Скачать 79.72 Kb.
|
Урок русского языка в 5 «А» классе Урок второго этапа учебной деятельности – осознание генезиса способов деятельности (Эксперимент «Проектирование комптентностно - ориентированной образовательной среды) Тема: Повторение изученного в 5 классе. Орфограммы в приставках и корнях слов. Цель: Повторить и систематизировать сведения о группах приставок и отрабатывать следующие умения: отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне слова; отличать приставки на З/С от приставки С-; применять правило написания слов с приставками на З/С; применять орфографические правила при написании корней с безударными и чередующимися гласными, а также с непроизносимыми и «сомнительными» согласными. Ход урока: I.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок русского языка на тему: « Повторение. Орфограммы в приставках и корнях слов». Запишите в тетрадях число с доски, тему урока. - С каким разделом науки о языке связан выбор орфограмм в приставках и корнях слов? Если знаешь части слова, ты напишешь их толково! II.Повторение об орфограммах в приставках и корнях слов. -На какие группы делим приставки русского языка? (I -- пред-, пере-, в-/во-, об-/ обо-, под-/ подо-, над-/ надо-, с-/ со-, от-/ ото-, о-, до-, по-, про-, за-, на-; II – раз-/рас-, без-/бес-, из-/ис-, вз-/вс-, воз-/вос-, низ-/нис-; III – пре-/при-) 1.Заполним таблицу примерами из данных ниже словосочетаний. Графически обозначим приставки. В каких случаях приставки на согласный пишутся не так, как слышатся?
Грустное предположение, подросли на грядке, чуткий росток, сберечь здание, опасный возраст, раскрыть секрет, решётчатые окна, обтянуть холстом, прекрасная картина, здешний старожил, вкладывать душу, переделывать работу, испечь пирог, принять помощь, беззащитное существо, шёлковый занавес, цирковой номер, бесстрашный милиционер, цыганский хор, панцирь черепахи, безвкусный завтрак, лёгкий шорох. Проверь!
2.Нам встретились слова с орфограммами не только в приставках, но и в корнях слов. Перечислите их. Заполним следующую таблицу.
Проверь!
Археологи. Многие вещи наших предков згарели, истлели, згнили, расыпались в пыль. Человек безаботно выкидывал разбитую торелку, источенный нож. Но не все исчизает бесследно: раскопки археологов напаминают об ушедших эпохах. (Ключ. 7 ошибок: сгорели, сгнили, рассыпались, беззаботно, тарелку, исчезает, напоминают)
Мы с товар..щем предпол..гали выехать до ра..света, но выехали по..дно. Со..нце подн..малось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В ст..пи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Со..нце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Т..жёлое путешествие под..шло к концу.
в «очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали. (Оценка)
приставка в «сосуде» хранится надежно, суффикс в «гудении» ясно услышишь, вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение)
Суффикс в «собрании» встретится вскоре, В слове «рассказ» вы приставку найдете, В целом – по мне на уроки пойдете. (Расписание)
Например: а) В2. Из предложения 26 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне. -(26)А ветеринар – неплохая специальность! – кричит за стенкой отец. б) В3. Из предложений 5-8 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (5)На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты…(6) Почему я такой, что сам себя не могу понять?» (7)И Серёжка спрашивает отца: - (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором? в) А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
г) А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? 1) пр..успевать, пр..плести, пр..рывание 2) о..гадать, по..кидывать, на..кусить 3) и..ношенный, бе..брежный, ра..жечь 4) раз..скивая, без..сходный, по..грать III. Итог урока. Рефлексия. -С какими морфемами мы работали на уроке? -Как пишутся приставки I группы? Каким правилом воспользуетесь для написания приставок II группы? -Какие орфограммы могут встретиться в корне? -Как проверить безударную гласную в корне? -Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в корне с чередующейся гласной? Раздаточный материал к уроку русского языка в 5 «А» классе на тему: «Повторение. Орфограммы в приставках и корнях слов». Задание 1.
