Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского





Скачать 179.51 Kb.
НазваниеПояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского
Дата публикации31.07.2014
Размер179.51 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
Пояснительная записка


Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д.Б. Кабалевского.

Содержание образовательной программы по музык в пятом классе предлагаемых поурочных разработок реализуется на основе учебно-методического комплекта В.В. Алеевой, Т.И. Науменко и раскрывается в 4-х крупных разделах – «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?», «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?», «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?»

Тематическое построение уроков предлагает знакомство учащихся с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи – песня, романс, хоровая музыка, опера, балет.

Обновлен в поурочных разработках музыкальный материал и вокально-песенный репертуар. Введены произведения: симфонические картины «Сеча при Керженце», «Три чуда» Н.А. Римского-Корсакова, «Тройка» Г. Свиридова из «Музыкальных иллюстраций» к повести А.С. Пушкина «Метель», песнопения «Всенощное бдение», «Богородица дева, радуйся» С. Рахманинов и другие произведения.

Поурочный тематизм, плавно переходящий от урока к уроку, объединяющий их все синкретичностью содержания, позволяет показать учащимся более глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между всеми искусствами; помогает осознать, что эта связь действительно существует, так как искусства возникают не на пустом месте, не из одного лишь произвольного воображения их творцов: они рождены самой жизнью, питающей и композиторов, и поэтов, и художников, и писателей. Поэтому мы находим так много общего между различными искусствами, хотя и выражается оно разными средствами, в разных формах, по-разному воздействуя на нас.

Цель предполагаемых уроков – помочь учителям построить уроки интересно, наполнить их произведениями искусства, отличающимися высокими художественно-эстетическими достоинствами и представляющими духовные ценности мировой классики и современности, что облегчит работу учителей по решению образовательных задач осознания и понимания учащимися произведений искусства по-настоящему, то есть восприятия их жизненного содержания и той основы, на которой они возникают и становятся шедеврами, пленяющими многие поколения людей.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

- утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Основные содержательные линии:

- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;

- усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

- овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;

- воспитание слушательской и исполнительской культуры.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод перспективы и ретроспективы;

- метод игры.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. - Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Знать/понимать:

- специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

- взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

- роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, - разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

- стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;

- жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С., Чайковского П.И., Рахманинова С.В.);

- знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

Уметь:

- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

- выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;

- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

- размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

- передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.

Учебно-тематическое планирование


№ п/п

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Музыкальный материал

Домашнее задание

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

1

Искусство в нашей жизни



1

Рассказать о роли музыки в семье искусств, о ее влиянии на другие искусства

Муз. В. Локтева,

сл. О. Высоцкой

«Песня о России»

Проработать материал урока.




2

Что я знаю о песне?

1

Сформировать представление о песне как истоке и вершине музыки. Показать взаимосвязь музыки и речи.

Муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова «Просьба», муз. В.Локтеева «Песня о России».

Придумайтк рассказ о том, как сочиняли песни в народе.




3

Как сложили песню?

1

Показать взаимосвязь слова и мелодии в народной песне.

Русская народная песня «Мы пойдем погулять»; муз. А.Пахмутовой «Просьба».

Проработать материал урока.




4

Песни без слов

1

Познакомить с жанрами: вокализ; инструментальная песня

Вокализ. Мелодия из концерта №3 С. В. Рахманинова;

Грустная песенка.

П. И. Чайковский

Подберите или сочините стихи к любому из прозвучавших произведений на уроке.




5

Другая жизнь песни


1

Показать возможность возрождения песни в новом жанре

М. Глинка, Н. Кукольник. «Жаворонок» (романс); М.

Балакирев. «Жаворонок» (пьеса-фантазия)

Прочитайте стихи С. Есенина «Поет зима-аукает»




6

Жанр кантаты

1

Познакомить с жанром кантаты, показать особенности строения, исполнения.

Г.Свиридов. Кантата «Поэма памяти С.Есенина», «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает» - мелодия 2-й части кантаты.

Попробуйте самостоятельно сочинить мелодию в ритме стихотворения «Поет зима ,аукает»




7

Опера

1

Познакомить с жанрами оперы, историей рождения и создания этого жанра, с содержанием оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова

Н. А. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы из оперы «Садко»

Вспомните или прочитайте сказку Дж. Родари «Чиполлино»




8

Балет



1

Познакомить с жанрами балета

К. Хачатурян.

