Программа учебного курса «Дизайн интерьера»
Содержание программы
Введение.
Структура уроков.
Учебно – тематический план.
Поурочные планы.
Учебно – методическая литература.
Введение
Сегодня дизайн является одним из наиболее популярных и активно развивающихся видов проектно – художественной деятельности. Во всех цивилизованных странах мира он рассматривается как неотъемлемая часть материальной и духовной культуры. Поэтому стремление многих людей постичь секреты этой модной и увлекательной профессии вполне объяснимо.
Основами дизайнерских навыков в объеме, необходимыми для реализации индивидуальных практических задач, может овладеть любой здравомыслящий человек, готовый работать целеустремленно и регулярно, творчески относиться к учебным заданиям и высокой требовательности к самому себе.
Данная программа составлена на основе учебного курса ЕШКО – Европейской школы корреспондентского обучения «Дизайн и оформление интерьера», 2001 года. Обучение рассчитано для учащихся старших классов. Учебный материал составлен на два года обучения и тематически размещен в 68 уроках. Систематичность занятий – 1 раз в неделю по 2 часа.
Программное обеспечение: хорошо освещенные и проветренные кабинеты, оборудованные столами и мольбертами, наглядные пособия, компьютеры. Структура уроков Материал каждого урока имеет определенную повторяющуюся структуру изложения. Основу структуры составляют учебные темы. Их содержание дается во введении, с которого начинается урок. По ходу изложения темы учащимся предлагается выполнить несложные задания, закрепляющие пройденный материал на практическом уровне. Каждый урок завершается кратким изложением содержания рассмотренных тем, вопросами для самоконтроля и словарем проектно – художественных и архитектурных терминов. Особое место отводиться описанию исторических образцов в контексте того или иного художественного стиля. Здесь же дается словарь терминов из области культуры, архитектуры и искусства. Каждый ученик ведет рабочую тетрадь, где ведется конспект урока, запись словаря терминов и содержание заданий. Домашние задания выполняются на отдельных листах формата А3, 4 в зависимости о т объема задания. Проверка уровня усвоения и качества знаний и умений, приобретенных навыков проверяется в конце каждой четверти, просмотр выполненных работ по ИЗО проходит 1 раз в полугодие. Учебно – тематический план
1 год обучения
Тема урока
| Содержание урока
| Вид деятельности
| Материалы и инструменты
| Ск.
часов
| Дата пров.
| 1.Чем занимается дизайнер интерьера?
| Типы квартир, домов, населенных пунктов. Инфраструктура жилища, инженерные коммуникации. Правила строительства. Составление проектов.
Функциональные группы.
| беседа
| Тетрадь, ручка
| 2
|
| 2.Современное жилище
| Стильный дом. Какой интерьер сегодня в моде? Стили интерьера, их особенности.
| беседа
| Тетрадь, ручка
| 2
|
| 3. Функциональные и эстетические требования
| Требования и пожелания заказчика. Обустройство домов.
| беседа, практика
| Формат А4, линейка, карандаши, тетрадь, ручка
| 2
|
| 4. Функциональное назначение предметов мебели
| Типы мебели и мебельные группы.
| беседа
| Тетрадь, ручка
| 2
|
| 5. Оценивание предметной среды
| Размеры тела человека: антропометрия, эргономика.
| Практика
Выполнить чертеж плана своей комнаты с размещением компьютерного стола
| Формат А4, А3 линейка, карандаши, тетрадь, ручка
| 4
|
| 6. Декоративные элементы интерьера: примитивная кукла
| Декор своими руками: игрушки - примитивы
| Практика
Мастер – класс по изготовлению игрушки простых форм
| Формат А4, карандаш, ПВА, ножницы, лоскут ткани: фланель, фетр, бархат, наполнитель, нитки, иголка, пуговки
| 6
|
| 7. Роль декораций в интерьере.
| Типы текстиля, применяемые в интерьере жилища. Способы размещения, стилевые варианты
| Практика
Выполнить эскиз портьер для спальни и гостиной
| Формат А3, линейка, цветные карандаши, краски,
тетрадь, ручка
| 6
|
| 8. Декоративные элементы интерьера: обереги
| Народные традиции.
Особенности декора интерьера детской комнаты
| Практика
Мастер – класс по изготовлению тряпичной игрушки - обереги «Ведучка»
| 3 прямоугольных лоскутка плотной ткани, нитки белые, лоскутки белого трикотажа и цветных тканей, синтепон, коричневые мулине, ленты, иголка
| 8
|
| 9.Архитектурные конструкции.
| Типы конструкций, закрывающих проемы.
| Практика
Выполнить чертеж и рисунок межкомнатных дверей
| Формат А3, линейка, цветные карандаши, тетрадь, ручка
| 4
|
| 10. Декоративные элементы интерьера: витраж
| Современный витраж: виды, материалы
| Практика
Выполнение витража на стекле
| Формат А3
Краски для витража, контуры
| 8
|
| 11. Декоративные элементы интерьера: кукла Тильда
| Роль интерьерной куклы в современном доме. История возникновения куклы Тильды.
| Практика
Выполнение аутентичной куклы Тильды
| Формат А3, плотная ткань бежевого и белого оттенков, пряжа для волос, лоскуток ситца, ленты и кружева, синтепон
| 12
|
| 12. Цветовое проецирование.
| Мир цвета. О теории цвета. Разделение цветов и цветовые гаммы. Цветовые контрасты
| Практика
Выполнить проект цветового решения спальной комнаты
| Формат А3, линейка, цветные карандаши, краски, тетрадь, ручка
| 6
|
| 13. Декоративные элементы интерьера: дизайн рамы
| Оформительские работы.
| Практика
Мастер – класс по декорированию рамы для фотографий «Розы»
| Формат А3, старые газеты, стеклярус красных оттенков, ПВА, акриловые краски, ножницы, клей «Момент»
| 6
|
| итого
| .
|
|
| 68 часов
|
|
2 год обучения
Тема урока
| Содержание урока
| Вид деятельности
| Материалы и инструменты
| Ск.
часов
| Дата пров.
| 1. Оценивание предметной среды
| Восприятие, отношение к предметам. Функциональная и эстетическая ценность предметов.
| беседа
| Тетрадь, ручка
| 2
|
| 2. Форма предмета
| Характеристика. Геометрические формы. Осевая и зеркальная симметрия предметов. Параметры, соотношения.
| Беседа
Практика
Выполнение работы «Часы для счастливых»
| Тетрадь, ручка, виниловая тарелка, часовой механизм, акриловые краски, кисть №1-2 белка
| 6
|
| 3. Объемно-пространственное строение
| Фронтальное и пространственное строение. Замкнутое внутреннее пространство, замкнутый объем. Материал.
| Практика
Выполнить зарисовки разных предметов на объемно – пространственное строение с передачей материальности
| Формат А3, карандаши, тетрадь, ручка
| 4
|
| 4. Композиция в дизайне
| Гармоничная форма. Виды и категории композиции.
| Практика
Выполнить несколько линейных композиций, характеризующих категории дизайна
| Формат 40х40 см,
| 4
|
| 5. Органичность и целостность внешней формы
| Связь конструктивного решения с его композиционным воплощением. Гармоничная целостность и соподчиненность.
| Практика
Выполнить развертку сложной конструкции здания с цветовыми отношениями основных форм
| Формат А3, ножницы, клей, резак, линейка, акриловые краски, тетрадь, ручка
| 6
|
| 6. Масштабность и пропорциональность.
| Размерные отношения элементов формы. Золотое сечение. Модуль.
| Практика
Выполнить аппликацию из газет на темы: «Архитектурные памятники», «Космические пейзажи»
| Тетрадь, ручка, формат А3, линейка, ножницы, клей, резак, полиграфическая продукция
| 8
|
| 7. Контраст и нюанс.
| Отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.).Контрастные сопоставления. Цветовой контраст (пятно, фон). Градации отношений однородных качеств предмета: размеров, пропорций, цвета, фактуры и т. д.
| Практика
Выполнить рисунки одного предмета (по выбору учащегося) с разными характеристиками:
большой, маленький, гладкий, пушистый, деревянный, каменный, металлический, стеклянный
| Формат А3 -3 листа, линейка, цветные карандаши, тетрадь, ручка
| 6
|
| 8. Объемно-пространственная структура (ОПС)
| Объем и пространство. Тектоника. Пластичность.
| Практика
Выполнить рисунок предмета мебели пластичной формы, сделать макет.
| Формат А3, картон, клей, ножницы, линейка, цветные карандаши, тетрадь, ручка
| 6
|
| 9. Композиционное равновесие.
| Распределение основных масс композиции. Расположение центра тяжести и центра композиции
| Практика
Выполнить линейную плоскостную композицию на выбранную тему. Примерные темы: водопад, падение, ветер, препятствие
| Формат А3,
линейка, карандаши, циркуль, маркеры
| 8
|
| 10. Ритм — основа композиционных построений
| Равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей. Камерные, монументальные ритмы. Метрический повтор.
| Практика
Выполнить 4 композиции на различный ритм
в технике батик
| Формат А3 – 4 листа, карандаши, краски для батика тетрадь, ручка
| 8
|
| 11. Динамичность и статика формы
| Симметрия и асимметрия. Проявления асимметрии в симметричных формах.
| Практика
Выполнить объемную декоративную композицию из ткани
«Райские птицы», «Фантазии»
| Формат А3, А2, линейка, цветные карандаши, тетрадь, ручка, лоскутки ткани разной расцветки, клей, нитки, иголка
| 6
|
| 12. Декоративная трансформация плоскости
| Декоративные и эстетические качества. Конструктивно-механические свойства. Сопротивляемость конструкции по форме. Устойчивость и прочность. Оптические коррективы
| Практика
Выполнить работу «Букет» из бумаги в технике оригами
| Формат А3, линейка, салфетки, карандаши, резак, ножницы, тетрадь, ручка, клей, скобы
| 4
|
| итого
|
|
|
| 68 часов
|
|
|