Скачать 76.43 Kb.
|
Иррациональные уравнения Цели урока:
Тип урока: комбинированный. Урок рассчитан на 1час 30 мин. Оборудование: Презентация к уроку (Презентация), карточки для самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3) Ход урока 1. Организационный момент Взаимное приветствие; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид); организация внимания. Учитель сообщает учащимся тему урока, цели (слайд 2) и поясняет, что во время урока будет использоваться тот раздаточный материал, который находится на партах. 2. Устная работа (слайд 3)
х≥6 х>0 х>-2 х≥0 Из последнего промежутка найти наименьшее положительное целое число (1)
х=1 нет корней нет корней
Решение уравнений Х3=8 Х= Х= Х3=-8 Нет корней Х= Применение формул сокращённого умножения (х+2)2=х2-4х+4 (3х+2)2= 3х2+12х+4 (2y-4)2=4y- 16y
Числом какого вида является ? ( - иррациональное число) 3. Историческая справка. (слайд 8) А сейчас небольшая историческая справка, (выходит учащийся и рассказывает наизусть): История иррациональных чисел восходит к удивительному открытию Пифагорийцев ещё в VI веке до н.э. А началось все с простого, казалось бы вопроса – каким числом выражается длина диагонали квадрата со стороной 1? Пифагорийцы доказали, что – нельзя выразить отношением некоторых целых чисел m и n– по их мнению вообще не было числом. Открыв новый математический объект они пришли в полное замешательство. В основе всеобщей гармонии мира, считали они, должны лежать целые числа и их отношения. Никаких других чисел они не знали. И вдруг эта гармония рушится – существуют величины, которые отношением целых чисел, в принципе – не являются. В переводе с латыни “irrationalis” – “неразумный”. Любопытно, что в средневековой Европе наряду с “irrationalis” в ходу был еще и другой термин “surdus” – “глухой” или “немой”. Судя по такому названию, математикам средневековья иррациональные числа представлялись чем-то настолько “неразумным”, что “ни высказать, ни выслушать”. Удивление и досада, с которыми древние математики в начале восприняли иррациональные числа, впоследствии, сменились интересом и пристальным вниманием к новым математическим объектам. 4. Изучение нового материала. Вот и мы сейчас с таким же интересом и вниманием обратимся не к иррациональным числам, но к иррациональным уравнениям. Открываем тетради, записываем тему урока: “Иррациональные уравнения». (слайд 9) ( слайд 10) Определение: Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными. Выбрать иррациональное уравнение: (Приложение 1) Решите уравнение (слайд 11) 2x+1=9 x=4 Решите уравнение: (слайд 12) 2х-5=4х-7 х=1 Проверим, верно ли мы решили уравнение. Проверка: не существует Значит, х=1 посторонний корень Ответ: решений нет. Вернёмся к первому уравнению и выполним проверку (вдруг тоже посторонний корень) (слайд13) 2x+1=9 x=4 Проверка: 3=3 верно Ответ: х=4 Мы решили два иррациональных уравнения, применяя один и тот же приём. Какой? (Возвели обе части уравнения в квадрат, т.к. корень квадратный). Такой метод называется методом возведения в квадрат. (слайд 14). Запишем в тетрадь этот алгоритм. Метод возведения в квадрат
5. Закрепление. Решите уравнение. (задание №1 из Приложения 2) (ученик у доски) Уединим корень -3х+3=х2-2х+1 Х2+х-2=0 D=9, х1=1, х2=-2 Проверка: х=1 0=0 верно х=-2 3=-3 неверно ответ: х=1 Решите уравнение самостоятельно: (задание №2 из Приложения 2) Проверить уравнение по слайду 15. 5х-16=х2-4х+4 х2-9х+20=0 D=1, х1=5, х2=4 Проверка: х=5 3=3 верно х=4 2=2 верно Ответ: х1=5, х2=4 Физкультминутка (слайд 16-19) Решите уравнение (задание №3 из Приложения 2) В какую степень нужно возвести обе части уравнения? (в третью, т.к. корень третьей степени) Решают самостоятельно, потом ученик пишет на доске своё решение. Х2-28=8 Х2=36 Х=±6 Можно ли обойтись без проверки? (Да, т.к. корень нечётной степени существует из любого числа) (слайд 20) Возведение в чётную степень из неверного равенства может сделать верное, например, 1=-1 неверно (1)2=(-1)2 верно При возведении в нечётную степень такого не произойдёт, т.к. преобразования равносильные. Поэтому, (слайд 21)при возведении обеих частей уравнения
Решите уравнение самостоятельно с последующей проверкой (задание №4 из Приложения 2) (слайд22) Х+12=64 Х=52 Если квадратных корней в иррациональном уравнении много, то приходится возводить в квадрат несколько раз. Решите уравнение на доске (задание №5 из Приложения 2) Х2-44х+84=0 D=1600 х1=42, х2=2 Проверка: х=42 посторонний корень 18=0 неверно Х=2 0=0 верно Ответ: х=2 Решите уравнение самостоятельно с последующей проверкой (задание №6 из Приложения 2): (слайд 23-24) х-4=0 х=4 Проверка: х=4 1=1 верно Ответ: х=4 Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, используя равносильные переходы. (слайд 25) (задание №7 из Приложения 2) посторонний корень Ответ: х=11 Проверка не нужна, т.к. все преобразования были равносильными. Решите уравнение, используя равносильные переходы, самостоятельно с последующей проверкой (задание №8 из Приложения 2) (слайд26) посторонний корень Ответ: х=8 6.Проверочная работа (Приложение 3) (слайд 27) Карта ответов к тесту (слайд28)
6. Итоги урока С какими уравнениями вы познакомились на уроке? (с иррациональными) Какими методами вы решали иррациональные уравнения? (метод возведения в степень корня, метод равносильных преобразований) Когда нужно делать проверку корней иррационального уравнения? (при возведении в чётную степень) 7.Домашнее задание (Приложение 1) (слайд 29) Решить все иррациональные уравнения с Карточки 1 8.Рефлексия (слайд 30) |
Урока. Обучающие Обучающие вспомнить вместе с учащимися об имени сущ., систематизировать сведения об этой части речи | Урока: Обучающие Обучающие: систематизировать лексические, грамматические знания и совершенствовать речевые умения и навыки учащихся по теме «Защита... | ||
Урок-игра по математике во 2-м классе на тему: "Овощной город" Тип... Обучающие: закреплять умение выполнять действия в пределах 1000, знание нумерации чисел в данных пределах, умение анализировать и... | Конспект урока тема урока: Гласные после шипящих Цель урока: обобщить... Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, Интернет | ||
Урока: Обучающие Тип урока: урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации | Урок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья» Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным... | ||
Урока: Обучающие Цель урока: Научить активно использовать лексику, необходимую при обсуждении этических проблем | Урока: обучающие Организационный этап – 2 мин: проверка наличия учащихся на уроке, сообщение им темы и целей урока | ||
Конспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель... Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический) | Конспект урока в 1-а классе Тема: «Звуки и буква К» Цели урока: Коррекционно-обучающие Мбоу сош №2 им. А. М. Мирзагитова с. Кандры муниципального района Туймазинский район рб | ||
Конспект урока в 10 классе по теме «Таблицы в текстовом редакторе word» Цели урока: Обучающие Оборудование: Текстовый редактор Word, программа презентаций Power Point, мультимедиа проектор | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью урока является стимулирование интереса учащихся к изучению английского языка. В ходе урока учитель решает обучающие, развивающие... | ||
Урока: Обучающие По типу познавательной деятельности ученика – проблемный (побуждающий, частично-поисковый) | Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции. Составление овр... Обучающие: обеспечение формирования понятий “окислительно-восстановительная реакция”, “окисление”, “восстановление”, “окислитель”,... | ||
Урока: Обучающие Коллективная работа над содержанием текста письма. (Составление примерной вступительной части и концовки ) | М. В. Ломоносов Цели урока: 1 Обучающие Охватывается опросом, составляло суточный цикл жизнедеятельности человека в данное время |