Скачать 94.78 Kb.
|
Воспитание духовности на уроках литературы. 2 часа. Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека. А.Т. Твардовский. Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум, который определяет культуру человека. К. Федин. Мои уроки русского языка и литературы начинаются так: учащиеся хором, правильно интонируя, наизусть читают высказывания великих писателей, поэтов, лингвистов. Ребятам это очень нравится. Мы используем стихи для физкультминутки, и потешки, и скороговорки. Думаю, что эти минутки воспитывают любовь к предмету, к русской культуре, учат думать. В.А.Сухомлинский писал: «Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой». Я поняла, что в школе необходимо давать целостное знание о культуре своего народа и других народов, т.е. народознание. Поэтому, изучив в 2001 году книгу В.П.Филимонова «Память жанра», я в 2003 году написала программу элективного курса, который назвала «Литература и фольклор». Концепция курса – изучить, как шло становление художественной литературы, искусства, культуры. Эта концепция помогает учащимся понять себя, свое мироощущение, чувствовать связь времен (прошлого, настоящего и будущего), понять, что каждый человек ответственен за будущую культуру. Одна из задач курса – пробудить интерес к изучению корней искусства, к фольклору, народным традициям и этнопедагогике. Этот элективный курс действительно воспитывает духовность, дарит радость познания, он наша опора на уроках литературы с 5 – 11 класс. Уроки, посвященные изучению фольклора, жанрового древа, воспитывают почтительное отношение к старине, к предкам, к традициям. Благодаря жанровому древу дети приучаются видеть за каждым явлением в искусстве истоки. Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба», был дан на уровне района в 10 классе, т.к. я считаю, что и в старших классах нужно на уроках внеклассного чтения обращаться к фольклору. В моей программе на «Курочку Рябу» отводится 2 часа.(Сказка «Курочка Ряба» как диагноз нашей жизни, об ответственности перед своим народом, гимн человечности. Теория литературы. Понятие о мифологическом яйце). Цели урока: 1. изучить русский вариант сказки «Курочка Ряба» для взрослых и вариант для детей; 2. сравнив эти варианты сказки с концовками украинского и белорусского вариантов, понять философский подтекст этого малого жанра, смысл сказки, ее тему; 3. доказать, что золотое яйцо – это чудо, волшебство, что –то таинственное, мифическое, загадочное, Божий дар, подарок судьбы; 4. постичь духовную суть, смысл одного из главных жанров фольклора – сказки, опираясь на историческое прошлое различных народов, на мифомышление»; 5. понять, что яйцо – основа мироздания, космоса, творения, что в яйце все начала и концы, жизнь и смерть, тайны бытия, несметные сокровища, в нем начинается новая жизнь, это счастье и беда; 6. доказать, что яйцо не простое не только потому, что золотое; 7. задуматься о самом себе, над собственной судьбой; 8. сравнить русское и западное искусство – пресс- конференция. 9. Пушкин и «Курочка Ряба» - традиции и новаторство в литературе. Форма урока – урок- мастерская, т. к. учащимся на уроке нужно формировать контекст – факты, мнения, позиции; нужно ученику самоопределиться, уметь рассуждать; осознать текст и контекст и рождать новые версии, новые смыслы, искать истину; Проблемы урока: 1.Научиться чувствовать в сказке «Курочка Ряба» соотнесение народного и индивидуального художественного творчества, т. к. для русской культуры характерен постоянный и подчас драматический диалог общего и частного сознания, социума и человека, исторической традиции и современного мироощущения. 2. Понять, что эти вопросы так или иначе поднимаются во всех классах на уроках литературы. Оборудование: 1. плакат с группами опорных слов «Духовный смысл сказки»; 2.плакат с иллюстрациями «Свет отчизны» (искусство народа); 3.яркие рисунки яиц; 4.плакат с изображением храма; 5.выставка иллюстраций к различным сказкам; 6. иллюстрация – окно деревенского дома с надписью: «Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся».( В.Белов. «Лад»); 7.раздаточный материал: тексты «О земном устроении», «Яйцо мировое», «Мышь», тексты с вариантами сказок «Курочка Ряба» на русском, украинском и белорусском языках, кластеры «Фольклор»( составленный по статье И.Ильина «Духовный смысл сказки»); 8. Моя презентация «Духовный смысл сказки». Ход урока – мастерской. I. 1.В начале урока учащиеся хором наизусть читают стихи Э Межелайтиса: Дерево – как человек. Человек - как дерево. Пьет ливень оно, и большая вода стекает по веткам упрямым, извилистым, как будто бы пот по натруженным, жилистым рукам, испытавшим огромность труда. Потрескались ветви. Они загрубели. Ломота ветвям отдохнуть не дает. Но дерево знает – покуда при деле, доколе работает – дотоле живет. - Это стихотворение – поэтическая метафора: естественное предназначение человека в его способности отдавать то, что он взял от жизни – от неба, от солнца, от трав, от земли. Это «древо жизни», в нем неистребимость бытия, непрерывное движение бытия, именно потому, что человек способен на полную отдачу жизненных сил. II. Слово учителя. Ребята, к этому уроку вы повторили все, что мы с вами изучили по теме «Фольклор»: и лекции, и практические занятия. Выписали из кластера «Фольклор» слова – характеристики, которые вам особенно понравились.( См. кластер в приложении). Подготовили сообщения «Образ яйца в разных странах», «О земном устроении», «Яйцо мировое», «Мышь». - Что вам особенно нравится в этой теме? - Как вы относитесь к таким урокам? - Смешно ли изучать в 10 классе «Курочку Рябу»? - Вы ее знаете с раннего детства? Напомните наизусть. - А вы когда – нибудь задумывались, о чем эта «простая» маленькая сказка? - Еще раз прочитаем сказку с правильной интонацией, подумаем, о чем она. Жили – были дед и баба, и была у них Курочка Ряба. Снесла им курочка яичко: не простое – золотое. Дед бил – бил – не разбил. Баба била – била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось! Плачет дед, плачет баба, а курочка им говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко не золотое, а простое!» - О чем сказка? ( О золотом яйце. В бедном домишке оно означает чудо, волшебство, божий дар, красоту, сказочное, прекрасное, сокровище, наконец). - Что для вас стоит за понятиями «Дар», «Чудо», «Сокровище»? ( Это родной дом, семья, природа, животные, земля, дружба, любовь, деньги, талант,...Я!). - А почему все в сказке плачут? ( Яйцо разбила мышка). - Но ведь и дед с бабкой хотели разбить. Почему же они теперь плачут? ( Мы ищем пользу, еду. Что имеем , не храним, потерявши – плачем. Береги целое. Лучше полезное, чем яйцо – чудо. - Как же мы живем? Почему не продали яйцо? Почему не хранили ? - Это беспечность наша или цельность нашей русской натуры? ( Яйцо – мифическое, т. к. оно золотое, источник материального блага, но мы не умеем беречь, не умеем жить в богатой России. Дед с бабой и осколки не собрали.). - А что разбилось –то? ( Дом, семья, жизнь родных, разум....Значит, эта сказка не простая, а очень сложная. Это диагноз нашей жизни. - А какая проблема в этой сказке? ( Проблема ответственности перед своим родом, народом.). - Что делает нас гражданами своей страны? (Язык, любовь к природе, истории, традициям, русский дух, отвага, дурость, глупость, надежда, христианство, фольклор, сказки.). - Если мы разбиваем яйцо, значит, мир рушится. А кто же тогда прославил Гжель, Палех, Жостово, Хохлому? Кто писал иконы? Чтобы ответить на эти вопросы, постараемся заглянуть в глубь веков. III. Работа учащихся в группах. (см. тексты в приложениях). 1 группа. Работа с текстом «О земном устроении». 2 группа. Работа с текстом «Яйцо мировое, космическое». 3 группа. Работа с текстом «Мышь». -Цель: раскройте «подводные течения» в сказке, мифологическое происхождение яйца, древнейшие пласты культуры (Учащиеся рассуждают, строят свой контекст, находят новые смыслы, версии). Вывод: наши предки завещали беречь то, что мы имеем от прежней культуры, беречь традиции. - А теперь обратимся к историческому прошлому различных народов, к их мифомышлению: работа с текстами (Что общего в этих мифах и какая разница между ними. Почему? См. тексты в приложениях). 1 группа. Миф о яйце Древней Индии. 3 группа. Финский миф. 2 группа. Миф о яйце Китая. 4. Миф народов Азии. - А каков славянский миф? - Таким образом, яйцо является вместилищем всего, что содержит в себе Вселенная. С древнейших времен яйцо – символ жизни, олицетворение Вселенной, зародыш всего хорошего и плохого, сокровище и тайна бытия, и начало и конец всего. И действительно так: яйцо белое, хрупкое, в нем всего два вещества – желтое и белое. А рождаются бабочки, крокодилы, змеи. Начало и конец – это недолгая жизнь яйца и человека. Пасхальное яйцо: белое – это чистота и совершенство, красное – капли крови Христа. IV. Продолжим исследование сказки «Курочка Ряба» на новом уровне: сравним различные ее варианты – содержание, смысл, идея, поэтический синтаксис и т.д. 1. Детские варианты – русский, украинский и белорусский. Жили – были дед и баба, и была у них Курочка Ряба. Снесла им курочка яичко: не простое – золотое. Дед бил – бил – не разбил. Баба била – била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось! Плачет дед, плачет баба, а курочка им говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко не золотое, а простое!» 2. Украинский. «...поп церковь поджег, а церковный староста зажег свой дом. односельчане выхватили из огня головешки и понесли по хатам, каждый свою запалил – село сгорело». 3. Белорусский. «...плачут дед с бабой, кудахчет курица, скрипят ворота, летят щепки, лают собаки, кричат гуси. попова служанка ведра побила, коромысло сломала. Подбежал дьяк, книги изорвал, а поп церковь спалил». 4. Русский вариант сказки «Курочка Ряба» для взрослых – 15 строк. (См. в приложениях). Итак, дед и баба жили очень бедно, т.к. была у них только курочка Ряба. И вдруг золотое яичко! Надо бы пойти на базар, продать яичко, хоромы построить... Но они старались разбить яйцо, искали благо. А нет ключа к благу! А мышка разбила, но осколки теперь не золотые. Идея – благо хорошо, когда оно целое. - А почему курочка обещает снести простое яйцо? ( В ответе будет главная мысль: живите своей жизнью, будьте естественными. Это такой гимн человечности, человеку, какой он есть. В сказках этот гимн – организующая роль, схема жизненного пути человека). - У нас не лев –царь зверей, а мышка. У нас главный герой Иван- дурак. Он терпелив и имеет коллективный разум: слушает советы. Он третий сын, слабенький, но со всеми ладит и грозную силу побеждает. У нас сила - в уязвимости. А это удивительная формула нашей жизни. - Каков синтаксис русской сказки для детей? (Народной сказке чужда детализация действий, также нет психологической тонкости. Главное в ней – действие. В народной сказке через действие изображается психология, так передается движение души. Это ближе к гениальному воображению ребенка.). - Какую роль играет порядок слов в трех вариантах сказок? -А что означают слова «пестро», «востро», «костяно», «мудрено» в рус -ском варианте для взрослых?(Яйцо ценное, удивительное, сокровенное). - Почему в этом варианте нет слова «золотое»? Какое же это яйцо? Может быть, как золотое? - Золотое – эпитет или сравнение?(Это тайна, т. е яйцо – чудо, миф, тайна). - Действительно, сказку «Курочка Ряба» можно понимать по-разному. - А как понимать? Золотое ли яйцо?(Если золотое, то удивляют действия деда и бабы: они его били –били.). - А что это, если не золотое, т.е. в переносном смысле? ( А осколки – то не золотые. Значит, яйцо мифическое, источник материального блага. Например, «Роковые яйца» М.А.Булгакова: появились гигантские гады, которые могут погубить людей. Значит, сказка о чувстве ответственности за нашу судьбу). V. Сообщение ученика «А.С.Пушкин и «Курочка Ряба» - традиции и новаторство». Сказки Пушкина – это первый опыт вторжения в литературу подлинной народной стихии, т.к. поэт пользуется не только материалом самих сказок, но щедро привлекает все фольклорное богатство: эпитеты, сравнения, народнопоэтические символы, фольклорные клише, песенные и былинные образы. Пушкин освежил русскую поэзию и придал ей новое звучание. В своих сказках поэт говорит языком крестьянина – народного сказителя и художественным методом народного сказителя. Значит, сказки Пушкина похожи на народную сказку о курочке Рябе, но и не похожи, т.к. поэт нарушает границы этой сказки и расширяет систему сказки тропами и психологическим реализмом. Кроме того, Пушкин не теряет своего «взрослого» содержания. Поэт с детьми так же серьезен, как и со взрослыми. Например, в «Сказке о мертвой царевне...» описание избы семерых братьев, их обиход, поведение и речи царевны – все передано с крестьянской точки зрения. А в северной сказке царь утром встает, ставит самоварчик, берет топоришко и идет «по хозяйству». Пушкин брал намеки, сюжеты, образы для своих сказок из сборника сказок Гримов во французском переводе и у няни Арины Родионовны Яковлевой. Удивительно, что Пушкин снова помогает нам отгадывать сложную сказку «Курочка Ряба», т.к Пушкин – это Россия. - Таким образом, «Курочка Ряба» помогает нам создать свое исследо- вание, в ней содержится философская основа. Она выводит наше мышление на грань одухотворения, духовности и помогает нам создать новое миропо- нимание (проникнуть в мир Вечности, открывая себя для этого мира). - Ребята, какая сказка получилась? Простая? Сложная? ( Очень сложная). Наши предки завещали беречь наши традиции. Мы богаты духовно, у нас замечательное жанровое древо, фольклор, корни. Беречь землю, природу, Вселенную. Жить просто, не богатеть же всем, жить естественно, скромно в богатой России, не завидовать. Иначе все разрушим, как случилось в сказках разных народов, будем плакать, и ничего уже не надо будет: ни дома, ни колоколов, ни книг... Но человек ищет, бьет яйцо, хочет добра, тепла и света. Мы же стихия, тайна, Россия. Яйцо учит нас видеть и хорошее, и плохое, добро и зло, а они связаны, как белок и желток. Это и жизнь, и смерть. К сожалению, мы здесь сохраняем цельность нашей натуры. Не надо разбивать красоту! Но, к счастью, есть у нас люди, прославившие и Гжель, и Палех, и Жостово, и Хохлому. VI. А сейчас у нас встреча с иностранцем - гость из Франции. Он интересуется нашей литературой, нашим искусством и очень хочет поговорить с вами, ребята. Вы согласны начать пресс –конференцию? (Да!). (См. вопросы для пресс – конференции в приложении). |
Тема: Рассказывание сказки Курочка Ряба с элементами мнемотехники Цель урока: закрепление знаний о жанрах устного народного творчества, викторина по сказкам | Урок 1 сентября в 1 классе «Посвящение в первоклассники» «Муха-цокотуха», «Три поросенка», «Курочка Ряба», «Буратино», «Три Медведя», «Красная Шапочка» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Викторовна всегда учит нас выносить урок из сказки. Смысл этой сказки без труда дед не смог бы вырастить такой овощ. А ведь овощи... | Урок внеклассного чтения по сказке оскара уайльда «мальчик-звезда» Цель урока: помочь учащимся проникнуть в смысл сказки, выяснить, в чем, по мысли автора, заключается подлинная красота человека,... | ||
Урок Урок «Духовный смысл иконы – зов к любви и соборности» по иконе... Урок «Духовный смысл иконы – зов к любви и соборности» по иконе Андрея Рублева «Живоначальная троица» | Урок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» Цели: показать особенности жанра волшебной сказки на примере «Царевны-лягушки»; показать характер отражения реальной жизни в волшебной... | ||
Тема урока Колич Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна – лягушка». Прославление в сказке лучших качеств человека | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать представление о сказке и особом виде литературной сказки “сказки-несказки” | ||
Бланк ответов (1-2 класс) Всероссийского дистанционного конкурса «Новые приключения Незнайки» Курочка Ряба, Золотая рыбка, Жар-птица, Маленький Мук, Старый дом, Гуси-лебеди, Колобок, Звери в яме, Чудо лесное, Медведь- липовая... | Сказка ложь, да в ней намёк… Краткое содержание проекта Проект рассчитан... Название темы вашего учебного проекта: Идейный смысл и система образов в русской народной сказке «Царевна-лягушка» | ||
Познавательные сказки на уроке биологии Сказки любят все: взрослые и дети, правда, взрослые предпочитают свои сказки называть «фантастикой». Суть остается одна в сказке... | Урок изо в 1 классе. Тема: Иллюстрация к сказке «Колобок» Цель: Развивать детское воображение и умение передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки | ||
Реферат Тема Николай Бердяев о русском национальном сознании Смысл творчества", "Смысл истории", "Философия свободного духа", "О назначении человека", "Я и мир объектов". К ним можно добавить... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в волшебный мир русской народной сказки. Угадайте, что это за сказка? (Показ иллюстрации... | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» С самого раннего детства, как только мы начинаем осознавать себя, мама читает нам сказки. Сначала это русские народные сказки, затем... | Урок внеклассного чтения по сказке Сельмы Лагерлеф «Подменыш» Цели урока На уроках литературы мы с вами знакомились со сказками как русскими, так и зарубежными. А сегодня мы с вами поговорим об удивительной... |