На уроках русского языка





Скачать 228.99 Kb.
НазваниеНа уроках русского языка
Дата публикации01.07.2014
Размер228.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Проблемно – диалогическое обучение

на уроках русского языка.

Методы и приемы проблемного диалога.

Ефремова Любовь Романовна

учитель, русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 12»

г. Ноябрьск, ЯНАО

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

На основе многолетних отечественных исследований в двух само­стоятельных областях - проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) - разрабо­тана технология проблемно-диалогического обучения, которая позво­ляет организовать на уроках самостоятельное «открытие» учащимися новых знаний. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени. Данная технология реализуется в Образовательной системе «Школа 2100».

ПОНЯТИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Цели и этапы учебного процесса и методика их организации. Обще­известно, что важными образовательными целями учебного процесса являются: знания - понимаемая и воспроизводимая научная информа­ция; умения - применяемые на практике знания; навыки - автомати­зированные действия.

Цель «знания» достигается двумя этапами учебного процесса: вве­дением и воспроизведением нового материала. Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки вырабатываются путем многократного повторения действия (например, на этапе устного счета или чистописания).

Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий - отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющегося в учебниках и дополнительных источниках набора и не представляет для учителя трудности.

Этап введения знаний организуется посредством методов - определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (и творческой!) частью подготовки к уроку.

При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения редуцирован до общения готового знания, вследствие чего деятельность учащихся продуктивна. При проблемном введении материала методы поста­вки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Методы постановки учебной проблемы.

Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Рассмотрим эти методы подробнее.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

  1. создания проблемной ситуации;

  2. побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

  3. побуждения к формулированию учебной проблемы;

  1. принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Рассмотрим эти действия.

Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации пред­ставляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школь­ников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. По­скольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой.

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Принятие ученических формулировок учебной проблемы. При по­буждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершен­но ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недо­пустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «непра­вильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с гово­рим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто еще хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

Прием 1. Тема «Правописание глаголов в форме повелительного наклонения»

Учитель

Ученики

- Прочитайте предложения

-Определите наклонение и спряжение глагола крикнуть.

- Что вас удивило? Что интересного вы заметили?

- Какой же будет тема урока?

Если заблудитесь, крикните погромче.

Если крикнете, обязательно кто-нибудь откликнется.

- Повелительное и изъявительное. 1 спряжение.

- Глагол первого спряжения в повелительном наклонении пишется с буквой и.

- Правописание глаголов в повелительном наклонении.

Прием 2. Тема «Буквы Ч и Щ в суффиксе имен существительных»

Учитель

Ученики

- От данных слов образуйте существительные с помощью суффиксов -чик и -щик.

- Посмотрим как группы справились с работой. Прочитайте, какое слово образовано от слов «груз», «буфет», «заказ», «доклад», «совет».

- Итак, что получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили?

-Почему так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема нашего урока?

- Групповая работа. Выполнив работу, группы вывешивают свой лист на доску.

- грузчик и грущик

- заказчик и закащик

- буфетчик и буфетщик

- докладчик и докладщик

- советчик и советщик.

- По-разному!

- Правописание суффиксов –чик и –щик.


Прием 3. Тема «Имя существительное в роли определения»

Учитель

Ученики

- Прочитайте предложение, подчеркните члены предложения.

- Проверим. Так ли вы разобрали предложение? (Открыть разобранное предложение)

- А какой частью речи является слово «выставка»?

- И какая будет тема урока?

Работа в парах.

Мы посетили выставку картин.

- Нет, слово выставку мы подчеркнули как дополнение, а у вас определение.

- Существительное.

- Существительное в роли определения.


Прием 4. Тема «Переходные и непереходные глаголы»

Учитель

Ученики

- Составьте словосочетание с глаголом «видеть» и существительным в винительном падеже.

- Чем является в предложении существительное в винительном падеже при глаголе?

- Составьте словосочетание с глаголом «видеться» и существительным в винительном падеже.

- Выполнили задание?

- Почему? В чем затруднение?

- Какой возникает вопрос?



- Видеть землю, видел фильм, видел радугу и др.

- Дополнением.

- Испытывают затруднение.

-Нет.

- Не можем придумать словосочетание с глаголом «видеться».

-Почему не все глаголы имеют дополнение в винительном падеже?

Прием 5. Тема «Разносклоняемые существительные»

Учитель

Ученики

- Определите склонение существительных.

- Определите склонение существительных.

- Вы смогли выполнить задание?

- В чем затруднение?

- Значит, какой вопрос возникает?


- Атлет, витрина, гитара, горизонт, причина, печь, степь, выражение, независимость.

- Время, имя, пламя.

- Нет, не смогли.

- Существительные среднего рода, а окончания у них –я.

- К какому склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями –я.

Прием 6. Тема «Буквы а – о в корне –лаг- - -лож- »

Учитель

Ученики

-Сейчас я продиктую
словосочетания. Вы должны
их записать и объяснить
орфограммы.

-Проверим написание
последнего глагола по
словарю.

-Исправим ошибку. Итак,
какое задание мы выполняли?

-Каким вы пользовались
правилом?

-Применимо ли это правило в
последнем случае?

- Чем же мы будем сегодня
заниматься?

Ученик у доски выполняет задание, проверяя безударные гласные ударением: Распевать песни - петь Сбежать с горы — бег Предлогать дружбу - предлог

-Здесь написано «предлагать».

В корне гласная а.

-Мы писали безударные гласные в
корне слова.

-Проверки безударных гласных
ударением.

- Нет, правило не сработало.

- Изучать новое правило о правописании безударных гласных в корне слова. Изучать новое правило о





Подводящий к теме диалог

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыду­щий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к фор­мулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобще­ние). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сфор­мулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно по­явление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так. Кто думает иначе?»).

Приведем пример подводящего к теме диалога.

Тема «Гласные буквы перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени »

Учитель

Ученики

- Запишите слова. Определите часть речи и морфологические признаки.

- Выделите суффиксы.

- Найдите в словах безударные гласные.

- В какой морфеме находятся эти орфограммы?

- Над какой темой будем работать?

- Слышал, клеил, сеял, видел. Это глаголы прошедшего времени.

-Учащиеся выполняют задание.

--Учащиеся выполняют задание.

- В суффиксе.

- Гласные буквы перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он сос­тоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интри­гующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть ис­пользованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литера­туры, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Приведем примеры сообщения темы с мотивирующим приемом.

Тема «Буквы е-и в корнях с чередованием »

Учитель: Послушайте начало грамматического рассказа о Незнайке и постарайтесь сформулировать тему урока и его цели.

Поручили Незнайке как-то написать плакат.

Начал он было писать - «соб...», да задумался. Думал он до ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.

  • Скажите, пожалуйста, как написать: собирайте или соберайте?

  • Сейчас вам ответит Суффикс-консультант...



  • А что ответил Суффикс-консультант Незнайке, мы должны выяснить сами.

  • Догадались, о чем пойдет речь на уроке? (О корнях с чередованием гласных.)

Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы мотивирующим приемом незначителен.

Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.

Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам открыть новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог и подводящий к знанию диалог. Рассмотрим их подробнее.

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учи­теля, поскольку требует осуществления четырех педагогических дей­ствий:

  1. побуждения к выдвижению гипотез;

  2. принятия выдвигаемых учениками гипотез;

  3. побуждения к проверке гипотез;

  4. принятия предлагаемых учениками проверок. Рассмотрим эти действия.

Побуждение к выдвижению гипотез. Выдвинуть гипотезу - значит высказать предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и ста­нет искомым знанием, называется решающей, остальные — ошибоч­ными.

Побуждающий к выдвижению гипотез диалог имеет «сужающуюся» структуру. Он начинается с общего побуждения, т.е. призыва к мыслитель­ной работе: «Какие есть гипотезы, предположения?». Если общее побуж­дение не помогло и решающая гипотеза не высказана, диалог продолжа­ется подсказкой к решающей гипотезе. Подсказка _ намек на искомое знание - каждый раз придумывается заново. Если не срабатывает и под­сказка, учитель завершает диалог сообщением решающей гипотезы.

Принятие выдвигаемых учениками гипотез. При побуждающем ди­алоге существует опасность оценочно отреагировать на высказывае­мые учениками предположения: отвергнуть ошибочную гипотезу («не­правильно», «не так», «нет») и похвалить за решающую («молодец», «верно»). Однако учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла. Поэтому реагировать на гипотезы школьников следу­ет эмоционально неокрашенно: словом «так» и кивком головой.

Побуждение к проверке гипотез. Смысл проверки состоит в приве­дении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную («это не так, потому что»). Проверка ги­потезы может быть либо устной, либо практической. В первом случае аргументация приводится посредством рассуждения, а во втором - добывается в практической (в том числе экспериментальной) работе. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже имеет «сужающуюся» структуру: от общего побуждения через подсказку к сообщению.

При устной проверке диалог побуждает учеников непосредственно к аргументации. При этом общее побуждение осуществляется репликой: «Согласны с гипотезой? Почему?». Если общее побуждение не срабатыва­ет, вводится подсказка, наталкивающая на довод за или против гипотезы. В крайнем случае учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.

При практической проверке диалог стимулирует школьников к вы­работке конкретного плана действий. Общее побуждение осуществля­ется репликой: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Подсказка намекает на план. Если не срабатывает и подсказка, план действий в готовом виде предлагает учитель.

Принятие предлагаемых учениками проверок. При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную ар­гументацию или неверный план действий. Учителю необходимо отреаги­ровать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?».

