Скачать 73.24 Kb.
|
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Задоринская основная общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района Костромской области Конспект урока русского языка тема: Деепричастный оборот 7 класс Подготовила: учитель русского языка и литературы Соколова Анна Владимировна. 2014 год Конспект урока русского языка. 7 класс. Тема: Деепричастный оборот. Цели: образовательные: - познакомить учащихся с деепричастным оборотом; - формировать умение находить деепричастный оборот и выделять его на письме; развивающие: - развивать умение выразительного чтения предложений с деепричастным оборотом, умение строить предложения, в состав которых входят деепричастные обороты; воспитательные: - воспитывать уважение друг к другу, организованность, чувство ответственности. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки учащихся. Ход урока Организационный момент. Актуализация знаний. - Ребята, я предлагаю вам решить кроссворд: 1. Раздел науки о языке, изучающий части речи. (Морфология) Презентация слайды 1-9 2. Группа частей речи, которые служат для связи слов, образования форм слов и придают словам и выражениям различные оттенки. (Служебные) 3. Части речи, обозначающие предметы, действия предметов и их различные признаки. (Самостоятельные) 4. Красивый, печальный, деревянный, молод, честен …… это. (Прилагательные) 5. Слова этой части речи образуются от глаголов с помощью суффиксов: -ащ-, -ящ-, -ущ, -ющ-, -вш-, -т- и других. (Причастие) 6. Эта часть речи служит для образования двух других самостоятельных частей речи.(Глагол) 7. Слова этой части речи не изменяются. (Наречие) 8. Разбежавшись, уснув, забывая – это….. . (Деепричастие) Фронтальный опрос. - Дайте определение деепричастия, как части речи. (Деепричастие – самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие при основном, отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? и другие и объединяет в себе признаки глагола и наречия.) - Расскажите, как образуются деепричастия. (Деепричастия образуются от глаголов при помощи суффиксов -а-, -я-, -в-, -вши-, -ши-, -учи-, -ючи-.) - Что мы должны помнить, образуя деепричастия от глаголов? (Сохраняем вид исходного глагола) - Какой признак, кроме вида, перешёл к деепричастиям от глагола? Приведите примеры. (Возвратность: убегая, задумавшись) - Какие признаки перешли деепричастию от наречия? (Неизменяемость и роль обстоятельства в предложении) - С какой частью речи по своему образованию схожи деепричастия? (Причастие) Проверка домашнего задания. - Дома вам нужно было сопоставить причастия и деепричастие по вопросам. Представим сравнительную характеристику этих двух частей речи в виде таблицы. (Заполнение таблицы) Презентация к уроку слайд 10
- Как вы думаете, ребята, почему в таблице осталась пустая строка? (Есть ещё характеристика общая для причастия и деепричастия) Сообщение цели. - Сегодня мы с вами выявим ещё одно сходство между этими частями речи и заполним таблицу до конца. Объяснение нового материала. - Послушайте отрывок, назовите произведение и автора. А из города выступало неприятельское войско, гремевшее в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух. (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба») - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишем под диктовку первое предложение из текста. (Один учащийся у доски, остальные в тетради) А из города выступало неприятельское войско, гремевшее в литавры и трубы. - Чем осложнено данное предложение? (Здесь есть причастный оборот) - Вспомним, что мы называем причастным оборотом? (Причастие с зависимыми от него словами) - Расскажите о выделении причастного оборота запятыми на письме? (Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если стоит после определяемого слова. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то он не выделяется) -Измените предложение так, чтобы причастный оборот стоял перед определяемым словом. А из горда выступало гремевшее в литавры и трубы неприятельское войско. - Замените в данном предложении причастие деепричастием. Запишите получившееся предложение. А из города выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. - В данном предложении у деепричастия гремя есть зависимые слова? (Да, есть: гремя во что?) - Также как и причастие с зависимыми словами образует причастный оборот, так и деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот. -Запишем в тетрадь: деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами. Деепричастный оборот независимо от места в предложении всегда обособляется. - Вернёмся к таблице. Какой вопрос мы должны записать в последней строке? (Образует оборот? Есть ли зависимые слова? Условия обособления оборотов?) Учащиеся заполняют таблицу до конца. Презентация слайд 11.
Закрепление изученного материала. - Прочитайте отрывки, назовите произведение и автора, найдите деепричастный оборот. Презентация слайд 11, 12, 13, 14. (А.С.Пушкин «Зимний вечер», М. Ю. Лермонтов «Бородино», А.С.Пушкин «Зимнее утро») Отработка умения находить деепричастные обороты. Задание на карточках. - Прочитайте предложение. Найдите деепричастный оборот или одиночное деепричастие, обозначьте графически, расставьте запятые. Если времени достаточно, то предложения можно записать на доке по цепочке. Карточка 1. Робко свечу потушив я подхожу к окну. Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель. Измучив доброго коня на бранный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый. Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей. - Что мы называем деепричастным оборотом? (Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами) - От какого слова мы задаём вопрос к деепричастию и деепричастному обороту? (От глагола – сказуемого) Самостоятельная работа учащихся на карточках с последующей коллективной проверкой. Пассажиры согнувшись под тяжестью преогромных мешков бегали от головы поезда к хвосту и от хвоста к голове. Мастер спал лёжа в тулупе поперёк садовой дорожки. Отец Фёдор улыбнулся и внимательно глядя на себя в зеркало начал подстригать свою благообразную бородку. В полночь дворник Тихон хватаясь руками за все попутные палисадники и надолго приникая к столбам тащился в свой подвал. Итог урока. Рефлексия. Презентация слайд 15. - Что нового узнали на уроке? -Что называется деепричастным оборотом? - Расскажите об обособлении деепричастных оборотов? - Охарактеризуйте свою работу на уроке, используя соответствующие деепричастия: размышляя, сравнивая, думая, анализируя, отгадывая, не понимая, затрудняясь, пропустив, забыв, запутавшись и другие. Начать можно так: «Сегодня на уроке я работал, …… . Литература:
|
Урок русского языка в 6 классе, тема «Причастный оборот» Требицкая Лариса Анатольевна, учитель моу «Нюхотская сош», отметила, что тип урока урок открытия новых знаний: учащиеся на этапе... | Конспект урока русского языка в 7кл. Дата проведения : 05. 10. 2006 г. Тема: «Причастный оборот» Проверка домашнего задания: упражнение №60 проверяется методом взаимопроверки (на доске указаны пропущенные окончания причастий с... | ||
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка | Конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко... Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем | ||
Конспект урока русского языка в совмещённом класс-комплекте малокомплектной... План-конспект урока русского языка в совмещённом класс-комплекте малокомплектной школы | Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» Цель урока: создание комфортной образовательной среды для формирования прочных знаний по лексике русского языка, в возможности ее... | ||
Конспект урока 8 класс Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | Конспект урока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | ||
Тема: «Звуки л-ль. Буква Л» Программное содержание ... | Конспект урока ... | ||
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: овладеть исследовательским навыком «систематизация научного материала по заданной теме» | Конспект урока русского языка 9 класс Тема: «Двоеточие и тире в сбп» Практикантки Ненаховой А. В., учитель моу "Рыбкинская средняя общеобразовательная школа" Иноземцева Л. Н | ||
Конспект урока по информатике 7 класс. Тема: Ввод формул в электронной таблице Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка | Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | ||
Тема урока: Оператор выбора Класс: 10а Цели Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных... | Конспект урока русского языка в 8 классе учительницы русского языка... Почему после смерти матери нет у сына спокойной жизни, и спокойной смерти он тоже не получает? |