Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие





НазваниеМетодические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие
страница1/9
Дата публикации31.08.2014
Размер1.69 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

http://www.prosv.ru/ebooks/ladizenskaya_russkii_5/images/cover.jpg

Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ,
М. Т. БАРАНОВ,
Л. А. ТРОСТЕНЦОВА,
Л. Ю. КОМИССАРОВА


ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 5 классе


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНИКУ ДЛЯ 5 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙ



ПРЕДИСЛОВИЕ

      Перед вами методические рекомендации к учебнику, по которому будут учиться пятиклассники в основном в начале XXI века. Учебник охватывает весь комплекс требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по русскому языку. Вместе с тем он сохраняет сложившуюся систему подачи материала, методический аппарат известного учителю учебника. Открыв его новое издание, учитель сразу убедится, что это так. Вариант учебника 1999 г. (и последующие издания) обеспечивает единство учебного процесса, учитывая подготовку учеников начальных классов по русскому языку. Поэтому он строится как переходный от начальных классов к средней школе.

      Однако настоящее издание имеет свои особенности, которые диктуются требованиями времени, социальным заказом школы будущего, развитием наук.

      Основные его особенности связаны с задачами:

      — развития теоретического мышления и креативных (творческих) способностей учащихся;

      — реализации в курсе русского языка воспитательного потенциала предмета;

      — реализации требований названной выше программы.

      В связи с этими задачами в настоящем издании учитель найдет новые обобщающие понятия типа единицы языка, орфоэпия, морфема (их варианты), морфемика, позиционные чередования гласных и согласных и др. Кроме того, включены понятия, усиливающие системный характер изучаемого материала. Таковы, например, введенные понятия в главе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»: понятие о пунктуации и роли знаков препинания (§ 24), знаки препинания в конце и в середине предложения, знак разделения между главными членами (тире), обращение как знак выделения, опознавательные признаки всех пунктограмм, изучаемых в V классе, пунктуационный разбор; в главе «Повторение изученного в начальных классах»: понятие об орфограмме, об опознавательных признаках изучаемых орфограмм; виды орфограмм: орфограммы-буквы, орфограммы-пробелы, дефис как орфограмма. При этом дается этимология слов, называющих такие разделы, как «Орфография», «Синтаксис», «Фонетика», «Лексика», «Морфемика». Подобного рода введения, уточнения создают основу для осмысления в старших классах языка как определенной системы, что важно для общего развития образовательной культуры выпускников школы.

      Вместе с тем либо откорректированы, либо сняты понятия, которые, как показывают многолетние наблюдения, с трудом усваиваются и не осмысливаются учениками должным образом. Так, например, снято понятие о видовых парах глаголов, значение которого пятиклассники не осознают, заучивая лишь некоторые отличительные признаки видовых пар глаголов.

      Настоящее издание в большей мере обеспечивает реализацию проблем воспитания: введены новые тексты, позволяющие обсуждать такие вопросы, как отношение к родине, труду, природе (см.: например, упр. 49, 102 и др.), и такие проблемы, как честность, обязательность, отзывчивость и т. д. (см.: упр. 44, 112, 137, 250). Главное же в решении проблем воспитания на уроках русского языка — внимание к культуре речи, к овладению нормами русского литературного языка. Поэтому в издании 1999 г. и последующих сохранены все упражнения по культуре речи, например при изучении прилагательного: упр. 552 (чулок, но носков), 595, 598 (краткие прилагательные в роли сказуемого), 597 (словосочетания с прилагательным в роли главного слова и т. д.). И сохранено все, что служит обогащению речи школьников неисчерпаемыми ресурсами родного языка (упражнения, требующие использования различных словарей, рамки с синонимами, анализ языковых средств текста и т. д.).

      Важно, чтобы выпускник школы глубоко осознавал, что от него (и, конечно, от учителя) зависит, насколько он (ученик) овладеет бесценными богатствами родного языка. Это владение позволит нашим выпускникам найти свое место в жизни, поскольку в настоящее время особенно ценится умение свободно и уважительно общаться с разными людьми при самых различных обстоятельствах, умение легко овладевать языком специальности, профессии.

      Вся работа по родному языку воспитывает человека, так как способствует становлению навыков самовыражения, самоконтроля, интеллектуальных и творческих способностей, что, безусловно, отражается на становлении личности ученика.

КЛАССЕ V В ЯЗЫКУ РУССКОМУ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ) (ПРИМЕРНОЕ


ВСЕГО В ГОДУ — 204 ч (ИЗ РАСЧЕТА 6 ч В НЕДЕЛЮ), ИЗ НИХ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ — 36 ч

ЯЗЫК — ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (2 + 1*)

Тема

Параграф учебника

Кол-во часов

Результаты обучения

Язык и человек. Язык и речь

§ 1—2

1

Знать, какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка.

Знать, чем отличается письменное общение от устного.

Уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Уметь различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение; уметь определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации

Язык и его единицы

§ 3

1

Знать единицы языка (предложение, слово, звук) и их роль в языке.

Уметь находить единицы языка; определять границы слова в деформированной записи предложения (без пробелов); определять количество звуков в слове

(Р) Стили речи

§ 4

1

Иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике.

Уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (17 + 3)

Тема

Параграф учебника

Кол-во часов

Результаты обучения

Состав слова

§ 5

1

Знать, что корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова (морфемы); знать, какие слова называются однокоренными.

Уметь выделять в слове морфемы; находить однокоренные слова; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы)

Орфограмма

§ 6

1

Усвоение понятия орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции; знание того, что орфограмма — «точка» применения правила; усвоение понятия опознавательных признаков орфограмм-гласных и орфограмм-согласных букв; знание того, что орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме.

Уметь находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с опорой на опознавательные признаки; уметь находить орфограммы — гласные и согласные буквы в разных морфемах

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

§ 7

2

Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова.

Знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов); пользоваться орфографическим словарем

Правописание проверяемых согласных в корне слова

§ 8

1

Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова.

Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласных в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или согласная ЛМНР); пользоваться орфографическим словарем

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

§ 9

1

Знать способ проверки непроизносимых согласных в корне слова.

Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки непроизносимых согласных в корне

Буквы ИУА после шипящих

§ 10

1

Знать правило написания букв ИУА после шипящих и слова-исключения.

Уметь правильно писать слова с буквами ИУА после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем

Разделительные Ъ и Ь

§ 11

1

Знать правило употребления разделительных Ъ и Ь.

Уметь находить в словах разделительные Ъ и Ь; разграничивать Ь разделительный и Ь как показатель мягкости предшествующего согласного; уметь правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь; графически обозначать условия их выбора

Раздельное написание предлогов с другими словами

 

§ 12

1

Усвоение понятия орфограммы-пробела (раздельного написания), орфограммы-дефиса; знание о совпадении по звучанию в устной речи и на письме предлогов и приставок; знание того, что предлог — слово, приставка — часть слова. Знание правила раздельного написания предлогов со словами; знание правила дефисного написания предлогов из-за, из-под; знание падежа, с которым употребляются указанные предлоги.

Уметь разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму — слитное и орфограмму — раздельное написание; писать предлоги отдельно с другими словами; графически обозначать условия выбора раздельного написания; уметь писать через дефис предлоги из-за, из-под и обозначать орфограмму-дефис; употреблять предлоги в речи

Диктант

 

1

 

(Р) Текст.
Обучающее изложение. (По Г. А. Скребицкому)

§ 13, упр. 66

1

Знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте).

Уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст; выделять части текста; составлять простой план

Части речи.
Глагол

§ 14—15

1

Знать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Ознакомление с наречием как неизменяемой частью речи.

Знать об употреблении на письме Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени.

Уметь определять имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия.

Уметь определять морфологические признаки глагола (время, лицо); уметь употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени

-ТСЯ и -ТЬСЯ
в глаголах.
Личные окончания глаголов.
НЕ с глаголами

§ 16, 18

1

Знать опознавательный признак орфограммы : [ца] на конце глагола; способ определения написания -ТСЯ или -ТЬСЯ. Знать личные окончания глаголов I и II спряжения; знать о раздельном написании НЕ с глаголами.

Уметь находить орфограмму в -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; пользоваться способом определения написания -ТСЯ или -ТЬСЯ; правильно писать -ТСЯ или-ТЬСЯ.

Уметь выделять личные окончания глаголов; писать Е или И в личных окончаниях глаголов; уметь писать раздельно НЕ с глаголами; разбирать глаголы по образцу

(Р) Тема текста

§ 17

1

Знание о теме текста (широкие и узкие темы высказывания, микро-темы).

Уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста (микротемы)

Имя существительное

§ 19

1

Знать, на какие вопросы отвечает имя существительное; знать морфологические признаки существительного (род, число, падеж, типы склонения). Знать об употреблении и неупотреблении на письме Ь после шипящих на конце слова у существительных; об употреблении Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе

 

 

 

Уметь ставить вопросы к существительным; определять число, род, падеж, тип склонения существительного. Уметь правильно употреблять Ь после шипящих на конце слова у существительных; выбирать написание Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разбирать имена существительные по образцу 

Имя прилагательное

 

§ 20

1

Знать, на какие вопросы отвечает имя прилагательное; знать об изменении прилагательных по родам, падежам и числам, о согласовании прилагательных с существительными.

Знать способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного (по вопросу).

Уметь изменять прилагательные по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательные с существительными; разбирать имена прилагательные по образцу.

Уметь пользоваться способом определения безударного окончания прилагательного; графически обозначать условия выбора правильных написаний 

(Р) Сочинение по картине. Устное описание картины (А. А. Пластов. «Летом»)

упр. 106

 

Знать структуру текста типа повествование; знать об использовании прилагательных при описании изображенного на жанровой картине.

Уметь устно описывать изображенное на жанровой картине 

Местоимение

§ 21

1

Знать о личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений; о раздельном написании личных местоимений с предлогами; об употреблении местоимений 3-го лица после предлогов.

Уметь находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов 

(Р) Основная мысль текста

§ 22

1

Знать о теме и основной мысли текста; о способах раскрытия основной мысли текста.

Уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль; уметь редактировать предлагаемую заметку повествовательного характера с точки зрения раскрытия в ней основной мысли; уметь писать сочинение повествовательного характера на заданную тему (рассказ о случае из жизни) 

Повторение материала по разделу

 

1

 

Контрольный диктант с грамматическим заданием

 

1

Проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами.

Проверить умение определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие iconМетодические рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений предисловие
Специфика работы по морфологии в VII классе состоит в том, что обобщенные морфологические знания, умения и навыки учащихся превращаются...
Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие iconМетодические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл»....
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова
Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие iconМетодические рекомендации к учебнику В. И. Коровина и др. «Русская литература XIX века»
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса...
Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие iconМетодические рекомендации к учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература Х1Х века. 10 класс»
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса...
Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие iconИз «очерков города тятевска» предисловие андрея чоросова
Методические рекомендации предназначены для организации и совершенствования самостоятельной работы студентов заочного отделения,...
Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие iconМетодические рекомендации к учебнику краеведение 7 класс
Данные рекомендации представляют собой сборник тестов и практических работ, которые можно использовать на уроках краеведения в 7...
Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие iconА. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику «Русский...
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику...
Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие iconМетодические рекомендации по проведению курса по выбору
В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения...
Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В основу планирования положены методические рекомендации Т. А. Ладыженской «Обучение русскому языку в 8 классе» (М., «Просвещение»,...
Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В основу планирования положены методические рекомендации Т. А. Ладыженской «Обучение русскому языку в 8 классе» (М., «Просвещение»,...
Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие iconПо курсу экономическая и социальная география мира для 11 класса
Учебно методические пособия: Максаковский В. П. Методическое пособие к учебнику
Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательныхучреждений предисловие iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск