Исследование народных традиций на уроках технологии





Скачать 80.39 Kb.
НазваниеИсследование народных традиций на уроках технологии
Дата публикации25.07.2014
Размер80.39 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Литература > Исследование
ИССЛЕДОВАНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.

У каждого народа есть свои традиции, которые воплощаются в культуре, религии, обрядах, фольклоре, литературе, ремеслах и промыслах. Обычаи эти необходимо бережно хранить и приумножать, так как без прошлого нет будущего.

В последние годы заметно возрос интерес к истории традиций, народного быта родных мест. Наши дети, несмотря на большое обилие современных технологий, информации и техники, с удовольствием интересуются стариной и готовы перенять опыт предков. Ведь в каждой семье есть то, чем могут гордиться ее представители. Кто-то неповторимо умеет приготовить блюдо национальной кухни, либо изготовить изделие, которое другим смастерить просто не по плечу, а кто-то бережно хранит свои семейные легенды и предания.

Считаю, что работа по сохранению и исследованию традиций должна вестись системно и последовательно, только тогда она сможет принести свои плоды. Именно так, в Венгеровской средней общеобразовательной школе №1 на уроках технологии сохраняются, систематизируются и изучаются обычаи семьи, обычаи населения Сибири, России.

Идея исследовательской работы учащихся на уроках технологии не нова. Она поднималась в ряде научных работ по педагогике, в методических разработках по предмету: Симоненко В.Д.- один из разработчиков проектной деятельности на уроках технологии, учителя-новаторы г.Санкт-Петербурга (Соколова В.А.), г.Москвы, г.Воронежа и т.п. Статьи авторов можно найти в журнале Школа и производство. Все это указывает на то, что данная тема является актуальной.

Что предполагает исследовательская работа?

Это система правил и приемов изучения теории и практики, средство научного объяснения накопленного опыта. Методологической основой исследований является учение о диалектическом характере развития процессов явлений. Метод исследований должен обеспечивать достоверность данных и объективность результатов, изучение явлений в их взаимосвязи и развитии.

Разделяют исследования на

  • методологические - представляются в виде концепций и прогнозов;

  • научные – в виде проектов;

  • практические – выражаются в виде позиции и способах деятельности исследователя.

Я опираюсь в процессе работы на все три вида исследовательской деятельности.

Хотя, прежде всего урок технологии видится многим как урок практической деятельности, использование данного метода показывает активизацию умственных способностей ребенка, учит его самостоятельно мыслить, делать осознанный выбор объекта труда. Считаю исследовательскую деятельность - наивысшей степенью креативности учащихся в процессе обучения.

Накопив за годы работы достаточный опыт в этой области, опираясь на научные разработки авторов, учитывая реалии нашей жизни, региональные особенности, богатые культурные и бытовые традиции Венгеровского района Новосибирской области, я составила рабочую программу: Приложение 1.

Смоделированная программа обучения позволяет знакомить учащихся с народным костюмом, приемами рукоделия, национальной кухней. Дает возможность возродить семейные традиции и предания. А главное, на практике воссоздается картина проведения праздников народного календаря со старинными играми, обрядовыми песнями, заговорами, сказками, поговорками и другими фольклорными элементами. Работа по программе основывается на краеведческом материале собранном местным любителем-краеведом Петром Михайловичем Пономаренко, уроженцем с.Венгерово, Новосибирской области. Ученики на уроке кроме практической работы занимаются проектной и исследовательской деятельностью. Заинтересованные ребята могут развивать свои исследовательские способности, посещая научное общество обучающихся по технологии, практические навыки – кружок «Полезные мелочи».

Эта программа предусматривает многоплановую исследовательскую деятельность учащихся:

  • В разделе «Кулинария. Русская кухня» девочки подбирают дополнительный материал по проведению традиционных праздников земледельческого народного календаря, исследуют старинные рецепты, готовят бытовые сценки, фрагменты сказок, пословицы, поговорки, загадки, игры связанные с культурой приема пищи. Учащиеся знакомятся с интерьером и убранством русской избы, гостеприимством русского человека, значением очага в жизни древнего и современного человека.

  • В разделе «Элементы материаловедения. Прядение и ткачество» предметом исследования становятся древние технологии полутканья. Практические занятия дают возможность изготовить старинными способами несколько видов поясов (плетение на пальцах, тканье на дощечках и бердышке).

  • Раздел «Технология изготовления швейных изделий. Изучение народного костюма» - это целый комплекс исследований, он предлагает постепенное изучение народного костюма, сохранение традиций и использование элементов в современной одежде. Изучение народного костюма» дает возможность сравнить старинную разновидность швейного изделия (элемент народного костюма - фартук, юбка-понева, рубаха, сарафан) с современными аналогами. А так же проследить историю семейной одежды, проводя исследовательскую работу. Ученицы приобретают навыки конструирования, моделирования, раскроя и изготовления современного швейного изделия (фартука, юбки, сорочки, плечевого швейного изделия с проймой) с использованием народных традиций.

  • Раздел «Рукоделие Художественные ремесла - Вышивка крестом» знакомит учащихся с древнейшим рукоделием, позволяет освоить приемы вышивки крестом и дает возможность применить данные навыки работы для изготовления современного изделия в данной технике.

  • Изучение блока «Рукоделие Художественные ремесла - Лоскутное шитье» позволяет учащимся освоить данную технологию. Знание принципов выполнение модулей дает возможность проектировать разнообразные варианты простых лоскутных изделий на их основе. И т.д.

Основы проектирования повышают интерес учащихся, творческую инициативу, самостоятельность, учит экономически мыслить, закрепляет полученные знания, умения, навыки.

Курс рассчитан на четыре года обучения. Состоит из теоретических и практических занятий, самостоятельных и проектных, исследовательских работ. Особое внимание уделяется народным традициям и их месту в современном мире, практической значимости курса в жизни.

Наш район является многонациональным по составу населения. Каждая семья имеет свои корни, замечательные традиции, удивительные родовые предания. К сожалению, в наш век «высоких технологий и сверх скоростей» ребенок мало общается со своей семьей: родители заняты зарабатыванием денег, бабушки-дедушки живут отдельно и часто тоже работают, ребенок полдня в школе, а после занят современными техническими средствами, современной культурой. Нарушается процесс общения, теряется связь времен, родовые традиции угасают, возникает непонимание и забвение. Чтобы этого не происходило, считаю использование исследовательского метода своевременным и полезным.

Метод диагностики основан на краеведческом материале. В начале изучения раздела «Технология изготовления швейных изделий. Изучение народного костюма» в 8 классе после урока-лекции "Русский народный костюм 16-18 вв. Сарафан». В качестве домашней работы ставится задача – узнать, как могли одеваться женщины твоего рода на рубеже 19-20 вв. Для этого из беседы с родителями, бабушкой или дедушкой нужно выяснить свою родословную, национальность предков, место жительства. Затем по книге «Русский народный костюм». Молотова А.Н., Соснина Н.Н. (Ленинград, Художник ,1984) и подборкам можно отыскать подходящий женский костюм. Если известен лишь населенный пункт Венгеровского района, откуда родом семья, то по материалам местного краеведа Пономаренко П. М., который составил подробное описание европейского переселения в наш район, можно определить, откуда, с каких территорий европейской России прибыли предки ученицы или они имеют местные "корни".

В процессе работы появляется рисунок костюма с описанием его истории. Результаты используются на следующем уроке по теме «Изготовление куклы - оберега". В старину деревенская девочка одевала игрушку, сделанную своими руками в ту одежду, которую традиционно носили в её роду. Ученица мастерит такую куклу, а по эскизам исследования шьёт для неё костюм своих предков и в ее памяти остаются родовые предания и история семьи, ее согревают минуты общения с родственниками.

Работа позволяет раскрыть взаимодействие всех поколений в семье и обществе, восстанавливает личную связь ребенка с семьей. Знакомство с историей семьи, осознание себя частью "родового древа» воспитывает уважение к предкам, любовь к родному краю, решаются проблемы толерантности и т.п. Приложение 2.

Ощущение нужности, полезности исследовательской деятельности очень важно для всех, а тем более для детей. Осознание, что твоя работа нравится людям, интересна для окружающих – является мощным стимулом для развития творческих способностей и дальнейшего становления личности.

Стараюсь участвовать с детьми и их работами во всевозможных конкурсах от школьного до федерального уровня.

Начинается использование накопленного материала с выставок в классе: так называемые текущие стендовые выставки по разделам программы, с интересом обсуждаются и оцениваются ребятами из разных классов.

По мере необходимости детские работы (исследовательские, кружковые, поурочные) применяются для школьных выставок и конференций: например – выставка к 70-летию школы, ежегодная школьная научная конференция и кружковая отчетная выставка в конце года.

Если брать районный уровень, то следует сказать об участии во многих отборочных турах всероссийских конкурсов, например «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА», ОЛИМПИАДА по КРАЕВЕДЕНИЮ, ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА, ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ. Конкурсные работы моих подопечных получали не раз лауреатский статус и шли на следующий областной тур. Работы выставлялись на районной ярмарке «ОСЕНЬ-2010», «ОСЕНЬ-2011». В нашем краеведческом музее им. П.М.Пономаренко часто представлены стендовые работы моих учеников.

Несколько лет подряд мои ученики достигают областного уровня по линии детского дополнительного образования: (МОЯ МАЛАЯ РОДИНА, ОЛИМПИАДА по КРАЕВЕДЕНИЮ, СИБИРЬ, ЭВРИКА). И что важно, ежегодно работы занимают призовые места, авторы исследований приглашались для выступления на областные конференции в город Новосибирск. В нынешнем году Ковалева Елена (9класс), Солодникова Анна (11 класс) являлись лауреатами XXX городской научно-практической конференции школьников г.Новосибирска. Четыре года работы кружка «Полезные мелочи» принимают участие в областном проекте «Одаренные дети Новосибирской области – Открытие года», который курирует областная библиотека им. А.М.ГОРЬКОГО. Удалось поучаствовать в выставке работ на «СИБИРСКОЙ ЯРМАРКЕ» в г.Новосибирске, представленная там композиция «Куклы-обереги» и тканые пояса многих заинтересовала. Состоялся обмен мнениями и опытом работы с увлеченными людьми. Проводился мастер-класс по плетению поясов.

Есть опыт работы на региональном уровне. С этого года начали сотрудничать с областным центром русского фольклора и этнографии г.Новосибирска: Ковалева Елена (9 класс) с работой «Рубаха моих предков» выступила в межрегиональном фестивале ТРАДИЦИОННОГО РУССКОГО КОСТЮМА, она же вышла в финал VI открытой регионально-практической конференции школьников Сибирского федерального округа «ЭВРИКА» с работой «История вязания как элемента декоративно-прикладного творчества». Приложение 3

Такая активная конкурсно-выставочная деятельность вывела наш коллектив на федеральный уровень – участие в конференции 2008г. «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» в Москве. Работа «Лоскутная мозаика с. Венгерово» Солодниковой Анны была отмечена дипломом Всероссийского конкурса.

С уверенностью считаю, что подобная активная жизненная позиция учителя и учащихся приносит огромную пользу:

  • дети имеют значимую оценку своего труда (грамоты, отзывы, ценные призы), это их стимулирует и увлекает при работе на уроках, в кружке, в научном обществе;

  • многие организаторы, участники, посетители на районном, областном, федеральном уровне знают о нашем селе и школе №1. О том, что здесь проживают трудолюбивые люди с интересным будущим и достойным прошлым;

  • результаты такой деятельности и детей и педагога двигают к новым свершениям.

Учитель технологии

высшей квалификационной категории

МОУ Венгеровской средней общеобразовательной школы

Новосибирской области

Беланова Галина Юрьевна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование народных традиций на уроках технологии iconЧерняева Любовь Алексеевна, учитель технологии, моу сош №68 Ученики...
Воспитать у учащихся нравственные качества личности, уважение к русской культуре, неравнодушное отношение к родному краю, заинтересованность...
Исследование народных традиций на уроках технологии iconХарактеристика учебного
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой форми­рования познавательных способностей младших школьников,...
Исследование народных традиций на уроках технологии iconРуководство Клубом
В библиотеке колледжа работает клуб «Хозяюшка». Основными направлениями работы клуба являются – возрождение народных традиций, домоводства,...
Исследование народных традиций на уроках технологии iconПубличный доклад
Павловский техникум народных художественных промыслов России в настоящее время является наследником исторических традиций павловских...
Исследование народных традиций на уроках технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников,...
Исследование народных традиций на уроках технологии iconРабочая программа по искусству родного края разработана на основе...
РО, 2008. Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое...
Исследование народных традиций на уроках технологии icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»
Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных...
Исследование народных традиций на уроках технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эти знания актуальны и сейчас, но их очень не хватает молодому поколению. На уроках технологии мы изучаем особенности народного костюма...
Исследование народных традиций на уроках технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать интерес к народной культуре в процессе изучения традиций в праздновании зимних народных праздников и обрядов, обрядовых...
Исследование народных традиций на уроках технологии iconУроках технологии. Оборудование
Цель урока: Познакомить учащихся с плавными переходами между поверхностями, встречающимися в технических деталях. Вовлечь учащихся...
Исследование народных традиций на уроках технологии iconИсследование, здоровьесбережение. Тема: «Большая буква в названиях...
Используемые технологии: интегрирование, опережающее обучение, исследование, здоровьесбережение
Исследование народных традиций на уроках технологии iconКонспект урока вводный инструктаж по технике безопасности на уроках...
Цель: Познакомить с правилами техники безопасности на уроках технологии. Научить различать материалы и инструменты
Исследование народных традиций на уроках технологии iconПрограмма учебной практики
Воспитать у учащихся нравственные качества личности, уважение к русской культуре, неравнодушное отношение к родному краю, заинтересованность...
Исследование народных традиций на уроках технологии iconИсследование «Геоинформационные системы в интернете» Тип урока: изучение...
Время проведения урока: один из последних уроков в разделе «Коммуникационные технологии»
Исследование народных традиций на уроках технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Божьим созданиям, а также продолжения народных традиций. Задачи клуба – организация досуга детей и молодежи, физическое развитие,...
Исследование народных традиций на уроках технологии iconПоложение о проведении районного конкурса «Интерактивные мультимедиа-технологии на уроках»
Конкурс «Интерактивные мультимедиа-технологии на уроках» (далее Конкурс) проводится моу дод «Центр дополнительного образования детей»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск