Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида № 1111
Согласовано Утверждаю
. Зам. директора по УВР и.о. директора ГБОУ СКОШ
VIII вида № 1111
ЮЗАО г. Москвы
__________/ Степанова И.В./ ___________/Зиновьева Н.В. /
Рабочая программа и календарное планирование
по предмету «Математике»
3 класс
учитель Козенко Е.В.
первая квалификационная категория
2013-2014 учебный год
г. Москва
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12 №273
Базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант)
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования
Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой
(3 ч в неделю) Пояснительная записка
Особым разделом в программе 2—4 классов являются практические грамматические упражнения. Терминологически этот раздел программы был обозначен в 50-х годах прошлого столетия М. Ф. Гнездиловым, автором первых книг по методике преподавания русского языка в специальной (вспомогательной) школе. Им же были сформулированы основные цели данного раздела: восполнить пробелы дошкольного речевого развития учащихся с проблемами в обучении, подготовить их к усвоению систематического курса практической грамматики в старших классах.
Задачи данного раздела программы по русскому языку следующие:
• развитие у школьников познавательного интереса к языку, первоначальных языковых обобщений;
• совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
• обучение школьников применению изученных орфографических правил;
• формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях.
Введение в программу раздела «Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи» необходимо в связи с тем, что, в отличие от нормально развивающихся детей, у дошкольников с нарушением интеллекта отсутствует внимание к слову как звуковому комплексу. Однако без целенаправленного внимания к языковой материи невозможно изучение грамматики, затруднено дальнейшее совершенствование речи. Вот почему слово, как и любая другая единица языка, становится предметом направленного изучения. Учащиеся должны понимать, из чего складываются слова, как они изменяются при встрече друг с другом, как можно их сгруппировать. Всё это познается в процессе выполнения практических упражнений. В результате выполнения серии упражнений дети получают также сведения о звуках речи, о проверке сомнительной гласной и согласной сильной позицией этих звуков и др. Эти выводы (правила) учащиеся не заучивают, а применяют и закрепляют на конкретном материале.
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и чистописание», Связная письменная речь».
Звуки и буквы. Уже в 1 классе начинается работа по различению звуков и букв: гласные и согласные, звонкие и глухие. Во 2 классе эта работа продолжается: дети учатся различать мягкие и твёрдые согласные. В практических упражнениях учащиеся наблюдают за соответствием и несоответствием звука и буквы в слове. Так же как в 1 классе, звуко-буквенный или буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов: названия предметов, действий и признаков, родственные слова. Цель таких упражнений: обогащать словарь учащихся данными разрядами слов в контексте определённых тем (школьные принадлежности, инструменты, профессии, цвет, форма, материал; действия, обозначающие движение, трудовые процессы, чувства человека и т. д.); научить употреблять в речи слова в различных формах в зависимости от их связи с другими словами, составлять словосочетания и предложения.
Большое значение в работе по обогащению и активизации словаря имеет работа по словообразованию. Важно, чтобы учащиеся осмысливали богатство родного языка не только путём накопления отдельных слов, но и через слово- юразование внутри гнёзд родственных слов. Первоначально школьники подбирают слова-«родственники» по образцу, заданию учителя, вопросам, например: комната — комнатный, свет — светлый — светить и т. д. Словообразовательные упражнения подводят учащихся к пониманию эсновного принципа русской орфографии — единообразное написание значимых частей слова.
В конце данного раздела приводится примерный перечень слов, написание которых надо запомнить.
Предложение. Эта тема занимает в программе особое место, поскольку предложение является минимальной единицей коммуникативного уровня.
В младших классах в процессе выполнения практических упражнений учащиеся знакомятся с некоторыми признаками предложения: законченность мысли, связь слов в предложении, порядок слов. На этом этапе выполняются разнообразные упражнения в распространении и составлении предложений на основе действий, по картинкам, вопросу, графическому изображению, проводится работа с деформированным предложением. Знакомясь с порядком слов в предложении, школьники узнают и о вариативности этого порядка: Дятел стучал по дереву. По дереву стучал дятел. В этой теме даются также знания об интонационном разнообразии предложений и их пунктуационном оформлении.
Письмо и чистописание. Внимание к чёткому и аккуратному письму должно иметь место на каждом уроке. Трудности формирования графических навыков у детей с нарушением интеллекта часто бывают связаны с недостаточным развитием мелкой моторики руки. На минутке чистописания закрепляется правильное написание строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление графических ошибок при списывании с рукописного и печатного текстов.
Связная письменная речь. Своеобразие интеллектуального дефекта ограничивает возможности данной категории школьников в овладении навыками самостоятельных устных и письменных высказываний. Но как бы ни была бедна речевая практика учащихся на любом из возрастных этапов, они должны освоить элементарные приёмы связной речи, являющейся составной частью общения. Такая работа возможна при чёткой систематизации речевых упражнений, как устных, так и письменных, на основе практического знакомства с некоторыми закономерностями построения текста. Виды упражнений в связном высказывании оговариваются в программе в конце каждого учебного года, однако работа над ними ведётся в течение всего года, повторяясь неоднократно. (3 ч в неделю) Повторение (8 ч)
Выделение предложения из речи. Его графическое изображение. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.
Ответы на вопросы. Коллективная запись ответов. Чтение диалогов. Определение количества предложений в диалоге. Соблюдение интонации вопроса и ответа.
Завершение начатого предложения. Сравнение предложения и не предложения.
Работа с деформированным предложением (слова даны в нужной форме). Выделение в предложении названий предметов и названий действий. Использование соответствующих вопросов для выделения слов. Звуки и буквы (30 ч)
Порядок слов в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса. Знакомство с «Школьным орфографическим словарём». Восстановление в памяти слов из словаря, изученных во 2 классе; нахождение их в орфографическом словаре.
Гласные звуки и буквы. Ударение в двусложных и трёхсложных словах. Выделение ударной гласной. Гласные ударные и безударные. Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов-«родственников».
Деление слов на слоги. Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога. Слова с гласной э в начале слова. Перенос части слова при письме.
Согласные твёрдые и мягкие. Их дифференциация на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я. Буква ъ на конце и в середине слова.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Различение их на слух и в произношении в слогах и словах в сильной позиции. Фиксация буквами на письме.
Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова.
Слово (36 ч)
Названия предметов. Различение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам кто? что? Выделение названий предметов из предложения. Расширение круга слов, обозначающих предметы, явления природы, растения, животных и т. д. Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением (Маша — Машенька, солнце — солнышко, ковёр — коврик, ком — комок), противоположных по значению слов (зима — лето).
Названия действий. Различение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам что делает? что делают?
Знакомство с новыми вопросами к названиям действий: что делал? (что сделал?), что будет делать? (что сделает? ). Подбор названий действий по вопросам или по образцу.
Согласование слов, обозначающих названия действий, с названиями предметов: мальчик (что делал?) читал; девочка (что делала?) читала; дети (что делали?) читали.
Отгадывание названий предметов по названиям действий: летает, порхает, кружится (бабочка). Подбор к названиям предметов нескольких названий действий: машина (гудит, едет, мчится).
Названия признаков предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета.
Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета. Отгадывание предмета по его признакам. Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов.
Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам: свет — светлый — светить.
Предлоги к, от, по, над, под. Их пространственное значение. Выполнение действий, демонстрирующих отношения между объектом и субъектом (Ваня подошёл к столу, отошёл от стола и т. д.). Предлог о. Его значение: рассказываю о брате, думаю о футболе. Раздельное написание предлогов со словами. Графическое обозначение предлога в схеме предложения.
Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме (ударные окончания) в зависимости от предлога: подошёл к мост..., летит над мост..., плывёт под мост....
Слова с непроверяемыми гласными. Единообразное написание гласной в словах-«родственниках»: овощи, овощной.
Использование «Школьного орфографического словаря» для проверки написания слов.
Словарь: арбуз, вчера, город, дневник, дорога, завтра, класс, мебель, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, погода, праздник, сапоги, сегодня, товарищ, учитель, яблоко (20 слов).
Предложение (14 ч)
Выделение предложения из текста. Практическая отработка правил оформления предложения на письме и в устной речи (большая буква, точка в конце — в письменной речи, понижение голоса на точке, пауза между предложениями — в устной речи).
Сравнение предложения и набора слов, законченного и незаконченного предложений. Смысловая законченность предложения (мы знаем, о чём или о ком говорим). Распространение предложений по картинке и вопросам. Сравнение исходного и составленного предложений. Вывод о том, что нового узнали из дополненного предложения.
Работа с деформированным предложением (слова даны в нужной форме). Наблюдение за правильным порядком слов в предложении.
Самостоятельное сотавление предложений по вопросу, теме, картинке, образцу.
Чтение диалога. Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов (2 вопроса и 2 на них ответа). Письмо и чистописание
(в течение всего учебного года)
Списывание с печатного и рукописного шрифтов с постепенным ускорением темпа письма (целым словом и по слогам сложные по структуре слова).
Чёткое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;
я группа — о, а, ю, ф, б, в, д, з;
я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;
я группа — э, х, ж, к.
Написание прописных букв:
я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
я группа — О, С, 3, X, Е, Ё, Ж, Э, Я;
я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Контрольное списывание.
Словарные (картинные), предупредительные зрительные и слуховые, объяснительные диктанты, самодиктанты. Контрольные диктанты (15—20 слов). Связная письменная речь
(в связи с изучением всех разделов программы)
Различение рассказа и набора предложений (не рассказа). Определение, о ком или о чём рассказ. Коллективный подбор заглавия к рассказу.
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок (3—4). Озаглавливание рассказа. Использование данных текстовых синонимов для называния действующего лица (белка — белочка, зверёк, она). Использование местоимений вместо существительного.
Восстановление деформированного текста (3—4 предложения) с опорой на серию картинок или на вопросы. Озаглавливание рассказа. Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
1-ый уровень
записывать слова с послоговым орфографическим про- говариванием;
различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные;
делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (15—20 слов), включающий слова с изученными орфограммами;
выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении
2- ой уровень
дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текстов;
писать под диктовку слова (из двух слогов), написание которых не расходится с произношением (8 слов);
писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;
составлять предложение по картинке;
подбирать по вопросам названия предметов и действий.
исходного и составленного предложений. Вывод о том, что нового узнали из дополненного предложения. Работа с деформированным предложением (слова даны в нужной форме). Наблюдение за правильным порядком слов в предложении. Самостоятельное составление предложений по вопросу, теме, картинке, образцу. Чтение диалога. Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов (2 вопроса и 2 на них ответа). Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся |