Скачать 19.3 Kb.
|
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков средствами русского языка и литературы. Жизнь стремительно меняется, увлекая в этот процесс и учителя, и ученика. Ещё вчера было так важно, чтобы слова твои, как «вершинный воздух», кружили голову ученика. Сегодня же и упоительный глагол бессилен, если нет в тебе той опоры, что даст почувствовать: «…Моё дело – ловить ребятишек, чтоб они не сорвались в пропасть. Они играют и не видят, куда бегут. А я подбегаю и ловлю их, чтоб они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи ». Эта мысль Сэлинджера весьма точно выражает сущность работы учителя литературы. Он ответственен за нравственную позицию своих учеников. Он должен не допустить «падения в пропасть». Поэтому для меня уроки литературы – это «школа чувств» нравственных, эстетических, гражданских – патриотизма, чувства долга перед обществом, чувства ответственности и т. д. Учитель литературы, как никто, может активно просвещать подростков в этом направлении, формировать у них умение видеть и слышать мир. Главным средством борьбы за нравственные чувства ученика становится слово. Для уроков внеклассного чтения отбираю такие произведения, которые вводят читателя в сложный внутренний мир подростка. Ученик, оперируя словами из разряда нравственной лексики, высказывает раздумья о сложностях человеческих отношений (см., например, урок по повести А. Лиханова «Последние холода»). Надо заставить подростка вдумываться в слова текста. К примеру, как они понимают значение слова «надсаживались», когда речь идёт о том, что бабушка с мамой делали сверхчеловеческие усилия, чтобы Коля не чувствовал голода. Обязательно надо спросить детей о том, какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему привык он, живя в своём доме. И дети, отвечая, характеризуют эти отношения: «доброжелательные», «он был послушный сын», «он привык, что о нём заботились». Учитель же обратит внимание на слова: «боялись за него», «думали о нём». Подросток, участвуя в такой работе со словом, задумывается об отношениях между взрослыми и детьми в семье. А Вадик и Маша, с которыми знакомится Коля? Они живут вдвоём: отец погиб, мама в тифозном бараке, ко всем бедам Маша потеряла карточки, дети голодают. Невозможно стороной обойти вопрос о качествах характера, которые спасли брата и сестру. И дети называют их: доброта, забота о маме, забота друг о друге. Но что стоят добрые пожелания без поступков? Как герой произведения, так и современные дети понимают, что доброта должна быть действенной. Вместе с Колей мои ученики – ровесники героя произведения – задумываются над глубиной слов «стыд», «совесть», «благородство», «бескорыстие», «взрослеть». На уроке мы говорим о значении этих слов. В читательском дневнике ученикам предлагаю оставить записи понравившихся рассуждений о взрослости. Так происходит формирование нравственной позиции ученика только на одном уроке литературы. Дети взрослеют, и значит, подходит время говорить с ними о бескорыстном подвиге, верности, предательстве, свободе. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью изучения литературы является приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской и зарубежной литературы, воспитание... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью изучения литературы является приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской, зарубежной и коми литературы, воспитание... | ||
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной... Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту... | Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию Цель Акции «Мы – граждане России!» – воспитание гражданственности и патриотизма в среде 14-летних подростков, получающих паспорт... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая тема кафедры: формирование и развитие духовно-нравственной культуры учащихся гимназии через предметы музыкально-эстетического... | Методическая разработка конспекта на межмуниципальный семинар «Духовно-нравственное... Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитательная – воспитание нравственной личности; воспитание неприятия войны, жестокости, уважение к человеческой личности как к... | Рабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана... Стойчивой нравственной позиции учащихся, воспитание духовной зрелости для правильного понимания ими жизни современного общества,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: осмысление нравственной христианской основы отказа от эгоистической позиции | Оперативный контроль «Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Методическая тема Методическая тема: Повышение качества образования через использование новых технологий | ||
Учебно-тематический план самостоятельной работы «Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,... | Свою работу с книгой строй в три этапа «Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,... | ||
Памятка: как работать с научно-популярной литературой «Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,... | Конспект тематического занятия по музыкальному воспитанию в подготовительной группе «Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,... |