Скачать 65.03 Kb.
|
Урок музыки по программе Кабалевского в 3-м классе.Тема: "Приди, весна, с радостью"Класс: 2 клЦели урока:
Оборудование:
ХОД УРОКА: Учитель: Загадка: Тает снежок, ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? – Правильно, ребята! Весной. Такой теплой и радостной, солнечной весной. Хороша Весна-красна! Много света, радости несет нам она. Начинается весной и земледельческий календарь. Крестьяне начинали пахать, сеять, боронить. В Древней Руси и Новый Год начинался весной – 1 марта. А когда мы сейчас встречаем Новый Год? – На доске у нас висит детский народный календарь, который поможет нам сегодня в работе. Месяц ЯНВАРЬ. Посмотрите на него, Соизвольте выслушать слово вестное, Приголубьте речью лебединой Словеса немудреные. Как в годы прежние, живали люди старые А то-то родимые, были веки мудрые Живали-то старики, не по-нашему, по-заморскому А по-своему, православному. Бывали беды с кручинами Бывали и радости на Велик день. – Давайте вспомним: какие Великие дни, какие праздники есть в русском народном календаре в январе? Январь называли в народе – январь-просинец: увеличивается день, становится светлее, еще не подошло время земледельческих работ, поэтому было много народных праздников. («Рождество христово», «Святки», «Старый новый год», «Крещение Господне») – А как встречают и празднуют эти дни? (Колядуют, гадают) – А какие песни поют? И как эти песни называются? (Песенки-колядки) Исполнение песенок-колядок, разученных на прошлых уроках и сочиненных детьми. – А вот как колядовали, т.е. поздравляли с праздником на Святки ребята из казачьей станицы Черноярская . Просмотр видеосюжета. Учитель: Все святки шли гадания: об урожае, приплоде скота, о погоде во время посевных работ. Гадали до самого Крещения Господнего. Девушки гадали о своей судьбе, о женихах. Говорили такие заклинательные слова: Полю, полю белый снег За Батюшкову хлеб-соль, За Матушкину добродетель. Залай, залай собачка На чужой сторонке. Миленький, АУ! – Кидали сапоги через ворота или через стог, если перекинешь, то выйдешь замуж. – Возили борону по улицам, где выпадут зубья, там и свадьба. – Таким вот веселым был январь. Наступил ФЕВРАЛЬ. – Зима долго не хотела прощаться с народом, нравились ей веселые песни да пляски, да любовалась она детскими забавами. И люди устроили своей любимице Зиме – всенародное гулянье. Гуляли целую неделю! А как называется этот праздник? (Масленица) – Расскажите, как вы празднуете Масленицу? (Катание на лошадях, на санях с горы, пекли блины, сжигали чучело, носили горящее колесо на шесте). И все для того, чтобы скорее пришла весна! – А вот какой увидел Астраханскую Масленицу наш земляк, художник Борис Михайлович Кустодиев (просмотр репродукции картины «Масленица»). Художник как бы любуется пестрым изображением мира, многоцветного веселья. И кто знает, может такое празднование увидел художник на какой-нибудь астраханской площади или небольшом дворике? Учитель: (вместе со словами выполняет оформление импровизированной полянки) И вот: веселитесь друзья, К нам весна идет сюда! Весна придет – солнце взойдет, Сгонит снежки, разольются быстрые реки, Расцветут в поле цветочки Все Ракитовы кусточки. Промеж этих кусточков Верда-река протекала, А на этих на кусточках – Мелки пташечки поют, Мелки пташечки – канареечки, Больно весело поют! Солнце красное вставай, Тьму гони кромешную. Зима-зимушка, прощай, Здравствуй, утро вешнее! – Давайте, ребята, покличем Весну! Дети выходят на импровизированную полянку и в хороводе исполняют весенние песенки-заклички. – Молодцы, ребята! Садитесь на свои места. После такого хоровода Весна смело войдет в свои права, порадует нас с вами цветами, солнцем и веселым птичьим пением. – Ребята, расскажите, а что вы почувствовали во время исполнения хоровода? (Веселый праздник) – А кто сочинил песенки, которые мы с вами сейчас исполняли? (Русский народ) – Какие же характерные черты свойственны русской народной музыке? (Песенность, певучесть) – Музыка некоторых народов похожа на русскую, а музыка других народов совсем не похожа. Ближе всего к русской музыке – музыка славянских народов (белорусов и украинцев). Послушайте украинскую народную песню. Прослушивание украинской народной песни « Веснянка». – Можно сказать, что между музыкой русского народа и украинского нет границ? – Я знаю, что у нас есть ребята и других национальностей. Расскажите, какая у вас праздничная музыка? Как у вас встречают Весну? – А вот у русского народа существует поверье, что 22 марта по новому стилю, в день сорока христиан-великомученников из теплых стран прилетают 40 разных птиц. И первая из них жаворонок. Сорок, сороков птиц на сороки прилетают На сорок мучеников. Сорок-сороков птиц весну несут. – В народе говорят: «если на сороки увидел скворца – весна у крыльца» Или: «Сколько проталинок – столько и жаворонков» – В этот день в каждой избе пекут из теста «куликов и жаворонков» с распростертыми крылышками (показать плакат). Эти птички как бы летящие, с хохолками, с глазками-изюминками. Считается, что испеченные птицы, должны были вызвать прилет настоящих птиц и ранний приход весны. – И мы с вами сейчас научимся лепить жаворонков. В старину в жаворонка запекали пуговицу или монету, для того чтобы узнать свою судьбу. Если попадет жаворонок с монетой, то быть тебе богатым, а если пуговица, то «пойдешь во солдаты». – Будем и мы с вами сейчас лепить жаворонков и напевать, как в старину пели за работой. А петь будем весеннюю песенку-закличку. Почему закличку? А потому что весну закликали, то есть зазывали. Во время лепки учитель помогает учащимся и вместе с ними напевает песенку-закличку. – Молодцы, ребята! Хорошие у вас получились жаворонки! И песенку-закличку уже выучили. Теперь чудо-печь поможет их нам испечь. Но сначала нам нужно совершить колдовство. Давайте, повторяйте за мной! Ну-ка, чудо-печь Не донимай под, Не черни печной свод, Полыхни, покорися, Угольями обернися, Испеки наших жаворонков. В это время в печи вместе с « жаворонками», которые слепили дети, спрятан поднос с уже испеченными «жаворонками». Учитель достает из печи уже готовые изделия. – Вот какие они замечательные у нас получились. Разбирайте их, угощайтесь и угощайте гостей! Жаворонков испекли, песенку-закличку выучили. Можно и весенний обряд проводить. Выходи народ, становись у ворот Весну закликать, зиму провожать. – Представьте себе, что перед нами течет река. Так и в старину, люди собирались на высоком берегу реки, поднимали вверх испеченных «жаворонков». Считалось, что чем выше поднимешь «жаворонка», там ближе к солнышку, а значит и весне. И ускоряя приход весны, пели весенние песенки-заклички. Затем птичек съедали. Но по древнему обычаю головки следовало скормить скотине «на здоровье» или отдать матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был» А теперь и вы можете съесть своих «жаворонков», только осторожно! И кому из вас попадет монета, тому богатым быть. Кому попадет пуговица, тому «во солдаты идти». А еще существует древний обычай в этот день покупать птиц в клетках и непременно тут же выпускать их на волю. Ну, вот весну позвали, можно и поиграть. Хотите поиграть с весенними птицами, да мошками? Давайте я буду песенку петь, а как остановлюсь, поднимайте руки, машите крыльями, да приговаривайте: «Летят, летят!» Да, только, чур не ошибаться. Лететь можно только вместе с теми, кто на самом деле летать может. А кто ошибется, тот больше не игрок. Проводится игра. Грачи летят, на всю Русь трубят: «Чу-чу, чу-чу мы несем весну!» Журавли летят на всю Русь кричат: «Гу-гу, гу-гу не догнать не кому!» Пчелы летят, гудят, бунчат: «Жу-жу медову несем сыту!» Поросята летят полосатые визжат. «Хрю-хрю надоело нам в хлеву!» Комары летят, летят пищат: «Ду-ду, ду-ду не уйти не кому!» Медведи летят, толстопятые рычат: «Ру-ру, ру-ру надоело нам в лесу!» Вороны летят, на всю Русь галдят: «Кар-кару, будем есть халву!» Лисицы летят, рыжие кричат: «Тять, шубы рыжие бы снять!» Мухи летят, на весь лес жужжат! «Жу-жу не хотим жить в лесу!» – Ну, и горазды вы ребятушки в игры играть. Ни как вас не переиграю! Даже я притомилась! Садитесь-ка, рядком, да поговорим ладком. О чем вы на сегодняшнем уроке узнали? – А для закрепления разгадаем весенний кроссворд.
– Вот и закончились мои загадки, а какое слово прошло у нас через весь урок? И кроссворд нам подсказывает его. (Солнце) – Правильно! Солнце – это всегда праздник. Для всех оно светит одинаково и всегда приносит радость. Чем больше праздников, тем больше радости, тем больше солнца. Вот и я хочу подарить вам на память эти солнышки, как символ радости и праздника. Как талисман на счастье! Учитель (поет): Говорю вам всем спасибо, За урок благодарю! Всем поставлю «пять» сегодня: Потому что вас люблю! |
Конспект урока музыки в 3 классе по программе Д. Б. Кабалевского... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Разработка урока музыки в 6-м классе по программе Д. Б. Кабалевского "Жизнь рождает музыку" Оборудование: книги, картины, портреты В. А. Моцарта, И. С. Баха, Л. В. Бетховена, раздаточный материал, телевизор, проигрыватель,... | ||
Урок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована... Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок музыки «Пришла весна! Пришла красна!» по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида | ||
Урок музыки во 4 классе Урок разработан в рамках программы «Музыка» Урок разработан в рамках программы «Музыка» 1-8 классы разработанной авторским коллективом под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского... | Урок музыки в 1 классе тема: «Музыка осени» Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности... | ||
Урок музыки в 7 классе. Тема урока: «Реализация арттехнологий на... Формирование общей духовной культуры прививать любовь к классической музыке, развивать навыки культуры общения | Конкурс рефератов о жизни и творчестве Д. Б. Кабалевского среди 7... Тема: 105 – летнему юбилею со Дня рождения Дмитрия Борисовича Кабалевского посвящается | ||
Урок открытия нового знания по программе развивающего обучения Л.... Урок открытия нового знания с мультимедийным сопровождением по программе ро л. Занкова в 1 классе | Тема: «Весна, весна! И всё ей радо!» Москва – собственное имя существительное, остальные – нарицательные существительные | ||
Урок музыки в 5 классе Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость... | Методические разработки к урокам музыки в 3 классе по программе "Новое поколение" Вначале урока может прозвучать "Легенда о домбре" композитора Мендыгалиева и можно провести небольшую беседу о повествовательном... | ||
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические... Программа «История современной музыки» рассчитана на обучение в 9-10 классах коррекционной школы для слепых и слабовидящих детей,... | Урок-конкурс по разделу: «весна, весна красная…» Обучать коллективному творчеству, чтению в лицах, находить главную мысль в произведении, инсценировать прочитанное | ||
Урок-концерт в 5 классе Авторы: Р. А. Степанникова, учитель музыки... Расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки, живописи | Урок литературы в 6 классе «Тема природы в поэзии родного края» «Культура родного края», музыки в 9 классе по теме: «Перестройка объективная необходимость или козырная карта М. С. Горбачева» |