Фрагменты балета «Чиполлино»

Проработать материал урока.




9

Превращение песен в симфонические мелодии.

1

Сформировать представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений.

Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Сеча при керженце»

Проработать материал урока.






II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

1

2

3

4

5

6

7

1

Музыка – главный герой сказки


1

Показать, как музыка, выступая главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу – помогает в тяжелую минуту

Попевка Д. Кабалевского «У лукоморья»

Н. И. Аладов.Мелодия для скрипки

Проработать материал урока.




2

Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира?

1

Показать популярность сюжета о силе музыки у разных народов мира.

«Чела», грузинская народная песня; «Волшебный смычок», норвежская народная песня.

Проработать материал урока.




3

Музыка – главный герой басни


1

Показать, что музыкальные звуки досказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывают поэтический мир произведения; дать понятие «квартет»

А. П. Бородин.

Квартет № 2, фрагмент из IIIчасти

Прочитайте рассказы К. Паустовского «Старый повар» и «Корзина с еловыми шишками»




4

Чудо музыки в повестях К.Паустовскиго.

1

Показать значение музыки в прозе: музыка и литература не иллюстрируют одна другую, а взаимодополняют и усиливают наши переживания.

В.А.Моцарт, фрагмент из 2-й части симфонии «Юпитер»; фрагмент из 1-й части симфонии №40.

Проработать материал урока.




5

«Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э.Григ)



1

Помочь учащимся выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее, углубленное ее воспитание

Э. Григ. Мелодия из I части концерта с оркестром; М. Таривердиев «Маленький принц»

Прочитайте повесть А. Гайдара «Судьба барабанщика». Найдите музыкальные эпизоды книги, принесите на урок.




6

Музыка в жизни героев А.Гайдара

1

Обратить внимание учащихся на музыкальность произведений А.Гайдара.

А.Варламов, А.Рубинштейн «Горные вершины», М.И.Глинка «Жаворонок», В.Галь, сл. Л.Яхина «Конь».

Придумайте два варианта ритмического аккомпанимента к песням, в которых слышалось бы цоканье копыт.




7

Музыка в кинофильмах

1

Показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо нашей воли воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональный отклик

Г. Свиридов «Тройка» из к/ф «Метель»; Р. Роджерс «Звуки музыки»; Е.Крылатов «Колокола»

Ответить на вопрос-Может ли существовать кино без музыки?




III четверть «Можем ли мы увидеть музыку?»

1

2

3

4

5

6

7

1

Можем ли мы увидеть музыку?



1

Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни

В. Белый «Орленок»; Н. А. Римский-Корсаков «Три чуда»

Проработать материал урока.




2

Музыка передает движения

1

Показать как разные искусства (поэзия, музыка и живопись) по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание; объяснить, что музыка вступает в союз с другими искусствами для того, чтобы произведение обрело большую наглядность и действенность, большую доходчивость.

К.Листов «Песня о тачанке», Е.Крылатов «Крылатые качели».

Придумайте план исполнительского развития песни «Крылатые качели»




3



Богатырские образы в искусстве

1

Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию одного и того же образа (богатырского)

А. П. Бородин. Богатырская симфония. Фрагмент «Спящая княжна»; «Три парня». Шведская народная песня

Проработать материал урока.




4

Героические образы в искусстве

1

Показать значение музыки в создании героических образов; дать почувствовать, в каких случаях (произведениях) музыка может возбудить в нашем воображении героические образы.

Л.Бнтховен, увертюра «Кориолан» (фрагменты); С.С.Прокофьев, кантата «Александр Невский»; хор «Вставайте, люди русские»; С.Никитин «Песня о маленьком трубаче».

Прочитайте стихи Б.Окуджавы, которые он сочинил для музыкального фильма «Золотой ключик».




5

6

7

8



Музыкальный портрет

4

Сопоставить произведения живописи и музыки; познакомить с творческим содружеством композиторов «Могучая кучка»; углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи: музыка изображает душевный мир, переживания своих героев

М. П. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; С. Никитин «Песня о маленьком трубаче»; М. П. Мусоргский. «Сиротка», «Баба Яга» из музыкального альбома «Картинки с выставки»;

Г. Струве. «Музыка»; С. С. Прокофьев. Ария Кутузова из оперы «Война и мир»; Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин»

Создать свой музыкальный портрет.




9


Картины природы в музыке

1

Дать понятие «музыкальный пейзаж»

С. С. Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир»; М. П. Мусоргский. «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина»; Э. Григ. «Утро»; В. Баснер, сл. Е. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Нарисовать иллюстрацию вк выступлению «Рассвет на Москва-реке» М. П. Мусорского




10

Можем ли мы увидеть музыку

1

Обобщить представления учащихся о взаимосвязи музыки и ИЗО.

М.И.Глинка – Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила».

Нарисуйте рисунок к вашей любимой песне.




IV четверть «Можем ли мы услышать живопись?»

1

2

3

4

5

6

7

1

Можем ли мы услышать живопись?

1

Познакомить с понятием «музыкальность» картин; дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит на этот момент, что у каждого человека при соприкосновении с природой или живописными полотнами работает воображение, возникают музыкальные образы, звуки.

С.В. Рахманинов. Прелюдии Соль диез минор и Соль мажор.

Ответить на вопрос урока




2

Музыкальные краски

1

Объяснить, что музыка потому и может изображать картины жизни, что у неё есть свои краски (средства и приёмы выразительности): тембр, звучность, ритм, нюансы, оттенки и др.

Дм. Покрасс «Марш Буденного»; М.Равель «Хабанера»; Я.Франкель «Погоня».

Проработать материал.




3

4

Музыкальная живопись и живописная музыка.

2

Познакомить с импрессионизмом: комбинация звуковых красок, структурные инструменты, история создания.

К.Дебюсси, Триптих «Ноктюрны» (Вторая пьеса), «Празднества»; Я.Френкель «Погоня».

Нарисовать иллюстрацию к симфонической картине К.Дебюсси «Празднества».




5



Настроение картины и музыки

1

Показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной песни

«Вечерний звон» русская народная песня, сл. И.Козлова

Проработать материал урока.




6

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины

1

Выявить, как в музыке и живописи множество контрастных деталей соединяются в одно целое

И.Стравинский, фрагмент балета «Петрушка».

Проработать материал урока




7

8

Вечная тема в искусстве

2

Показать взаимосвязь иконописи и музыки; воплощение образа матери в светском и духовном искусстве

Ф.Шуберт, Ave Maria; С.В.Рахманинов «Всенощное бдение», «Богородице Дево, радуйся»

Проработать материал урока.




9

Взаимосвязь музыки и литературы (обобщение)

1

Обобщить представления учащихся о взаимосвязи искусств

По выбору учителя.

Обобщить пройденный материал и сделать вводы.




Всего за учебный год – 35 часов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского iconПояснительная записка к тематическому планированию по истории
Планирование по истории в 8 классе составлено на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования...
Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского iconТематическое планирование по предмету музыка Учебный год: 2009-2010...
России, Государственного стандарта основного общего образования, концепции Д. Б. Кабалевского. Программу разработали: Э. Б. Абдуллин,...
Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского iconПояснительная записка Тематическое и поурочное планирование составлено...
Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы мо РФ и умк в. В. Пасечника. Календарно-тематический...
Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского iconПояснительная записка к рабочей программе по истории для 9 а класса на 2013-2014 учебный год
Составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007 г., авторских программ
Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского iconРабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по курсу истории России составлено на основе программы Минобрнауки России. Рабочая программа...
Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского iconПояснительная записка Портфолио содержит материалы педагогической...
Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией...
Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Планирование составлено на основе Федерального компонента гос. Стандарта ср обшего образования
Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского iconПояснительная записка Моя рабочая программа составлена на основе...
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9 классы»
Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского iconУчебно-тематическое планирование по литературе Класс: 9 Учитель:...
Планирование составлено по программе В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина на основе Федерального компонента государственного...
Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского iconПротокол от «29» 08 2012 год №1
Планирование составлено по программе В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина на основе Федерального компонента государственного...
Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса основного...
Примерная программа основного общего образования по истории. Сборник нормативных документов. История. Дрофа, Москва, 2007
Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с Федеральным...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской...
Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского iconПояснительная записка. Планирование по русскому языку в 9 классе...
Буп 2012 г обязательный минимум содержания образования федеральный компонент государственного стандарта по русскому языку 2012г
Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского iconПояснительная записка. Календарно-тематическое планирование составлено...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, допущенного к использованию в образовательном процессе в образовательных...
Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д. Б. Кабалевского iconТематическое планирование по обществознанию Класс
Планирование составлено на основе Государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по технологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск