Урока: Обучающие





Скачать 70.52 Kb.
НазваниеУрока: Обучающие
Дата публикации31.08.2014
Размер70.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Богородицкая СОШ» Смоленского района




Сжатое изложение

и

способы его сжатия

8 класс


Ипатова Р.М., учитель русского языка

и литературы МБОУ «Богородицкая СОШ»

Смоленского района
2012 -2013 учебный год
Тема урока: «Сжатое изложение и способы его сжатия» (2 часа)

Класс: 8 класс

Тип урока: урок развития речи

Цели урока:

Обучающие:

  1. Вспомнить ранее изученные сведения по данной теме.

  2. Выявить и уяснить основные способы сжатия текста.

  3. Сформировать умение сжимать материал, строить собственный текст (изложение) в соответствии с требованиями логичности, последовательности, связности.




  1. Формировать орфографическую компетентность обучающихся.

Развивающие:

  1. Развитие речи

- Обогащение  речи обучающихся  на примере текста Михайлова.

- Понимание выразительных средств, использованных в тексте.

  1. Развитие мышления

- Развитие практического умения работать с текстом, самостоятельности мышления школьников

  1. Развитие творческих способностей, образного мышления

  2. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.

Воспитательные

  1. Воспитание любви к русскому языку, литературе.

  2. Воспитание нравственных качеств: бережного отношения к природе родного края.

Оборудование: текст А. Михайлова; слайд таблицы «Способы сжатия текста».

Ход урока.

I этап урока.

Формулирование обучающимися темы урока и его задач.

Учитель: Главная цель наших уроков – подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку. Один из этапов - научиться писать сжатое изложение.

Вы не раз писали изложения, но чаще всего это были подробные и выборочные изложения.

- В чём разница между подробным и сжатым изложением?

- Как вы понимаете, что значит сжатое изложение?

- Как вы думаете, какие способы сжатия текста существуют или вы знаете?

- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

- Какие задачи мы ставим перед собой?

II этап урока.

Информация о том, что такое сжатое изложение, каковы степени сжатия и способы сжатия текста.

Сжатое изложение – это особый вид пересказа текста, основной задачей которого является умение передавать главную информацию в краткой обобщённой форме.

Существуют степень сжатия и способы сжатия текста.

- Что такое степень сжатия текста?

Рассмотрим таблицу (слайд таблицы на экране)

«Степень и способы сжатия текста»

Степень сжатия – это сокращение исходного текста, его объёма. Степень сжатия может быть различной:



Способы сжатия текста

- при сокращении исключаются только незначительные детали, попутные замечания автора, стиль автора при этом сохраняется;



1) исключение подробностей, деталей;

- текст сокращается в значительной степени, воспроизводится самое основное в общих чертах;




2) обобщение конкретных, единичных явлений;

При сокращении текста может быть проведена замена

- однородных членов обобщающим словом;

- сложного предложения – простым;

- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

- прямой речи – косвенной и т.д.



3) Замена единичных понятий общим понятием или выражением

- текст может быть сокращён до одного предложения, выражающего главную мысль исходного текста.



4) сочетание исключения и обобщения и т. д.




- Чтобы исключить подробности, детали, что нужно сделать?

Необходимо выделить главное (существенное)

с точки зрения основной мысли текста и детали

(подробности), затем убрать детали, объединить

существенное и составить новый текст.

- Как действуем при обобщении конкретных, единичных явлений?

При обобщении материала вычленяем единичные

факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой

передачи и составляем новый текст.

- Что можно заменить и чем?

- Что мы должны передать в каждой части текста?

Внутри каждой части вычленяем микротему.

III этап урока.

Работа с текстом А. Михайлова (текст на парте каждого ученика).
1. Чтение текста.

Задача учеников – определить тему и основную мысль текста.

Природа и человек, человек и природа – эта вечная тема искусства владеет Виктором Астафьевым чуть ли не с самых первых шагов его творческой жизни (а в человеческом, гражданском плане, очевидно, и того раньше). Самые любимые его герои, начиная с бабушки Екатерины Петровны («Последний поклон»), несут в себе трепетное ощущение живого мира природы, и она в свою очередь как бы отражается в людях своей свежестью, чистотою, первозданностью.

Природа в произведениях Астафьева оживает как мера гармонии. Он удивительно тонко чувствует её, видит во всех подробностях. Впрочем, зависимость тут скорее обратная: наблюдая жизнь природы в самых разнообразных её проявлениях, писатель ощущает разумность её бытия и всё больше проникается этим ощущением. Вот почему однажды он убеждённо и страстно воскликнет: «Зла не должно быть в таком прекрасном, в таком тихом и чистом мире!» (Заметим попутно, что в борьбу со злом, нарущающим гармонию природы, он яростно вступит позднее, в «Царь - рыбе»).

Виктора Астафьева отличает умение щедро вводить пейзаж в повествование. Сибирская природа в описаниях Астафьева становится действующим, активным компонентом художественного целого, она на редкость многолика, многокрасочна и многозвучна, она не тормозит, а, наоборот, движет повествование, сообщает ему особую эмоциональность.

А.Михайлов

2. Работа с текстом:

- Какова тема прослушанного текста?

- Какое высказывание указывает на основную мысль?

- Какие слова и словосочетания являются ключевыми для понимания основной мысли?

- Определите стиль и тип речи данного текста.

- Какие средства выразительности использует автор в данном тексте?

3. Работа со словом и словарём:

- Как вы понимаете значение слова «первозданность»? Найдите значение этого слова в толковом словаре.

Первозданный 1. Существовавший ранее всего остального. Первозданный хаос. 2. Нетронутый, неизменный. Первозданная тишина.

- В каком значении употреблено это слово в данном тексте?

- Объясните значение слова «компонент», в случае затруднения обратитесь к словарю. Запомните написание этого слова.

Компонент – составная часть чего-либо.

- Определите микротемы каждого абзаца. Подчеркните в тексте ключевые слова и словосочетания.

4. Оформление таблицы «Информация о тексте для сжатого изложения».

Задание: заполнить таблицу, обозначив микротемы и выписав ключевые слова и словосочетания (работа в парах).

 № абзаца


Микротема


Ключевые слова и словосочетания

1.

Вечная тема искусства

Природа и человек, человек и природа, вечная тема искусства, живой мир природы.

2.

«Зла не должно быть в таком прекрасном, в таком тихом и чистом мире!»

Оживает как мера гармонии; прекрасный, тихий и чистый мир.

3.

Сибирская природа в описаниях Астафьева.

Многолика, многокрасочна и многозвучна.


- Работая над текстом, какими способами сжатия мы пользовались?

- Пользуясь способами компрессии, составьте сжатое изложение.
IV этап урока.

Пересказ сжатого текста и написание изложения.

Задание: озаглавьте текст и напишите сжатое изложение, используя материалы составленной таблицы.

Сжатое изложение.

Вечная тема искусства.

Природа и человек, человек и природа – эта вечная тема искусства владеет Виктором Астафьевым. Его любимые герои несут в себе трепетное ощущение живого мира природы.

Природа в произведениях Астафьева оживает как мера гармонии. Наблюдая жизнь природы, писатель ощущает разумность её бытия. Однажды он страстно воскликнет: «Зла не должно быть в таком прекрасном, в таком тихом и чистом мире!»

Сибирская природа в описаниях Астафьева становится активным компонентом художественного целого, она многолика, многокрасочна и многозвучна, она движет повествование.

V этап урока. Проверка и обсуждение написанного изложения.

VI. Итог урока. Домашнее задание

- Сведения, полученные на уроке, и действия, которые мы выполняли, могут вам пригодиться?

- Что даёт нам знание способов сжатия текста? Где мы можем воспользоваться полученными сведениями?

Домашнее задание: закрепить полученные знания, работая над сжатием предложенного вам текста (дан текст для самостоятельной работы дома).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Обучающие – ввести понятие иррациональных уравнений, рассмотреть методы их решения
Урока: Обучающие iconУрока. Обучающие
Обучающие вспомнить вместе с учащимися об имени сущ., систематизировать сведения об этой части речи
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Обучающие: систематизировать лексические, грамматические знания и совершенствовать речевые умения и навыки учащихся по теме «Защита...
Урока: Обучающие iconУрок-игра по математике во 2-м классе на тему: "Овощной город" Тип...
Обучающие: закреплять умение выполнять действия в пределах 1000, знание нумерации чисел в данных пределах, умение анализировать и...
Урока: Обучающие iconКонспект урока тема урока: Гласные после шипящих Цель урока: обобщить...
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, Интернет
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации
Урока: Обучающие iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Цель урока: Научить активно использовать лексику, необходимую при обсуждении этических проблем
Урока: Обучающие iconУрока: обучающие
Организационный этап – 2 мин: проверка наличия учащихся на уроке, сообщение им темы и целей урока
Урока: Обучающие iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Урока: Обучающие iconКонспект урока в 1-а классе Тема: «Звуки и буква К» Цели урока: Коррекционно-обучающие
Мбоу сош №2 им. А. М. Мирзагитова с. Кандры муниципального района Туймазинский район рб
Урока: Обучающие iconКонспект урока в 10 классе по теме «Таблицы в текстовом редакторе word» Цели урока: Обучающие
Оборудование: Текстовый редактор Word, программа презентаций Power Point, мультимедиа проектор
Урока: Обучающие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью урока является стимулирование интереса учащихся к изучению английского языка. В ходе урока учитель решает обучающие, развивающие...
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
По типу познавательной деятельности ученика – проблемный (побуждающий, частично-поисковый)
Урока: Обучающие iconТема урока: Окислительно-восстановительные реакции. Составление овр...
Обучающие: обеспечение формирования понятий “окислительно-восстановительная реакция”, “окисление”, “восстановление”, “окислитель”,...
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Коллективная работа над содержанием текста письма. (Составление примерной вступительной части и концовки )


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск