Скачать 244.41 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 1486 «УТВЕРЖДАЮ» Директор Локотко Е.Г. ___________________ «____» ______2013г. Рабочая программа по музыке 3 класс 2013-2014 учебный год Разработчик: Матвеевская Н.С. учитель музыки Обсуждена и согласована Методист СВАО Бирюкова Н.В. Протокол №_____от «___»_____201_г. Принята на педагогическом совете Протокол №_____от «___»_____201_г. Год разработки 2013 3 класс «Музыкальное искусство » В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр Пояснительная записка Класс – 3, количество часов по учебному плану всего - 34, в неделю - 1 час. При организации изучения музыки, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования руководствуюсь следующими документами: – стандарт общего образования по музыке; – примерные программы по музыке; – требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по музыке. План составлен на основе концепции развивающего обучения, реализуемой на основании учебно-методического комплекса «Искусство слышать» И.В. Кадобновой, Л.В.,Школяр, В.О. Усачевой, О.В. Кузьминой. Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Содержание музыкального образования в начальной школе — это запечатленный в музыке духовный опыт человечества , в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций. Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений. Основные задачи уроков музыки: • Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека. • Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке. • Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку. • Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству. • Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства. Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период — та музыка, которая может вызвать ответное чувство и душе ребенка именно в возрасте 6—11 лет. В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыкальное искусство» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы: • преподавание музыки в школе как живого образного искусства; • возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства; • деятельностное освоение искусства; • моделирование художественно-творческого процесса. В данной программе вокально-хоровое исполнительстводетей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки выступают не как виды музыкальной деятельности, а рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем но отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности выдвигаются деятельность композитора, исполнителя, слушателя,которые представлены в неразрывном единстве, обьединенные восприятием музыки, эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки. Детское творчество в программе — это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребенка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством понимается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученика, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее законченного результата, особенно на начальных этапах вхождения в музыку. Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле действительно пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности. Основная идея содержания третьего года обучения отражение истории и души народа в музыке России. Учитель в каждом регионе страны начнет занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей. Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразии ее форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?» Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии. • Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства. Оно протекает как изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера. • Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность (в частности, на основе обработок народной музыки) утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» (М.И. Глинка). Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира. Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: • проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора, понимание синкретики народного творчества; решать учебные и практические задачи: • выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры; • сравнивать народную и профессиональную музыку; • свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.; • узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой); • приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора; • различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»; • самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции. Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности. Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей. Содержание предмета:
Календарно-тематическое планирование «Музыкальное искусство» 3 класс
Требования ФГОС: К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. 1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки учащимися младших классов – образность, ассоциативность, развитое воображение и интуиция – содержание учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов: создаётся эмоционально-образная атмосфера, которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике; используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии. Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путешествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину. 2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. Уход от бытующих в практике начальной школы тенденций преподавания либо упрощённого искусства, либо упрощённого преподавания искусства, обеспечивается основополагающим принципом содержания предмета – принципом возвышения детей до философского содержания искусства. При этом роль учителя вытекает из самой природы искусства, где общечеловеческое, в виде художественной идеи нравственно-эстетического содержания, воплощается, транслируется и воспринимается как «единство в многообразии» – во множестве индивидуальных интерпретаций. Это заставляет учителя организовывать постижение общечеловеческих идеалов обязательно как деятельность равноправных партнёров по проникновению в природу искусства, в природу художественного творчества. Для этого в учебниках всех классов персонифицирован приём подачи материала: сведения о музыкальном искусстве, его явлениях, событиях, фактах, понятиях, формулировках, обозначениях дети получают как бы «из уст учителя», прообразом которого является учитель-просветитель, ищущий вместе с детьми естественный и увлекательный путь приобщения детей к музыке. Беседа о музыке рассматривается не только как метод подачи материала, но прежде всего как способ общения в коллективной деятельности, где противоречия, индивидуальные подходы и трактовки музыки являются закономерным явлением в процессе приближения к общей истине. Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. 1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии. Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире. К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический процесс, в котором главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры. 2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. Личностные результаты постижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя и сам непосредственно её воспроизводит. Урочная деятельность, содержание учебников так или иначе направлены на одно: поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих произведение. Отсюда обращение к детям: Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания). Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности). Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука). Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру). Музыка – искусство идеальное пространственно-временное, поэтому разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет «переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках – это полотно, на котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания. Таким образом, программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения - музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей) - компьютер (ноутбук) с расширенными возможностями показа и слушания художественно-музыкального материала. - музыкальный инструмент фортепиано - видеоаппаратура - смарт-доска - наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point, программы, видеофильмы и т.д. - портреты композиторов - книги по искусству - форохрестоматии Интернет-ресурсы http://pedsovet.org http://nsc.1september.ru http://festival.1september.ru http://www.eidos.ru http://www.musik-classic.ru http://www.plus-msk.ru Список основной литературы
Список дополнительной литературы
86.Королева Т.П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование, Мн., 2003г. 87. Журналы: Искусство в школе, №№1-8 2008 г. 88. Ершова А., Букетов В. Режиссура урока, общение и поведение учителей. 89. Искусство в школе, № 2, 2004г. Школяр Л. Музыкальное образование – культуросообразное и развивающее. . |
Рабочая программа по музыке(7 класс) Тухфатуллиной Фардии Р Данная рабочая программа по музыке в 7 классе составлена на основании следующих документов | Рабочая программа по музыке 1 класс ... | ||
Рабочая программа по музыке 7 класс Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы... | Рабочая программа по музыке 1 класс Рабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы начального общего образования 2011 г., авторской программы... | ||
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента... Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного... | Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента... Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного... | ||
Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального... | Рабочая программа по музыке ступень обучения (класс): основное общее ( 5 – 7 кл.) Программа разработана на основе авторской программы «Музыка. 1 – 7 класс» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина издательство... | ||
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного... Планирование составлено на основе Примерной программы общего образования по музыке, федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по музыке Класс: 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012года №273-фз | ||
Рабочая программа по музыке Класс: 1-2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012года №273-фз | Рабочая программа по музыке Класс: 1-2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012года №273-фз | ||
Рабочая программа по музыке Класс: 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012года №273-фз | Рабочая программа по искусству ( музыка) 7- класс Учитель второй квалификационной категории Рабочая программа по Музыке для 7 класса составлена на основании следующих документов | ||
Рабочая учебная программа по Музыке разработана для организации учебного... Рабочая учебная программа по Музыке разработана для организации учебного процесса по Музыке на I ступени образования (1-4 классы)... | Рабочая программа по музыке Класс: 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012 года №273-фз |