Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/12
Дата публикации17.05.2014
Размер1.56 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Поурочные рекомендации и материалы к урокам

Раздел 1. В мире культуры

Урок № 1

Тема: «Величие многонациональной российской культуры»

Программное содержание. Культура России получила признание и высокую оценку во всем мире. Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России представлен труд и усилия разных народов. Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство народов.

Основные методы и приемы

  1. Беседа по иллюстративному материалу «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?».

2. Просмотр и обсуждение видеофильма об Андрее Рублеве (http://radostmoya.ru/project/russkaya_kultura/video/?watch=andrei_rublev,

http://www.youtube.com/watch?v=VX3gBTS0u8E).

3. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России».
Урок № 2

Тема: «Человек – творец и носитель культуры»

Программное содержание. Человек не может жить вне культуры. В процессе

своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.

Основные методы и приемы.

1. Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец

культуры» (на основе иллюстративного материала).

2. Рассказ учителя «Что такое этика?».

4. Учебный диалог (трудное задание): обсудим высказывания Аристотеля об

этике.

5. Работа в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных

народов».

6. Дифференцированные задания: «Для любознательных».

Материал для подготовки к уроку.

Этика – наука, предметом которой является мораль, нравственность. Название ее происходит от др. греческого этос, что означает «нрав», «обычай». Первоначальным смыслом этого слова было «совместное жилище» и «правила, порожденные совместным общежитием». Этос включал в себя нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессии. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т.п.

Родоначальником науки этики считается древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Он первым употребил понятие «этический» (относящийся к этосу) для выделения особого класса человеческих качеств (добродетелей), таких как умеренность, мужество, щедрость и др. Область этических добродетелей, теорию, изучающую их, а также книги, в которых излагается этическая теория, он назвал «этикой». Целью этики, по мнению Аристотеля, была оценка человеческих поступков. Ее главной задачей является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной (идеальной) форме. Этика должна «научить» человека морали, дать ему критерии оценки своих и чужих поступков, чтобы он мог в

дальнейшем «правильно» строить свою жизнь. Некоторые мысли Аристотеля интересно вынести на коллективное обсуждение:

· Добродетель есть некая середина между противоположными страстями. Оттого и трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины.

· Дурной человек никогда не бывает себе другом, он всегда во вражде с самим собой.

· Вопреки мнению некоторых, не разум – начало и руководитель добродетели, а скорее, движения чувств.

· Человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные.

· Счастье есть благосостояние, соединенное с добродетелью.

Русские пословицы и поговорки о нравственности

Добро худо переможет. Не устоять худу против добра. (пословицы о добре и зле)

Лихо помнится, а добро век не забудется. (пословицы о добре и зле)

Добро и во сне хорошо. (пословицы о добре и зле)

На свете не без добрых людей. (пословицы о добре и зле)

Злой не верит, что есть добрые люди. (пословицы о добре и зле)

Не век жить, а век поминать. (пословицы о добре и зле)

Доброму добрая память. (пословицы о добре и зле)

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. (пословицы о добре и зле)

Ласково слово что весенний день. (пословицы о добре и зле)

Гостей разжалобить – не самому заплакать. (пословицы о добре и зле)

Немилостивому мил не будешь. (пословицы о добре и зле)

От лихого не услышишь доброго слова. (пословицы о добре и зле)

Не поминай лихом. (пословицы о добре и зле)

Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе. (пословицы о добре и зле)

Кто гнев свой одолевает, крепок бывает. (пословицы о добре и зле)

Господин гневу своему – господин всему. (пословицы о добре и зле)

Бодливой корове бог рог не дает. (пословицы о добре и зле)

Во зле жить – по миру ходить. (пословицы о добре и зле)

Лихо до дна, а там дорога одна. (пословицы о добре и зле)

Чем сердиться (браниться), так лучше помириться. (пословицы о добре и зле)

Сердцем копья у недруга не переломишь. (пословицы о добре и зле)

Сердце не дробит – голова не болит. (пословицы о добре и зле)

Татарские пословицы и поговорки о нравственности

Для злого и день, и ночь темны.

Если мир затопит вода, разве утка станет горевать?

Есть душа — есть и надежда.

И медведь медвежонка ласкает: «Мой беленький» и ежиха ежонка ласкает: «Мой мягонький».

К любому замку ключ подобрать можно.

Какова земля, таковы и родники.

Когда бой кончился, появляется много батыров.

Когда пожар потушен, вода не нужна.

Кому не повезло утром — не повезёт и вечером, кому не повезло вечером — не повезёт никогда.

Красота нужна только на свадьбе, ум — каждый день.

Не каждый раз на удочке рыбка.

