Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба»





Скачать 94.78 Kb.
НазваниеУрок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба»
Дата публикации24.07.2014
Размер94.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Воспитание духовности на уроках литературы.

2 часа.

Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека.

А.Т. Твардовский.

Знание литературы и любовь к ней есть

тот минимум, который определяет культуру человека.

К. Федин.

Мои уроки русского языка и литературы начинаются так: учащиеся хором, правильно интонируя, наизусть читают высказывания великих писателей, поэтов, лингвистов. Ребятам это очень нравится. Мы используем стихи для физкультминутки, и потешки, и скороговорки. Думаю, что эти минутки воспитывают любовь к предмету, к русской культуре, учат думать.

В.А.Сухомлинский писал: «Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой».

Я поняла, что в школе необходимо давать целостное знание о культуре своего народа и других народов, т.е. народознание. Поэтому, изучив в 2001 году книгу В.П.Филимонова «Память жанра», я в 2003 году написала программу элективного курса, который назвала «Литература и фольклор». Концепция курса – изучить, как шло становление художественной литературы, искусства, культуры. Эта концепция помогает учащимся понять себя, свое мироощущение, чувствовать связь времен (прошлого, настоящего и будущего), понять, что каждый человек ответственен за будущую культуру. Одна из задач курса – пробудить интерес к изучению корней искусства, к фольклору, народным традициям и этнопедагогике. Этот элективный курс действительно воспитывает духовность, дарит радость познания, он наша опора на уроках литературы с 5 – 11 класс. Уроки, посвященные изучению фольклора, жанрового древа, воспитывают почтительное отношение к старине, к предкам, к традициям. Благодаря жанровому древу дети приучаются видеть за каждым явлением в искусстве истоки.

Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба», был дан на уровне района в 10 классе, т.к. я считаю, что и в старших классах нужно на уроках внеклассного чтения обращаться к фольклору. В моей программе на «Курочку Рябу» отводится 2 часа.(Сказка «Курочка Ряба» как диагноз нашей жизни, об ответственности перед своим народом, гимн человечности. Теория литературы. Понятие о мифологическом яйце).

Цели урока:

1. изучить русский вариант сказки «Курочка Ряба» для взрослых и вариант для детей;

2. сравнив эти варианты сказки с концовками украинского и белорусского вариантов, понять философский подтекст этого малого жанра, смысл сказки, ее тему;

3. доказать, что золотое яйцо – это чудо, волшебство, что –то таинственное, мифическое, загадочное, Божий дар, подарок судьбы;

4. постичь духовную суть, смысл одного из главных жанров фольклора – сказки, опираясь на историческое прошлое различных народов, на мифомышление»;

5. понять, что яйцо – основа мироздания, космоса, творения, что в яйце все начала и концы, жизнь и смерть, тайны бытия, несметные сокровища, в нем начинается новая жизнь, это счастье и беда;

6. доказать, что яйцо не простое не только потому, что золотое;

7. задуматься о самом себе, над собственной судьбой;

8. сравнить русское и западное искусство – пресс- конференция.

9. Пушкин и «Курочка Ряба» - традиции и новаторство в литературе.

Форма урока – урок- мастерская, т. к. учащимся на уроке нужно формировать контекст – факты, мнения, позиции; нужно ученику самоопределиться, уметь рассуждать; осознать текст и контекст и рождать новые версии, новые смыслы, искать истину;

Проблемы урока:

1.Научиться чувствовать в сказке «Курочка Ряба» соотнесение народного и индивидуального художественного творчества, т. к. для русской культуры характерен постоянный и подчас драматический диалог общего и частного сознания, социума и человека, исторической традиции и современного мироощущения.

2. Понять, что эти вопросы так или иначе поднимаются во всех классах на уроках литературы.

Оборудование:

1. плакат с группами опорных слов «Духовный смысл сказки»;

2.плакат с иллюстрациями «Свет отчизны» (искусство народа);

3.яркие рисунки яиц;

4.плакат с изображением храма;

5.выставка иллюстраций к различным сказкам;

6. иллюстрация – окно деревенского дома с надписью: «Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся».( В.Белов. «Лад»);

7.раздаточный материал: тексты «О земном устроении», «Яйцо мировое», «Мышь», тексты с вариантами сказок «Курочка Ряба» на русском, украинском и белорусском языках, кластеры «Фольклор»( составленный по статье И.Ильина «Духовный смысл сказки»);

8. Моя презентация «Духовный смысл сказки».
Ход урока – мастерской.
I. 1.В начале урока учащиеся хором наизусть читают стихи Э Межелайтиса:

Дерево – как человек. Человек - как дерево.

Пьет ливень оно,

и большая вода

стекает по веткам

упрямым, извилистым,

как будто бы пот

по натруженным, жилистым

рукам,

испытавшим огромность труда.

Потрескались ветви. Они загрубели.

Ломота ветвям отдохнуть не дает.

Но дерево знает – покуда при деле,

доколе работает –

дотоле живет.
- Это стихотворение – поэтическая метафора: естественное предназначение человека в его способности отдавать то, что он взял от жизни – от неба, от солнца, от трав, от земли. Это «древо жизни», в нем неистребимость бытия, непрерывное движение бытия, именно потому, что человек способен на полную отдачу жизненных сил.

II. Слово учителя. Ребята, к этому уроку вы повторили все, что мы с вами изучили по теме «Фольклор»: и лекции, и практические занятия. Выписали из кластера «Фольклор» слова – характеристики, которые вам особенно понравились.( См. кластер в приложении). Подготовили сообщения «Образ яйца в разных странах», «О земном устроении», «Яйцо мировое», «Мышь».

- Что вам особенно нравится в этой теме?

- Как вы относитесь к таким урокам?

- Смешно ли изучать в 10 классе «Курочку Рябу»?

- Вы ее знаете с раннего детства? Напомните наизусть.

- А вы когда – нибудь задумывались, о чем эта «простая» маленькая сказка?

- Еще раз прочитаем сказку с правильной интонацией, подумаем, о чем она.
Жили – были дед и баба, и была у них Курочка Ряба. Снесла им курочка яичко: не простое – золотое. Дед бил – бил – не разбил. Баба била – била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось! Плачет дед, плачет баба, а курочка им говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко не золотое, а простое!»

- О чем сказка? ( О золотом яйце. В бедном домишке оно означает чудо, волшебство, божий дар, красоту, сказочное, прекрасное, сокровище, наконец).

- Что для вас стоит за понятиями «Дар», «Чудо», «Сокровище»? ( Это родной дом, семья, природа, животные, земля, дружба, любовь, деньги, талант,...Я!).

- А почему все в сказке плачут? ( Яйцо разбила мышка).

- Но ведь и дед с бабкой хотели разбить. Почему же они теперь плачут?

( Мы ищем пользу, еду. Что имеем , не храним, потерявши – плачем.

Береги целое. Лучше полезное, чем яйцо – чудо.

- Как же мы живем? Почему не продали яйцо? Почему не хранили ?

- Это беспечность наша или цельность нашей русской натуры?

( Яйцо – мифическое, т. к. оно золотое, источник материального блага, но мы не умеем беречь, не умеем жить в богатой России. Дед с бабой и осколки не собрали.).

- А что разбилось –то? ( Дом, семья, жизнь родных, разум....Значит, эта сказка не простая, а очень сложная. Это диагноз нашей жизни.

- А какая проблема в этой сказке? ( Проблема ответственности перед своим родом, народом.).

- Что делает нас гражданами своей страны? (Язык, любовь к природе, истории, традициям, русский дух, отвага, дурость, глупость, надежда, христианство, фольклор, сказки.).

- Если мы разбиваем яйцо, значит, мир рушится. А кто же тогда прославил Гжель, Палех, Жостово, Хохлому? Кто писал иконы? Чтобы ответить на эти вопросы, постараемся заглянуть в глубь веков.

III. Работа учащихся в группах. (см. тексты в приложениях).

1 группа. Работа с текстом «О земном устроении».

2 группа. Работа с текстом «Яйцо мировое, космическое».

3 группа. Работа с текстом «Мышь».

-Цель: раскройте «подводные течения» в сказке, мифологическое происхождение яйца, древнейшие пласты культуры (Учащиеся рассуждают, строят свой контекст, находят новые смыслы, версии). Вывод: наши предки завещали беречь то, что мы имеем от прежней культуры, беречь традиции.

- А теперь обратимся к историческому прошлому различных народов, к их мифомышлению: работа с текстами (Что общего в этих мифах и какая разница между ними. Почему? См. тексты в приложениях).

1 группа. Миф о яйце Древней Индии. 3 группа. Финский миф.

2 группа. Миф о яйце Китая. 4. Миф народов Азии.

- А каков славянский миф?

- Таким образом, яйцо является вместилищем всего, что содержит в себе Вселенная. С древнейших времен яйцо – символ жизни, олицетворение Вселенной, зародыш всего хорошего и плохого, сокровище и тайна бытия, и начало и конец всего. И действительно так: яйцо белое, хрупкое, в нем всего два вещества – желтое и белое. А рождаются бабочки, крокодилы, змеи. Начало и конец – это недолгая жизнь яйца и человека. Пасхальное яйцо: белое – это чистота и совершенство, красное – капли крови Христа.

IV. Продолжим исследование сказки «Курочка Ряба» на новом уровне: сравним различные ее варианты – содержание, смысл, идея, поэтический синтаксис и т.д.

1. Детские варианты – русский, украинский и белорусский.

Жили – были дед и баба, и была у них Курочка Ряба. Снесла им курочка яичко: не простое – золотое. Дед бил – бил – не разбил. Баба била – била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось! Плачет дед, плачет баба, а курочка им говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко не золотое, а простое!»

2. Украинский. «...поп церковь поджег, а церковный староста зажег свой дом. односельчане выхватили из огня головешки и понесли по хатам, каждый свою запалил – село сгорело».

3. Белорусский. «...плачут дед с бабой, кудахчет курица, скрипят ворота, летят щепки, лают собаки, кричат гуси. попова служанка ведра побила, коромысло сломала. Подбежал дьяк, книги изорвал, а поп церковь спалил».

4. Русский вариант сказки «Курочка Ряба» для взрослых – 15 строк. (См. в приложениях).

Итак, дед и баба жили очень бедно, т.к. была у них только курочка Ряба. И вдруг золотое яичко! Надо бы пойти на базар, продать яичко, хоромы построить... Но они старались разбить яйцо, искали благо. А нет ключа к благу! А мышка разбила, но осколки теперь не золотые.

Идея – благо хорошо, когда оно целое.

- А почему курочка обещает снести простое яйцо? ( В ответе будет главная мысль: живите своей жизнью, будьте естественными. Это такой гимн человечности, человеку, какой он есть. В сказках этот гимн – организующая роль, схема жизненного пути человека).

- У нас не лев –царь зверей, а мышка. У нас главный герой Иван- дурак. Он терпелив и имеет коллективный разум: слушает советы. Он третий сын, слабенький, но со всеми ладит и грозную силу побеждает. У нас сила - в уязвимости. А это удивительная формула нашей жизни.

- Каков синтаксис русской сказки для детей? (Народной сказке чужда детализация действий, также нет психологической тонкости. Главное в ней – действие. В народной сказке через действие изображается психология, так передается движение души. Это ближе к гениальному воображению ребенка.).

- Какую роль играет порядок слов в трех вариантах сказок?

-А что означают слова «пестро», «востро», «костяно», «мудрено» в рус -ском варианте для взрослых?(Яйцо ценное, удивительное, сокровенное). - Почему в этом варианте нет слова «золотое»? Какое же это яйцо? Может быть, как золотое?

- Золотое – эпитет или сравнение?(Это тайна, т. е яйцо – чудо, миф, тайна).

- Действительно, сказку «Курочка Ряба» можно понимать по-разному.

- А как понимать? Золотое ли яйцо?(Если золотое, то удивляют действия деда и бабы: они его били –били.).

- А что это, если не золотое, т.е. в переносном смысле? ( А осколки – то не золотые. Значит, яйцо мифическое, источник материального блага. Например, «Роковые яйца» М.А.Булгакова: появились гигантские гады, которые могут погубить людей. Значит, сказка о чувстве ответственности за нашу судьбу).

V. Сообщение ученика «А.С.Пушкин и «Курочка Ряба» - традиции и новаторство».

Сказки Пушкина – это первый опыт вторжения в литературу подлинной народной стихии, т.к. поэт пользуется не только материалом самих сказок, но щедро привлекает все фольклорное богатство: эпитеты, сравнения, народнопоэтические символы, фольклорные клише, песенные и былинные образы. Пушкин освежил русскую поэзию и придал ей новое звучание. В своих сказках поэт говорит языком крестьянина – народного сказителя и художественным методом народного сказителя. Значит, сказки Пушкина похожи на народную сказку о курочке Рябе, но и не похожи, т.к. поэт нарушает границы этой сказки и расширяет систему сказки тропами и психологическим реализмом. Кроме того, Пушкин не теряет своего «взрослого» содержания. Поэт с детьми так же серьезен, как и со взрослыми.

Например, в «Сказке о мертвой царевне...» описание избы семерых братьев, их обиход, поведение и речи царевны – все передано с крестьянской точки зрения. А в северной сказке царь утром встает, ставит самоварчик, берет топоришко и идет «по хозяйству».

Пушкин брал намеки, сюжеты, образы для своих сказок из сборника сказок Гримов во французском переводе и у няни Арины Родионовны Яковлевой.

