Скачать 0.98 Mb.
|
Комитет администрации Первомайского района Алтайского края по образованию Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боровихинская основная общеобразовательная школа Первомайского района» Принята на педагогическом «Утверждена» приказом директора совете протокол № __ от __.__.2012 МБОУ «Боровихинская основная общеобразовательная школа» приказ № __ от __.__.2012 Рабочая программа основного общего образования по физической культуре для 5 - 9 классов на 2012 – 2013 учебный год. Составитель: Шабанов Сергей Валентинович учитель физической культуры МБОУ «Боровихинская основная общеобразовательная школа» с. Боровиха 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5 – 9 классов Тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2007 г. и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Она разделена на три программы: программа для 1-4 классов, 5-9 классов и 10-11 классов. В соответствии с ФУБПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его проведение отводится 105 часов. Для прохождения программы по физическому воспитанию в 5 – 9 классах в учебном процессе для обучения предлагается использовать следующие учебники: Виленский М.Я.,Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА учебник для учащихся 5-7 классов. М. Просвещение, 2007. Лях В.И., Зданевич А.А ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА учебник для учащихся 8 – 9 классов. М.: Просвещение, 2011 Пособие для учителя: - Настольная книга учителя физической культуры. Л.Б.Кофмана. – М., 2000. - Практикум по лёгкой атлетике /под ред. И.В.Лазарева, В.С. Кузнецова, Г.А.Орлова. – М., 1999. - Лёгкая атлетика в школе /под ред. Г.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкого. – М., 1998. - Спортивные игры на уроках физкультуры /ред. О.Листов. – М.,2001. - Журнал «Спорт в школе». - Журнал «Физическая культура в школе». - Урок в современной школе. Г.А Баландин, Н.Н. Назаров, Т.Н.Казаков. – М., 2004 . В программе В.И.Ляха, А.А.Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по спортивным играм и лёгкой атлетике. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время, как в процессе урока, так и один час урочного времени в каждой четверти. Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре для 5-9 классов
Уровень подготовки учащихся В результате освоения Обязательного минимума содержания программного материала учебного предмета «Физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Учащиеся должны знать: - об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта; - основы истории развития физической культуры в России; - особенности развития избранного вида спорта, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью; - о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля над деятельностью этих систем; - способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, правилами использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших площадок - о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм; - об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки; - о причинах травматизма на занятиях физической культуры и оказание первой доврачебной помощи. Учащиеся должны уметь: - технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спорта, использовать их в условиях соревнований; - выполнять и проводить комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости коррекции осанки и телосложения; - управлять своими эмоциями, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения. - соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; - пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием, с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий; - контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций; СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА Основы знаний и физической культуре, умения и навыки, приёмы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля Естественные основы 5-6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры. 7-8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. 9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями. Социально-психологические основы 5-6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля над функциональным состоянием организма. 7-8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личности значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля над функциональным состоянием организма и физической подготовленностью. 9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеразвивающих и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля над функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности. Культурно-исторические основы 5-6 классы. Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта. 7-8 классы. Физическая культура и её значение в формировании здорового образа жизни современного человека. 9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к её материальным и духовным ценностям. Приёмы закаливания 5-6 классы. Воздушные ванны (тёплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка). 7-8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоёмах. 9 класс. Пользование баней. Волейбол 5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Баскетбол 5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Гимнастика 5-7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений. 8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий. Лёгкая атлетика 5-9 классы. Терминология лёгкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по лёгкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Лыжная подготовка 5-9 классы. Терминология лыжных ходов. Правила и организация проведения соревнований по лыжным гонкам. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка инвентаря, одежды, места занятий. Помощь в судействе. Учащиеся должны уметь демонстрировать:
Задачи физического воспитания учащихся 5 - 9 классов направлены: - на содействие гармоническому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закрепление навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешне среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни; - обучение основам базовых видов двигательных действий; - дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей; - формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма; - углублённое представление об основных видах спорта; - приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием, любимым видом спорта в свободное время; - формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; - содействие развитию психических процессов и обучению психической саморегуляции. |