Скачать 70.52 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Богородицкая СОШ» Смоленского района Сжатое изложение и способы его сжатия 8 класс Ипатова Р.М., учитель русского языка и литературы МБОУ «Богородицкая СОШ» Смоленского района 2012 -2013 учебный год Тема урока: «Сжатое изложение и способы его сжатия» (2 часа) Класс: 8 класс Тип урока: урок развития речи Цели урока: Обучающие:
Развивающие:
- Обогащение речи обучающихся на примере текста Михайлова. - Понимание выразительных средств, использованных в тексте.
- Развитие практического умения работать с текстом, самостоятельности мышления школьников
Воспитательные
Оборудование: текст А. Михайлова; слайд таблицы «Способы сжатия текста». Ход урока. I этап урока. Формулирование обучающимися темы урока и его задач. Учитель: Главная цель наших уроков – подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку. Один из этапов - научиться писать сжатое изложение. Вы не раз писали изложения, но чаще всего это были подробные и выборочные изложения. - В чём разница между подробным и сжатым изложением? - Как вы понимаете, что значит сжатое изложение? - Как вы думаете, какие способы сжатия текста существуют или вы знаете? - Попробуйте сформулировать тему нашего занятия. - Какие задачи мы ставим перед собой? II этап урока. Информация о том, что такое сжатое изложение, каковы степени сжатия и способы сжатия текста. Сжатое изложение – это особый вид пересказа текста, основной задачей которого является умение передавать главную информацию в краткой обобщённой форме. Существуют степень сжатия и способы сжатия текста. - Что такое степень сжатия текста? Рассмотрим таблицу (слайд таблицы на экране) «Степень и способы сжатия текста»
- Чтобы исключить подробности, детали, что нужно сделать? Необходимо выделить главное (существенное) с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. - Как действуем при обобщении конкретных, единичных явлений? При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст. - Что можно заменить и чем? - Что мы должны передать в каждой части текста? Внутри каждой части вычленяем микротему. III этап урока. Работа с текстом А. Михайлова (текст на парте каждого ученика). 1. Чтение текста. Задача учеников – определить тему и основную мысль текста. Природа и человек, человек и природа – эта вечная тема искусства владеет Виктором Астафьевым чуть ли не с самых первых шагов его творческой жизни (а в человеческом, гражданском плане, очевидно, и того раньше). Самые любимые его герои, начиная с бабушки Екатерины Петровны («Последний поклон»), несут в себе трепетное ощущение живого мира природы, и она в свою очередь как бы отражается в людях своей свежестью, чистотою, первозданностью. Природа в произведениях Астафьева оживает как мера гармонии. Он удивительно тонко чувствует её, видит во всех подробностях. Впрочем, зависимость тут скорее обратная: наблюдая жизнь природы в самых разнообразных её проявлениях, писатель ощущает разумность её бытия и всё больше проникается этим ощущением. Вот почему однажды он убеждённо и страстно воскликнет: «Зла не должно быть в таком прекрасном, в таком тихом и чистом мире!» (Заметим попутно, что в борьбу со злом, нарущающим гармонию природы, он яростно вступит позднее, в «Царь - рыбе»). Виктора Астафьева отличает умение щедро вводить пейзаж в повествование. Сибирская природа в описаниях Астафьева становится действующим, активным компонентом художественного целого, она на редкость многолика, многокрасочна и многозвучна, она не тормозит, а, наоборот, движет повествование, сообщает ему особую эмоциональность. А.Михайлов 2. Работа с текстом: - Какова тема прослушанного текста? - Какое высказывание указывает на основную мысль? - Какие слова и словосочетания являются ключевыми для понимания основной мысли? - Определите стиль и тип речи данного текста. - Какие средства выразительности использует автор в данном тексте? 3. Работа со словом и словарём: - Как вы понимаете значение слова «первозданность»? Найдите значение этого слова в толковом словаре. Первозданный 1. Существовавший ранее всего остального. Первозданный хаос. 2. Нетронутый, неизменный. Первозданная тишина. - В каком значении употреблено это слово в данном тексте? - Объясните значение слова «компонент», в случае затруднения обратитесь к словарю. Запомните написание этого слова. Компонент – составная часть чего-либо. - Определите микротемы каждого абзаца. Подчеркните в тексте ключевые слова и словосочетания. 4. Оформление таблицы «Информация о тексте для сжатого изложения». Задание: заполнить таблицу, обозначив микротемы и выписав ключевые слова и словосочетания (работа в парах).
- Работая над текстом, какими способами сжатия мы пользовались? - Пользуясь способами компрессии, составьте сжатое изложение. IV этап урока. Пересказ сжатого текста и написание изложения. Задание: озаглавьте текст и напишите сжатое изложение, используя материалы составленной таблицы. Сжатое изложение. Вечная тема искусства. Природа и человек, человек и природа – эта вечная тема искусства владеет Виктором Астафьевым. Его любимые герои несут в себе трепетное ощущение живого мира природы. Природа в произведениях Астафьева оживает как мера гармонии. Наблюдая жизнь природы, писатель ощущает разумность её бытия. Однажды он страстно воскликнет: «Зла не должно быть в таком прекрасном, в таком тихом и чистом мире!» Сибирская природа в описаниях Астафьева становится активным компонентом художественного целого, она многолика, многокрасочна и многозвучна, она движет повествование. V этап урока. Проверка и обсуждение написанного изложения. VI. Итог урока. Домашнее задание - Сведения, полученные на уроке, и действия, которые мы выполняли, могут вам пригодиться? - Что даёт нам знание способов сжатия текста? Где мы можем воспользоваться полученными сведениями? Домашнее задание: закрепить полученные знания, работая над сжатием предложенного вам текста (дан текст для самостоятельной работы дома). |
Урока: Обучающие Обучающие – ввести понятие иррациональных уравнений, рассмотреть методы их решения | Урока. Обучающие Обучающие вспомнить вместе с учащимися об имени сущ., систематизировать сведения об этой части речи | ||
Урока: Обучающие Обучающие: систематизировать лексические, грамматические знания и совершенствовать речевые умения и навыки учащихся по теме «Защита... | Урок-игра по математике во 2-м классе на тему: "Овощной город" Тип... Обучающие: закреплять умение выполнять действия в пределах 1000, знание нумерации чисел в данных пределах, умение анализировать и... | ||
Конспект урока тема урока: Гласные после шипящих Цель урока: обобщить... Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, Интернет | Урока: Обучающие Тип урока: урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации | ||
Урок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья» Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным... | Урока: Обучающие Цель урока: Научить активно использовать лексику, необходимую при обсуждении этических проблем | ||
Урока: обучающие Организационный этап – 2 мин: проверка наличия учащихся на уроке, сообщение им темы и целей урока | Конспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель... Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический) | ||
Конспект урока в 1-а классе Тема: «Звуки и буква К» Цели урока: Коррекционно-обучающие Мбоу сош №2 им. А. М. Мирзагитова с. Кандры муниципального района Туймазинский район рб | Конспект урока в 10 классе по теме «Таблицы в текстовом редакторе word» Цели урока: Обучающие Оборудование: Текстовый редактор Word, программа презентаций Power Point, мультимедиа проектор | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью урока является стимулирование интереса учащихся к изучению английского языка. В ходе урока учитель решает обучающие, развивающие... | Урока: Обучающие По типу познавательной деятельности ученика – проблемный (побуждающий, частично-поисковый) | ||
Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции. Составление овр... Обучающие: обеспечение формирования понятий “окислительно-восстановительная реакция”, “окисление”, “восстановление”, “окислитель”,... | Урока: Обучающие Коллективная работа над содержанием текста письма. (Составление примерной вступительной части и концовки ) |