Удивительно, что Пушкин снова помогает нам отгадывать сложную сказку «Курочка Ряба», т.к Пушкин – это Россия.

- Таким образом, «Курочка Ряба» помогает нам создать свое исследо- вание, в ней содержится философская основа. Она выводит наше мышление на грань одухотворения, духовности и помогает нам создать новое миропо- нимание (проникнуть в мир Вечности, открывая себя для этого мира).

- Ребята, какая сказка получилась? Простая? Сложная? ( Очень сложная).

Наши предки завещали беречь наши традиции. Мы богаты духовно, у нас замечательное жанровое древо, фольклор, корни. Беречь землю, природу, Вселенную. Жить просто, не богатеть же всем, жить естественно, скромно в богатой России, не завидовать. Иначе все разрушим, как случилось в сказках разных народов, будем плакать, и ничего уже не надо будет: ни дома, ни колоколов, ни книг...

Но человек ищет, бьет яйцо, хочет добра, тепла и света. Мы же стихия, тайна, Россия. Яйцо учит нас видеть и хорошее, и плохое, добро и зло, а они связаны, как белок и желток. Это и жизнь, и смерть. К сожалению, мы здесь сохраняем цельность нашей натуры. Не надо разбивать красоту! Но, к счастью, есть у нас люди, прославившие и Гжель, и Палех, и Жостово, и Хохлому.

VI. А сейчас у нас встреча с иностранцем - гость из Франции. Он интересуется нашей литературой, нашим искусством и очень хочет поговорить с вами, ребята. Вы согласны начать пресс –конференцию? (Да!). (См. вопросы для пресс – конференции в приложении).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба» iconТема: Рассказывание сказки Курочка Ряба с элементами мнемотехники
Цель урока: закрепление знаний о жанрах устного народного творчества, викторина по сказкам
Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба» iconУрок 1 сентября в 1 классе «Посвящение в первоклассники»
«Муха-цокотуха», «Три поросенка», «Курочка Ряба», «Буратино», «Три Медведя», «Красная Шапочка»
Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Викторовна всегда учит нас выносить урок из сказки. Смысл этой сказки без труда дед не смог бы вырастить такой овощ. А ведь овощи...
Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба» iconУрок внеклассного чтения по сказке оскара уайльда «мальчик-звезда»
Цель урока: помочь учащимся проникнуть в смысл сказки, выяснить, в чем, по мысли автора, заключается подлинная красота человека,...
Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба» iconУрок Урок «Духовный смысл иконы – зов к любви и соборности» по иконе...
Урок «Духовный смысл иконы – зов к любви и соборности» по иконе Андрея Рублева «Живоначальная троица»
Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба» iconУрок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка»
Цели: показать особенности жанра волшебной сказки на примере «Царевны-лягушки»; показать характер отражения реальной жизни в волшебной...
Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба» iconТема урока Колич
Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна – лягушка». Прославление в сказке лучших качеств человека
Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формировать представление о сказке и особом виде литературной сказки “сказки-несказки”
Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба» iconБланк ответов (1-2 класс) Всероссийского дистанционного конкурса «Новые приключения Незнайки»
Курочка Ряба, Золотая рыбка, Жар-птица, Маленький Мук, Старый дом, Гуси-лебеди, Колобок, Звери в яме, Чудо лесное, Медведь- липовая...
Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба» iconСказка ложь, да в ней намёк… Краткое содержание проекта Проект рассчитан...
Название темы вашего учебного проекта: Идейный смысл и система образов в русской народной сказке «Царевна-лягушка»
Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба» iconПознавательные сказки на уроке биологии
Сказки любят все: взрослые и дети, правда, взрослые предпочитают свои сказки называть «фантастикой». Суть остается одна в сказке...
Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба» iconУрок изо в 1 классе. Тема: Иллюстрация к сказке «Колобок»
Цель: Развивать детское воображение и умение передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки
Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба» iconРеферат Тема Николай Бердяев о русском национальном сознании
Смысл творчества", "Смысл истории", "Философия свободного духа", "О назначении человека", "Я и мир объектов". К ним можно добавить...
Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в волшебный мир русской народной сказки. Угадайте, что это за сказка? (Показ иллюстрации...
Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
С самого раннего детства, как только мы начинаем осознавать себя, мама читает нам сказки. Сначала это русские народные сказки, затем...
Урок «Духовный смысл сказки», посвященный непростой философской сказке «Курочка Ряба» iconУрок внеклассного чтения по сказке Сельмы Лагерлеф «Подменыш» Цели урока
На уроках литературы мы с вами знакомились со сказками как русскими, так и зарубежными. А сегодня мы с вами поговорим об удивительной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск