О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С





Скачать 97.27 Kb.
НазваниеО великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С
Дата публикации04.07.2013
Размер97.27 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс
«Конкурс знатоков русской грамматики»-9классы

Учитель русского языка и литературы Киселева Н.А.
Цель игры:
1. Углубление и систематизирование знаний по русскому языку.
2. Развитие памяти, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их логического мышления и быстроты реакции.
3. Воспитание у учащихся любви и уважения к родному языку.
Оборудование: мультемидийный проектор, компьютер, оформленные стенды.
Ход игры.
Три команды. У каждой команды свой порядковый номер. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся. Рекреация оформлена плакатами «Брейн – ринг», «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И. С. Тургенев). Некоторые задания на экране, на столах листочки бумаги, ручки или карандаши. Жюри из учащихся 11-х классов.
Выступление ведущего.
Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашего Брейн – ринга!
Посмотрите на оформление рекреации, и вы без труда узнаете тему нашей игры. Итак, главный гость сегодня его величество Русский язык.

Ведущий: «Наша игра состоит из нескольких заданий. В конце каждого задания жюри подводит итоги. Внимание! Первое задание «Разминка». На столах команд лежат колокольчики. Ответы на вопросы разминки даются сразу, без обсуждения, чей колокольчик зазвенит раньше. Каждый ответ оценивается от 0 до 1 балла.
1.«Разминка».
1. Виды сложных предложений, которые связываются по смыслу и интонационно? (бессоюзные)
2. Стихотворение И. С. Тургенева в прозе о языке? («Русский язык»)
3. Фамилия известного автора-составителя словаря? (В. И. Даль)
4. Раздел науки о языке, изучающий части речи? (морфология)
5. Вид работы по русскому языку, в которой учащийся имеет возможность изложить свои мысли? (сочинение)
6. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные)
7. Каких звуков больше в русском языке? (согласных)
8. Из чего состоят гласные звуки? (из голоса)
9. Как называется разговор двух или более лиц? (диалог)
10. Какими признаками обладают глаголы с постфиксом –ся? (возвратностью)
11. Слова одинаковые по звучанию, но разные по значению? (омонимы)
12. Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)
13. Сколько букв в русском алфавите? (33)
14. Как в современном языке звучит древнерусское слово «град»? (город)
15. Что означает фразеологизм «дамоклов меч»? (кара, возмездие и т.д.)
16. Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений? (точка и восклицательный знак)
17. Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
18. Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию? (причастие)
19. Какое местоимение нужно прибавить к другому, чтобы получить овощи? (ты к вы)
20. Как называются по отношению друг к другу слова «слабый» и «сильный»? (антонимы)
21. Сколько «а» в слове «сорока»? (сорок «а»)
22. Буквами какой азбуки являются «аз», «буки», «веди»? (кириллицы)
23. Сколько склонений в русском языке? (три)
24. К какой части речи относятся слова «уж», «замуж», «невтерпеж»? (наречия)
25. Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)
26. Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов? (морфемика)
27. Как пишется частица «не» с глаголами, употребляемыми без нее? (раздельно)
28. Какая приставка в слове «прекрасный»? (пре)
29. Как пишутся со словами частицы «то», «либо», «нибудь»? (через дефис)
30. Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма)
31. Как изменяются наречия? (не изменяются)
32. Какой звук обозначает «Ь»? (не обозначает звука)
33. Какой раздел науки о языке изучает звуки? (фонетика)
34. Какая первая буква пишется в слове «интеллигенция»? (и)
35. Найдите четвертое лишнее в группе слов: Существительное, наречие, сказуемое, глагол… (сказуемое)
После разминки жюри подводит итоги.
2. Следующее задание: «Допиши слог до слова».
Игрок первой команды говорит сопернику слог, соперник должен добавить слог, чтобы получилось слово.
Например, мас+ло, род+ник и т.д.
Каждое слово оценивается в один балл.
Пока команды выполняют данное им задание, проводится игра со зрителем.


1 команда.

2 команда.

3 команда.
1.Какой тип речи очень напоминает геометрическую теорему? (рассуждение)
2.Назовите реку-предлог (По)
3.Родственны ли слова пот и потолок? (Нет)
4.Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Нет, так как смешливый - это человек, которого легко рассмешить)

1.Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)
2.Какую еще древнерусскую азбуку вы знаете? (глаголица)
3.Определите род слов неряха, соня, плакса
4.Как превратить ай и но в местоимения? (прочитать справа я, он)

1.Что такое русский язык? (наука)
2.Тысяча, миллион, миллиард существительные или числительные? (числительные)
3.Какой падеж не употребляется с предлогом? (именительный)
4.Какой бор не имеет листвы и хвои? (сверло у зубного врача)
3. Следующее задание: «Покажи предложения».
В каждой команде распределяются роли (члены предложения). На экране показаны предложения. Команды должны «изобразить» эти предложения. Выигрывает та команда, которая правильнее и быстрее изобразит предложения.
1. Приятно пахнет черемуха.
2. Наступила весна, растаял снег.
3. Правда глаза колет.
4. Мрачный лес сурово шумит.
5. Жить – Родине служить.
6. Снег падал медленно и бесшумно.
7. Ранней весной земля одевается в пышный зеленый наряд.
8. Растение преображается.
9. Низкое солнце ослепительно било в глаза.
10. Серебряные кусты дикой малины дрожали над пропастью.
Каждое предложение оценивается одним баллом.
4. Следующее задание: «Фразеологический зоопарк».
У команд на столах лежат листочки с карандашами. Каждая команда на своем листе дописывает названия животных. Задание не списывается, а пишутся только названия животных под номерами. Задание показано на экране.
1. Голоден как… (волк)
2. Хитер как… (лиса)
3. Труслив как… (заяц)
4. Здоров как… (бык)
5. Изворотлив как… (уж)
6. Надут как… (индюк)
7. Нем как… (рыба)
8. Грязен как… (свинья)
9. Упрям как… (осел)
10. Колюч как… (еж)
11. Болтлив как… (сорока)
За каждый правильный ответ по пять баллов.
5. И последнее задание: «Рассказ на одну букву».
В течение пяти минут нужно написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше. Задание оценивается семью баллами.
Подводятся итоги игры. Жюри подсчитывает баллы. Победившая команда награждается грамотами. Команды пишут отзывы на игру

6. Отзывы на игру.
9а класс.
Нам все понравилось. Игра была увлекательна и интересна. Каждый смог проявить себя в этой игре. Мы смогли больше узнать о Великом Русском языке.
9б класс.
Сегодня, 06. 02. 09, прошла игра по русскому языку. Нам очень понравились организация, вопросы и ведущий игры. Но болельщики не очень поддерживали нашу команду и показали себя не с лучшей стороны. Надеемся, что в следующий раз они будут организованней, а мы расторопнее и смелее.

Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, ловок и вместителен.
А.И. Куприн
Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его...
Н.В. Гоголь
Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...
А.Н. Толстой
Чтец 1.

Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

-Выучи русский язык!


Чтец 2.

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи

Выучи русский язык!
Чтец 3.
Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык! : (С. Абдулла, узбекский поэт.)


1. О каких знаках препинания идет речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало
-Оно меня и свергло с пьедестала.

Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу
-За то, что много знать хочу.

Известно миру с давних пор,
Что знак и я немаловажный
И не окончен разговор...
И начинает думать каждый.


Стихи С. Пивоварова

Он очень вежлив...

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь»

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить...

2. Какой знак препинания впервые был введен Н.М. Карамзиным? Что означает сейчас этот знак препинания?
3. Как во времена М.В. Ломоносова называли восклицательный знак, черточку, скобки?

4. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?
5. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?

6. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву к (или п, о, н)..
7. Расставьте знаки препинания, объясните их. Отколе умная бредешь ты, голова.
(И.А. Крылов.)
8..
.
9. Слово красный в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?
а) Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
б) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.
в) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
10. Что означают выражения? Когда мы их употребляем?
а) шиворот-навыворот;
б) спустя рукава;
в) точить лясы.
.)
11. Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки.
Весна красна цветами, ... (
Весною час упустишь -... ().
Осень прикажет, а ... (

Декабрь год кончает, а ... (
В зимний холод ... (

Ни в марте воды,... (
Лето припасает, а ... (
Где в апреле река, ... (

12. Объясните написанные на доске словосочетания.
Грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертеж, грамотный ученик.
13. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня?

14. Превратите слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест - в число?
(15. Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастерка? Используйте толкования этих слов в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.

.)
16. Определите, где предлоги, а где наречия?
а) Вокруг стояла тишина;
б) Туристы расположились вокруг костра;
в) Не мешай слушать, после расскажешь;
г) После небольшого отдыха все запели.
17. Укажите существительное женского рода.
Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.

18. Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?
19. Отгадайте загадки.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.

Стоит дом, кто в него войдет, Тот ум приобретет.
Какая Водица только для грамотного годится?
В школьной сумке я лежу, Как ты учишься, скажу.
Чёрные, кривые, от рождения немые, Станут в ряд - сразу заговорят.

20. С числительными оба, обе составьте несколько предложений, к которым рядом напишите в любом падеже одно из данных существительных: ясли, клещи, ножницы, щипцы.
21. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ЛУЧШИХ.

9а класс.

Нам все понравилось. Игра была увлекательна и интересна. Каждый смог проявить себя в этой игре. Мы смогли больше узнать о Великом Русском языке.

9б класс.

Сегодня, 06. 02. 2013, прошла игра по русскому языку. Нам очень понравились организация, вопросы и ведущий игры. Но болельщики не очень поддерживали нашу команду и показали себя не с лучшей стороны. Надеемся, что в следующий раз они будут организованней, а мы более расторопнее и смелее.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С iconК. Д. Ушинский Всем памятны знаменитые строки, в которых И. С. Тургенев...
«поддержкой и опорой» «во дни сомнений и тягостных раздумий о судьбах Родины». Эти слова могут быть отнесены и к российской культуре,...
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С iconПрограмма по русскому языку «великий, могучий русский язык»
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С iconА игры не будет, что ж тогда останется?
А если ещё вспомнить, что о нём говорили не только «великий, могучий, свободный», но и «мой верный друг, мой друг коварный, мой раб,...
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Воспитывать чувство гордости за свой великий и могучий русский язык. Продолжить знакомство детей с русскими национальными праздниками....
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С iconПриложение Загадки
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С icon1. Задание. Ответить на вопрос
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С iconПоложение об интеллектуальном марафоне «Мы россияне»…2
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С iconОтвет введите в ячейки таблицы
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С iconЮ. М. Плюснин Как писать научные работы
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С iconВопрос Ответ введите в ячейки таблицы
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С iconТестовые задания по дисциплине «теоретические основы товароведения и экспертизы»
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С iconВнеклассное мероприятие по физике и химии в форме игры «счастливый случай»
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С iconСамара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С iconФакультет экспертизы и товароведения методические указания к выполнению...
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С iconЗадания для школьного этапа олимпиады 8-9 классы Часть «А». Выберите...
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск