№
| Дата
| Тема урока
| Вид урока
| Наглядные пособия.
| Формы и виды контроля
| Домашнее задание
|
I четверть (25 часов)
|
Введение (1 час)
|
1
|
| Введение.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
Тестирование.
| Лекция, беседа
| Учебник к уроку.
| Чтение и анализ высказывания историка Ключевского.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
| Прочитать лекцию. Стр. 4-8, ответить на вопросы.
|
Древнерусская литература (3 часа +1 р/р)
|
2
|
| «Слово о полку Игореве» и история
| Лекция учителя. Устные выступления
| Фонохрестоматия 9 кл. «Слово о полку Игореве» пер. Заболоцкого (фрагменты)- исп. А.Покровская.
| Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. Выразительное чтение фрагментов древнерусского текста в современном переводе и оригинале. История открытия памятника.
| Стр. 8-34
|
3
|
| Сюжет произведения и композиция.
Художественное своеобразие «Слова…»
| Беседа. Пересказ.
Практикум
| Фонохрестоматия 9 кл. «Слово о полку Игореве» пер. Заболоцкого (фрагменты)- исп. А.Покровская.
| Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.
Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра. Проверочная работа
| Ответить на вопросы стр.34
|
4
|
| Урок-диспут «Суд над князем Игорем»
| Урок-диспут
| Фонохрестоматия 9 кл. «Слово о полку Игореве» пер. Заболоцкого (фрагменты)- исп. А.Покровская.
|
| Подготовиться к сочинению.
|
5 (р/р)
|
| Сочинение по «Слову о полку Игореве»
| Урок развития речи
|
| Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
Чем привлекательны образы русских князей в «Слове…»?
Какие идеальные черты русской женщины отразились в образе Ярославны?
Каким предстает в «Слове…» образ Русской земли?
Или темы сочинения на стр.34
| Подготовить сообщение по теме.
|
Литература XVIII века (10 часов +1р/р)
|
6
|
| Классицизм в русском и мировом искусстве
| Лекция учителя. Игра
| Таблица «Классицизм как литературное направление»
| Лекция учителя о писателях XIIIвека
| Читать лекцию
|
7
|
| М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величии при случае великого северного сияния»
| Слово учителя. Устные выступления. Беседа
| Фонохрестоматия 9 кл. «Вечернее размышление» исп. Д.Писаренко.
| Подбор и обобщение материала о биографии и творчестве писателя. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения.
Выразительное чтение и анализ стихотворения.
| Прочитать «Оду на день восшествия…» М. В. Ломоносова
Рассказ о Елизавете Петровне.
|
8
|
| М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол…»
| Беседа.
| Портрет писателя.
| Ода как жанр лирической поэзии.
Определение авторской позиции, композиционных частей оды, идейного содержания.
| Стр. 46-49
Прочитать оду Державина «Фелица»
|
9
|
| Г. Р. Державин «Властителям и судиям». Тема поэта и поэзии в лирике Державина
| Слово учителя. Устные выступления. Беседа
| Фонохрестоматия 9 кл. «Властителям и судиям» исп. Л.Кулагин.
| Жизнь и творчество поэта. Выразительное чтение фрагментов оды. Участие в коллективном диалоге.
| Стр. 64-67
|
10
|
| Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).
| Практикум.
| Фонохрестоматия 9 кл. «Памятник» исп. Кулагин Л.
| Выразительное чтение стихотворения «Памятник».
Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.
| Стр. 68-74.
|
11
|
| А.Н.Радищев. Слово о писателе. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
Жанр путешествия.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Портрет писателя.
| Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
| Карамзин «Бедная Лиза», повторить теорию классицизма. Стр. 75-85.
|
12
|
| Н. М. Карамзин. Понятие о сентиментализме
| Лекция учителя
| Портрет писателя. Фонохрестоматия 9 кл. «Осень» исп. Е.Габец
| Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм;
Запись лекции, чтение с остановками, обсуждение
| Стр. 85-102
|
13
|
| «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
| Беседа. Практикум
| Текст.
| Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы.
| Анализ стихотворения «Осень»
|
14 (р/р)
|
| Подготовка к сочинению на тему: ««Литература XVIII века в восприятии современного читателя»
| Урок развития речи
|
| Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением на примере одного-двух произведений. Подготовка шаблонов возможного начала сочинений и постановки проблем.
| Подготовиться к контрольной работе.
|
15
|
| сочинение на тему: ««Литература XVIII века в восприятии современного читателя»
|
| Правильная постановка вопроса в написании сочинения.
|
16
|
| Контрольная работа по теме «Литература XVIII века»
| Урок контроля знаний
|
| Выполнение тестовых заданий по теме «Литература XVIII века» по вариантам.
| Стр. 105- 113.
|
Литература XIX века (45часов + 5р/р)
|
17
|
| Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Романтизм как направление
| Лекция учителя. Устные сообщения
| Таблица «Периодизация литературы XIX века»
| Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм». Конспектирование лекции с остановками.
Поэзия, проза, драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.
| Стр. 115-126
|
18
|
| В. А. Жуковский «Море», «Невыразимое»
| Анализ стихотворений
| Фонохрестоматия 9 кл. Портрет писателя.
| Анализ стихотворений «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве, Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову.
| Стр. 132-139
|
19
|
| В. А. Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады
| Практикум. Беседа.
| Фонохрестоматия 9 кл. «Светлана» исп. А.Покровская.
| Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
| Грибоедов. «Горе от ума».
|
20
|
| А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. Прототипы комедии и история создания
| Просмотр видеофильма
| Портрет писателя.
| Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».
| Знать факты биографии А. С. Грибоедова
Прочитать комедию «Горе от ума»
|
21
|
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции произведения.
Действие I комедии.
| Беседа
| Фонохрестоматия 9 кл. «Горе от ума» (фрагменты)
| Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия.
Утро в доме Фамусова.
| Стр. 147- 151
|
22
|
| Система образов комедии. Чацкий в системе образов комедии. «Можно ль против всех!»
Анализ III действия.
| Беседа.
| Таблица «Горе от ума». Черты классицизма и реализма в комедии.
| Фронтальный опрос. Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей. Выразительное чтение монологов и комментирование.
Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина. Ролевое чтение.
Софья-Чацкий-Молчалин.
| Составить характеристики главных действующих лиц:
Скалозуба
Молчалина
Фамусова
Чацкого
|