Заполним таблицу примерами из данных ниже словосочетаний. Графически обозначим приставки. В каких случаях приставки на согласный пишутся не так, как слышатся? Грустное предположение, подросли на грядке, чуткий росток, сберечь здание, опасный возраст, раскрыть секрет, решётчатые окна, обтянуть холстом, прекрасная картина, здешний старожил, вкладывать душу, переделывать работу, испечь пирог, принять помощь, беззащитное существо, шёлковый занавес, цирковой номер, бесстрашный милиционер, цыганский хор, панцирь черепахи, безвкусный завтрак, лёгкий шорох. Задание 2. Нам встретились слова с орфограммами не только в приставках, но и в корнях слов. Перечислите их. Заполним следующую таблицу.
Задание 3. Записать текст, исправляя ошибки. Археологи. Многие вещи наших предков згарели, истлели, згнили, расыпались в пыль. Человек безаботно выкидывал разбитую торелку, источенный нож. Но не все исчизает бесследно: раскопки археологов напаминают об ушедших эпохах. Задание 4.Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы в приставках и корнях слов. Мы с товар..щем предпол..гали выехать до ра..света, но выехали поз..но. Со..нце поднималось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В ст..пи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Со..нце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Т..жёлое путешествие под..шло к концу. Задание 5. Грамматические шарады:
в «очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали. ( … )
приставка в «сосуде» хранится надежно, суффикс в «гудении» ясно услышишь, вместе – на темы различные пишешь. ( … )
Суффикс в «собрании» встретится вскоре, В слове «рассказ» вы приставку найдете, В целом – по мне на уроки пойдете. ( … ) Задание 6. Знание изученных орфограмм поможет вам не только в решении занимательных задач, но и в более серьёзной работе: в подготовке к экзаменам. Например: а) В2. Из предложения 26 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне. -(26)А ветеринар – неплохая специальность! – кричит за стенкой отец. б) В3. Из предложений 5-8 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (5)На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты…(6) Почему я такой, что сам себя не могу понять?» (7)И Серёжка спрашивает отца: - (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором? в) А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
г) А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? 1) пр..успевать, пр..плести, пр..рывание 2) о..гадать, по..кидывать, на..кусить 3) и..ношенный, бе..брежный, ра..жечь 4) раз..скивая, без..сходный, по..грать |
Руководство по усвоению учебного содержания уэ-0 Тема урока «Повторение... Конспект модульного урока по русскому языку в 9 классе по теме «Повторение изученного о бессоюзном сложном предложении» | Урок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие» Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок... | ||
Урока Тематика урока Техника безопасности и организация рабочего места. Повторение изученного в 6 классе | Календарно- темматическое планирование уроков русского языка в 6 классе № Русский язык- один из развитых языков мира. Повторение изученного. Фонетика. Орфография | ||
Тема: «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе». Цели урока Совета по сохранению исторически ценных градоформирующих объектов исторических поселений Вологодской области | Урок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное" Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе (урок №57) | Конспект открытого урока в 6 классе «Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место в системе уроков: первый урок по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вводный урок. Постановка задач на учебный год Повторение изученного в 4 классе. Времена года и погода | ||
Урок-квн в 10 ом классе по алгебре и началам анализа Тема урока:... Повторение и закрепление изученного материала по теме урока в процессе выполнения заданий | Название работы: «Разработка урока по русскому языку с применением... Муниципальное общеобразовательное учреждение — основная общеобразовательная школа №3 города Асино | ||
Урок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного... Целью семинара является обсуждение и проработка лучших мировых практик и современных моделей реализации проектного подхода в инженерном... | Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Повторение изученного... Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение... | ||
Повторение изученного в 5-7 классах | Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию... Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., по которой составлена рабочая программа по русскому языку в 9 классе. Урок... |