Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка.





НазваниеРабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка.
Дата публикации05.07.2014
Размер147 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Талицкая средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании «Согласовано» «Утверждаю»

предметного МО Заместитель дир. по УВР Директор школы

«__»_________201 г. ___________/ __________ ___/О.И.Самойлова/

протокол №______ «____»___________201 г. «___»_______201 г.

Рабочая программа

По______ _______искусство.________музыка_________

Для_____________5________ класса_________

Уровень изучения предмета__базовый_________

ФИО составителя___________________________

_____________Перовская Марина Николаевна

учитель музыки ______________

Год составления рабочей программы___2013____

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного курса

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы авторов Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего 34 часа, в том числе 1 обобщающий урок в конце года.

Продолжительность изучения курса в средних классах: 5, 6 и 7 классы – по 34 часа.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  1. становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  2. развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  1. освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  1. овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  2. воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии:

  1. обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения  учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  2. усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  3. овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  4. обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания:

—  приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях Искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

—  развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

—   воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;

—  освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Содержание программы.

 В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них представлена в стандарте несколькими разделами, при изучении которых в качестве концептуального «ядра» выступают основополагающие закономерности музыки как виде искусства, а также представления о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны. При этом изучение народного музыкального творчества осуществляется в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказываются многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыке.

Основные методические принципы построения программы V—VII классов.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.    

Принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического наследия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXI в.?

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование  и  музыкально-ритмические движения;  различного рода  импровизации   (вокальные,   ритмические,   инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение  элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность  высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

Метод  художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя;

б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся;

в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим - ценностям.

Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Этому могут способствовать приемы интонационно-образного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации — сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития учеников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.

Метод концентричности организации музыкального материала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Образно говоря, это повторение можно сравнить с движением по восходящей концентрической спирали, каждый виток которой выявляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, «перекидывание» содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому расширяет музыкальный словарь учащихся, пополняет запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержания музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V—VII классов. Изучение конкретных музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Актуальность программы заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилистические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие ввды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать, вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая проблематика концентрируется вокруг художественно-педагогической идеи — содержательного стержня урока музыки.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах её воплощения;

- различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

- передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов;

- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Обучение музыкальному искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

Список методической литературы

  1. «Программы общеобразовательных учреждений «Музыка». 5-7 классы.». Москва «Просвещение» 2007.

  2. Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования — М., «Просвещение», 2010;

  3. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  4. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  5. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  6. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

  7. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  8. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.

  9. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  10. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  11. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г

Содержание курса

(34ч.)




п/п

Раздел

Кол-

во

часов

1

Музыка и литература (1-е полугодие)

17

2

Музыка и изобразительное искусство (2-е полугодие)

17


Минимум содержания образования по разделам


№ п/п

Тема урока

Коли-чество часов


Музыка и литература (1-е полугодие)


1

Что роднит музыку с литературой?

1

2

Вокальная музыка "Россия, Россия, нет слова красивей…"

1

3

Вокальная музыка "Песня русская в березах, песня русская в хлебах…"

1

4

Вокальная музыка "Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…"

1

5

Фольклор в музыке русских композиторов. "Стучит, гремит Кикимора…"

1

6

Фольклор в музыке русских композиторов. "Что за прелесть эти сказки…"

1

7

Жанры инстументальной музыки. "Мелодией одной звучат печаль и радость…"

1

8

.Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

1

9

"Всю жизнь мою несу родину в душе…" Хоровая симфония "Перезвоны" В.А. Гаврилина.

1

10

Всю жизнь мою несу родину в душе… "Скажи, откуда ты приходишь красота?"

1

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. "Слово о мастере": "гармонии задумчивый поэт"

1

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. "Ты, Моцарт, бог, и сом того не знаешь!..."

1

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

15

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

17

Мир композитора

1




Музыка и изобразительное искусство (2-е полугодие)




18

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

19

"Небесное и земное" в звуках и красках. "Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…"

1

20

Звать через прошлое к настоящему. Кантата "Александр Невский С.С. Прокофьева

1

21

Звать через прошлое к настоящему. Кантата "Александр Невский С.С. Прокофьева

1

22

Музыкальная живопись и живописная музыка. "Мои помыслы - краски, мои краски - напевы…"

1

23

Музыкальная живопись и живописная музыка. "Фореллен-квинтет" Ф. Шуберта.

1

24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. "Звуки скрипки так дивно звучали…"

1

26

Волшебная палочка дирижёра. Дирижёры мира.

1

27

Образы борьбы и победы в искусстве. "О, душа моя, ныне - Бетховен с тобой!"

1

28

Застывшая музыка. "Храм, как корабль огромный, несётся в пучине веков…"

1

29

Полифония в музыке и живописи. " в музыке Баха слышатся мелодии космоса….."

1

30

Музыка на мольберте

1

31

Импрессионизм в музыке и живописи

1

32

О подвигах, о доблести, о славе. "О тех, кто уже не придёт никогда, помните!"

1

33

В каждой мимолётности вижу я миры. "Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…"

1

34

Мир композитора. "С веком наравне"

1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. iconРабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Федерального...
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству,...
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. iconРабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе Федерального...
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству,...
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. iconРабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Федерального...
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству,...
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. iconРабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Государственного...

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. iconРабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного...
Планирование составлено на основе Примерной программы общего образования по музыке, федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана на основе Государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. iconРабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критской, в соответствии...
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. iconПротокол №1 от
Рабочая программа по музыке для 8 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по...
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. iconРабочая программа по музыке для 4 класса разработана на основе Примерной...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы по музыке Критской Е. Д., Сергеевой Г. П., Шмагиной Т,С. и...
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. iconРабочая программа на 2012-2013 учебный год Предмет: Музыка 1 класс
Программа: Перспектива. Составлена на основе Гос образовательного стандарта начального общего образования по искусству. Примерной...
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. iconРабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе примерной...
Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой,Т. С. Шмагина, М. «Музыка. Начальная школа», Просвещение, в соответствии с требованиями федерального...
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. iconРабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана...
Программа разработана на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального...
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. iconРабочая программа по музыке для 4 класса, разработана на основании...
Рабочая программа по музыке для 4 класса, разработана на основании Примерной программы начального общего образования по музыке, составленной...
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. iconРабочая учебная программа по музыке во 2 классе Составлена на основе...
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по музыке...
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск