Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Программы по русскому языку для 10-11 классов. (Автор программы А. И. Власенков) из сборника Программно - методические материалы. Русский язык. 10-11классы, составитель Л. М. Рыбченкова, Дрофа – 2001г. и сборника материалов по реализации Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области. Волгоград «Учитель», 2006год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.
Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой (работа по комплексу под редакцией М.М. Разумовской в среднем звене наиболее соответствует поставленным задачам). Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.
Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.
Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;
дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка в 10 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Результаты обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:
В результате изучения курса русского языка ученик должен
знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
основные единицы и уровни языка;
орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;
уметь:
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
осуществлять речевой самоконтроль;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению;
Основное содержание (34ч.).
Введение – 1 час. Общие сведения о языке – 3ч., фонетика, орфоэпия, орфография – 6ч., лексика и фразеология – 6ч., морфемика и словообразование – 4ч., морфология и орфография – 7ч., стили речи -5ч.
Рабочая программа курса русского языка 10 класса рассчитана на 3ч. контрольных и проверочных работ и 5ч. развития речи
Программно-методическое обеспечение.
Учебник
| Методическое обеспечение учащихся
| Методическое обеспечение учителя
| А. И. Власенков «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11кл.», «Просвещение» - 2011г.
| А. И. Власенков «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11кл.», «Просвещение» - 2011г.
| « Поурочные разработки по русскому языку.10 кл.» И. В. Золотаревой, М. -2003г. ; «Русский язык. Поурочные планы по учебнику А. И. Власенкова» Л. А. Тропкиной Волгоград, 2003г. ,А. Б. Малюшкин «Тестовые задания по русскому языку.10-11кл». Москва -2005г.,»Олимпиады по русскому языку и литературе.9-11кл.» Г. М. Вялкова, Волгоград -2008г.
А.Б. Малюшкин.«Учебные таблицы. 5 – 11 кл.» Москва, 2011г.
Предметный журнал «Русский язык в школе».
Разработки уроков школьных интернет-сайтов.
|
№ п/п
| Раздел программы
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания образования
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля
| Элементы дополни-тельного содержа-
ния образова
ния
| Домаш-нее зада
ние
| Дата проведе-ния
| план.
| факт.
| 1.1
| Общие сведения о языке
| Язык и общество
| 1
| Вводн.
| Связь между происхождением
языка и возникновением человеческого общества. Значимость языка
| Знать о связи между обществом и языком, о значимости и предназначении языка. Уметь применять правила при написании безударных гласных и непроизносимых согласных в корне слова
| Зритель-ный диктант
| Уметь давать развернутый ответ на основе высказывания
| Упр.269, стр.134
|
|
| 2.2
| Язык и история народа
| 1
| Комбин.
| Взаимосвязь понятий «язык» и «народ».
Представление о происхождении, распространении и
развитии русского языка
| Знать о взаимосвязи понятий «язык» и «народ», о происхождении, распространении и развитии русского языка.
Уметь составлять тезисный план, применять правила написания слов на письме
| Самостоятельная работа
| Уметь строить
связный
рассказ, используя
дополнительн. материал из
разных
источников
| Упр.267,
стр.133
|
|
| 4.4
| Активные процессы в
современном русском
языке
| 1
| Комбин.
| Активные процессы,
происходящие в
лексике, морфологии и орфоэпии. Устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы
| Знать об активных процессах,
происходящих в русском
языке, нормы орфоэпии. Уметь правильно произносить слова, определять значение устаревших слов
| Самостоятельная работа
| Уметь
самостоятельно
проводить лексическ. анализ текста
| Упр.280.
|
|
| 5.1
| Фонетика. Орфоэпия. орфография
| Обобщающее
повторение фонетики,
графики, орфоэпии,
орфографии
| 1
| Повтор.
| Обобщение,
систематизация
знаний по теме
«Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Орфография»
| Знать понятие о звуке,
классификацию фонетических
единиц, позиционные
чередования звуков, интонационные особенности
речи, орфографические
правила, опирающиеся на
фонетические принципы
| Индивидуальная работа по
карточ-кам
| Знать о
взаимосвязи
основных
единиц и уровней языка.
Уметь
анализировать
языковые
единицы
| Упр.4, стр.9
|
|
| 6.2
| Обобщающее
повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии
| 1
| Повтор.
| Повторение
правописания гласных, согласных в корне слова, нормы произношения
| Знать основные
орфографические правила. Уметь применять в практике
письма орфографические нормы современного русского
литературного языка
| тест
| Уметь
анализировать языковые единицы с точки зрения
правильности,
точности, уместности их употребления
| Упр.7,
стр.11
|
|
|
7.3
| Фонетика. Орфоэпия. орфография
| Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке
| 1
| Обобщ.
| Обобщение по теме «Орфоэпия». Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке
| Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в
русском языке. Уметь правильно ставить ударение в словах
| Самостоя-тельная работа
| Уметь давать в необходимых
случаях исторический комментарий к языковым явлениям
| Упр.25, стр.17
|
|
| 8.4
| Принципы русской орфографии
| 1
| Комбин.
| Разделы русской орфографии и основные принципы написания
| Знать основные принципы
русской орфографии: фонетический, морфемный, морфологический, традиционный. Уметь соотносить орфограммы с основными принципами орфографии
| Выборочно распределительный диктант
| Уметь опознавать, анализировать, сопоставлять, классифициро-вать языковые явления
| Упр.6, стр.10
|
|
| 9.5
| Принципы русской орфографии
| 1
| Обобщ.
| Классификация орфограмм в
соответствии с принципами орфографии
| Уметь применять в практике письма нормы правописания безударных гласных в корне слова
| тест
| Знать функции языковой нормы
| Упр.27, стр.18
|
|
| 10. 6
| Фонетический разбор
| 1
| Комбин.
| Фонетический анализ слова, фонетическая транскрипция.
Правила произношения гласных и согласных звуков
| Знать порядок фонетического разбора слова, правила произношения гласных и согласных звуков. Уметь правильно выполнять фонетический разбор
| Самостоя-тельная работа
|
| Упр.4, стр.9 (выпол-нить разборы)
|
| /
| 11. 1
| Лексика и фразеология
| Повторение по теме «Лексика»
| 1
| Повтор.
| Обобщение полученных в 5-9 классах знаний по теме «Лексика»
| Знать основные единицы Лексики. Уметь определять лексиче значение слова по толковому словарю
| Беседа, анализ текста
| Уметь составлять конспект текста
| Упр.41, стр.26
|
|
| 12. 2
| Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления
| 1
| Комбин.
| Сферы употребления
русской лексики -общеупотребительные
и ограниченные в употреблении слова: профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы
| Знать диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы, стилистические особенности употребления данных видов лексики. Уметь определять лексические особенности текста
| Выбороч-ный диктант
| Уметь давать исторический комментарий к языковым явлениям
| Упр.72, стр.44
|
|
| 13.3
| Активный и пассивный словарный запас
| 1
| Комбин.
| Исконно русская и
заимствованная лексика; активный и
| Знать исконно русскую лексику, старославянизмы, заимствованную лексику.
| Самостоя-тельная работа
| Уметь находить
в тексте старославянизм
| Упр.70, стр.43
|
|
| 14.4
| Русская фразеология
| 1
| Обобщ.
| Обобщение знаний по теме «Фразеология»
| Знать основные признаки и источники появления фразеологизмов. Уметь употреблять фразеологизмы в речи, работать со словарями фразеологизмов
| Объясни-тельный диктант
| Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения
| Упр.87, стр.51
|
|
|
15. 5
|
| Лексические и фразеологические словари
| 1
| Комбин.
| Лексические и фразеологические словари
| Знать энциклопедические и лингвистические словари, толковые словари и словари аспектные
| Самостоя-тель ная работа
|
| Готовить-ся к
контрольному диктанту
|
|
| 16. 6
|
| Контрольный диктант
| 1
| Контрол.
| Контроль знаний по теме
| Уметь применять в практике письма пунктуационные и орфографические нормы современного русского литературного языка
| диктант
|
|
|
|
| 17. 1
| Морфемика и словообразование
| Обобщающее повторение по теме
«Морфемика и словообразование»
| 1
| Обобщ.
| Обобщение по теме
«Морфемика и словообразование». Корневые и аффиксальные морфемы
| Знать корневую морфему, аффиксальные морфемы, производную -непроизводную основу. Уметь выполнять морфемный разбор слова
| Индиви-дуальная работа по карточкам
| Уметь давать исторический комментарий к языковым явлениям
| Составь тестовые задания
|
|
| 18.
2
| Способы словообразования
| 1
| Повтор.
| Морфологические и неморфологические способы образования слов.
Словообразователь-ный разбор слов
| Знать морфологические и неморфологические способы образования слов. Уметь
пользоваться словообразовательным словарем и проводить словообразовательный разбор
| Самостоя-тельная работа
|
| Упр. 126, стр.64
|
|
|
| 19.3
| Морфемика и словообразование
| Выразительные словообразователь-ные средства
| 1
| Комбин.
| Выразительные словообразовательные средства: уменьшительно -
ласкательные, увеличительно -неодобрительные
| Знать словообразовательные средства выразительности речи. Уметь использовать их в практике речевого общения
| Осложнен-ное списыва-ние
| Уметь выделять изобразительно
выразительные
средства и трудные случаи анализа языковых явлен.
| Выписать из текста худ. лит-ры изобрази-тельно -
выразит.
|
|
| 20. 4
| Лингвистический анализ текста
| 1
| ЗПН
| Лингвистический анализ текста
| Уметь проводить лингвистический анализ текстов различных стилей
| Самостоя-тельная работа
| Уметь аргументиро-ванно анализировать
текст
| Отвечать на вопросы на стр.67
|
|
| 21.
1
| Морфология и орфография
| Обобщающее повторение частей речи
| 1
| Повтор.
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфология».
| Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Уметь доказывать принадлежность слова к той или иной части речи
| Комменти-рованное письмо
|
| Упр. 148, стр.73
|
|
| 22.
2
| Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи
| 1
| Комбин.
| Грамматические признаки разных частей речи. Порядок морфологического разбора
| Уметь производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание
| Самостоятельная работа
| -
| Упр. 167, стр.83
|
|
| 23. 3
| Трудные вопросы правописания -н-,-нн- в разных частях речи
| 1
| ЗПН
| Правописание н, нн в суффиксах существительных, прилагательных, наречий
| Уметь применять в практике письма нормы правописания суффиксов
| тест
| Уметь систематизиро-
вать информа-цию о трудных вопросах правописания суффиксов
| Упр. 195, стр.94
|
|
| 24.4
|
| Правописание н, нн в суффиксах причастий и прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи
| 1
| Повтор.
| Правописание н, нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы
правописания окончаний разных частей речи
| Уметь применять правила написания суффиксов и окончаний на практике
| тест
| Уметь систематизиро-
вать
информацию о трудных вопросах правописания окончания
| Упр.171 (2ч.), стр. 85
|
|
| 25. 5
| Морфология и орфография
| Правописание не к ни с разными частями речи
| 1
| Повтор.
| Правописание не, ни с разными частями речи
| Знать правила написания не, ни с разными частями речи. Уметь применять правила написания на практике
| Индивиду альная работа
|
| Упр.205, стр. 100
|
|
| 26. 6
| Правописание наречий
| 1
| Повтор.
| Слитное, раздельное написание приставок в наречиях, написание дефиса в наречиях
| Уметь применять в практике письма нормы написания наречий
| Самостоя-тельная работа
|
| Упр. 203, стр.99
|
|
| 27. 7
| Обобщающее повторение по теме «Слитное, дефисное, раздельное написания»
| 1
| Обобщ.
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Слитное, раздельное и дефисное написания разных частей речи»
| Уметь самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность по систематизации знаний о слитном, раздельном
| Самостоя-тельная работа
|
| Упр.200, стр.97
|
|
|
|
|
|
|
|
| и дефисном написании разных
|
|
|
|
|
| 28.1
| Стили речи. Научный стиль речи
| Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки
| 1
| р/р
| Понятие о тексте, его строении, признаках. Виды преобразования текста
| Знать текст, его строение, основные виды преобразования текста и его основные признаки. Уметь производить речеведческий анализ текста
| Самостоя-тельная работа
| Уметь создавать тексты разных типов речи
| Упр. 284, стр.146
|
|
| 29. 2
| Функциональные стили речи
| 1
| р/р
| Функциональные стили речи: разговорный, научный, публицистический, художественный, официально - деловой.
| Знать о функциональных
стилях речи. Уметь определять стиль текста
| Индивиду альная работа
|
| Записать неболь-шой текст любого стиля
|
|
| 30. 3
| Научный стиль речи.
Научно - популярный подстиль
| 1
| р/р
| Представление о
назначении, стилевых признаках, разновидностях научного стиля
| Знать о назначении, стилевых
признаках, подстилях научного стиля речи. Уметь излагать материал в виде устных и письменных тезисов
| Анализ текста
|
| Упр.346,
стр.208
|
|
| 31. 4
| Лексические особенности научного стиля
| 1
| р/р
| Основные словарные пласты научного стиля. Научная, профессиональная
лексика в художественных произведениях
| Знать разновидности лексики научного стиля: нейтральная, общенаучная, специальная. Уметь разграничивать их, пользоваться справочной литературой
| Индивиду альная работа
| Уметь производить речеведческий анализ тексте научного стиля с точки зрения лексики
| Упр.353, стр.211
|
|
| 32. 5
|
| Морфологические и
синтаксические особенности научного стиля
| 1
| р/р
| Морфологические и
синтаксические особенности научного стиля
| Уметь исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля
| Самостоятельная работа
|
| Готовить-ся к
контрольной работе
|
|
| 33. 6-34. 7
|
| Итоговая контрольная работа
| 2
| Контрол.
| Проверка усвоения знаний за год
| Уметь применять полученные знания на практике
| Тестирова-ние
|
|
|
|
| |