Комплексная дидактическая





Скачать 66.82 Kb.
НазваниеКомплексная дидактическая
Дата публикации31.07.2014
Размер66.82 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Литература > Исследование

Модульный урок "Учимся писать рецензию"


Преподавание русского языка

Комплексная дидактическая цель.

Интегрирующая цель.

Учимся писать сочинение - рецензию.

Рефлексия.


Комплексная дидактическая цель

  • Осмысление специфики содержания жанров сочинения на литературную тему. Усвоение композиционных и стилистических особенностей разных жанров сочинений на литературную тему.

  • Обработка умений аргументировать свои мысли литературными фактами,обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации, научиться соотносить своё мнение с позицией автора. Результатом применения модульной программы должен быть сформированный навык написания сочинения – рецензии.


Интегрирующая цель

  • Изучить специфическую форму сочинения – рецензию; усвоить композиционные и стилистические особенности жанра; уметь использовать эти знания для написания сочинений литературоведческого характера; развивать умение устного и письменного высказывания на заданную тему;

  • Совершенствовать навык самостоятельной работы, работы в малых группах, в условиях различных форм само- и взаимопомощи, оценки и самооценки, коммуникативный навык.

Актуализация знаний об аннотации, отзыве, эссе.

Исследование особенностей жанра рецензии.

Анализ композиции рецензии.

Резюме.

Выходной контроль.


Входной контроль.

Выполните тест.

1. Выберите из предложенного перечня особенностей текста те, что относятся к типу речи рассуждение:

а) словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков;

б) рассказ о каком-то событии в его временной последовательности;

в) в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод;

г) имеет коммуникативное намерение – доказать.

2. Выберите то определение, которое подходит к понятию эссе:

а) один из основных жанров публицистического вида, характеризующийся постановкой проблемы, разработкой широкого значения выводов на основе анализа явлений одного или нескольких произведений, взятых в неограниченном масштабе, на основе теоретических посылок и обобщённых данных;

б) небольшое литературно-публицистическое произведение, близкое к рассказу, но отличающееся от него художественным воплощением таких лиц, эпизодов, явлений, событий, которые были в действительности и которые автор воссоздаёт на основе личного наблюдения;

в) прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с ней.

3. Выберите термин, соответствующий данному определению.

“Краткая характеристика книги, статьи, излагающая содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку”.

а) отзыв;

б) эссе;

в) статья в газете;

г) аннотация.

– Какова связь этого задания с темой урока?

– Исследуйте цель урока. Как входной контроль работает на неё? Как вы думаете, какие виды работы будут выполнены?

Приступая к выполнению заданий, помните о цели урока. Для успешной работы необходимо помнить о сосредоточенности, целеустремлённости, взаимоуважении, темпе работы.

Актуализация знаний об аннотации, отзыве, эссе.

  1. Повторение жанровых особенностей аннотации, отзыва, эссе (при необходимости обращаться к справочной литературе).

  2. Выберите для повторения жанр. Работа в парах.

  3. Составьте вопросы для проверки усвоения вашей информации.

  4. Поделитесь информацией с товарищем по паре.

  5. Проверьте степень усвоения материала вашим товарищем. Поставьте оценку.

Исследование особенностей жанра рецензии.

  • Рецензировать – критиковать, оценять, разбирать, ценить достоинство.

  • Рецензия: отзыв, оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение.

  • Какова цель рецензии? Зачем пишу? (эмоциональный отклик --> анализ: о чём? как? что я об этом думаю?)

Итак: прочитали --> удивились --> задумались --> пишем рецензию…

Задача рецензента – оценить достоинство книги. Причём достоинство здесь следует понимать как положительные качества произведения. Очевидно, рецензировать стоит только те книги, которые действительно заслуживают того, чтобы с ними познакомился как можно более широкий круг людей. Соответственно, с одной стороны, тот, кто оценивает достоинства книги, свободен в своей оценке, а с другой стороны, зачем разбирать произведение, которое не достойно того, чтобы быть рекомендованным широкому кругу читателей?

Кому адресована ваша рецензия? Попытаемся внимательнее вглядеться в облик предполагаемого адресата. Существуют два вида рецензии: рецензия для тех, кто читал текст, и для тех, кто этот текст не читал. К возможному читателю, как и к рецензируемому тексту, нужно отнестись уважительно, а не панибратски. Доброжелательный рецензент вступает в уважительный диалог с автором. Вместе с автором читатель пытается размышлять над проблемами художественного произведения.

Рецензент должен представить, что ему предстоит обсудить прочитанную книгу с уважаемым человеком, который эту книгу не прочитал. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них. Хорошо сформулированные вопросы заставляют задумываться, учиться прогнозировать ситуацию, отслеживать причинно-следственные связи, оценивать отношения между предметами и явлениями.

1. Исследовать жанровые особенности рецензии, сопоставить с известными жанрами.

2. Прочитайте рецензию стр. 88, упр. 83 (Е.И. Никитина “Русская речь 9 класс”).

3. Определите, что отличает рецензию от отзыва и что их объединяет?

4. Найдите черты эссе в рецензии.

5. Посоветуйтесь в группах.

6. Обсудите с классом свои выводы. Дополните свои записи, сведениями, которые вы почерпнули из ответов одноклассников.

7. Вернитесь к цели урока. Оцените, насколько вы справились с ней. Если есть необходимость, проконсультируйтесь с учителем.

УЭ – 3. Анализ композиции рецензии.

1. Определить особенности основных частей композиции рецензии: составить план, изучить вариативность этих частей.

2. Объединитесь в группы для работы над той или иной частью сочинения – рецензии.

I группа




1 – 2-й пункты плана

II группа




3-й пункт плана

III группа




4 – 5 – 6-й пункты плана

IV группа




7-й пункт плана

V группа




8-й пункт плана

3. Исследуйте выбранную вами композиционную часть рецензии.

4. Подготовьтесь поделиться информацией с классом. Придумайте вопросы для проверки усвоения вашей информации.

5. Проанализируйте свою работу в группах, выберите кого-либо из группы на роль учителя.

Резюме.

  1. Обобщение полученных знаний.

  2. Обобщение своих знаний путём составления одного тестового задания по теории рецензии.

  3. Предложите задание в группе. Оцените, как оно выполнено.

  4. Возвращаясь к цели урока, определите вопросы, которые требуют ответа. Постарайтесь найти на них ответ во время выходного контроля.

Выходной контроль.

  1. Проверить умение применять на практике знание по композиции рецензии.

  2. Напишите этюд по выбранному вами направлению.

  3. Вернитесь к УЭ – 3. Дополните план. Поделитесь информацией, иллюстрируя её своими работами.

  4. Оцените уровень усвоения данной информации в листке контроля.

М – 3


Рефлексия.

Оцените степень практической пользы материала урока.

Оцените степень собственного участия и степень комфортности на уроке.

По первому вопросу выскажитесь перед классом, а второй поставьте на обратной стороне листка контроля.

Приложение.

1. Памятка.

Как работать над рецензией на книгу (произведение).

I. Внимательно прочитайте или перечитайте книгу.

II. Подумайте над вопросами.

  • Как книга читалась? Как будет она восприниматься другими читателями?

  • Какова тема произведения? Какова его главная мысль? В чём убеждает нас автор?

  • Как писатель приводит нас именно к этим выводам?

  • Кто герои книги? Каковы их стремления, дела, характеры?

  • В чём художественное своеобразие книги? Как она построена?

  • Каков язык книги? Что в языке вам показалось необычным, ярким?

  • Какова ваша общая оценка книги? Что в этом произведении особенно ценного, нового? А что, может быть, недостаточно убедительно, не совсем удачно?

Ответы примерно на такие вопросы и составят основу вашей рецензии.

2. Примерный план рецензии.

  1. Краткие библиографические сведения о книге.

  2. Смысл названия. Личные впечатления от прочитанного.

  3. Особенности сюжета и композиции.

  4. Актуальность проблематики.

  5. Язык и стиль произведения.

  6. Мастерство автора в изображении характеров героев.

  7. Основная мысль рецензии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комплексная дидактическая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Комплексная дидактическая цель: Готовить учащихся к выполнению заданий егэ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение...
Комплексная дидактическая iconУрок-расследование. Дидактическая
...
Комплексная дидактическая iconТема урока «Подобие треугольников. Решение практических задач» Дидактическая задача
Дидактическая задача: Формирование универсальный учебных действий в условии решения практических задач
Комплексная дидактическая iconБаландина Екатерина Васильевна, мбоу г. Иркутска сош №15 Урок литературы...
Дидактическая цель: создать условия для осмысления учащимися духовно-эстетического идеала писателя, получения знаний по творчеству...
Комплексная дидактическая iconКомплексная программа воспитания и социализации обучающихся на 2013-2015...
Комплексная программа воспитания и социализации обучающихся ау спо «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Министерства...
Комплексная дидактическая iconФедеральная целевая программа «Комплексная программа модернизации...
Федеральной целевой программы Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Комплексная дидактическая iconКонспект урока в 7-м классе по теме: "Причастие" цели: Дидактическая...
Дидактическая – способствовать усвоению общего понятия о причастии как части речи
Комплексная дидактическая iconРабочая программа по физической культуре для 9 класса составлена...
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. М.: Просвещение, 2010) и является...
Комплексная дидактическая iconКомплексная программа мбоу «сош №18» по профилактике наркомании,...
Комплексная Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения «Мой выбор»
Комплексная дидактическая iconОтчет о деятельности муниципального автономного учреждения дополнительного...
Отчет о деятельности муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей «Комплексная детско-юношеская спортивная...
Комплексная дидактическая iconТема урока Дидактическая модель обучения
Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация
Комплексная дидактическая iconКонспект урока обучения грамоте
Дидактическая – способствовать усвоению общего понятия о причастии как части речи
Комплексная дидактическая iconДоклад учебно-дидактическая игра в школе
В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация
Комплексная дидактическая iconУрока: образовательные
Главная дидактическая цель: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма
Комплексная дидактическая iconУрок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные
Дидактическая цель: знакомство с особой группой живых организмов, шляпочными грибами
Комплексная дидактическая iconТема: «Русская культура IX-XIII веков». Слайд Дидактическая цель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск