Согласовано
Председатель ПК МКОУ
Парскаой СОШ
__/_________________
от«___»__________2012 г.
|
| Утверждено
Директор МКОУ Парской СОШ
_____________А.Г. Кубрак
Приказ № ___
от «___» _________2012 г.
|
Рабочая программа
по предмету «Искусство. Музыка»
для 7 класса
на 2013-2014 учебный год
(1 час в неделю)
Составитель программы
ГрубоваТ.Н., учитель музыки.
Родники 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по музыке и авторской программы «Музыка 7 класс» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Шмагиной Т.С. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 года № 1067;
Письмо Минобрнауки № 03-417 от 01.04.2005 года «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
Место предмета в учебном плане: Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, так как в соответствии с учебным графиком МКОУ Парская СОШ определено 34 учебных недели.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Задачи и направления музыкального образования и воспитания:
— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях Искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
— развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
— воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;
— освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения курса «Искусство. Музыка» ученик должен: Знать/понимать
-специфику музыки как вида искусства;
-возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
-основные жанры народной и профессиональной музыки;
-многообразие музыкальных образов и способов их развития;
-основные формы музыки;
-характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
-виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
-имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
Уметь
-эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
-выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
-исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения);
-сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
-сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
-различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
-устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
-слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;
-размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
-музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях.
Содержание предмета «Искусство. Музыка»,
обеспечивающее выполнение федерального компонента
государственного стандарта
основного общего образования.
7 класс Русская и зарубежная музыка от эпохи средневековья до наших дней.
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов прошлого и современности.
Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. Ван Бетховен; Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Шуберт, Э. Григ и др.); особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн, соната и др.), симфонии, оперы, реквиема и др. Особенности драматургического развития в оперном искусстве западноевропейских композиторов XIX столетия (Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини).
Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Народные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле. Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов.
Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные свойства русской классической школы. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др.). Представления о музыкальной жизни России и других стран.
Знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной, академической и эстрадной музыки.
Раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского, с деятельностью всемирно известных театров оперы и балета: Большого театра (Россия, Москва),Мариинского театра (Россия, Санкт-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд- опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк); центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования: Музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова .
Тематическое планирование
№раздела, темы
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Основные виды деятельности обучающихся
| Контроль
| 1
| Особенности драматургии сценической музыки
| 17
| Устный ответ. Реферат. Изобразительная деятельность
| Фронтальный опрос. Тестирование
| 2
| Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.
| 17
| Устный ответ. Изобразительная деятельность. Реферат
| Фронтальный опрос. Тестирование
|
Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения курса «Искусство. Музыка» ученик должен: Знать/понимать
-специфику музыки как вида искусства;
-возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
-основные жанры народной и профессиональной музыки;
-многообразие музыкальных образов и способов их развития;
-основные формы музыки;
-характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
-виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
-имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
Уметь
-эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
-выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
-исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения);
-сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
-сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
-различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
-устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
-слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;
-размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
-музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях. Критерии оценивания.
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях. Нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения ,слушания музыкальных произведений. Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний. Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный , но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно ,допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Нормы оценок.
«пять»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
«четыре»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
«три»:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
«два»:
-исполнение неуверенное, фальшиво. |