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Искусство в жизни современного человека
| 3
|
|
|
| 1
| 1.1
| Искусство вокруг нас
| 1
| 7.09
|
| с.4-9
| 2
| 1.2
| Художественный образ- стиль- язык
Входной контроль
| 1
| 14.09
|
| с.10-13
| 3
| 1.3
| Наука и искусство. Знание научное и знание художественное
| 1
| 21.09
|
| с.14-19
|
| 2.
| Искусство открывает новые грани мира
| 7
|
|
|
| 4
| 2.1
| Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.
| 1
| 28.09
|
| с.20-25
| 5
| 2.2
| Зримая музыка.
| 1
| 5.10
|
| с.26-27
| 6
| 2.3
| Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
| 1
| 12.10
|
| с.28-33
| 7
| 2.4
| Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.
| 1
| 19.10
|
| с.34-36
| 8
| 2.5
| Как начиналась Галерея.
| 1
| 26.10
|
| с.37-39
| 9
| 2.6
| Музыкальный портрет. Александр Невский.
| 1
| 2.11
|
| с.40-43
| 10
| 2.7
| Портрет композитора в литературе и кино.
| 1
| 16.11
|
| с.44-45
|
| 3.
| Искусство как универсальный способ общения.
| 7
|
|
|
| 11
| 3.1
| Мир в зеркале искусства
| 1
| 23.11
|
| с.46-47
| 12
| 3.2
| Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода - искусство общения.
| 1
| 30.11
|
| с.48-51
| 13
| 3.3
| Как происходит передача сообщений в искусстве?
| 1
| 7.12
|
| с.52-57
| 14
| 3.4
| Искусство- проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.
| 1
| 14.12
|
| с.58-63
| 15
| 3.5
| Художественные послания предков. Разговор с современником. Промежуточное тестирование.
| 1
| 21.12
|
| с.64-67
| 16
| 3.6
| Символы в жизни и искусстве.
| 1
| 28.12
|
| с.68-71
| 17
| 3.7
| Музыкально- поэтическая символика огня.
| 1
| 13.01
|
| с.72-73
|
| 4.
| Красота в искусстве и жизни
| 10
|
|
|
| 18
| 4.1
| Что есть красота?
| 1
| 18.01
|
| с.74-75
| 19
| 4.2-4.3
| Откровение вечной красоты. Застывшая музыка.
| 1
| 25.01
|
| с.76-77
| 20
| 4.3
| Откровение вечной красоты. Застывшая музыка.
| 1
| 1.02
|
| с.78-79
| 21
| 4.4
| Есть ли у красоты свои законы (беседа)
| 1
| 8.02
|
| с.80-81
| 22
| 4.5
| Есть ли у красоты свои законы (выполнение композиции)
| 1
| 15.02
|
| с.82-83
| 23
| 4.6
| Всегда ли люди одинаково понимали красоту (беседа)
| 1
| 22.02
|
| с.84-85
| 24
| 4.7
| Всегда ли люди одинаково понимали красоту (рисунок в цвете – автопортрет)
| 1
| 1.03
|
| с.84-85
| 25
| 4.8
| Великий дар творчества: радость и красота созидания.
| 1
| 7.03
|
| с.86-87
| 26
| 4.9
| Как соотносится красота и польза.
| 1
| 15.03
|
| с.88-91
| 27
| 4.10
| Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.
| 1
| 22.03
|
| с.92-93
|
| 5.
| Прекрасное побуждает доброе
| 8
|
|
|
| 28
| 5.1
| Преобразующая сила искусства
| 1
| 5.04
|
|
| 29
| 5.2
| Ценностно- ориентационная, нравственная, воспитательная сила искусства.
| 1
| 12.04
|
|
| 30
| 5.3
| Арт- терапевтическое воздействие искусства
| 1
| 19.04
|
|
| 31
| 5.4
| Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация.
| 1
| 26.04
|
|
| 32
| 5.5
| Синтез искусств в создании художественных образов
| 1
| 8.05
|
|
| 33
| 5.6
| Идеал человека в искусстве
| 1
| 17.05
|
|
| 34
| 5.7
| Весенняя сказка «Снегурочка». Исследовательский проект (работа над проектом).
| 1
| 24.05
|
| Итоговое тестирование
| 35
| 5.8
| Весенняя сказка «Снегурочка». Исследовательский проект. Защита проекта.
| 1
| 31.05
|
|
|
|
| ИТОГО:
| 35
|
|
|
|
|