Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального»
Разработчик: Ченцова Н.Н., кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин («Международный институт компьютерных технологий», г. Воронеж) Рецензент: Воителева Т.Н., доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы (ФБГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»)
Форма проведения занятия
| Урок-круглый стол
|
Предметная область
|
русский язык, история, литература, мировая художественная культура, основы православия
|
Тема
|
«Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального»
|
Актуальность
| Представление истории русского языка и истории славянской письменности в социокультурном пространстве современности
| Цель:
Задачи:
| Представить историю русского языка как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия общества. Показать роль русского языка как языка межнационального общения.
Продемонстрировать учащимся историко-культурную взаимосвязь народов, проживающих на территории Российской Федерации, на примере становления и развития славянской письменности.
Познакомить с интересными историческими фактами возникновения письменного языка в России.
Развивать у школьников умение анализировать, систематизировать и сопоставлять фактический материал.
Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма.
|
Целевая аудитория
|
учащиеся 9-11 классов
|
Кол-во участников
|
25 человек
|
Продолжительность
|
45 мин
|
Оборудование
|
компьютер, проекционный экран, слайды с тематическими изображениями
|
Ожидаемые результаты
|
Повышение уровня мотивации учащихся в изучении русского языка и культуры.
Расширение знаний школьников об интеграции языкового, культурно-исторического пространств.
Обобщение тематических знаний по смежным предметам гуманитарного цикла
Повышение уровня мотивации учащихся в изучении предметов гуманитарного цикла.
Воспитание интереса к истории, языку и традиции страны и народа.
|
Ход
проведения занятия
1. Подвиг Кирилла и Мефодия
2. Славянская азбука. Кириллица или глаголица?
3. Письменность как признак развития цивилизации.
Подведение итога
| Занятие предваряет просмотр документального фильма «Евангелие от Кирилла и Мефодия» (2010, режиссер. О. Шишкин) на внеклассном мероприятии и выполнение домашнего задания (учащиеся получают вопросы в соответствии с программой круглого стола). На экране – тема занятия, портрет Кирилла и Мефодия
«Социокультурные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» Учитель
– В канун празднования Дня славянской письменности мы вспоминаем имена Кирилла и Мефодия – людей, оставивших нам в наследство – письменность. Путь солунских братьев, полный трудностей и невзгод, был прослежен нами в процессе просмотра документального фильма «Евангелие от Кирилла и Мефодия». Вслед за авторами этого фильма мы попытаемся дать свою оценку деятельности Кирилла и Мефодия с позиций современности и разобраться, почему наши современники вновь и вновь обращаются к этим историческим личностям? Каково значение языка, – созданного Кириллов и Мефодием, в истории общества и культуры нашей страны; языка, который объединил всех присутствующих в этом классе.
– Сегодня мы собрались за круглым столом, чтобы совместно найти ответы на поставленные вопросы. Обсуждение предполагается по следующему плану: На экране – тема и программа круглого стола: «Социокультурные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального»
Подвиг Кирилла и Мефодия
Славянская азбука. Кириллица или глаголица?
Письменность как признак развития цивилизации.
– В первую очередь, обратимся к личностям Кирилла и Мефодия и попытаемся понять, почему же их имена до сих пор живы в памяти народа и не затерялись в глубине веков, как например, имена многочисленных императоров?
– Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности называют подвигом – гражданским, просветительским, духовно-нравственным. Насколько данное утверждение обосновано, как вы считает? (ученики комментируют представленное утверждение, приводят факты, основанные на материале просмотренного фильма:
– гражданский – потому что отстаивали права христианства, статус славянского языка как официального языка религии и т.д.
– просветительский – потому что способствовали распространению христианской веры и посредством этого – письменности, а впоследствии культуры в целом и т.д.
– нравственно-духовный – потому что благодаря их деятельности народы обрели чувство единения, сплочения вокруг веры, дающей нравственные основы (н-р, 10 заповедей, азбучные молитвы и др.) – Обратимся к названию документального фильма Олега Шишкина – «Евангелие от Кирилла и Мефодия». Насколько оно символично? И как оно соотносится с понятием «подвиг»? (ученики обращаются к этимологии слова «евангелие»
– учение о Христе, изложенное учениками Кириллом и Мефодием
– благая/радостная весть от Кирилла и Мефодия) Учитель
– Действительно, само название просмотренного вами фильма содержит авторскую оценку деятельности Кирилла и Мефодия и является знаковым. Они были «героями своего времени», и, создав славянскую письменность – совершили подвиг, за что и были причислены к лику святых. – Славянская письменность – это бесконечный ряд загадок. И главная загадка – сама азбука. Рукописи X и XI веков написаны двумя разными азбуками. Одни написаны кириллицей, другие – глаголицей. Но какая из этих двух азбук древнее? И что стало основой для современного письма? Как появился церковно-славянский язык? На экране – азбуки (кириллица, глаголица) (ученики делятся информацией из разных источников об истории и буквенном составе кириллицы и глаголицы, в том числе опираясь на материал документального фильма, проводят сопоставительный анализ с современным алфавитом)
Учитель
– Говоря о первой славянской азбуке, трудно сказать, какая азбука была изобретена Кириллом. Мы в точности не знаем, но именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита. И исторический спор нисколько не умаляет значимость подвига солунских братьев, ведь главное – результат. Славянские народы обрели письменность, которая вобрала в себя многовековую практику и культуру. А потому славянская письменность уже по своему происхождению стала частью мировой культуры.
– Невозможно переоценить письменность в жизни любого народа. И подтверждение тому высказывания классиков.
На экране – высказывание В. Г. Белинского: «Язык живет вместе с жизнью народа»
– Прокомментируйте данное высказывание.
(ученики на примерах из разных сфер жизни подтверждают правомерность данного высказывания, в качестве подтверждения используют высказывании др. известных людей)
– Действительно, появление славянской письменности открыло перед народом возможность реализовать потенциал, накопленный многовековым его опытом, во всех аспектах его жизни. Поэтому письменность в мировой истории становится главным критерием в определении уровня развитии цивилизации.
– Мы с вами в той или иной мере продолжатели традиций и культуры русского языка – языка, объединившего не только славянские народы. В стране, где мы живем, русский язык – это государственный язык, выполняющий роль языка межнационального общения. Этот язык объединил сегодня нас. И все мы – столь разные – вносим свою лепту в дальнейшую его историю.
На экране – высказывание Н. Рериха:
«Язык видоизменяется с каждым поколением. Только в суете быта люди не замечают пришельцев. Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. Прекрасен русский язык, и на нем скажут лучшие мысли о будущем».
– Что вы знаете о «величии» языка, на котором ежедневно общаетесь? Что вы вкладываете в это понятие? Аргументируйте свой ответ.
(ученики приводят факты из истории становления языка как государственного, о количестве народов, проживающих на территории РФ и др.)
– Безусловно, подвиг Кирилла и Мефодия, вряд ли кому-то из присутствующих удастся повторить. Но в наших силах сберечь то наследие, которое нам оставили наши предшественники. Письменность – это бесценный подарок, и нам следует бережно относиться к языку.
– Память о Кирилле и Мефодии жива в народе, поскольку они обладали качеством, которое стремительно утрачивается современными людьми. Для них дело, которому они служили, было не работой и даже не общественным служением, а некоей особой миссией. Их имена – это напоминание потомкам об уникальном главного достояния – о письменности, благодаря которой мы с вами одновременно и творцы и часть истории. На экране – видеоролик «Гимн равноапостольным Кириллу и Мефодию»
| |