Скачать 180.41 Kb.
|
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Шекшовская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке для 4 класса (уровень изучения предмета – общеобразовательный) Составитель: Марина Владимировна Фадеева, учитель начальных классов 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по музыке Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т,С. и соответствует основным положениям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа по музыке рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Изучение предмета «Искусство. Музыка» предполагает использование учебно-методического комплекта «Школа России», в который входит учебник «Музыка» для 4 класса четырёхлетней начальной школы. / Составитель - Е.Д.Критская, М.: Просвещение, 2011г. Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений,потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования. Цель – формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Задачи: - привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства; - научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека; - способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру; - привить основы художественного вкуса; - научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства; - обучить основам музыкальной грамоты; - сформировать потребность в общении с музыкой. Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора—исполнителя—слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение. Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили. Принцип «тождества и контраста» реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений. Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе ΙV класса семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Общие учебные умения , навыки и способы деятельности Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Основное содержание Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3 час) Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике. Раздел 2. «День, полный событий» (5 час) «В краю великих вдохновений...».Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы. Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (4час) Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 час) Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день. Раздел 5. «В музыкальном театре» (7 час) Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.Вариационность.Орнаментальная мелодика.Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.жанры легкой музыки.Оперетта.Мюзикл. Раздел 6. «В концертном зале» (5 час) Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (8 час) Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Календарно – тематическое планирование
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса обучающиеся должны знать: - расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ; - выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран; - воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе; - развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям; - формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье; - формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности; - развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования — формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; - расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления; - совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности. уметь: - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; - продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; - продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; - эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; - показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; - выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); Нормы и критерии оценивания Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции). Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Оценка « 5 » - если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции); - умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; - проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Оценка « 4 » - если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); - проявление музыкальных способностей и стремление их проявить; - умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Оценка « 3 » - проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); - или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями; - или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Оценка « 2 » - нет интереса, эмоционального отклика; - неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями; - нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить. Перечень учебно - методического обеспечения Для обучающихся : 1.Учебник : «Музыка» 4 класс Е.Д.Критская, Москва, «Просвещение», 2010 г 2.« Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса» Е.Д.Критская , М. : Просвещение,2010 Для учителя : 1.Концепция и программы для начальных классов «Школа России» Москва, «Просвещение», 2008г 2.Учебник:«Музыка» 4 класс .Е.Д.Критская, Москва, «Просвещение», 2010 г 3.«Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса» Е.Д.Критская, М. :Просвещение,2010 4. Поурочные планы «Музыка 3 класс» по программе Критской Е.Д. Максимова Т.С., Волгоград «Учитель 2004». 5. Фонохрестоматия для 4 класса 2005г. 6. Журнал «Начальная школа» № 7 – 2002, с.13, № 9 – 2005 с.45. Материально-техническое обеспечение 1.Портреты композиторов 2.Аудиокассеты 3. Фонохрестоматия для 4 класса 2005г. Список литературы 1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. ст. Е.М. Орловой. 2-е изд. Л., 1973. 2. Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании: Кн. для учителя / Сост. И,В. Писарева; Отв. ред. Г.П. Сергеева. М., 2004. 3. Кабалевский П.Б. Как рассказывать детям о музыке? 4-е изд. М., 2004. 4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. 3-е изд. М., 2007 5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т,С. Музыка: 1—4 классы: Метод, пос. 2-е изд. М.. 2004. 6.Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г.П. Сергеева. М., 2000. 7.Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе: Пос. для учителя. М. 2003. 8.« Я познаю мир»: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А.С. Кленов; М., 2007. ПРИЛОЖЕНИЕ Первое полугодие 1.Звучит «Вокализ» С. Рахманинова. Вопросы: а) напиши название произведения, фамилию композитора, его сочинившего; б) какой голос исполняет это сочинение? а)_____________________________ б)________________________________ 2.Звучат мелодии: главная тема Концерта № 3 С. Рахманинова, мелодия арии Ивана Сусанина из одноименной оперы М. Глинки, мелодия романса «Сирень» С. Рахманинова. Вопрос: какие из этих сочинений написаны С. Рахманиновым? Нужное — подчеркни. а) Концерта № 3 С. Рахманинова б) Ария Ивана Сусанина 3. Звучит фрагмент Ноктюрна из Квартета № 2 А. Бородина. Вопрос: какие инструменты исполняют эту музыку? ____________________________________________________________________ 4. Звучит фрагмент Ноктюрна из Квартета № 2 А. Бородина (повторно). Вопрос: какое стихотворение созвучно этому произведению? 1.Какая ночь!Алмазная роса 2.Ночь пролетала над миром, Живым огнем с огнями неба в споре, Сны на людей навевая; Как океан,разверзлись небеса, С темно – лазоревой ризы И спит земля – и теплется ,как море... Сыпались звезды,сверкая. А.Фет А.Плещеев а)_____________________________ б)________________________________ 5.Звучит вступление к Сонате №8 Л. Бетховена. Вопросы: Назови фамилию композитора, его сочинившего; б) какой принцип развития положен в основу этого музыкального фрагмента? Нужное — подчеркни. _____________________________________________________________________ Повтор_________ Контраст_____________ Вариативность_________________ 6. Звучит одна из мазурок Ф. Шопена Вопрос: назови фамилию композитора, его сочинившего; б) к какому жанру можно отнести это сочинение? Нужное — подчеркни. Вальс________ Полька _______ Мазурка _________ Полонез_______________ 7.Назови песни, выученные на уроках музыки, которые ты могла бы: а) спеть одна; б) спеть в хоре. Спеть одна_____________________________________________________________ Спеть в хоре___________________________________________________________ 8.Как ты оцениваешь выразительность своего пения? Нужное — подчеркни. Отлично Хорошо Плохо 9.Назови полюбившиеся тебе музыкальные произведения из радио- или теле- передач, которые ты послушал или посмотрел дома. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Второе полугодие 1.Звучит финал Сонаты № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Вопросы и задания: а) напиши название произведения, фамилию композитора его сочинившего; б) найди на доске первоначальную интонацию главной темы сочинения (поставь нужную цифру); в) в какой форме написано это сочинение: трехчастная, вариации, рондо? (Нужное — подчеркни.) ______________________________________________________________________ 1 2 3 4 Трехчастная Вариации Рондо 2.Звучат в записи два фрагмента: «Богородице Дево, радуйся!» и Вокализ С. Рахманинова. Вопросы и задания: а) напиши названия произведений, фамилию композитора; б) в чем сходство между ними, в чем — различие? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.Звучит джазовая импровизация «К Жако» Дж. Рейнхардта. Вопрос: а) к какой музыке — «серьезной» или «легкой» можно отнести это произведение? (Нужное — подчеркни.) Объясни свой выбор. «Серьезная музыка» «Легкая музыка» ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.Назови известных тебе певцов-исполнителей, которые аккомпанируют себе на гитаре. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.Назови полюбившиеся тебе песни из программы по музыке для IV класса. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6.К какому знакомому тебе музыкальному произведению относятся эти слова (учитель читает): «Эта гениальная музыка превосходно звучит не только в оперном театре, но и в концертном зале, включенная в программу наряду с другими симфони ческими произведениями. Она и в таком исполнении будет восхищать нас и необыкно венной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и велико лепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью,рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное на растание света от почти полной темноты до пусть не слишком еще яркого, но несуще го с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора , с которой он добавил к своей музыке две очень точные изобразительные подробности. Вопросы:а) Как называется это сочинение?Кто его сочинил?Какой принцип развития использует композитор? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тематическое планирование
|
Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе... Примерной программы начального общего образования, авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критской, в соответствии... | Рабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана... Программа разработана на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального... | ||
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного... Планирование составлено на основе Примерной программы общего образования по музыке, федерального компонента государственного стандарта... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана на основе Государственного образовательного стандарта начального... | ||
И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования... | Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе примерной... Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой,Т. С. Шмагина, М. «Музыка. Начальная школа», Просвещение, в соответствии с требованиями федерального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа разработана на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа разработана на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа разработана на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального... | Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе Федерального... Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству,... | ||
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Федерального... Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству,... | Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Федерального... Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству,... | ||
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального... Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству,... | Рабочая программа по музыке 1 класс Рабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы начального общего образования 2011 г., авторской программы... | ||
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе: Федерального... Планирование составлено на основе Примерной программы общего образования по музыке, федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе: Федерального... Планирование составлено на основе Примерной программы общего образования по музыке, федерального компонента государственного стандарта... |