Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков





НазваниеМетодическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков
Дата публикации05.08.2014
Размер19.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков

средствами русского языка и литературы.
Жизнь стремительно меняется, увлекая в этот процесс и учителя, и ученика. Ещё вчера было так важно, чтобы слова твои, как «вершинный воздух», кружили голову ученика. Сегодня же и упоительный глагол бессилен, если нет в тебе той опоры, что даст почувствовать: «…Моё дело – ловить ребятишек, чтоб они не сорвались в пропасть. Они играют и не видят, куда бегут. А я подбегаю и ловлю их, чтоб они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи ». Эта мысль Сэлинджера весьма точно выражает сущность работы учителя литературы. Он ответственен за нравственную позицию своих учеников. Он должен не допустить «падения в пропасть». Поэтому для меня уроки литературы – это «школа чувств» нравственных, эстетических, гражданских – патриотизма, чувства долга перед обществом, чувства ответственности и т. д. Учитель литературы, как никто, может активно просвещать подростков в этом направлении, формировать у них умение видеть и слышать мир.

Главным средством борьбы за нравственные чувства ученика становится слово. Для уроков внеклассного чтения отбираю такие произведения, которые вводят читателя в сложный внутренний мир подростка. Ученик, оперируя словами из разряда нравственной лексики, высказывает раздумья о сложностях человеческих отношений (см., например, урок по повести А. Лиханова «Последние холода»). Надо заставить подростка вдумываться в слова текста. К примеру, как они понимают значение слова «надсаживались», когда речь идёт о том, что бабушка с мамой делали сверхчеловеческие усилия, чтобы Коля не чувствовал голода. Обязательно надо спросить детей о том, какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему привык он, живя в своём доме. И дети, отвечая, характеризуют эти отношения: «доброжелательные», «он был послушный сын», «он привык, что о нём заботились». Учитель же обратит внимание на слова: «боялись за него», «думали о нём». Подросток, участвуя в такой работе со словом, задумывается об отношениях между взрослыми и детьми в семье.

А Вадик и Маша, с которыми знакомится Коля? Они живут вдвоём: отец погиб, мама в тифозном бараке, ко всем бедам Маша потеряла карточки, дети голодают. Невозможно стороной обойти вопрос о качествах характера, которые спасли брата и сестру. И дети называют их: доброта, забота о маме, забота друг о друге. Но что стоят добрые пожелания без поступков? Как герой произведения, так и современные дети понимают, что доброта должна быть действенной.

Вместе с Колей мои ученики – ровесники героя произведения – задумываются над глубиной слов «стыд», «совесть», «благородство», «бескорыстие», «взрослеть». На уроке мы говорим о значении этих слов. В читательском дневнике ученикам предлагаю оставить записи понравившихся рассуждений о взрослости. Так происходит формирование нравственной позиции ученика только на одном уроке литературы.

Дети взрослеют, и значит, подходит время говорить с ними о бескорыстном подвиге, верности, предательстве, свободе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью изучения литературы является приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской и зарубежной литературы, воспитание...
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью изучения литературы является приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской, зарубежной и коми литературы, воспитание...
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков iconЭстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной...
Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту...
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков iconМетодическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию
Цель Акции «Мы – граждане России!» – воспитание гражданственности и патриотизма в среде 14-летних подростков, получающих паспорт...
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема кафедры: формирование и развитие духовно-нравственной культуры учащихся гимназии через предметы музыкально-эстетического...
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков iconМетодическая разработка конспекта на межмуниципальный семинар «Духовно-нравственное...
Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и...
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитательная – воспитание нравственной личности; воспитание неприятия войны, жестокости, уважение к человеческой личности как к...
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков iconРабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана...
Стойчивой нравственной позиции учащихся, воспитание духовной зрелости для правильного понимания ими жизни современного общества,...
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: осмысление нравственной христианской основы отказа от эгоистической позиции
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков iconОперативный контроль
«Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,...
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков iconМетодическая тема
Методическая тема: Повышение качества образования через использование новых технологий
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков iconУчебно-тематический план самостоятельной работы
«Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,...
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков iconСвою работу с книгой строй в три этапа
«Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,...
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков iconПамятка: как работать с научно-популярной литературой
«Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,...
Методическая тема: Воспитание нравственной позиции подростков iconКонспект тематического занятия по музыкальному воспитанию в подготовительной группе
«Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск