Скачать 120.08 Kb.
|
Открытый урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» учитель технологии МОУ Дмитровская средняя общеобразовательная школа №9 Гагаева Любовь Ивановна Тема раздела: « Рукоделие. Технология выполнения простейших ручных швов» Тема урока: « Выполнение простейших ручных швов» Цель урока: ознакомить учащихся с видами ручных швов и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности. Задачи урока:
Тип урока: комбинированный; объяснение нового материала. Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, в малых группах (парах). Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа. Здоровьесохраняющие технологии: инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, смена физической активности, физкультминутки. Оборудование и материалы: технические средства и программное обеспечение для демонстрации презентации о видах вышивки, ее применении в русском народном и современном костюме; образцы ручной вышивки, выполненные учащимися; раздаточный материал: инструкционно-технологические карты «Инструкция по вышивке», «Выполнение шва «вперед иголку» и «шнурок»; карточки-задания; кусочки хлопчатобумажной ткани; набор инструментов и приспособлений для вышивки (ткань для вышивки, рисунок орнамента, иглы, пяльцы, нитки мулине, ножницы, наперсток); музыкальное сопровождение – русские народные мелодии. Ход урока
Учитель приветствует учеников, знакомится с ними, проверяет внешний вид и организацию рабочих мест учащихся, использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие:
Устный фронтальный опрос. Вопросы к учащимся:
Рассказ учителя о вышивке как о древнейшем декоративно-прикладном искусстве с показом презентации и вышитых работ учащихся. Вышивку на Руси использовали для украшения одежды. А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла? Посмотрите на слайд: одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами. Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник - род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Посмотрите, какие они были красивые, потому что богато украшались вышивкой. Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом. Вышивкой украшали и другие вещи, например, полотенца, рушники, подушки, покрывала и т.д. Сегодня наблюдается возвращение интереса к вышивке и мировые модельеры на модных показах демонстрируют роскошные вышитые костюмы, обувь и аксессуары.
Фронтальный опрос по технике безопасности.
Ответ: пяльцы, вышивка, пасма, канва, мулине, шнурок, орнамент, игла, счетная, ножницы.
Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя. Отдохнув немного, повторите то же движение в обратном направлении – налево, вниз, направо, вверх.
Сегодня на уроке мы с вами научимся выполнять два ручных шва «вперед иголку» и «шнурок». На следующих занятия освоим другие виды ручных швов, с помощью которых вышьем орнамент «Цветок». Этот орнамент можно использовать для изготовления салфетки, прихватки, носового платка и д.р. 1. Инструкция по выполнению вышивки (раздаточный материал на рабочих столах). Учитель знакомит учащихся с инструкцией (учащиеся читают вслух все пункты и учитель поясняет), затем демонстрирует и комментирует, а учащиеся на своих рабочих местах повторяют основные приемы работы:
2.Объяснение нового материала. Шов «вперед иголку» представляет собой ряд стежков, одинакового размера, выполненных с промежутками. Это самый простой шов, применяемый в вышивке. Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм. Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку. Пропуская такое же расстояние, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т.д. стежки располагают в направлении справа налево. На изнанке ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками. Мы будем вышивать швом «вперед иголку» по рисованному контуру в один ряд, применяя нитки различных цветов, можно найти множество интересных исполнений этого шва (показ на слайде инструкционно-технологической карты по выполнению шва «вперед иголку»). 3.Практическая работа №1. Учащиеся подходят к учителю, показывающему выполнение шва «вперед иголку» на ткани, затем на своих рабочих местах самостоятельно выполняют этот шов по нарисованному на ткани орнаменту «Цветок». При выполнении орнамента важно помнить о цветовом решении и подбирать сочетающиеся по цвету нити. 4.Физкультминутка. Упражнения для рук: сжать пальцы в кулак и с силой, напрягая каждый палец растопырить их – повторить 10 раз, используя считалку: «Вышивали, вышивали – наши пальчики устали. Сейчас немного отдохнем и опять вышивать начнем». Объяснение нового материала. Шов «шнурок» выполняется в два приема. Сначала по контуру узора выполняются стежки шва «вперед иголку», затем иглу с ниткой (можно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводить под стежки поочередно сверху вниз и снизу вверх, то получится еще один вид шва «шнурок». 5.Практическая работа №2. Учащиеся подходят к учителю, показывающему выполнение шва «шнурок» на ткани, затем на своих рабочих местах самостоятельно выполняют этот шов по нарисованному на ткани орнаменту «Цветок». Для наглядности на столах учащихся лежат инструкционно-технологические карты. Учитель подходит к каждой ученице, хвалит, одобряет, помогает и проверяет:
Для осуществления контроля правильного выполнения ручных швов учитель просит учениц по очереди сделать несколько стежков на контрольном образце орнамента (происходит вовлечение в творческую коллективную работу). Во время выполнения самостоятельной практической работы звучит русская народная песня. На Руси вышивальщицы – рукодельницы всегда мелодично пели за работой. После выполнения заданного объема работы необходимо снять ткань с орнаментом и отутюжить.
Самоанализ урока технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» учителя технологии Гагаевой Л.И. 15.03.2011г. Тема урока: « Выполнение простейших ручных швов». Раздел « Рукоделие. Технология выполнения простейших ручных швов», на предыдущих уроках закончена работа по выполнению готового изделия «Фартук» с применением некоторых видов простейших ручных швов. Цель урока: ознакомить учащихся с видами простейших ручных швов и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности. Задачи урока:
Тип урока: комбинированный; объяснение нового материала. Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, в малых группах (парах). Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа. Здоровьесохраняющие технологии: инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, смена физической активности, физкультминутки. Урок проводился в специально оборудованной швейной мастерской. По типу урок является комбинированным занятием с присущими ему этапами:
Считаю, что комбинированный тип занятия соответствует данной теме. В соответствии с современными требованиями проведения уроков по технологии 30% времени отведено на теорию и 70% на практическую работу. К проведению занятия все было подготовлено – план урока, презентация, необходимые инструменты, приспособления и материалы, инструкционно-технологические карточки, карточки-задания. У учащихся правильно организованы рабочие места. Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу был логичный. Актуализация прежде полученных знаний была направлена на то, чтобы показать их необходимость сегодня на уроке, а также психологически подготовить учащихся к изучаемой теме. Это дало мне возможность оценить и степень готовности учащихся к восприятию нового для них материала. Учащимся была сообщена тема и цель урока. Для организации внимания использовалась презентация с показом слайдов, инструкционно-технологические карточки, готовые вышитые изделия. Объяснение новой темы проходит с показом наглядности (вышитых изделий, выполненных учащимися и подготовленной презентацией), а также с практическим показом приемов работы по выполнению простейших ручных швов. В практической части урока проводилась самостоятельная работа учащихся по выполнению орнамента в технике простейших ручных швов «вперед иголку» и «шнурок», в заключительной части урока был подведен итог занятия и закрепление новой темы. Формирование новых знаний учащихся проводилось методом рассказа и беседы, а получение новых навыков путем самостоятельной практической деятельности при консультационной помощи учителя. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы оптимальный. Учебный материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока и согласно возрастным особенностям детей. Вопросы и задания способствовали более глубокому усвоению материала. Учащиеся научены работать самостоятельно, осуществляя самоконтроль. Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме. Текущий инструктаж. Все учащиеся вовлечены в практическую работу, следят за соблюдением правил техники безопасности, рабочее место организованно. Практическая работа выполнялась под наблюдением учителя, замечания при неправильном выполнении простейших ручных швов «вперед иголку» и «шнурок» и нарушении правил техники безопасности делались своевременно. Закрепление знаний проводилось в ходе опроса, показало хорошее усвоение учащимися изученного материала. Уборка рабочих мест проводилась всеми учащимися и дежурными (уборка класса). При проведении итога урока все учащиеся получили домашнее задание ( с пояснениями выполнения), лучшие ученицы получили оценки, которые прокомментированы с показом проделанной работы. Цель урока достигнута, поставленные задачи выполнены. Время урока распределено рационально и занятие проведено по намеченному плану. Про учащихся можно сказать, что они хорошо подготовлены, активно проявили себя, показали знания по предыдущей теме и усвоили новые знания, научились самостоятельно выполнять простые ручные швы, с ними приятно было работать. |
Урок по швейному делу тема «Выполнение машинных швов» Цель урока: закрепить знания учащихся по выполнению машинных швов, необходимых при изготовлении швейных изделий; выполнять швы с... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Выполнение учащимися ручных швов и применение его в быту (обработка краевых срезов, наложение заплатки и т д.) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: Проектор (презентация «Виды машинных швов»), рабочая тетрадь, швейные машины, технологические карты выполнения швов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Расширение представлений учащихся о применении ручных швов в практической деятельности | ||
Урок по теме «Одноклеточные животные» Цели урока: учащиеся должны выделять признаки простейших, особенности строения простейших, уметь находить сходства в строении одноклеточных... | Урок по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений с применением икт" Проверка знаний учащимися формул корней простейших тригонометрических уравнений и умений решать тригонометрические уравнения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Виды ручных швейных работ. Инструменты и принадлежности. Правила тб при выполнении ручных швейных работ. Виды ручных... | Урок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения» Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме | ||
Урок геометрии в 7 классе общеобразовательной школы по теме «Основные... Дисциплина «Теория графов» является дисциплиной цикла дпп. В. 00 – Дисциплины предметной подготовки (курсы по выбору) | Урок географии в 7 классе по теме «Южная Америка» Урок по теме «Южная Америка» Дидактическая цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Южная Америка» на основе технологии группового... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подбор игл и ниток. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Технология выполнения простейших швов | Урок производственного обучения По теме «шпатлевание швов и отверстий... Задача мастера производственного обучения обеспечить прочное овладение обучающимися практических навыков, развить у них умение эффективно... | ||
Урок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука» Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы» | Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | ||
План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: «Выполнение... Познакомить учащихся с техникой выполнения декоративного панно в стиле изонить и приступить к практическому выполнению задания | Урок математики в 4 классе по теме «Нумерация многозначных чисел» Выполнение заданий иоуп – 20 мин. (Проводится индивидуальная работа по выполнению заданий) |