Не ройся на дне мешка (то есть не вспоминай прежних обид).

Не успеет споткнуться, как уже падает.

Одел бедняк — откуда взял? Одел богатый — носи на здоровье!

Один раз не сумеешь, во второй — научишься.

Одним ударом дерева не срубишь.

Пока есть силы — работай, пока есть зубы — кусай.

Ростом вышел, а умом нет.

С дураком вместе ничего не находи и не теряй.

Слово мужчины — всегда одно.

Собаки не порычав не подружатся.

Спотыкайся ногами, но не спотыкайся языком.

Стреляет криво, а попадает прямо (о речи хитреца)

Тот кто ленится — дважды работу делать будет

У кого ничего нет, тому нечего бояться.

У лгуна дом сгорел — никто не поверил.

Умный понимает, глупый слушает.

Хочешь яблока — ухаживай за яблоней.

Что в лесу крикнешь, то и в ответ

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

Урок № 3

Тема: «Береги землю родимую, как мать любимую».

Программное содержание. Патриотические чувства россиян. Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.

Основные методы и приемы

1. Сравнение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических

чувствах.

2. Чтение текстов о героях ивановской земли, представленных учителем.

4. Работа в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре (http://www.bashskazki.ru/page104.html).

5. Работа с иллюстрациями, ответы на вопрос «Какие выразительные средства использовал художник, чтобы показать силу и красоту героя?»



6. Учебный диалог «Обсудим вместе»: Похожи ли эпические герои разных народов? Какие качества их объединяют?».

Материал для подготовки к уроку.

Пословицы и поговорки о Родине.

Родина краше солнца, дороже золота.
Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел.
На чужбине и собака тоскует.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Смело иди в бой, Родина за тобой.
Всякому мила родная сторона.
На чужой стороне и весна не красна.
Родину-мать учись защищать.
Как волка ни ласкай, он всё к лесу глядит.
Жил-был молодец: дома не видал веселья, ушёл на чужбину — заплакал.
Скучно жить Афонюшке на чужой сторонушке.
Человек без родины — соловей без песни.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.
С родной земли — умри, не сходи.

Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит.
Родной сладок, чужой горек.

Родной край – сердцу рай.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Родина – мать, чужбина – мачеха.

Береги Родину, как зеницу ока.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

На чужой стороне и весна не красна.

Жить – Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если народ един, он непобедим.

Народное братство дороже всякого богатства.

Главное в жизни – служить отчизне.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Российский солдат не знает преград.
Афоризмы.

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей ро­дины. Джон Кеннеди

Что же, и я Россию люблю. Она занимает шестую часть моей души. Венедикт Ерофеев
· Нюрун Боотур: герой якутского эпоса, смелый, отважный воин, который борется с врагами родной земли. Его зовут «стремительным», потому что его действия похожи на полет стрелы, а его кровь быстро течет по жилам. Его называют сильнейшим и храбрейшим, потому что по силе и храбрости ему нет равных. С самым страшным змеем сражался Нюрун Боотура и победил его.

Вольга и Микула Селянинович

Когда воссияло солнце красное

На тое ли на небушко на ясное,

Тогда зарождался молодой Вольга,

Молодой Вольга Святославович.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,

Похотелося Вольге много мудрости:

Щукой-рыбою ходить ему в глубокиих морях,

Птицей соколом летать ему под оболока,

Серым волком рыскать да по чистыим полям.

Уходили все рыбы во синие моря,

Улетали все птицы за оболока,

Ускакали все звери за темные леса.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,

Собирал себе дружинушку хоробрую:

Тридцать молодцов да без единого,

А сам-то был Вольга во тридцатыих.

Собирал себе жеребчиков темнокариих.

Вот посели на добрых коней, поехали,

Поехали к городам да за получкою.

Повыехали в раздольице чисто поле,

Услыхали во чистом поле оратая,

Как орет в поле оратай, посвистывает,

Сошка у оратая поскрипливает,

Омешики по камешкам почиркивают.

Ехали-то день ведь с утра до вечера,

Не могли до оратая доехати.

Они ехали да ведь и другой день,

Другой день ведь с утра до вечера,

Не могли до оратая доехати.

Как орет в поле оратай, посвистывает,

Сошка у оратая поскрипливает,

А омешики по камешкам почиркивают.

Тут ехали они третий день,

А третий день еще до пабедья,

А наехали в чистом поле оратая.

Как орет в поле оратай, посвистывает,

А бороздочки он да пометывает,

А пенье-коренье вывертывает,

А большие-то каменья в борозду валит.

У оратая кобыла соловая,

Гужики у него да шелковые,

Сошка у оратая кленовая,

Омешики на сошке булатные,

Присошечек у сошки серебряный,

А рогачик-то у сошки красна золота.

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да чёрна соболя.

У оратая сапожки зелён сафьян:

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него да чёрна бархата.

Говорит-то Вольга таковы слова:

"Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко,

Орать, да пахать, да крестьянствовати,

А бороздочки тебе да пометывати,

А пенья-коренья вывертывати,

А большие-то каменья в борозду валить!"

Говорит оратай таковы слова:

"Поди-ко ты, Вольга Святославович,

Мне-ко надобна божья помочь крестьянствовати.

А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?"

Тут проговорил Вольга Святославович:

"Как пожаловал меня да родной дядюшка,

Родной дядюшка да крёстный батюшка,

Ласковый Владимир стольно-киевский,

Тремя ли городами со крестьянами:

Первыим городом Курцевцем,

Другим городом Ореховцем,

Третьим городом Крестьяновцем.

Теперь еду к городам да за получкою".

Тут проговорил оратай-оратаюшко:

"Ай же ты, Вольга Святославович!

Там живут-то мужички да всё разбойнички,

Они подрубят-то сляги калиновы

Да потопят тебя в реке да во Смородине.

Я недавно там был в городе, третьёго дня,

Закупил я соли цело три меха,

Каждый мех-то был ведь по сто пуд.

А тут стали мужички с меня грошей просить,

Я ведь стал-то им грошей делить,

А грошей-то стало мало ставиться,

Мужичков-то ведь больше ставится.

Потом стал-то я их ведь отталкивать,

Стал отталкивать да кулаком грозить.

Положил тут их я ведь до тысячи:

Который стоя стоит, тот сидя сидит,

Который сидя сидит, тот и лежа лежит".

Тут проговорил ведь Вольга Святославович:

"Ай же ты, оратай-оратаюшко,

Ты поедем-ко со мной во товарищах".

А тут ли оратай-оратаюшко

Гужики шелковые повыстегнул,

Кобылу из сошки повывернул,

Они сели на добрых коней, поехали.

Как хвост-то у ней расстилается,

А грива-то с нее да завивается...

Говорит оратай таковы слова:

"Я оставил сошку во бороздочке

Не для-ради прохожего-проезжего:

Маломощный-то наедет - взять нечего,

А богатый-то наедет - не позарится, -

А для-ради мужичка да деревенщины.

Как бы сошку из земельки повыдернути,

Из омешиков бы земельку повытряхнути

Да бросить сошку за ракитов куст".

Тут молодой Вольга Святославович

Посылает он дружинушку хоробрую,

Пять молодцов да ведь могучиих,

Как бы сошку из земли да повыдернули,

Из омешиков земельку повытряхнули,

Бросили бы сошку за ракитов куст.

Приезжает дружинушка хоробрая,

Пять молодцов да могучиих,

К той ли ко сошке кленовенькой.

Они сошку за обори вокруг вертят,

А не могут сошки из земли поднять,

Из омешиков земельку повытряхнуть,

Бросить сошку за ракитов куст.

Тут молодой Вольга Святославович

Посылает он дружинушку хоробрую

Целым он да ведь десяточком.

Они сошку за оббри вокруг вертят,

А не могут сошки из земли выдернуть,

Из омешиков земельку повытряхнуть,

Бросить сошку за ракитов куст.

И тут ведь Вольга Святославович

Посылает всю свою дружинушку хоробрую,

Чтобы сошку из земли повыдернули,

Из омешиков земельку повытряхнули,

Бросили бы сошку за ракитов куст.

Они сошку за обори вокруг вертят,

А не могут сошки из земли повыдернуть,

Из омешиков земельку повытряхнуть,

Бросить сошку за ракитов куст.

Тут оратай-оратаюшко

На своей ли кобыле соловенькой

Приехал ко сошке кленовенькой.

Он брал-то ведь сошку одной рукой,

Сошку из земли он повыдернул,

Из омешиков земельку повытряхнул,

Бросил сошку за ракитов куст.

А тут сели на добрых коней, поехали.

Как хвост-то у нее расстилается,

А грива-то у нее да завивается.

У оратая кобыла ступью пошла,

А Вольгин конь да ведь поскакивает.

У оратая кобыла грудью пошла,

А Вольгин конь да оставается.

Тут Вольга стал да он покрикивать,

Колпаком он стал да ведь помахивать:

"Ты постой-ко ведь, оратай-оратаюшко!

Кабы этая кобыла коньком бы была,

За этую кобылу пятьсот бы дали".

Тут проговорил оратай-оратаюшко:

"Ай же глупый ты, Вольга Святославович!

Я купил эту кобылу жеребёночком,

Жеребёночком да из-под матушки,

Заплатил за кобылу пятьсот рублей.

Кабы этая кобыла коньком бы была,

За этуго кобылу цены не было бы".

Тут проговорит Вольга Святославович:

"Ай же ты, оратай-оратаюшко,

Как-то тебя да именем зовут,

Называют тебя да по отечеству?"

Тут проговорил оратай-оратаюшко:

"Ай же ты, Вольга Святославович!

Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,

Я во скирды сложу да домой выволочу,

Домой выволочу да дома вымолочу,

А я пива наварю да мужичков папою,

Л тут станут мужички меня похваливати:

"Молодой Микула Селянинович!"


Урок № 4

Тема: «Жизнь ратными подвигами полна»

Программное содержание. Героические страницы из истории нашей страны.

Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма солдат. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.

Основные методы и приемы.

1. Поиск ответа на вопрос «Верно ли утверждение, что в борьбе за Родину Дмитрия Донского укрепляла вера в Бога»? Дополнения и обобщение учителя о подвиге русского войска в Куликовской битве.

2. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины, словесный портрет Дмитрия Донского.

3. Чтение и оценка информации из текстов об участии народов России в

Отечественной войне 1812 года.

4. Чтение и оценка информации из текстов об участии народов России в

Великой Отечественной войне 1941-1945 гг..

5. Рекомендации учителя к организации проектной деятельности.

Материал для подготовки к уроку.



Икона «Сергий Радонежский и Дмитрий Донской» Сергей Симаков (XX в.).

* «И возвратился князь Дмитрий в Богом хранимый град Москву, в свою вотчину, с победой великой, одолев в сражении, победив врагов своих». Так сказано в «Сказании о Мамаевом побоище». Предполагается, что его автор Софоний Рязанец. «Сказание» называют похвальным словом Дмитрию Донскому и всему его войску. Это яркий, поэтический рассказ о сражении 8 сентября 1380 года. В воображении читателя предстают все происходящие события: под сенью знамен с ликами святых к берегам Дона движется грозная армия, на воинах сверкают доспехи и золоченые шлемы. Началась битва и «бысть труск и звук велик от копейного ломления и от мечного сечения…». Вот в бой вступают засадный полк. «Наш час пробил!», – кричит воевода Дмитрий Боброк, руководитель засадного полка. Стремительно появляются из засады всадники и обрушиваются на «великую силу татарскую».

* Особенности организации проектной деятельности: 1) Объединиться в группы и выбрать руководителя; 2) Проанализировать предложенные темы и коллективно выбрать тему для проекта. 3) Распределить обязанности в группе: поиск информации; подбор иллюстративного материала; разработка композиции презентации; анализ и оценка отобранного материала; подготовка текста презентации; выбор докладчиков.
Урок № 5

Тема: «В труде красота человека. Люди труда»

Программное содержание. Трудолюбие как нравственное качество человека,

основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре. В любую историческую эпоху, у любого народа есть люди, славные трудовые дела и подвиги которых внесли вклад в развитие культуры общества.

Основные методы и приемы.

1. Работа с индивидуальными карточками: Объясни значение пословицы

(поговорки).

3. Работа в парах: чтение и работа с текстом татарской сказки «Звездочка

Зухра» (Андрей Поляков, Н. Виноградова, В. Власенко. Основы духовно-нравственной культуры народов России. М. Вентана-граф. 2012).

4. Индивидуальное задание: чтение и анализ текста «Микула Селянинович»

(см. текст выше). Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?»

5. Учебный диалог: «Какова житейская мудрость сказки К. Ушинского «Два

плуга?»

6. Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?»

7. Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

Материал для подготовки к уроку.

Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!

Муравей не велик, а горы копает.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Дело без конца, что кобыла без хвоста.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Не потрудиться, так и хлеба не родится (не добиться).

Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.

По готовой работе вкусен обед.

Без дела жить - только небо коптить.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Терпенье и труд все перетрут.

Не за свое дело не берись, а за своим - не ленись.

Где хотенье, там и уменье.

Без работы и печь холодна.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Ситуации для анализа и оценки:

·У Пети не получалась задача. Он отложил тетрадь в сторону и стал ждать прихода папы с работы. А как бы вы поступили?

·Марина не стала учить историю, потому что ее спрашивали на предыдущем уроке. А как бы вы поступили? Почему?

·Олег считает, что отличником нужно быть потому, что за успехи в учебе родители делают подарки. А как вы считаете?

·Маша просит Павла помочь ей разобраться с примером. Павел отвечает: «В учебе каждый за себя. Сама соображай». А вы бы как ответили Маше? Почему?

Приложение.

Наследство Осипа Сокова

Наряду с ткачеством жители Иванова издавна занимались отделкой тканей разными способами. Если полотно вываривали в чане с краской, то получалась однотонно окрашенная материя, которая так и называлась -"крашенина". Иногда красили не саму ткань, а нитки, которые затем в различных комбинациях заправляли в ткацкий станок, и на готовой материи получался определенный орнамент. Наиболее сложным и трудоемким было изготовление набивной ткани. Для этого требовались особые печатные доски - "манеры", на одной стороне которых был вырезан рисунок. Мастер опускал доску в краску, а затем прикладывал ее к расстеленной на столе ткани. Чтобы краска крепче села на ткань, он ударял по "манере" киянкой - деревянным молотком. Этот способ называли набойкой, а материю, покрашенную таким образом, - набивной. После набойки влажную от краски ткань подвешивали для просушки на вешала - жерди, укрепленные под потолком.

Значительную роль в совершенствовании ивановского отделочного производства сыграл Осип Степанович Соков. Это был предприимчивый и грамотный крестьянин, промышлявший изготовлением печатных досок - "манер". Примерно в 1780 году он вместе со своими земляками Делюсиным, Бутримовым, Ишинским и Кулеиным отправился перенимать "передовой опыт" и нанялся на предприятие иностранного мануфактуриста Лимана в Шлис-сельбурге близ Петербурга. Хотя хозяин хранил рецепты изготовления красок в строжайшем секрете, Соков сумел их разузнать. Вернувшись в Иваново, он основал набивную мануфактуру. Его ткани сразу получили широкое признание и шли нарасхват. Краски на них были яркими, не линяли и не крошились. Кроме того. Соков привез из Шлиссельбурга новые затейливые текстильные рисунки, которые тоже пришлись покупателям по вкусу.

Соков стал отделывать не только льняные, но и хлопчатобумажные ткани, тем самым положив начало ситцевому производству в нашем крае. .

Одна большая мастерская

На рубеже XVIII и XIX веков село Иваново представляло собой одну огромную мастерскую. Чуть ли не в каждой избе работали ручные ткацкие станки, стучали молотки набойщиков. Делом были заняты все - и взрослые, и дети, и старики. Население села постоянно увеличивалось за счет пришлого люда. Сотни крестьян из окрестных деревень тянулись сюда в надежде заработать деньги на оброк. В Иванове ехали и специалисты - опытные набойщики, резчики "манер", красовары из Москвы и других городов. Местные предприниматели не скупились платить большие деньги квалифицированным мастеровым. Среди крестьянских домишек в селе там и тут возвышались двух- и трехэтажные корпуса отделочных мануфактур. Берега Уводи, ручьев Кокуя, Павловского и Голявы были разделены вешками на участки-бельники, здесь же стояли заварки, где в чанах вымачивались и вываривались ткани. На площади в центре села в многочисленных лавках шла бойкая торговля съестным, крестьянской и ремесленной утварью, мануфактурой. Опись села, произведенная на рубеже ХУШ и XIX веков, зафиксировала 117 торговых заведений.

"Золотой век" ситцевого царства

1812 год сыграл огромную роль в дальнейшем развитии промышленности в Иванове, словно подтвердив справедливость народной поговорки: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". В пожаре, вспыхнувшем в Москве во время французской оккупации, сгорели крупные московские мануфактуры. После войны спрос на ткани резко повысился, и ивановские предприятия, не имея серьезных конкурентов, многократно увеличили производство. С другой стороны, в послевоенные годы возникло много новых промышленных заведений. В 1812 году завел свою мануфактуру Диодор Бурылин - дед известных ивановских предпринимателей Д. Г. и Н. Г. Бурылиных. В 1817 году развернули масштабную промышленную деятельность Куваевы, в 1825 году - Полушины, в 1828 году - Гандурины. Через полвека эти предпринимательские кланы будут составлять элиту "ситцевого царства". Темпы роста промышленности во втором десятилетии XIX века были впечатляющими: если в 1810 году в Иванове произвели тканей на 1 миллион рублей, то в 1817 году - уже на 7 миллионов.

Город, закопченный дымом

После отмены в 1861 году крепостного права власть помещика уже не удерживала крестьян в деревне. Многие из них отправились искать лучшей доли в город. Разбогатеть удалось немногим, большинство пополнило ряды фабричного и заводского пролетариата.

К концу XIX века в городе насчитывалось уже 59 фабрик и заводов с 27 тысячами рабочих. Большинство промышленных заведений относилось к отделочной отрасли (ткацкое и прядильное производства были развиты в городе меньше) и выпускало готовые хлопчатобумажные ткани. Поэтому Иваново-Вознесенск все чаще именовали "ситцевым царством" или "Русским Манчестером"

В Иваново-Вознесенске было не так много действительно крупных и передовых в техническом отношении предприятий. Промышленный потенциал города определяло около десятка крупных фирм, которые резко выделялись своими размерами среди других предприятий. Прежде всего это были заведения, принадлежавшие старинному и разветвленному клану Гарелиных: Якову Гарелину и братьям Гарелиным. (В советское время эти две фабрики были объединены в одно предприятие, ныне АО "Ивановский хлопчатобумажный комбинат"). В 50-х годах в Вознесенском посаде было построено крупное заведение Ивана Гарелина (ныне АО "Зиновьевская мануфактура"). В "десятку лидеров" входила фабрика Зубковых, на базе которой в 20-х годах нашего столетия создали фабрику им.Дзержинского (ныне - АО "Фатекс"). Двумя предприятиями (сейчас АО "Трудовая коммуна" и "Фабрика им. 8 Марта") владела фирма Антона Гандурина.

На любой карман и вкус

Сырье для ивановской промышленности доставлялось из Соединенных Штатов, Средней Азии, иногда и из Египта. Крупные фирмы отдавали предпочтение высококачественному американскому хлопку. В конце XIX века такое низкокалорийное топливо, как дрова, стало уступать место углю, который привозился из Донецкого бассейна, и мазуту, вырабатывавшемуся из бакинской нефти.

Большая часть тканей, выпускавшихся в "ситцевом царстве", не отличалась высоким качеством, однако и цены на них были невысокими. Местные фабрики изначально ориентировались на определенный (и очень широкий) круг потребителей - крестьян и рабочих. Рисунки на ивановских ситцах были незатейливы, популярен был стиль "миль-флор" - мелкие цветочки на белом или цветном фоне. Часто на тканях изображался "восточный" или "турецкий огурец". Эти ситцы предназначались для покупателей в странах Востока, но их охотно брали и русские крестьяне, которые шили из них нарядные цветастые рубашки и сарафаны.

Купцы первой гильдии

Большое значение для развития промышленности и торговли имело строительство железных дорог. В 1867 году было организовано акционерное общество Шуйско-Ивановской дороги во главе с известными железнодорожными предпринимателями М. А. Горбовым и И. А. Бусуриным. Акции этой компании были раскуплены мгновенно - всего за десять дней. Их приобрели ивановские и шуйские фабриканты и торговцы. Строительство рельсового пути от разъезда Новки до Иванова через Савино и Шую заняло всего год. Уже 15 сентября 1868 года по этому маршруту прошел первый состав. В 1871 году рельсы протянулись от Иваново-Вознесенска до Кинешмы. Затем была построена железная дорога от Ермолина через Середу на Нерехту, она связала Иваново-Вознесенск с Ярославлем и Петербургом. В 1899 году открылось сквозное сообщение от "Русского Манчестера" до Москвы через Александров.

Накопленные богатства, возраставшая власть денег ставили буржуазию если не формально, то фактически на одну ступень с дворянством. Предприниматели старались усвоить образ жизни, привычки и вкусы первенствующего сословия: заводили роскошные выезды, покупали дорогую мебель, отправляли сыновей учиться в столичные вузы, а дочерей - в пансионы. Фабрикантские дома в Иванове по своим размерам и роскоши соперничали, а то и превосходили дворянские усадьбы. Еще в середине XIX века в Дмитровской слободе вырос помпезный трехэтажный "дворец" Зубковых (ныне - здание санэпидстанции). Позже, в конце XIX - начале XX века, были построены особняки Д. Г. Бурылина (ныне Музей ивановского ситца), Витовых (сейчас здание областной прокуратуры на пр.Ленина), Маракушева (в нем на улице Батурина сейчас размещается областная администрация).

Рабочий день на фабриках Иваново-Вознесенска 70-80-х годах XIX века длился 12-14 часов в сутки. В 1897 году фабричный закон ограничил его 11,5 часа. В то же время многие текстильщики сами напрашивались на сверхурочные работы, чтобы подзаработать: оплата сверхурочных об была в два раза выше.

Работать на местных фабриках приходилось в очень скверных условиях. Машины поднимали температуру в цехах до 40°С, а когда помещения проветривали, по ним разгуливали сквозняки. В отделочном производстве воздух отравляли пары ядовитых красителей и других химикатов. Такая атмосфера губительно действовала на здоровье. У рабочих выпадали зубы, становилась дряблой кожа. Профессиональной болезнью текстильщиков была чахотка - туберкулез легких. Станки в цехах стояли скученно, и нередко рабочие, попав в машину, серьезно калечили руки или ноги. После этого в лучшем случае они получали единовременное пособие, но инвалиды были не нужны хозяину, и им приходилось увольняться.

Высокооплачиваемые мастеровые жили в своих собственных просторных домах, имели приусадебные участки, держали скот, а неквалифицированные рабочие - выходцы из деревни - обычно снимали "угол" у местных жителей. Типичными пролетарскими местечками в Иваново-Вознесенске были Ямы (район современных улиц Громобоя и Калинина), Рылиха (район улиц Суворова и Пролетарской), Боголюбовская слобода (нынешняя Балашовка), Хуторово, Ушаково. Некоторые фабриканты строили для своих рабочих общежития - "казармы" с маленькими отдельными комнатками-"каморками" - для семейных и общими спальнями с десятками коек для одиноких.
Урок № 7

Тема: «Бережное отношение к природе»

Программное содержание. С давних времен люди с уважением относились к

природе. Не зная ее законов, они одушевляли предметы и явления окружающего мира. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально.

Основные методы и приемы.

1. Обсуждение вопроса: «Как древние люди относились к природе?». Рассказ-обобщение учителя.

2. Работа в группах: анализ информации, представленной в текстах.

3. Просмотр и оценка видеофильма «Заповедники России» (http://www.youtube.com/watch?v=0StJtvOHdzQ, http://www.youtube.com/watch?v=auOvCJyByec&list=PL4B83FE0578F7112C, http://www.youtube.com/watch?v=Cbxsqg4mkNE&list=PL4B83FE0578F7112C).

4. Работа с иллюстративным материалом (виды природа Ивановского края).

5. Работа в группах: обсуждение проблемного вопроса «Как мы можем участвовать в охране природы?».

6. Обсуждение вывода: «Бережное отношение к природе - общечеловеческая

ценность».

Материал для подготовки к уроку.

* Одним из важнейших божеств у восточных славян до принятия ими христианства считался Перун-громовержец, владыка небесный, бог войны. По преданию у идола Перуна, стоявшего в Киеве, было вырезанное из дерева туловище, голова – из серебра, а усы из золота. К главным божествам восточных славян относился также Велес (Волос) – бог-покровитель богатства, торговли, охоты и домашнего скота. Повсюду в Древней Руси можно было видеть идолов Велеса, которому в отличие от Перуна (бога дружинников и князей) поклонялся простой люд. В большом почете у древних славян были прародительница всех живых существ и растений, средоточие плодородия – Мать сыра земля и божество солнца - Даждьбог.

Как и все другие народы, восточные славяне одушевляли силы природы. Они верили в леших, кикимор, водяных, русалок, домовых и пр. Все эти духи могли быть и добрыми и злыми, могли взять человека под свое покровительство, или, наоборот, вредить тем, на кого они «зуб держат». Например, по славянским поверьям кикимора – злой дух дома, мрачное создание, которое не упускает случая мелко напакостить домочадцам, поэтому днем тихо сидит за печкой, а ночью безобразничает: горшки кидает, золу разбрасывает, мышей на продукты напускает… Но к женщинам-труженицам кикимора относилась ласково и с добром: помогала печь хлеб, успокаивала малышей, оберегала скот.

* «…Сколько в русском языке слов с корнем «род»: родной, родник, родинка, народ, природа, родина… Слова эти как бы сами слагаются вместе! Родники родной природы, прирожденность родникам родной природы. Исповедь земле. Земля – это главное в природе. Земля рождающаяся, Земля урожая. И

слово цвет – от цветов! Цвета цветов… И у неба сияющий синий цвет, цвет неба, под которым зреют колосистые поля ржи (в этом слове тоже корень, связанный с ростом, урожаем, рождение_____, рожь – это то, что рожает земля)». Отрывок из статьи Д.С. Лихачева «Природа, родник, Родина, просто доброта».

Материал для подготовки к уроку.

Растительность Ивановской области

Область расположена на стыке двух зон: европейской тайги и смешанных лесов. Всего леса занимают 48 % территории области, а луга около 10 %. Особенно лесисты Заволжский, Южский и Тейковский районы.

В 1972 году флора области включала почти тысячу видов дикорастущих и культурных растений.

На 2005 год леса Ивановской области занимали 1037,5 тыс. га, или 48 % от общей площади. Доля хвойных лесов составляла 46 % от лесопокрытой площади, молодняков 28 %, средневозрастных 37 %, приспевающих — 20 %, спелых и перестойных лесов — 15 %. Расчётная лесосека по рубкам главного пользования составляла 1509,4 тыс. м³. В 2004 году по всем видам заготовлено около 750 тыс. м³ древесины.

Животные Ивановской области

Фауна Ивановской области достаточно разнообразна и представлена 290 видами наземных позвоночных животных, в том числе: птиц – 225, млекопитающих – 53, земноводных – 9, пресмыкающихся – 5. Охотничья фауна насчитывает более 20 видов зверей, 60 видов птиц. Согласно результатам маршрутных учетов на площади 2026,1 тыс. га, численность основных видов охотничьих животных в 2002 г. составила (голов): белка – 13 600, бобр – 4000, заяц-беляк – 22 600, заяц-русак – 1600, кабан – 1150, куница – 1200, лисица – 3300, лось – 1640, глухарь – 4000, тетерев – 32 100, рябчик – 16 300. В отчетном году с целью обогащения охотничьей фауны в заказниках области отловлено на расселение 69 кабанов. Основным промысловым и в достаточной степени исследованным водоемом является Горьковское водохранилище, ихтиофауна которого представлена 43 видами рыб. Промысловые рыбы – лещ, плотва, щука, судак, чехонь, густера, окунь, из них лещ и плотва составляют 80% годовой добычи. Рыбные запасы водохранилища находятся на низком уровне. Одна из причин – отсутствие в поволжских городах очистных сооружений.
Здесь можно встретить более 20 грибов, растений и животных, занесённых в Красную книгу. Таковы, например, редкие виды растений – ситник луковичный, гвоздика Борбаша, чина болотная, полушники озёрный и щетинистый, посконник коноплевый и др.; редкий вид гриба – мутинус собачий. Обитают здесь животные, включённые в Красную книгу животных Ивановской области: махаон, сенница Геро, переливница ивовая, малый ночной павлиний глаз, медведица-девочка, шмель моховой.

В охотничьих угодьях обитают следующие дикие животные и промысловые птицы: лось, кабан, лиса, заяц, волк, енотовидная собака, барсук, бобр, ондатра, выхухоль, рысь, белка, куница, утка-кряква, чирок, вальдшнеп, глухарь, тетерев, на пролете — гусь, серая куропатка и др.

Значительное снижение нагрузки на сельскохозяйственные земли за последние 10 лет привело к улучшению состояния микрофлоры и фауны почвы, увеличению полезных насекомых, птиц.

Охотники будут приятно удивлены, узнав, что в ивановских лесах в изобилии «проживают» кабаны и лоси, тетерева и глухари. Весной разрешена охота на уток, осенью начинается «сезон» гуся. Свободное от любимых занятий (охоты и рыбалки) время можно провести с пользой для здоровья. На территории Ивановской области есть несколько природных минеральных источников, и почему бы Вам их не посетить? Кроме того, Иваново — это край чистого целебного воздуха. Последнее легко понять, совершив небольшую пешую прогулку по местному сосновому бору — прилив сил и бодрость духа гарантированы.

Общая площадь охотничьих угодий Ивановской области – 2077 тыс. га, из которых лесные угодья – 1050 тыс. га. К объектам охоты отнесено 72 вида животных. 
Площадь угодий, предоставленных в пользование юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям – 1951 тыс. га. Долгосрочными лицензиями на пользование объектами животного мира в регионе сегодня обладают 6 организаций.

Угодья, закрытые для охоты – 30,2 тыс. га (заказник федерального значения «Клязьминский» и областной государственный охотничий заказник «Затеихинский»). 
Охотничьи угодья общего пользования – защитные участки «Лобцовский» (Гаврилово-Посадский район) и «Зарайский» (Пучежский район), а также угодья «Сезуховские» (Пестяковский район).

В красную книгу Ивановской области не вошли:

Моллюски Перфорателла бидентата Perforatella bidentata Рыбы Обыкновенный гольян Phoxinus phoxinus Обыкновенный (европейский) сом Silurus glanis Земноводные Обыкновенная чесночница Pelobates fuscus Зеленая жаба Buf о viridis Птицы Выпь Botaurus stellaris Серая цапля Ardea cinerea Серый гусь Anser anser Серая утка Anas strepera Луговой лунь Circus pygargus Водяной пастушок Rallus aquaticus Мородунка Tringa cinereus Турухтан Philomachus pugnax Больпюй веретенник Limosa limosa Болотная сова Asio f lamraeus Млекопитающие Норка европейская Mustela lutreola Выдра речная Lutra lutra.


Урок 7

Тема: «Семья – хранитель духовных ценностей»

Программное содержание. Популярные у многих народов праздники собирали членов семей для торжества. У многих праздничных ритуалов существует давняя история. Самые популярные в мире семейные праздники (Новый год, Рождество, Пасха, День благодарения).

Основные методы и приемы.

1. Знакомство с мировой историей празднования Нового года (Пасхи, дня Благодарения и др. – по выбору педагога).

2. Беседа о символах новогодних праздников.

3. Изготовление новогодней игрушки для украшения домашней елки.

Материал для подготовки к уроку
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск