Литература Тема урока: Урок теми





Скачать 96.14 Kb.
НазваниеЛитература Тема урока: Урок теми
Дата публикации08.08.2014
Размер96.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Интегрированный урок: история, русская и чувашская литература
Тема урока:

Урок теми: Судьба …«Ăраскал тени кашни çыннăн хăй çулĕпе çÿрет»

(О. Туркай «Оля – Улькка» калав, И.С. Тургенев «Живые мощи», история о Василии Блаженном)

Урок тĕллевĕсем:

Вĕрентÿ тĕллевĕсем:

  1. О.Туркай, И.Тургенев çырнă хайлавсене тулли тишкерÿ тăвасси, вĕсен темипе тĕп шухăшне уçса парасси;

  2. Василий Блаженный çинчен пĕлесси, ăна литература геройĕсемпе танлаштарасси;

  3. Урокра критикăлла шухăшлава аталантарма пулăшакан, диалог калаçăвне аталантарас технологисемпе усă курассси.

Воспитани тĕллевĕ: ачасене сусăр çынсене хĕрхенме, вĕсене пулăшу памаллине ăнлантарасси, тĕслĕхсемпе çирĕплетесси.

Сапăрлăх тĕллевĕ: архитектура илемне курма, туйма вĕрентесси.
Урока кирлĕ хатĕрсем: «Инкекпе синкек хушшинче пĕр утăм çеç» презентаци; О.Туркай «Оля – Улькка» калав, И.С.Тургенев «Живые мощи» калав, Василий Блаженный çинчен хатĕрленĕ материал.
Урок юхăмĕ
Алăра пÿрне пĕр пек мар, çын ăсĕ те çавăн пек теççĕ…

У каждого человека своя судьба…

  1. Киле панă ĕçе тĕрĕслесси

Диалог

Ачасене «Хĕл илемĕ – пире савăнăç кÿрет» темăпа ÿкерчĕксем туса килнине тĕрĕслесе хаклани. Выставка – вернисаж (ÿкерчĕк туса килнĕ ача мĕн ÿкернине калать, ыттисем ăна ÿкерчĕк тăрăх ыйтусем параççĕ).


  1. Çĕнĕ темăпа ĕçлесси

Пирĕн пурнăçра темĕн те пулать. Ахальтен ватăсем каламаççĕ пулĕ: «Ўкессе пĕлнĕ пулсан – тÿшек сарăттăм» е «Ăраскал тени кашни çыннăн хăй çулĕпе çÿрет», - тесе. Ăраскал, вырăсла – судьба тенине эсир мĕнле ăнланнине ЗУХ таблицăра çырса палăртсамăр.

Форма – монолог

Пĕлетĕп

Знаю

Пĕлтĕм

Узнал

Пĕлес килет

Хочу узнать











Паянхи урокра эпир пурнăçра тĕрлĕ сăлтавсене пула инкек куракансем пирки калаçăпăр. Чăваш литературинче çак темăпа çырнă чуна пырса тивекен калав – «Оля - Улькка», вырăс литературинче вара И.Тургеневăн «Живые мощи» калавĕ, Раççей историйĕнче те пур кун пек çынсем, акă, тĕслĕхрен, Василий Блаженный.

Словарь ĕçĕ ирттерни:

Тăнчах – пачах

Ĕрлесе – кăшкăрса, çухăрашса

Блаженный - (синоним юродивый) – у православных христиан: добровольный нищий скиталец, принявший образ человека, лишённого здравого ума, но обладающий даром прорицания

Храм – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов

Сиплый голос – хриплый звук, либо голос приглушенный и шипящий,

Спросонья – в полусонном состоянии, не совсем проснувшись
Çак сăнарсене тĕплĕнрех тишкерес тĕллевпе эпир виçĕ ушкăна пайланăпăр:

1 ушкăн – чăваш чĕлхи ăсчахĕсем

2 ушкăн – знатоки русской речи

3 ушкăн – историки

Халĕ кашни ушкăна карточка-инструкцисем валеçсе паратăп, сирĕн вара тĕрлĕ ĕçсем пурнăçласа çак ыйту çине хурав тупмалла (слайд çине урок ыйтăвĕ тухса тăрать): «Ăраскал тени кашни çыннăн хăй çулĕпе çÿрет тени тĕрĕс-и? Мĕншĕн?»
Инструкци карточкисем:

1 ушкăн - чăваш чĕлхи ăсчахĕсем

1 ĕç. «Оля – Улькка» калава тимлĕн пăхса тухăр

2 ĕç. Оля çинчен кластер тăвăр

3 ĕç. Улькка пирки те кластер туса ăнлантарăр

4. ĕç. Мĕншĕн автор çапла калать: «Ĕмĕрĕ вăрăм, юрри кĕске пулчĕ унăн…»
2 группа– знатоки русской речи

Используется диалоговая речь

1 задание – ознакомьтесь рассказом И.Тургенева «Живые мощи»

2 задание – составьте кластер о Лукерье

3 задание – сделайте синквейн о Лукерье

4 задание – как относится Лукерья к жизни

Текст для знатоков русской речи

И.С.Тургенев «Живые мощи»

Для охотника дождь – сущее бедствие. Такому бедствию подверглись мы с Ермолаем во время охоты на тетеревов в Белевском уезде. Наконец, Ермолай предложил пойти на хутор Алексеевка, принадлежавший моей матушке, о существовании которого я раньше не подозревал. При хуторке оказался ветхий флигель, нежилой и чистый, в котором я и переночевал. На следующий день я проснулся рано и вышел в заросший сад. Неподалёку я заметил пасеку, к ней вела узкая тропинка. Подойдя к пасеке, я увидел рядом с ней плетёный сарайчик, и заглянул в полуоткрытую дверь. В углу я заметил подмостки и маленькую фигуру на них.

Я уже пошёл прочь, как вдруг слабый, медленный и сиплый голос окликнул меня по имени: «Барин! Пётр Петрович!». Я приблизился и остолбенел. Передо мной лежало существо с высохшей, словно бронзовой головой. Нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видно, только белеют зубы и глаза, да из-под платка выбиваются пряди жёлтых волос. Из-под одеяла виднеются две крошечные высохшие ручки. Лицо было не безобразное, даже красивое, но страшное своей необычностью.

Оказалось, что это существо когда-то было Лукерьей, первой красавицей в нашей дворне, плясуньей и певуньей, по которой я – 16-летний мальчик – втайне вздыхал. Лукерья рассказала про свою беду. Лет 6 или 7 назад Лукерью помолвили с Василием Поляковым. Как-то ночью она вышла на крыльцо, и ей почудился Васин голос. Спросонья она оступилась у пала с крыльца. С того дна начала Лукерья чахнуть и сохнуть, ноги отказали. Ни один врач не смог ей помочь. Под конец она совсем окостенела, и её перевезли на этот хутор. А Василий Поляков потужил, да и женился на другой.

Летом Лукерья лежит в сарайчике, а зимой её переносят в предбанник. Она рассказала, что почти не ест, лежит, наблюдает за окружающим миром. Она приучила себя не думать и не вспоминать – так время быстрее проходит. Прочтёт молитвы, какие знает, и опять лежит безо всякой думочки. Я предложил забрать её в больницу, где за ней будет хороший уход, но Лукерья отказалась. Привыкнув к темноте, я ясно различал её черты, и даже смог отыскать на этом лице следы былой красоты.

Лукерья пожаловалась, что мало спит из-за боли во всём теле, но если уснёт, то сняться ей сны диковинные. Однажды приснилось Лукерье, будто сидит она на большой дороге в одежде странницы-богомолки. Проходит мимо неё толпа странников, а между ними – женщина, на голову выше других. Платье на ней не русское и лицо строгое, Спросила Лукерья женщину, кто она, а женщина ответила, что она – её смерть. Стала просить Лукерья смерть забрать её с собой, и смерть ответила, что придёт за ней после петровок. Только, бывает, целая неделя пройдёт, а Лукерья не заснёт ни разу. Как-то проезжая барыня оставила ей скляночку с лекарством против бессонницы, да только давно выпита та скляночка. Я догадался, что это был опиум, и обещал достать ей такую скляночку.

Я не мог не подивиться вслух её мужеству и терпению. Лукерья возразила, что многие люди страдали больше, чем она. Помолчав, я спросил, сколько ей лет. Оказалось, что Лукерье ещё не было 30-ти. Попрощавшись, я спросил, не надо ли ей чего. Лукерья попросила только, чтобы моя матушка уменьшила оброк для местных крестьян, а для себя – ничего.

В тот же день я узнал от хуторского десятского, что в деревне Лукерью прозвали «Живые Мощи», и нет от неё никакого беспокойства. Несколько недель спустя я узнал, что Лукерья умерла, как раз после петровок. Весь день перед смертью она слышала колокольный звон, который шёл с неба.

3 группа – историки

Используется диалоговая речь
1 задание – внимательно ознакомьтесь текстом

2 задание - опишите Василия Блаженного (чем он занимался, кому помогал)

3 задание – докажите, что действительно существовал на Руси такой человек, как Василий Блаженный, используя даты из текста

4 задание – как вы думаете, почему Василий стал терпеть бедствия и лишения

Текст для историков:

Его родителей звали Иаков и Анна. Согласно старинной московской легенде, Анна родила Василия на паперти храма Владимирской иконы Божией Матери в лето 1469 от Рождества Христова в ближнем подмосковном селе Елох, где гораздо позднее построили Елоховский собор. Мальчик, названный Василием, родился в крестьянской семье. Был он с детства смышлен, трудолюбив и набожен. Когда Василий подрос, отец отправил его в Москву и отдал в обучение к сапожнику. Однажды к мастеру заехал молодой и красивый воин. Он попросил сделать ему сапоги из лучшей кожи, такие, чтоб носились много лет. Мастер пообещал сделать все за две недели, и заказчик дал ему хороший задаток.

Как только воин ушел, Василий тяжело вздохнул, а потом, грустно улыбнувшись, сказал: “Пропадут деньги его понапрасну”.

Мастер рассердился и ответил: “Здесь, Васятка, напрасно денег не берут”.

Василий еще раз вздохнул и, ничего не сказав в ответ, печально поглядел на хозяина.

На следующий день оба они узнали, что заказчик их внезапно умер.

И еще несколько раз, к немалому изумлению знавших его, отрок оказывался пророком и ясновидцем. Невмоготу стало ему сидеть в тесной комнатушке над кожей и дратвой, и однажды, поклонившись хозяину, ушел Василий в старой поскони и босиком на паперть церкви Святой Троицы, что стояла над кремлевским рвом, рядом с Фроловским мостом. Здесь вскоре обрел он славу юродивого Христа ради, то есть блаженного человека, принявшего на себя смиренную личину юродства, но отнюдь не юрода-безумца, а, напротив, мудреца. Юродивых исстари почитали на Руси, считая Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, не боявшихся говорить правду в глаза кому угодно, истязавшими себя голодом и холодом.

В лютый мороз и под палящим солнцем он ходил обнаженным и босым по московским улицам. Святой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои торговцев. Однако потом обнаруживалось, что поступал он так по Божиему Промыслу, так как товар, опрокинутый им, был негодным. И вскоре стало ясно, что св. Василий — человек Божий. Многие москвичи обращались к блаженному за советом. Василий был ясновидцем и на торгу бесстрашно обличал нечестных торговцев, подливавших в молоко воду, а в муку — мел. Он не боялся ни бояр, ни самого грозного царя Ивана Васильевича, а они, напротив, боялись нищего пророка.

Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубою, но, видя обман, сказал при этом: "буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся". Обманщик действительно умер.

Слава блаженного изо дня в день росла, и москвичи глядели на него со страхом и благоговением. Он необычайно возвысился в глазах народа в июне 1547 года, когда было Василию уже 78 лет. 20 июня его увидели горячо молящимся и безутешно плачущим возле церкви Вознесенского монастыря, что стоял на Остроге. (Ныне это улица Воздвиженка.) Необычайно долгой была молитва Василия и чрезвычайно глубоким казалось всем его горе.

На следующий день в Вознесенском монастыре вспыхнул пожар и одновременно началась, как сообщал летописец, “буря велика, и потече огонь яко же молния”. Это был самый грандиозный из всех пожаров, какие когда-либо случались в городе.

Царь с семьей бежал из Кремля на Воробьевы горы и смотрел, как превращалась в пепел его столица. Через десять часов Москва выгорела дотла — не осталось ни одного дома, погибло людей “без числа”.

Вскоре после пожара Василий заболел и 2 августа 1551 года скончался. Сам Иван Грозный нес его гроб и повелел похоронить блаженного у Троицкой церкви, что на Рву.

А в 1555 году над могилой Василия Блаженного начали строить новый храм в честь покорения Казани, названный Покровским собором, что на Рву.

Через шесть лет собор был построен, но через 30 лет москвичи стали называть его храмом Василия Блаженного, потому что в 1588 году к собору был пристроен придел Василия Блаженного, который и дал новое имя всему собору, ставшее общепризнанным, хотя официально храм и сейчас называется собором Покрова Богоматери.

С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в покровском соборе придел во имя Василия блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.


  1. Ачасем ушкăнсенче ĕçлеççĕ

Диалог

  1. Кашни ушкăн пурнăçланă ĕçсен результачĕсемпе паллаштарать. Ытти ушкăнри ачасем тимлĕн итлесе ларса вĕсене ыйтусем параççĕ.

  2. Рефлекси

Урок ыйтăвĕ çине хуравлани

«Ăраскал тени кашни çыннăн хăй çулĕпе çÿрет тени тĕрĕс-и? Мĕншĕн?»

Ыйтусем:

1.Урокра çĕнни мĕн пĕлтĕмĕр?

2.Сăнарсене мĕн пĕрлештерсе тăрать?

Диалоговое общение между группами

Оля - Улькка

Лукерья

Василий Блаженный

Оля.

16-17 çулхи илемлĕ, ăслă, чипер, тирпейлĕ хĕр.

Улькка.

Аварие пула тăнне çухатнă, ăсран пăсăлнă, чипер мар. Этем кÿлепи çеç тăрса юлнă.

В 16 лет Лукерья оступилась с крыльца и упала. Начала чахнуть, сохнуть, у нее отказали ноги.

Превратилась в существо с высохшей, словно бронзовой головой.

Она приручила себя не думать и вспоминать…

Смышленый, трудолюбивый, набожен.

Принял на себя смиренную личину уродства, но не безумца, а мудреца.

Помогал людям

Пурнăçра тĕрлĕрен инкек пулма пултарать, çавăнпа та инкеке лекнĕ çынсенчен кулмалла мар, вĕсене хисеплеме, ăнланма вĕренмелле.


2. Виçĕ сăнар, çак сăнарсемпе паллашсан мĕнле пĕтĕмлетÿ тума пулать?

3. Çак хайлавсем пире мĕне вĕрентеççĕ

4. «ЗУХ» таблицăн иккĕмĕш юпине тулараççĕ.

Пĕлетĕп

Знаю

Пĕлтĕм

Узнал

Пĕлес килет

Хочу узнать












  1. Урока пĕтĕмлетни

  2. Рефлексии

Паянхи урокра ман чуна çак пулăмсем хумхатрĕç…

Эпĕ сусăрсене хĕрхенетĕп, мĕншĕн тесен…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Тема урока: Урок теми iconУрок теми: Н. Айзманăн «Ăçта-ши ман атте?»
Урок теми: Н. Айзманăн «Ăçта-ши ман атте?» пьесипе Д. Суслинăн «Димка ашшĕне шырать» повеçĕнчи ача сăнарĕ
Литература Тема урока: Урок теми iconУрок 111 Тема: Римская письменная нумерация
На второй карточке – китайская нумерация. Она одна из старейших и прогрессивных, с теми же принципами, что и в современной арабской,...
Литература Тема урока: Урок теми iconКонспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По...
Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя
Литература Тема урока: Урок теми iconУрока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения
Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения
Литература Тема урока: Урок теми iconТема урока. Основное содержание
Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;...
Литература Тема урока: Урок теми iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Литература Тема урока: Урок теми iconУрок – соревнование Тема урока
Тема урока: Урок – соревнование па круговой системе по национальным видам спорта (интегрированный урок: физическая культура, национальные...
Литература Тема урока: Урок теми iconКонспект урока по истории и литературе Тема : Доблесть героев бессмертна....
Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века
Литература Тема урока: Урок теми icon«Удосконалення торгово-посередницької діяльності тов «Акрос»». Актуальність теми
Актуальність теми. Зовнішня торгівля є вагомою рушійною силою економічного зростання в будь-якій країні світу
Литература Тема урока: Урок теми iconУрок теми: Стихван Шавли «В\ёк\н Ваёёа»
Япала яч\
Литература Тема урока: Урок теми iconКонспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:...
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов
Литература Тема урока: Урок теми iconФеминистская теология и гендерные стереотипы в христианстве
Традицию и отстаивает Предание (ортодоксы), теми, кто пытается реформировать религиозные институции внутри самих институций (реформаторы)...
Литература Тема урока: Урок теми iconПетрушкина Светлана Вячеславовна 9-м ĕ ш класра ирттерн ĕ урок план ĕ. Урок теми
П. л\ т ллев.% В?Деменкова =ырнё Туслёх сёвва вуласа: ырё кёмёллёха: юлташлёха: туслёха =ырав=ё м нле кётартнине тупма: ёнланма в...
Литература Тема урока: Урок теми iconУроку литературного чтения №136 Тема урока: Итоговое повторение. Обобщающий урок
Литература: Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – 3-е изд., перераб....
Литература Тема урока: Урок теми iconКонспект урока Тема урока Вода в природе
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Литература Тема урока: Урок теми iconУрок тема
Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск