Рабочая программа по литературному чтению 3 класс





Скачать 283.31 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературному чтению 3 класс
страница1/3
Дата публикации05.08.2014
Размер283.31 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

3 КЛАСС

Гришина Лариса Алексеевна,

учитель начальных классов

Трубчевск

2013 год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы «Литературное чтение» Образовательной системы «Школа 2100» Е.В.Бунеевой, Р.Н.Бунеева (не изменена) и соответствует ФГОС начального общего образования второго поколения.

Программа реализуется через учебник «Литературное чтение» - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 3 класс. «Маленькая дверь в большой мир». В 2-х ч. (М.: Баласс, 2013).
На изучение предмета в 3 классе отводится 136 часов в год (4 часа в неделю).
Литературное чтение наряду с русским языком - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа
текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и пись
менной речи;

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного
отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе,
книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения - фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всём его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой».

В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связана с жизнью «сквозных персонажей» - третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.

При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большим, дети могут учить одно из 2-3 стихов по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1-го по 4-й класс. В 3 классе на изучение курса отводится 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени за год составляет 136 часов.


Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;

эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы,
бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту худо
жественного слова, стремиться к совершенствованию собственной
речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности,
ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потреб
ность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное
отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков -
своих и окружающих людей;

этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы
морального поведения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учи
телем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и опреде
лять степень успешности своей работы и работы других в соответ
ствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом
речевой ситуации;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку
зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию,
фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ - характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по
определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и
автора;

соотносить автора, название и героев прочитанных произве
дений.

Содержание учебного предмета

(136 часов – 4 часа в неделю)
Прощание с летом (6 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения (19 ч). Стихи

Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом (9 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина,
Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева,
А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии
летней природы. ,

Уроки и переменки (12 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада...» (8 ч). Стихи А. Пушкина,
Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы
К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии
осенних красок. .

«И кот учёный свои мне сказки говорил...» (18 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поёт зима, аукает...» (12 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (9 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой (12 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца...» (9 ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха (4 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю...» (8 ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы (5 ч). Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля (5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

Календарно-тематическое планирование




п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Вид контроля

Примечание

Раздел 1. Прощание с летом – 6 часов

1

Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день»







Чтение наизусть

2

Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)










3

Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»). Характеристика героев







Рассказ о герое

4

«Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика. (Повесть Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот). Глава «Деревня»










5

Повесть Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Глава «Новые заботы»










6

Лето волшебное и разное. (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)







Чтение наизусть

Раздел 2. Летние путешествия и приключения – 19 часов


7

Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»







Выразительное

чтение

8

Приключения изыскателей (Глава 1 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)










9

Приключения изыскателей (Глава 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)










10

Какие они - настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)










11

Повесть С. Голицына «Сорок изыскателей». Характеристика героев







Краткий пересказ

12

Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)










13

Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»).

Продолжение










14

Во что верят и играют мальчишки? (Главы из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»). Глава 8










15

Во что верят и играют мальчишки? (Главы из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»). Глава13










16

Повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Составление плана











17

Внеклассное чтение по разделам 1-3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)







Индивидуальный

опрос

18

Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)










19

Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»). Продолжение







Рассказ о герое

20

Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)










21

К. Паустовский «Кот-ворюга». Чтение по ролям










22

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский «Жильцы старого дома»)










23

К. Паустовский «Жильцы старого дома». Характеристика героев










24

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1-2







Тематический

контроль


25

Обучающее сочинение на тему «Самый лучший день моих летних каникул»








Индивидуальный

контроль

Раздел 3. Природа летом – 9 часов


26

Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За поворотом»







Чтение наизусть

27

Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)










28

Краски и звуки лета (М. Пришвин «Золотой луг»)










29

Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А.Н. Тол-стого «Детство Никиты»)










30

Спасительная сила летней грозы (Глава «Стрелка барометра» из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты»)







Краткий пересказ

31

Картины летнего дня (И. Тургенев «Голуби»)










32

Картины летнего дня ( И. Бунин «Розы»)







Выразительное

чтение

33

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка»










34

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Природа летом»







Тематический

контроль

Раздел 4. Уроки и переменки – 12 часов


35

Введение в раздел. Необычная школа (Фрагмент из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)










36

Необычная школа (Э. Успенский «Школа клоунов»). Фрагменты из книги










37

Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради)










38

Легко ли быть Песталоцци? (Главы 1-2 из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)










39

Легко ли быть Песталоцци? (Главы 3-4 из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)







Рассказ о герое

40

Путь в Страну невыученных уроков (В. Заходер «Вредный кот», главы 1-4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)










41

Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5—8 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)







Краткий пересказ

42

Испытания для Виктора Перестукина (Главы 9—12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)










43

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста







Чтение наизусть

44

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста. Продолжение










45

Обобщение по разделу «Уроки и переменки». Проверочная работа







Тематический

контроль

46

Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе










Раздел 5. «Глухая пора листопада...» - 8 часов


47

Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень»)







Чтение наизусть

48

Такая разная осень... (Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»)










49

Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)










50

Стихи о «близости снега» (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)










51

Как приходит зима (К. Паустовский «Про

щание с летом»)










52

Как приходит зима Б. Пастернак «Иней»)










53

Обобщение по разделу «Глухая пора листопада». Проверочная работа










54

Внеклассное чтение.

Знакомство с современными детскими журналами








Индивидуальный

опрос
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconРабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов
Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconРабочая программа по литературному чтению 3-а класс
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconБунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по литературному чтению. 2-й класс. Изд. 2-е, испр
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы фгос и авторской Е....
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconРабочая программа по литературному чтению,3 класс предмет, класс и т п
Рабочаяпрограммаразработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconТематическое планирование по литературному чтению 3 класс
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconРабочая учебная программа по литературному чтению I ступень образования
Данная программа разработана на основании авторской программы по литературному чтению В. Ю. Свиридовой (см. Программы начального...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематическое планирование по литературному чтению и внеклассному чтению. 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconПрограмма по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова
Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconРабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся...
«Сырцевская оош» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе:...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconРабочая программа по литературному чтению 3 класс
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос ноо)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconРабочая программа по литературному чтению, 3 класс Забировой Дании Мугтасимовны
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2013 2014...
В основу рабочей программы по литературному чтению для 3 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск