№ ур п/п
| № ур
п/т
| Раздел и тема урока
| Практическая, лабораторная, контрольная и пр. работа
| Тип урока
| Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Д/з
| Дата
|
1
| 1
| Что роднит музыку с литературой.
| Слушание музыки. Беседа. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.
| вводный
| Связь музыки и литературы. П. И. Чайковский «Симфония № 4», финал.
| Знать:
-что роднит музыку с литературой;
-что литература дает области музыкального искусства;
-уметь выявлять связи музыки и литературы.
| Закрепление полученных знаний
|
|
2
| 2
| Фольклор – народное творчество.
| Слушание музыки. Беседа. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.
| Изучение и первичное закрепление новых знаний.
| Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества.
Русские народные песни: «Ах ты, ноченька», «Заплетися, плетень», «Я на камушка сижу», «Во поле береза стояла» и др.
| Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них.
Уметь:
-называть основные жанры народных песен;
-высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.
| Запись в тетрадь известных народных песен.
Работа над интонацией.
|
|
3
| 3
| Сюита Э.Грига «Пер Гюнт».
| Слушание музыки. Беседа. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.
| Изучение и первичное закрепление новых знаний.
| Краткое содержание драмы Г. Ибсена.
Симфоническая сюита Э. Грига «Пер Гюнт».
| Уметь:
-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;
-высказывать суждения о средствах и формах ее воплощения;
-проявлять навыки вокально-хоровой работы.
| Запись в тетрадь основных моментов темы.
|
|
4
| 4
| Сюита Э.Грига «Пер Гюнт».
| Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение.
| Расширение и углубление знаний
| Симфоническая сюита
Э. Грига «Пер Гюнт». Связь музыки и литературы.
| Уметь:
-передавать свои музыкальные впечатления в устной форме;
-различать простые и сложные жанры инструментальной музыки;
-находить жанровые параллели между музыкой и литературой;
-участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
| Рисунок героя из сюиты.
|
|
5
| 5
| Вокальная музыка. Романс.
| Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно- образный анализ прослушанной музыки.
| Расширение и углубление знаний
| Романс А.Варламова «Горные вершины» на сл.М. Лермонтова, «Горные вершины» муз. А.Рубинштейна,
Романсы на стихи А.С. Пушкина.
| Знать:
-каковы отличия музыкальной речи от речи литературной;
-определять значение песни в жизни общества;
-отличать романс от песни.
| Запись в тетрадь известных народных песен.
Работа над интонацией.
|
|
6
| 6
| Фольклор в музыке русских композиторов.
| Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение.
| Сообщение и усвоение новых знаний
| Сказание для симфонического оркестра
А. Лядова «Кикимора».
Связи музыки с литературой: произведения программной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников.
| Знать:
-понятие программная музыка
Уметь
-находить жанровые параллели между музыкой и литературой;
-анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
| Рисунок героя из народной сказки «Кикимора».
|
|
7
| 7
| Жанры инструментальной и вокальной музыки.
| Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Симфоническая сюита Н.А. Римского-Корсакова «Шехерезада».
Вокальная и инструменталь-
ная музыка – особенности жанра
| Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка.
Уметь называть основные жанры вокальной
| Сообщение о симфонической сюите.
|
|
8
| 8
| Жанры инструментальной и вокальной музыки.
| Беседа по теме.
| Расширение и углубление знаний.
| Симфоническая сюита Н.А. Римского-Корсакова «Шехерезада». Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, баркарола.
| Понимать:
-взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее;
-передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
| Закрепление полученных знаний.
Работа над интонацией.
|
|
9
| 9
| Вторая жизнь песни.
| Устный контроль, исполнительский контроль. Хоровое пение.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| «Фортепианный концерт № 1»
П. И. Чайковского.
Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством.
| Уметь:
-выделять средства музыкальной выразительности;
-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
-участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
| Закрепление полученных знаний.
|
|
10
| 10
| «Колокольность» в музыке.
| Интонационно-образный анализ музыкального и художественного произведения. Хоровое пение. Беседа по теме.
| Расширение и углубление знаний.
| Колокольный звон Звучащие картины.
| Знать значение колокольного звона в жизни русского человека.
Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи.
| Закрепление полученных знаний, работа над интонированием.
|
|
11
| 11
| Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
| Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Музыка Ф.Шопена «Вальс си минор».
Кантата Г.Свиридова «Снег идет» на стихи Б.Пастернака. Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки.
| Знать:
-что благодаря музыке появились многие произведения литературы;
-основные события из жизни и творчества композиторов;
-передавать свои музыкальные впечатления в устной форме.
| Закрепление полученных знаний, работа над интонированием.
|
|
12
| 12
| Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
| Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений.
Хоровое пение.
| Расширение и углубление знаний.
| Что такое балет. Номера из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Своеобразие музыки.
| Знать:
-понятие балет
Понимать:
-взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка из них;
Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования.
| Запись в тетрадь основных моментов темы.
|
|
13
| 13
| Жизнь и творчество В.А.Моцарта.
| Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Произведения В.А. Моцарта.
Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки.
| Уметь:
-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;
-передавать свои музыкальные впечатления в устной форме;
-проявлять навыки вокально-хоровой работы.
| Запись основных моментов темы в тетрадь.
|
|
14
| 14
| «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!..»
| Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.
| Расширение и углубление знаний.
| Слушание и анализ: «Реквием» В.А. Моцарта.
| Знать:
-особенности творчества В.А. Моцарта;
-историю создания «Реквиема» В.А. Моцарта.
| Запись основных моментов темы в тетрадь. Презентация или сообщение (по желанию).
|
|
15
| 15
| Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
| Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль.
| Расширение и углубление знаний.
| Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила», увертюра.
История развития оперного искусства, что лежит в основе оперы. Основные понятия жанра. Опера – синтез музыкального, драматического, изобразительно -
го искусства.
| Знать:
-историю развития оперного искусства;
- понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы.
Уметь приводить примеры к понятиям.
| Сообщение об опере (по желанию).
|
|
16
| 16
| Второе путешествие в музыкальный театр.
| Устный контроль. Интонационно-образный анализ фрагментов из балета.
| Расширение и углубление знаний.
| Слушание и анализ:
-мюзикл «Кошки» Э.Л. Уэббера (фрагменты);
-Дж. Гершвин, классический джаз «Хлопай в такт».
| Знать:
-историю развития мюзикла;
-отличие мюзикла от оперы;
-называть наиболее известные мюзиклы и знать их авторов.
| Сообщение о мюзикле (по желанию).
|
|
II Музыка и изобразительное искусство.
|
17
| 1
| Духовная музыка. Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве.
| Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Колокольные звоны. Хоры Чеснокова Березовского, Чайковского Рахманинова.
Роль духовной музыки в жизни русского человека.
| Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.
| Закрепление полученных знаний.
Работа над интонацией.
|
|
18
| 2
| «Небесное и земное» в звуках и красках
| Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.
| Расширение и углубление знаний.
| С.В.Рахманинов
«Концерт № 3», № 2 (фрагменты).
Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского, западноевропей-
ского искусства.
| Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства;
уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах.
| Презентация или сообщение о фресках и древнерусском зодчестве (по желанию).
|
|
19
| 3
| Подвиг русского человека.
| Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ оперы.
| Расширение и углубление знаний.
| М.И. Глинка опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин». История создания.
| Знать историю написания первой русской оперы;
-характеристику творчества композитора;
-что такое либретто;
-что такое ансамбль, ария, дуэт, сцена, увертюра.
| Запись в тетрадь основных этапов творчества композитора.
|
|
20
| 4
| Через прошлое к настоящему.
| Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Изучение кантаты
С.С.Прокофьева
«Александр Невский».
| Уметь:
-выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах;
-определять на слух части кантаты.
| Презентация или сообщение.
|
|
21
| 5
| Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский».
| Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.
| Расширение и углубление знаний.
| Изучение кантаты
С.С.Прокофьева
«Александр Невский».
| Уметь:
-находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее.
| Закрепление полученных знаний.
|
|
22
| 6
| Что роднит музыку и изобразительное искусство.
| Слушание музыки. Устный контроль.
Хоровое пение.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства (М.П. Мусоргский).
| Знать:
-что роднит музыку с изобразительным искусством.
Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.
| Закрепление полученных знаний.
Сообщение или презентация (по желанию).
|
|
23
| 7
| Музыкальная живопись и живописная музыка.
| Слушание музыки. Рассматривание картин. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Общность музыки и живописи. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки».
Выразительные возможности музыки и живописи. Можно ли услышать живопись, увидеть музыку?
| Уметь:
-выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи;
-анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, динамику, лад.
| Рисунок по теме. Интонирование песни.
|
|
24
| 8
| М.П. Мусоргский
«Картинки с выставки».
| Слушание музыки. Рассматривание картин. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.
| Расширение и углубление знаний.
| Выразительные возможности музыки и живописи. Можно ли услышать живопись, увидеть музыку?
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»
| Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.
| Рисунок по теме.
|
|
25
| 9
| Портрет в музыке и живописи.
| Беседа. Слушание музыки. Устный контроль.
Хоровое пение.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Выразительные возможности скрипки. История создания. Слушание, анализ:
«Рапсодия на тему Паганини» С.Рахманинова.
| Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях.
Уметь:
-сопоставлять скрипичную музыку с живописью;
-анализировать, сравнивать произведения.
| Презентации, сообщения.
|
|
26
| 10
| Волшебная палочка дирижера.
| Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.
| Расширение и углубление знаний.
| Симфонический оркестр, значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Группы оркестра. Известные дирижеры мира.
| Знать понятия: оркестр, дирижер;
-состав групп инструментов оркестра.
-имена известных дирижеров.
| Закрепление полученных знаний, работа над интонированием.
|
|
27
| 11
| Образы борьбы и победы в музыке.
| Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Жизнь и творчество Л.В. Бетховена. Симфония № 5, симфония № 3 (фрагменты).
Творческий процесс написания музыки.
| Уметь:
-делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй);
-проводить интонационно-образный анализ музыки.
| Запись в тетрадь основных этапов творчества композитора.
|
|
28
| 12
| Застывшая музыка.
| Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Хоровое пение.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Слушание и анализ:
«Фрески Софии Киевской», концертная симфония для арфы с оркестром В. Кикты (фрагменты) Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура - застывшая музыка.
| Знать:
-отличие католической и православной музыкальной культуры;
Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры;
-развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования.
| Запись в тетрадь основных моментов темы. Закрепление полученных знаний.
|
|
29
| 13
| Полифония в музыке и живописи.
| Устный контроль. Хоровое пение.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Знакомство с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган.
| Знать понятия:
-орган, полифония, фуга;
-основные события из жизни и творчества И.С. Баха.
| Закрепление полученных знаний, запись в тетрадь основных моментов темы.
|
|
30
| 14
| Музыка на мольберте.
| Рассматривание иллюстраций (репродукций). Устный контроль. Хоровое пение.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Слушание, анализ:
«Прелюдии» для фортепиано М.Чюрлениса;
«Море» - симфоническая поэма (фрагменты).
Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы.
| Уметь:
-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи;
-передавать свои музыкальные впечатления в устной форме;
-проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.
| Рисунок по теме.
Закрепление полученных знаний.
|
|
31
| 15
| Импрессионизм в музыке и живописи.
| Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| К.Дебюсси «Арабески», «Лунный свет», «Впечатление. Восход солнца» К.Моне. Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимообусловленность в музыке и живописи.
| Знать понятия: импрессионизм, интерпретация;
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи;
-размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.
| Рисунок по теме, запись в тетрадь основных моментов темы.
|
|
32
| 16
| «О подвигах, о доблести и славе..»
| Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Песни о Великой Отечественной войне. Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства.
| Знать понятия реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.
| Кроссворд или тест по пройденным темам.
|
|
33
| 17
| Третье путешествие в музыкальный театр.
| Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ.
| Расширение и углубление знаний.
| Расширение представлений о жанре мюзикла. М. Дунаевский «Мери Поппинс, до свидания!»
А.Рыбников «Волк и семеро козлят».
| Знать:
-историю возникновения мюзикла;
-отличие мюзикла и оперы.
-называть наиболее известные мюзиклы и знать их авторов.
| Сообщение о мюзикле (по желанию).
|
|
34
| 18
| Мир композитора. Итоговый урок.
| Устный контроль. Хоровое пение.
| Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт.
| Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы, изобразительном искусстве.
| Знать, что роднит музыку с литературой и изобразительным искусством.
Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности трех искусств.
| -
|
|