Порядок выдвижения гипотез на уроке. Существуют два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая - и так вплоть до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы (и ошибочные, и решающая) выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка. Рассмотрим особенности побуждающего диалога при названном порядке выдвижения гипотез.

При последовательном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»), после чего учащиеся в большинстве случаев высказывают ошибочную догадку. Отреагировав на нее нейтральным словом «так», учитель переходит к проверке, которая начинается с общего побуждения («Вы согласны?» или «Как эту гипотезу проверить?») и движется по «сужающейся» схеме к контраргументу. Затем диалогический цикл «выдвижение-проверка» повторяется снова до тех пор, пока не будет выдвинута и проверена решающая гипотеза. Приведем пример побуждающего диалога при последовательном выдвижении гипотез.

Тема «Буквы а – о в корне –лаг- - -лож- » (продолжение)

Учитель Прием 6.

Ученики

- Сейчас я продиктую
словосочетания. Вы должны
их записать и объяснить
орфограммы.

-Проверим написание
последнего глагола по
словарю.

-Исправим ошибку. Итак,
какое задание мы выполняли?

-Каким вы пользовались
правилом?

-Применимо ли это правило в
последнем случае?

- Чем же мы будем сегодня
заниматься?

Ученик у доски выполняет задание, проверяя безударные гласные ударением: Распевать песни - петь Сбежать с горы — бег Предлогать дружбу - предлог

-Здесь написано «предлагать».

В корне гласная а.

-Мы писали безударные гласные в
корне слова.

-Проверки безударных гласных
ударением.

- Нет, правило не сработало.

- Изучать новое правило о правописании безударных гласных в корне слова. Изучать новое правило о



-Вывести правило нам
помогут слова на доске.
Прочитайте их
самостоятельно.

-Что заметили? Есть догадки о
правописании безударных
гласных в корне слова?

-Как можно это проверить?

-(подсказка) Может, как-то
распределить слова по
столбикам?

-Выполняйте.
Сформулируйте вывод.

Читают: разложить, прилагать, приложение, расположение, предлагать

- Заметили чередование гласных:
«о» пишется перед «ж», «а» - перед
«г».

- Надо выписать слова с гласными
«о» и «а» в 2 столбика и
подчеркнуть согласные «ж» и «г».

- В корнях лаг/лож перед «г»
пишется «а», перед «ж» пишется
«о».

-Так значит, какую новую
тему мы сегодня изучили?

-Сверьте формулировку темы
с учебником.

-Оформите новое правило
графически в виде схемы
(модели)

- Безударные гласные в корнях
лаг/лож.

- Всё правильно.

- Составление опоры.



При одновременном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»). Отреагировав на первую - обычно ошибочную - гипотезу нейтральным словом «так», учитель продолжает побуждение репликой «Какие еще есть гипотезы?» до тех пор, пока не будет высказана решающая гипотеза. После того как все гипотезы выдвинуты и зафиксированы, начинается их проверка, которая может быть организована по-разному. В одних случаях по поводу каждой гипотез разворачивается побуждающий диалог, причем сначала проверяются ошибочные гипотезы, а в последнюю очередь - решающая. В других случаях возможна одна проверка всех гипотез сразу.

Приведем пример побуждающего диалога при одновременном выдвижении гипотез.

Тема «Разносклоняемые существительные» (продолжение)

Учитель (Прием 5)

Ученики

- Определите склонение существительных.

- Определите склонение существительных.

- Вы смогли выполнить задание?

- В чем затруднение?

- Значит, какой вопрос возникает?

- Атлет, витрина, гитара, горизонт, причина, печь, степь, выражение, независимость.

- Время, имя, пламя.

- Нет, не смогли.

- Существительные среднего рода, а окончания у них –я.

- К какому склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями –я.

- Какие есть гипотезы?

- Так. Какие еще есть идеи?

- Так. Какие еще есть предположения?

- Как доказать правильность наших предположений?

- (Подсказка) Может попробовать просклонять?

- Выполняйте.

- Сравниваем окончания существительных 1, 2, 3, сущ. на -мя. окончания каких склонений имеют сущ. на -мя.

- Как назвать существительные, которые изменяются по разным типам склонения? (Подсказка. Образуйте сложное слово (прилагательное) от словосочетания по разному склонять).

- Существительные относятся особому склонению.

- Существительные являются исключением и не относятся ни к одному склонению.

- Существительные относятся к нескольким склонениям.

(Молчание)

- Просклоняем существительные всех склонений и посмотрим, к какому склонению больше подходят наши существительные.

- Работа в группах.

На отдельных листах каждая группа склоняет одно существительное (1гр. – 1скл., 2гр. – 2 скл., 3гр. – 3 скл., 4 гр.- сущ на мя.)

По окончании работы каждая группа вывешивает на доску свою таблицу.

- 3 склонения в Р.Д.П. падежах и 2 скл. в Т. падеже.

- Разносклоняемые.


- Так значит, какую тему мы сегодня изучили?

- Сформулируйте вывод, почему существительные на –мя называются разносклоняемые?

- Сверьте ваш вывод с материалом учебника (стр. 39)

- Оформите новое правило в виде схемы модели.

- Разносклоняемые существительные.

- Существительные на –мя называются разносклоняемые, потому что имеют окончания разных склонений – 2 и 3.

- Все правильно.

- Составляют опору.

Подводящий к знанию диалог

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Иными словами, подводить учеников к новому ­знанию можно, так или иначе проработав звено постановки проблемы либо пропустив его вообще.

Приведем пример подводящего от проблемы диалога.

Тема «Гласные буквы перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени »

Учитель

Ученики

- Запишите слова в столбик. Определите часть речи и морфологические признаки.

- Выделите суффиксы.

- Найдите в словах безударные гласные.

- В какой морфеме находятся эти орфограммы?

- Над какой темой будем работать?

- Слышал, клеил, сеял, видел. Это глаголы прошедшего времени.

-Учащиеся выполняют задание.

--Учащиеся выполняют задание.

- В суффиксе.

- Гласные буквы перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени

- Во второй столбик запишите глаголы.

- Определите форму глагола и выделите суффиксы.

- Сравните, какая гласная пишется перед суффиксом в глаголах.

- Сделайте вывод.


- Слышать, клеить, сеять, видеть.

- Выполняют задание.

- Подчеркивают гласные.

- В глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в глаголах неопределенной формы.


- Сверьте ваш вывод с правилом на стр. 154.

- Поставьте вопрос к правилу.

- Оформите новое правило в виде схемы, модели.

- Все правильно.

- Как проверить гласную перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени?

-Назовите опознавательный признак данной орфограммы?

- Составление опоры.

Приведем пример подводящего без проблемы диалога.

Тема «Буквы з и с на конце приставок.»

Учитель

Ученики

- Прочитайте пары слов. Выделите приставки.

- Чем отличаются приставки в парах слов?

- Сравните произношение конечного согласного звука в приставках и его обозначением на письме.

- С каким опознавательным признаком встретились? Обозначим его.

- Какой буквой обозначается конечный звук в приставке?

-Какую закономерность вы заметили?

- (Подсказка) какой буквой обозначается первый звук корня?

- Сделайте вывод: каково основное условие выбора букв з и с на конце приставок.


Безвкусный – бесшумный

Исчезать – издать

Восстание – воззвание

Бесшумный – безжалостный

Развязать – расписание

- Конечным согласным.

- Как произносится так и пишется.

- Стечение согласных.

- Буквами з и с.

- Буквами, обозначающими звонкий или глухой согласный.

- Перед глухими пишется с, а перед звонкими – з.


- Так значит, какую новую тему мы с вами сегодня изучили?

- Сверьте по учебнику ваш вывод и тему стр.90.

- Оформите новое правило в виде схемы, модели.

- Буквы з и с на конце приставок.

- Все правильно.

- Составление опоры.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в раз­вивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и твор­ческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творче­ский процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Обеспечив открытие знания любым из названных методов, пере­ходим к следующим этапам учебного процесса - воспроизведению зна­ний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходи­мо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме во­проса требуется: во-первых, вернуться с вновь открытым знанием к вопросу и ответить на него; во-вторых, предложить ученикам сформу­лировать тему урока. Задание на формулирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалоге.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА И УЧИТЕЛЬ

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:

результативной - обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;

здоровьесберегающей - позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и открытия знаний.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.

Использованная литература:

1. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2006. – 168с.

2. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика.// Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов/ Под научной ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006. – С.144 - 180



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках русского языка iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
На уроках русского языка iconСловарная работа на уроках русского языка
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по...
На уроках русского языка iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
На уроках русского языка iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка iconСамообразования «Формирование орфографической зоркости на уроках...
В ходе изучения опыта работы Качановой Светланы Викторовны по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»,...
На уроках русского языка iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
На уроках русского языка iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник
«Развитие творческой, исследовательской деятельности на уроках русского языка» Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы
На уроках русского языка iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка iconИрины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений...
На уроках русского языка icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
На уроках русского языка iconУрок русского языка «Не с причастиями»
«Повышение мотивации к обучению и успешной сдаче итоговой аттестации посредством использования разнообразных методических форм на...
На уроках русского языка icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
На уроках русского языка iconПрименение it на уроках русского языка и литературы
Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира
На уроках русского языка iconУроках русского языка Урок в 6 классе по теме «Деловой стиль»
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, под ред. М. М. Разумовской, раздаточный материал (тексты инструкций и памяток,...
На уроках русского языка icon«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск