Рабочая программа
«Музыка»7 класс
2013-2014уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка 5-8 кл. авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Москва: “Просвещение”, 2005 год.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважение к своим истокам. В программу введен региональный компонент в теме: « Героическая тема в русской музыке». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного содержания. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета « Музыка», всего 35 часов. В нее входят разделы: « Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» - 18 часов, «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» -17 часов. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, игровые формы, устный опрос. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности ( композитор-исполнитель-слушатель);
Знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
Понимать особенности претворения « вечных» тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате и др.);
Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения;
Выявлять особенности построения музыкально-ритмического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
Совершенствовать умения и навыки самообразования.
Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
Перечень учебно-методического и электронного обеспечения Учебно-методический комплект ориентирован на использование Список литературы
Аверкин А. «С песней по России», Изд-во «Советская Россия», М.: 1969 .
Булучевский Ю. , В.Фомин, Краткий музыкальный словарь для учащихся, Изд-во «Музыка» Ленинград, 1986
Долуханян А. «Любимые мелодии. Песенник» Изд-во «Советский композитор», м.: 1990.
Киселева Г. « Песни для детей и не только…» сборник песен. Педобщество России , Саратов, 2006
Кошмина И. « Владимир Шаинский и его песни» Изд-во «Музыка» М.:1986.
Малахова М. «Рождественские праздники в школе» Изд-во «Учитель» Волгоград, 2005
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.,Изд-во «Советский композитор» М.: 1086
«Музыка в школе» №4,5,6, Научно-методический журнал, Изд-во «Музыка в школе» М.: 2004
Фадин В.В. «Музыка 1-7 классов» Изд-во «Учитель» Волгоград., 1997
Календарно-тематический план 7 класс
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
( результат)
| Вид контроля измерители
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Дата
|
|
|
|
|
|
|
|
| план
| факт
| ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ- 18 часов
|
|
| 1
| Классика и современность
| 1
| вводный
| Значение слова «классика». Классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого
И.С.Бах, А.Вивальди, С.В.Рахманинов
-песня «Родина моя» Д.Тухманова, Р.Рождественского
| Знать понятия:
Классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля
Уметь приводить примеры
| Беседа устный опрос Слушание музыки.
Хоровое пение.
|
| Закрепле-ние получен-ных знаний
|
|
| 2
| В музыкальном театре. Опера.
| 1
| Расширение и углубление знаний
| Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.
-песня «Родина моя» Д.Тухманова, Р.Рождественского
| Знать понятия:
Опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы ( ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, картина, действие, сцена)
Уметь:
-приводить примеры оперных жанров,
-называть имена, известных певцов, дирижеров, режиссеров,
-определять роль оркестра в опере
| Хоровое пение.
| ЦОР (166)
| Запись названия опер и музыкаль-ных жанров, характери-зующих действую-щих лиц, по рубрикам: «Увертюра», «Арии», «Песни» и т.д.
|
|
| 3
| Опера М.И.Глинки « Иван Сусанин»
| 1
| Расширение и углубление знаний
| Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М.И.Глинки
« Иван Сусанин». Драматургия оперы-конфликтное противостояние двух сил ( русской и польской) музыкальные образы оперных героев. -песня «Родина моя» Д.Тухманова, Р.Рождественского
| Знать
-драматургию развития оперы,
-то, чтьо музыкальные образы могут стать воплощением каких либо исторических событий.
Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки
| Устный контроль. Слушание музыки.
Интонацион-но-образный анализ прослушан-ной музыки
|
| Рисунки с эскизами костюмов или декораций
|
|
| 4
5
| Опера А.П.Бородина « Князь Игорь»
| 2
| Расширение и углубление знаний
| Знакомство с русской эпической оперой А.П.Бородина « Князь Игорь» . Драматургия оперы- конфликтное противостояние двух сил ( русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев.
-песня «Дорога добра» М.Минкова, Ю.Энтина
| Уметь называть полные имена композиторов. А.П.Бородин, М.И.Глинка.
Знать их произведения
| Устный контроль. Слушание музыки.
Вокально-хоровое интонирова-ние
| ЦОР (725)
| Закрепле-ние получен-ных знаний
|
|
| 6
| В музыкальном театре. Балет
| 1
| Расширение и углубление знаний
| Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль.
-песня «Дорога добра» М.Минкова, Ю.Энтина
| Знать понятия
-балет, типы балетного танца
-составляющие балета: пантомима, па-де-де, адажио.
Уметь определять роль балетмейстера и дирижера в балетном спектакле. Приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмейстеров
| Устный контроль. Слушание музыки.
Хоровое пение
| ЦОР (167)
| Запись названия знакомых балетов, полных имен известных композиторов, артистов и балетмейстеров
|
|
| 7
| В музыкальном театре. Балет.
Балет Б.И.Тищенко « Ярославна»
| 1
| Сообщение и усвое-ние новых знаний
| Знакомство с балетом Б.И.Тищенко « Ярославна» . музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембра, оркестра
-песня «Дорога добра» М.Минкова, Ю.Энтина
| Знать драматургию развития балета.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.
Определять тембры музыкальных инструментов;
Называть полное имя композитора.
| Устный контроль. Слушание музыки.
Хоровое пение Интонацион-но-образный анализ прослушан-ной музыки
Определение тембров музыкальных инструмен-тов.
| ИКТ- Балет Б.И.Тищенко « Ярославна»
| Закрепле-ние получен-ных знаний
|
|
| 8
| В музыкальном театре. Опера. Героическая тема в русской музыке.
| 1
| Повторение и обобще-ние полученных знаний
| Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма
-песня «Небо в глазах» С.Смирнова, В.Смирнова
| Уметь приводить примеры музыкальных произведений в которых отражена героическая тема,
Рассуждать на поставленные проблемные вопросы,
Проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений. Называть полные имена композиторов в творчестве которых отразилась героическая тема.
| Беседа. Устный, контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Сравнение музыкальных и художественных произведе-ний
| ЦОР- Опера. Героическая тема в русской музыке.
| Запись названий художест-венных произведе-ний в которых отражены образы героиче-ских защитни-ков Отечества прошлого и настоящего
|
|
| 9 10
| В музыкальном театре. Опера Дж.Гершвина «Порги и Бесс» «Мой народ-американцы»
| 2
| Сообщение и усвое-ние новых знаний
| Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж.Гершвин создатель американской национальной классики ХХ в. Первооткрыватель симфоджаза. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера.
-песня «Небо в глазах» С.Смирнова, В.Смирнова
| Знать жизнь и творчество Дж.Гершвина.
-драматургию развития оперы,
-то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких либо жизненных событий.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.
| Устный, контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Интонацион-но-образный анализ прослушан-ной музыки
| ЦОР (553)
| Общие и различные черты в воплощении в операх М.И.Глин-ки «Иван Сусанин» и Дж.Гершвина «Порги и Бесс»
| 29
|
| 11 12
| Опера Ж.Бизе « Кармен»
| 2
| Сообщение и усвое-ние новых знаний
| Знакомство с оперой Ж.Бизе «Кармен». «Кармен» -самая популярная опера в мире. Драматургия оперы- конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев.
-песня «Синие сугробы» А.Якушевой
| Знать драматургию развития оперы,
-то, что музыкальные образы могут стать воплощением какх либо жизненных событий
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки,
-называть полное имя композитора
| Устный, контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Интонацион-но-образный и сравнитель-ный анализ прослушан-ной музыки
| ИКТ- Опера Ж.Бизе « Кармен»
| Словесное описание образа Кармен. Отличие образов главных героев в литератур-ном и музыкаль-ном произведе-ниях.
|
|
| 13 14
| Балет Р.К.Щедрина «Кармен-сюита»
| 2
| Сообщение и усвое-ние новых знаний
| Знакомство с балетом Р.К.Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж.Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета
-песня «Синие сугробы» А.Якушевой
| Знать драматургию развития балета,
-понятие транскрипция
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки,
-называть полное имя композитора и балерины М.М.Плисецкая;
-выявлять средства музыкальной выразительности
| Устный, контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Интонацион-но-образный и сравнитель-ный анализ прослушан-ной музыки
| ЦОР «Кармен –сюита»
| «Мои впечатле-ния от музыки балета»
|
|
| 15
| Сюжеты и образы духовной музыки
| 1
| Расширение и углубление знаний
| Музыка И.С.Баха – язык всех времен и народов. Современные интерпритации сочинений Баха
« Высокая месса»- вокально-драматический жанр. Музыкальное « Зодчество» России в творчестве С.В.Рахманинова
-песня « Ночная дорога» С.Никитина, Ю.Визбора
| Знать понятия: месса, всенощная.
Уметь называть полные имена композиторов
-проводить интонационно-образный анализ музыки
- выявлять средства музыкальной выразительности
| Беседа. Хоровое пение. Интонацион-но-образный и сравнитель-ный анализ прослушан-ной музыки
| ИКТ- Сюжеты и образы духовной музыки
| «Мои размышле-ния» .Письмен-ное рассуждение о словах немецкого композитора Л.В.Бетхо-вена об И.С.Бахе: «Не ручей- море ему имя»
|
|
| |