Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов»





Скачать 120.08 Kb.
НазваниеУрок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов»
Дата публикации22.08.2014
Размер120.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Открытый урок технологии в 5 классе

по теме: «Выполнение простейших ручных швов»

учитель технологии

МОУ Дмитровская средняя общеобразовательная школа №9

Гагаева Любовь Ивановна

Тема раздела: « Рукоделие. Технология выполнения простейших ручных швов»

Тема урока: « Выполнение простейших ручных швов»

Цель урока: ознакомить учащихся с видами ручных швов и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Задачи урока:

  1. Сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов «вперед иголку» и «шнурок», обучить выполнению задания по образцу, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

  2. Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.

  3. Воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения.

Тип урока: комбинированный; объяснение нового материала.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, в малых группах (парах).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.

Здоровьесохраняющие технологии: инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, смена физической активности, физкультминутки.

Оборудование и материалы: технические средства и программное обеспечение для демонстрации презентации о видах вышивки, ее применении в русском народном и современном костюме; образцы ручной вышивки, выполненные учащимися; раздаточный материал: инструкционно-технологические карты «Инструкция по вышивке», «Выполнение шва «вперед иголку» и «шнурок»; карточки-задания; кусочки хлопчатобумажной ткани; набор инструментов и приспособлений для вышивки (ткань для вышивки, рисунок орнамента, иглы, пяльцы, нитки мулине, ножницы, наперсток); музыкальное сопровождение – русские народные мелодии.


Ход урока

  1. Организационная часть урока (3 мин).

Учитель приветствует учеников, знакомится с ними, проверяет внешний вид и организацию рабочих мест учащихся, использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие:

  • создание психологически комфортной атмосферы общения и сотрудничества;

  • создание ситуации успеха на уроке;

  • организацию предметного содержания, соответствующего возможностям каждого ребенка;

  • определение личностного статуса в коллективной работе.

  1. Вводный инструктаж (5 мин).

  1. Сообщение темы и целей урока, связь новой темы с предыдущей.

  2. Повторение пройденного предметного материала.

Устный фронтальный опрос. Вопросы к учащимся:

  • Какие виды ручных швов вы использовали при изготовлении фартука?

  • Почему эти швы называются простейшими?

  • Где можно использовать простейшие ручные швы?

  • Что вы знаете о вышивке?

  • Для чего может использоваться вышивка?

  • Кто из вас умеет вышивать?

  1. Мотивация учащихся.

Рассказ учителя о вышивке как о древнейшем декоративно-прикладном искусстве с показом презентации и вышитых работ учащихся.

Вышивку на Руси использовали для украшения одежды.

А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла? Посмотрите на слайд: одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.

Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами. Самым распро­страненным видом праздничного голов­ного убора был ко­кошник - род плот­ной твердой ша­почки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебря­ными нитями. По­смотрите, какие они были красивые, потому что богато украшались вышивкой. Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.

Вышивкой украшали и другие вещи, например, полотенца, рушники, подушки, покрывала и т.д.

Сегодня наблюдается возвращение интереса к вышивке и мировые модельеры на модных показах демонстрируют роскошные вышитые костюмы, обувь и аксессуары.

  1. Текущий инструктаж (3 мин)

  1. Повторение техники безопасности при выполнении ручных работ.

Фронтальный опрос по технике безопасности.

  • Каким требованиям должно отвечать рабочее место для рукоделия?

  • Какие правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками и утюгом вы знаете?

  • Как правильно выбрать иглу и заправить в нее нитку?

  • Как правильно выбрать длину нити и отрезать ее?

  • Какие нитки и ткани применяются в рукоделии? для вышивания?

  • Как называется приспособление для натягивания ткани для вышивки?

  1. Для закрепления понятий, с которыми будем работать на уроке, предлагается решить головоломку. В двух столбиках расположены половинки слов, из которых нужно сложить термины, относящиеся к теме урока.


ПЯЛЬ

ВЫШИ

ПАС

КАН

ИНЕ

РОК

МЕНТ

ЛА

НИЦЫ

НАЯ




ШНУ

МУЛ

ЦЫ

ИГ

ОРНА

СЧЕТ

МА

ВА

ВКА

НОЖ

Ответ: пяльцы, вышивка, пасма, канва, мулине, шнурок, орнамент, игла, счетная, ножницы.

  1. Физкультминутка. Упражнение для мышц глаз.

Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя. Отдохнув немного, повторите то же движение в обратном направлении – налево, вниз, направо, вверх.

  1. Изучение нового материала (30 мин).

Сегодня на уроке мы с вами научимся выполнять два ручных шва «вперед иголку» и «шнурок». На следующих занятия освоим другие виды ручных швов, с помощью которых вышьем орнамент «Цветок». Этот орнамент можно использовать для изготовления салфетки, прихватки, носового платка и д.р.

1. Инструкция по выполнению вышивки (раздаточный материал на рабочих столах). Учитель знакомит учащихся с инструкцией (учащиеся читают вслух все пункты и учитель поясняет), затем демонстрирует и комментирует, а учащиеся на своих рабочих местах повторяют основные приемы работы:

  • определение нити основы и нити утка на образце ткани;

  • выбор ткани (гладкокрашенные и набивные);

  • виды ниток для рукоделия (натуральные и искусственные);

  • заправка ткани в пяльцы;

  • выбор цвета нити мулине;

  • определение длины нити и ее отрез (двойная длина локтя, под углом 45 градусов);

  • отделение 3-х нитей от пасмы мулине (работа выполняется в паре);

  • заправка нити в иголку (показывается прием заправки нити, если очень маленькое «ушко» у иглы);

  • закрепление рабочей нити на ткани в начале шва.

2.Объяснение нового материала. Шов «вперед иголку» представляет собой ряд стежков, одинакового размера, выполненных с промежутками. Это самый простой шов, применяемый в вышивке. Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм. Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку. Пропуская такое же расстояние, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т.д. стежки располагают в направлении справа налево. На изнанке ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками. Мы будем вышивать швом «вперед иголку» по рисованному контуру в один ряд, применяя нитки различных цветов, можно найти множество интересных исполнений этого шва (показ на слайде инструкционно-технологической карты по выполнению шва «вперед иголку»).

3.Практическая работа №1.

Учащиеся подходят к учителю, показывающему выполнение шва «вперед иголку» на ткани, затем на своих рабочих местах самостоятельно выполняют этот шов по нарисованному на ткани орнаменту «Цветок». При выполнении орнамента важно помнить о цветовом решении и подбирать сочетающиеся по цвету нити.

4.Физкультминутка. Упражнения для рук: сжать пальцы в кулак и с силой, напрягая каждый палец растопырить их – повторить 10 раз, используя считалку: «Вышивали, вышивали – наши пальчики устали. Сейчас немного отдохнем и опять вышивать начнем».

Объяснение нового материала. Шов «шнурок» выполняется в два приема. Сначала по контуру узора выполняются стежки шва «вперед иголку», затем иглу с ниткой (можно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводить под стежки поочередно сверху вниз и снизу вверх, то получится еще один вид шва «шнурок».

5.Практическая работа №2.

Учащиеся подходят к учителю, показывающему выполнение шва «шнурок» на ткани, затем на своих рабочих местах самостоятельно выполняют этот шов по нарисованному на ткани орнаменту «Цветок».

Для наглядности на столах учащихся лежат инструкционно-технологические карты. Учитель подходит к каждой ученице, хвалит, одобряет, помогает и проверяет:

  • все ли приступили к работе и соблюдают правила по технике безопасности;

  • правильность организации рабочего места и выполнения приемов работы;

  • натяжение ткани на пяльцах;

  • закрепление рабочей нити в начале и в конце шва;

  • осуществление самоконтроля за качеством выполнения операции;

  • скорость и качество выполнения работы.

Для осуществления контроля правильного выполнения ручных швов учитель просит учениц по очереди сделать несколько стежков на контрольном образце орнамента (происходит вовлечение в творческую коллективную работу).

Во время выполнения самостоятельной практической работы звучит русская народная песня. На Руси вышивальщицы – рукодельницы всегда мелодично пели за работой.

После выполнения заданного объема работы необходимо снять ткань с орнаментом и отутюжить.

  1. Итоги урока (3-5 мин).

  1. Общие выводы по теме урока (делают учащиеся). Учитель добавляет, что все учащиеся качественно выполнили работу, соблюдали правила техники безопасности и правильно организовали свое рабочее место.

  2. Разбор допущенных ошибок.

  3. Демонстрация лучших работ. Девочек, которые лучше всех справились с ручной работой сегодня, мы награждаем медалью «Юная вышивальщица» (с выставлением оценки «отлично» в журнал и дневник).

  4. Демонстрация коллективной работы (из отдельных стежков ручными швами «вперед иголку» и «шнурок» получился орнамент в виде цифры «5»). Все молодцы!

  5. Домашнее задание: кто не закончил орнамент ручными швами – доделать дома к следующему уроку, а кто справился с работой полностью – сделать еще один круг орнамента на образце в данной технике вышивания.

  6. Уборка рабочего места. Инструменты и приспособления сложить в рабочие коробки, собрать обрезки ниток.

  7. Всем спасибо! До свидания!



Самоанализ урока технологии в 5 классе

по теме: «Выполнение простейших ручных швов»

учителя технологии Гагаевой Л.И.

15.03.2011г.
Тема урока: « Выполнение простейших ручных швов».

Раздел « Рукоделие. Технология выполнения простейших ручных швов», на предыдущих уроках закончена работа по выполнению готового изделия «Фартук» с применением некоторых видов простейших ручных швов.

Цель урока: ознакомить учащихся с видами простейших ручных швов и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Задачи урока:

  1. Сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов «вперед иголку» и «шнурок», обучить выполнению задания по образцу, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

  2. Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.

  3. Воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения.

Тип урока: комбинированный; объяснение нового материала.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, в малых группах (парах).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.

Здоровьесохраняющие технологии: инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, смена физической активности, физкультминутки.

Урок проводился в специально оборудованной швейной мастерской.

По типу урок является комбинированным занятием с присущими ему этапами:

  • Оргмомент

  • Актуализация полученных знаний

  • Повторение пройденного материала (проверка домашнего задания)

  • Изучение нового материала (теоретическая часть)

  • Изучение нового материала (практическая часть)

  • Закрепление нового материала

  • Домашнее задание

  • Итоги урока, рефлексия

Считаю, что комбинированный тип занятия соответствует данной теме. В соответствии с современными требованиями проведения уроков по технологии 30% времени отведено на теорию и 70% на практическую работу.

К проведению занятия все было подготовлено – план урока, презентация, необходимые инструменты, приспособления и материалы, инструкционно-технологические карточки, карточки-задания. У учащихся правильно организованы рабочие места.

Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу был логичный. Актуализация прежде полученных знаний была направлена на то, чтобы показать их необходимость сегодня на уроке, а также психологически подготовить учащихся к изучаемой теме. Это дало мне возможность оценить и степень готовности учащихся к восприятию нового для них материала.

Учащимся была сообщена тема и цель урока. Для организации внимания использовалась презентация с показом слайдов, инструкционно-технологические карточки, готовые вышитые изделия.

Объяснение новой темы проходит с показом наглядности (вышитых изделий, выполненных учащимися и подготовленной презентацией), а также с практическим показом приемов работы по выполнению простейших ручных швов. В практической части урока проводилась самостоятельная работа учащихся по выполнению орнамента в технике простейших ручных швов «вперед иголку» и «шнурок», в заключительной части урока был подведен итог занятия и закрепление новой темы.

Формирование новых знаний учащихся проводилось методом рассказа и беседы, а получение новых навыков путем самостоятельной практической деятельности при консультационной помощи учителя. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы оптимальный. Учебный материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока и согласно возрастным особенностям детей.

Вопросы и задания способствовали более глубокому усвоению материала. Учащиеся научены работать самостоятельно, осуществляя самоконтроль.

Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме.

Текущий инструктаж. Все учащиеся вовлечены в практическую работу, следят за соблюдением правил техники безопасности, рабочее место организованно.

Практическая работа выполнялась под наблюдением учителя, замечания при неправильном выполнении простейших ручных швов «вперед иголку» и «шнурок» и нарушении правил техники безопасности делались своевременно.

Закрепление знаний проводилось в ходе опроса, показало хорошее усвоение учащимися изученного материала.

Уборка рабочих мест проводилась всеми учащимися и дежурными (уборка класса).

При проведении итога урока все учащиеся получили домашнее задание ( с пояснениями выполнения), лучшие ученицы получили оценки, которые прокомментированы с показом проделанной работы.

Цель урока достигнута, поставленные задачи выполнены. Время урока распределено рационально и занятие проведено по намеченному плану.

Про учащихся можно сказать, что они хорошо подготовлены, активно проявили себя, показали знания по предыдущей теме и усвоили новые знания, научились самостоятельно выполнять простые ручные швы, с ними приятно было работать.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» iconУрок по швейному делу тема «Выполнение машинных швов»
Цель урока: закрепить знания учащихся по выполнению машинных швов, необходимых при изготовлении швейных изделий; выполнять швы с...
Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Выполнение учащимися ручных швов и применение его в быту (обработка краевых срезов, наложение заплатки и т д.)
Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: Проектор (презентация «Виды машинных швов»), рабочая тетрадь, швейные машины, технологические карты выполнения швов...
Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Расширение представлений учащихся о применении ручных швов в практической деятельности
Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» iconУрок по теме «Одноклеточные животные»
Цели урока: учащиеся должны выделять признаки простейших, особенности строения простейших, уметь находить сходства в строении одноклеточных...
Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» iconУрок по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений с применением икт"
Проверка знаний учащимися формул корней простейших тригонометрических уравнений и умений решать тригонометрические уравнения
Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Виды ручных швейных работ. Инструменты и принадлежности. Правила тб при выполнении ручных швейных работ. Виды ручных...
Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» iconУрок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения»
Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме
Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» iconУрок геометрии в 7 классе общеобразовательной школы по теме «Основные...
Дисциплина «Теория графов» является дисциплиной цикла дпп. В. 00 – Дисциплины предметной подготовки (курсы по выбору)
Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» iconУрок географии в 7 классе по теме «Южная Америка» Урок по теме «Южная Америка»
Дидактическая цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Южная Америка» на основе технологии группового...
Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подбор игл и ниток. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Технология выполнения простейших швов
Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» iconУрок производственного обучения По теме «шпатлевание швов и отверстий...
Задача мастера производственного обучения обеспечить прочное овладение обучающимися практических навыков, развить у них умение эффективно...
Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» iconУрок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука»
Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы»
Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» iconПлан-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: «Выполнение...
Познакомить учащихся с техникой выполнения декоративного панно в стиле изонить и приступить к практическому выполнению задания
Урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов» iconУрок математики в 4 классе по теме «Нумерация многозначных чисел»
Выполнение заданий иоуп – 20 мин. (Проводится индивидуальная работа по выполнению заданий)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск