Скачать 179.51 Kb.
|
Пояснительная записка Поурочное планирование составлено на основании государственного стандарта основного (общего) образования по программе Д.Б. Кабалевского. Содержание образовательной программы по музык в пятом классе предлагаемых поурочных разработок реализуется на основе учебно-методического комплекта В.В. Алеевой, Т.И. Науменко и раскрывается в 4-х крупных разделах – «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?», «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?», «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?» Тематическое построение уроков предлагает знакомство учащихся с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи – песня, романс, хоровая музыка, опера, балет. Обновлен в поурочных разработках музыкальный материал и вокально-песенный репертуар. Введены произведения: симфонические картины «Сеча при Керженце», «Три чуда» Н.А. Римского-Корсакова, «Тройка» Г. Свиридова из «Музыкальных иллюстраций» к повести А.С. Пушкина «Метель», песнопения «Всенощное бдение», «Богородица дева, радуйся» С. Рахманинов и другие произведения. Поурочный тематизм, плавно переходящий от урока к уроку, объединяющий их все синкретичностью содержания, позволяет показать учащимся более глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между всеми искусствами; помогает осознать, что эта связь действительно существует, так как искусства возникают не на пустом месте, не из одного лишь произвольного воображения их творцов: они рождены самой жизнью, питающей и композиторов, и поэтов, и художников, и писателей. Поэтому мы находим так много общего между различными искусствами, хотя и выражается оно разными средствами, в разных формах, по-разному воздействуя на нас. Цель предполагаемых уроков – помочь учителям построить уроки интересно, наполнить их произведениями искусства, отличающимися высокими художественно-эстетическими достоинствами и представляющими духовные ценности мировой классики и современности, что облегчит работу учителей по решению образовательных задач осознания и понимания учащимися произведений искусства по-настоящему, то есть восприятия их жизненного содержания и той основы, на которой они возникают и становятся шедеврами, пленяющими многие поколения людей. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: - Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004; - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; - утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; - требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства. Основные содержательные линии: - обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства; - усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества; - овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); - обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности; - воспитание слушательской и исполнительской культуры. Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса. Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой: - метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; - метод эмоциональной драматургии; - метод интонационно-стилевого постижения музыки; - метод художественного контекста; - метод создания «композиций»; - метод перспективы и ретроспективы; - метод игры. Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. - Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса Знать/понимать: - специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств; - взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств; - роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, - разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов; - стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.; - жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С., Чайковского П.И., Рахманинова С.В.); - знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; Уметь: - находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств; - выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства; - находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства; - размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения; - передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности; - творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности; - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах); Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д. Учебно-тематическое планирование
I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
III четверть «Можем ли мы увидеть музыку?»
IV четверть «Можем ли мы услышать живопись?»
|
Пояснительная записка к тематическому планированию по истории Планирование по истории в 8 классе составлено на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования... | Тематическое планирование по предмету музыка Учебный год: 2009-2010... России, Государственного стандарта основного общего образования, концепции Д. Б. Кабалевского. Программу разработали: Э. Б. Абдуллин,... | ||
Пояснительная записка Тематическое и поурочное планирование составлено... Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы мо РФ и умк в. В. Пасечника. Календарно-тематический... | Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 9 а класса на 2013-2014 учебный год Составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007 г., авторских программ | ||
Рабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование по курсу истории России составлено на основе программы Минобрнауки России. Рабочая программа... | Пояснительная записка Портфолио содержит материалы педагогической... Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией... | ||
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Планирование составлено на основе Федерального компонента гос. Стандарта ср обшего образования | Пояснительная записка Моя рабочая программа составлена на основе... Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9 классы» | ||
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс: 9 Учитель:... Планирование составлено по программе В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина на основе Федерального компонента государственного... | Протокол от «29» 08 2012 год №1 Планирование составлено по программе В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина на основе Федерального компонента государственного... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса основного... Примерная программа основного общего образования по истории. Сборник нормативных документов. История. Дрофа, Москва, 2007 | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального... «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | ||
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с Федеральным... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской... | Пояснительная записка. Планирование по русскому языку в 9 классе... Буп 2012 г обязательный минимум содержания образования федеральный компонент государственного стандарта по русскому языку 2012г | ||
Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование составлено... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, допущенного к использованию в образовательном процессе в образовательных... | Тематическое планирование по обществознанию Класс Планирование составлено на основе Государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по технологии |