| Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ, Л. А. ТРОСТЕНЦОВА, М. Т. БАРАНОВ, О. М. АЛЕКСАНДРОВА, Л. Ю. КОМИССАРОВА
ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 7 классе
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНИКУ ДЛЯ 7 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
Методические рекомендации к учебнику русского языка для VII класса продолжают и развивают идеи, заложенные в руководстве к учебникам для V–VI классов: изучение языка во всей совокупности его проявлений, функционально-семантический подход к явлениям языка, формирование научного взгляда на функцию и развитие языка в связи с развитием общества, учет межпредметных и внутрипредметных связей, развитие у школьников логического мышления и умения самостоятельно пополнять свои знания.
В VII классе продолжается работа по морфологии и орфографии, а также изучение функциональных стилей речи. Специфика работы по морфологии в VII классе состоит в том, что обобщенные морфологические знания, умения и навыки учащихся превращаются в орудие для получения знаний о вновь изучаемых частях речи.
Школьный курс русского языка имеет познавательно-практический характер, поэтому работа ведется в двух взаимосвязанных направлениях. Познавательное направление — это изучение основ науки о языке, которые необходимы для понимания языка как системы взаимосвязанных единиц, участвующих в порождении речи — в коммуникации, для создания теоретических основ развития речи, а также для формирования правописных и речевых умений и навыков, т. е. для обеспечения реализации задач практического направления. В свою очередь, формирование умений и навыков (практическое направление) закрепляет теоретические знания и создает предпосылки для понимания учащимися коммуникативной функции языка, формирует учебно-языковые, правописные, а также речевые умения и навыки.
Авторы надеются, что данная книга поможет учителю русского языка готовиться к урокам по учебнику и добиваться высоких результатов своего труда.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В VII КЛАССЕ (ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ)
Всего в году — 170 ч (из расчета 5 ч в неделю), из них на развитие связной речи — 28 ч
Русский язык как развивающееся явление (1)
Тема
| Параграф учебника
| Кол-во часов
| Результаты обучения
| Русский язык как развивающееся явление
|
| 1
| Знать группы славянских языков; знать, что русский язык входит в группу восточнославянских языков, о совпадениях с другими славянскими языками в фонетике, лексике, грамматике.
Уметь доказывать, что славянские языки являются родственными, что русский язык живет и развивается (на примере устаревших слов и неологизмов).
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (12 + 2)*
| Синтаксис. Синтаксический разбор
| § 1**
| 1
| Знать предмет изучения синтаксиса; отличия словосочетания от предложения, простого предложения от сложного, главных членов предложения от второстепенных; знать порядок синтаксического разбора простого предложения.
Уметь отличать словосочетание от предложения, составлять словосочетания по указанным схемам; определять количество грамматических основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; составлять простые и сложные предложения на указанную тему; производить синтаксический разбор простого предложения.
| Пунктуация. Пунктуационный разбор
| § 2
| 2
| Знать предмет изучения пунктуации; функции знаков препинания; знаки завершения, условия постановки двойного знака завершения; разделительные знаки препинания в простом и сложном предложениях и условия их выбора; выделительные знаки и условия их выбора.
Уметь составлять из указанных простых предложений сложные, употребляя подходящие по смыслу союзы из данного списка; уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложении с прямой речью.
| Лексика и фразеология
| § 3
| 1
| Знать предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке; понятия «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «профессиональные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова».
Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте; пользоваться толковым словарем; подбирать примеры на все изученные лексические понятия.
| Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова
| § 4
| 2
| Знать предмет изучения фонетики, на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке; порядок фонетического разбора слова; знать предмет изучения орфографии, перечень фонетических опознавательных признаков орфограмм-букв (гласных, согласных, ъ и ь разделительных).
Уметь подбирать примеры слов с указанными подгруппами гласных и согласных звуков, слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием; находить примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков в указанном тексте; производить фонетический разбор слов; уметь правильно писать слова с изученными видами орфограмм; обозначать морфему, в которой находится орфограмма; уметь правильно писать о—ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи. Уметь определять количество абзацев в тексте, составлять план текста, определять ситуацию использования текста, сжато пересказывать указанный текст.
| Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
| § 5
| 2
| Знать предмет изучения словообразования, перечень морфем, способы образования слов; знать о связи орфографии со словообразованием; порядок морфемного и словообразовательного разбора.
Уметь выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам словообразования, группировать слова по корням, разграничивать слова с омонимичными корнями, производить морфемный и словообразовательный разбор слов; верно писать слова с изученными орфограммами-гласными и согласными в корнях, с орфограммами-дефисами; графически обозначать условия выбора названных типов орфограмм.
| Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
| § 6
| 3
| Знать предмет изучения морфологии, перечень самостоятельных и служебных частей речи; знать формы изменения глагола; как определяется вид, спряжение глагола; общее и различное у склоняемых частей речи, об отличии местоимений от других склоняемых слов; знать о связи орфографии с морфологией; порядок морфологического разбора изученных частей речи; знать о значении открытий М. В. Ломоносова в лингвистике.
Уметь группировать части речи, определять вид, спряжение глагола, образовывать указанные формы глагола, производить морфологический разбор изученных частей речи; уметь группировать слова по имеющимся в них орфограммам; подбирать примеры с изученными видами орфограмм; правильно писать слова с изученными видами орфограмм; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять тип и стиль текста; языковые средства, характерные для указанного стиля; определять основную мысль текста; уметь передавать свое впечатление от картины в форме письма.
| (Р) Текст
| § 7
| 1
| Знать определение текста, название наименьшей части текста, средства связи предложений в тексте, определение абзаца; смысловые типы текстов.
Уметь составлять текст из указанных предложений, определять средства связи предложений в тексте; доказывать принадлежность к тексту данной группы предложений; определять тип текста, доказывать принадлежность текста к названному типу; делить текст на абзацы; озаглавливать текст.
| (Р) Стили литературного языка
| § 8
| 1
| Знать определение литературного языка, формы литературного языка (письменную и устную); стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный), их признаки, отличия друг от друга; знать жанры, характерные для различных стилей; отличия языка художественной литературы от стилей литературного языка.
Уметь определять принадлежность текста к тому или иному стилю, доказывать принадлежность текста к названному стилю, определять принадлежность жанра к тому или иному стилю.
| Контрольный диктант
|
| 1
|
| МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие (25 + 6)
| Причастие как часть речи
| § 9
| 1
| Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.
Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
| (Р) Публицистический стиль
| § 10
| 1
| Знать особенности публицистического стиля, его жанры; языковые средства публицистического стиля; виды публичных общественно-политических выступлений и их структуру.
Уметь находить тексты, написанные в публицистическом стиле; определять признаки публицистического стиля в указанных текстах; доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю; уметь составлять устное выступление-обращение в публицистическом стиле.
| Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
| § 11
| 1
| Знать о склонении полных причастий в единственном и множественном числе; условия выбора гласных в падежных окончаниях причастий.
Уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
| Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
| § 12
| 2
| Знать определение причастного оборота; что в предложении причастный оборот является одним членом предложения (определением); место причастного оборота по отношению к определяемому слову; условия выделения причастного оборота на письме.
Уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; правильно расставлять запятые при причастном обороте; строить предложения с причастным оборотом; находить и исправлять ошибки в построении предложений с причастным оборотом.
| (Р) Описание внешности человека
| § 13
| 1
| Знать об описании как о смысловом типе текста; особенности описания внешности человека: структуру текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные слова»).
Уметь находить элементы описания внешности человека в тексте (в том числе «портретные слова»); определять роль описания отдельных элементов внешности человека для передачи особенностей его характера; различать официально-деловой и художественный стили описания человека.
| Действительные и страдательные причастия
| § 14
| 1
| Знать определение действительных и страдательных причастий, ход рассуждения по разграничению действительных и страдательных причастий.
Уметь разграничивать действительные и страдательные причастия, находить и исправлять ошибки в смешении действительных и страдательных причастий.
| Краткие и полные страдательные причастия
| § 15
| 1
| Знать о том, что страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму; знать формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическую роль в предложении; сходство и различие в изменении полных и кратких страдательных причастий; ударение в кратких страдательных причастиях (взятá, переведенá, привезенá и др.).
Уметь образовывать краткие страдательные причастия, определять их синтаксическую роль в предложении; правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях.
| Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
|
| |