1.Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования, с учетом авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М. - «Музыка. Начальная школа», Просвещение, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа рассчитана на 34 часа в год.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина учебник / 4 класс. М., Просвещение.
Цели программы:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание программы «Музыка»
№
| Раздел, тема
| Обязательный минимум
| Региональный компонент
| Возможность углубления
| 1
| Россия-Родина моя.
Общность интонационной народной музыки русских композиторов.
Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Лирическая и патриотическая темы в русской классике
| Мелодия, песня, куплетная форма. Песня о Родине.
Рахманинов (биография композитора) вокализм.
Жанры народной песни:
Колыбельная, трудовая, хороводная,
Лирическая, солдатская, плясовая.
Патриотическая тема.
Прокофьев кантата «Александр Невский» «Вставайте ,люди русские»
| Слушание песен донских казаков
| Создание сборника
(колыбельных песен)
| 2
| Раздел «О России петь, что стремиться в храм.
Святые земли Русской.
Праздники русской православной церкви -Пасха.
Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величие
| Святые земли Русской6 князь Владимир, княгиня Ольга.
Понятия: стихира, величие.
Глинка «Славься»
Святые земли Русской
Илья Муромец
Былина А.Бородин симфония «Богатырские ворота»
(симфония, былина)
Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий.
Гимн «Величие» Кириллу и Мефодию
Фольклорный праздник Покров- Осенины.
| Посещение церкви в поселке Целина
| Приобщение к шедеврам русской классики в музыке и литературе.
| 3
| День полный событий
«В краю великих вдохновений» один день с А.С.Пушкиным
Музыкально-поэтические образы
| Г.Свиридов «Осень»
Пастораль
П.Чайковский «Времена года», «Зимнее утро»
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»
Романс «Я помню чудное мгновенье»
Понятия :регистры, тембры, музыкальная живопись
Музыка ярморочных гуляний
Жанры народной музыки:
Хороводные и плясовые
«Уж, как по мосту мосточку»
Музыкальные инструменты России
Оркестр русских музыкальных инструментов(балалайка, бубен, арфа, гусли, колокольчик)
От Рождества Хрестова до Крещения
Колядки «Хожу я гуляю»
Святочная песня
|
Встреча с представителями церкви, посещение воскресной школы
|
| 4
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Народная песня-летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов
Интонационная выразительность народных песен.
Мифы, легенды, предания, сказки
о музыке и музыкантах
музыкальные инструменты России
| Народная песня
П.Чайковский концерт №1 для фортепиано с оркестром
Русские народные наигрыши, р.н.песня «Светит месяц»
(балалайка,гармонь,баян, оркестр народных инструментов)
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах.
Вариации(оркестр народных инструментов)
«Троицин день»
«Троица» А.Рублева
П.Чайковский Симфония №4
|
|
Приобщение к шедеврам русской культуры
| 5
| «В концертном зале»
Различные жанры вокальной, фортепианной, симфонической
Музыки
Интонация народных танцев
Музыкальная драматургия, сонаты,
Музыкальные инструменты симфонического оркестра
| Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки
Музыкальные инструменты: виолончель,
Симфонический оркестр
М.Мусоргский «Старый замок» струнный квартет
Музыкальная форма
Вариации, штрихи, легато,
Стаккато, акценты, сюита
Старинная музыка
С.Рахманинов «Сирень»
Ф.Шопен полонез№3 вальс №10
Мазурки ля-минор, фа мажор, си бимоль мажор
Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ, полонез мазурка. вальс.
Формы музыки трехчастная, куплетная
Бетховен Соната №8
Чайковский «Времена года». «Моя мама»
Музыкальные жанры: песня, соната,
Жанры камерной музыки: романс, баркарола, симфоническая увертюра
|
|
| 6
| Раздел №6
«В музыкальном театре»
|
|
|
|
|
|
|
|
| |