Урока: Обучающие





Скачать 76.43 Kb.
НазваниеУрока: Обучающие
Дата публикации04.07.2014
Размер76.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Иррациональные уравнения

Цели урока:

  1. Обучающие – ввести понятие иррациональных уравнений, рассмотреть методы их решения.

  2. Развивающие – развивать творческую активность учащихся, их познавательную деятельность, логическое мышление, память, умение работать в проблемной ситуации, добиваться умения правильно, последовательно, рационально излагать свои мысли, расширить кругозор учащихся, повышать уровень их математической культуры.

  3. Воспитательные – воспитывать стремление к самосовершенствованию, трудолюбие, формировать умение грамотно и аккуратно выполнять математические записи, воспитывать активность, содействовать побуждению интереса к математике.

Тип урока: комбинированный. Урок рассчитан на 1час 30 мин.

Оборудование:

Презентация к уроку (Презентация), карточки для самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
Ход урока
1. Организационный момент
Взаимное приветствие; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид); организация внимания.
Учитель сообщает учащимся тему урока, цели (слайд 2) и поясняет, что во время урока будет использоваться тот раздаточный материал, который находится на партах.
2. Устная работа (слайд 3)

  1. Найдите область определения функции:

х≥6

х>0

х>-2

х≥0

Из последнего промежутка найти наименьшее положительное целое число (1)


  1. Упростите выражение: (слайд 4)





  1. Решите уравнение (слайд 5)









х=1


нет корней

нет корней






  1. «Найди ошибки» (слайд 6)

Решение уравнений


Х3=8

Х=


Х=
Х3=-8

Нет корней


Х=


Применение формул сокращённого умножения


(х+2)22-4х+4

(3х+2)2= 3х2+12х+4

(2y-4)2=4y- 16y





  1. Является ли число х0 корнем уравнения? (слайд 7)












Числом какого вида является ? ( - иррациональное число)
3. Историческая справка. (слайд 8)
А сейчас небольшая историческая справка, (выходит учащийся и рассказывает наизусть):

История иррациональных чисел восходит к удивительному открытию Пифагорийцев ещё в VI веке до н.э. А началось все с простого, казалось бы вопроса – каким числом выражается длина диагонали квадрата со стороной 1?

Пифагорийцы доказали, что – нельзя выразить отношением некоторых целых чисел m и n– по их мнению вообще не было числом. Открыв новый математический объект они пришли в полное замешательство. В основе всеобщей гармонии мира, считали они, должны лежать целые числа и их отношения. Никаких других чисел они не знали. И вдруг эта гармония рушится – существуют величины, которые отношением целых чисел, в принципе – не являются.

В переводе с латыни “irrationalis” – “неразумный”. Любопытно, что в средневековой Европе наряду с “irrationalis” в ходу был еще и другой термин “surdus” – “глухой” или “немой”. Судя по такому названию, математикам средневековья иррациональные числа представлялись чем-то настолько “неразумным”, что “ни высказать, ни выслушать”. Удивление и досада, с которыми древние математики в начале восприняли иррациональные числа, впоследствии, сменились интересом и пристальным вниманием к новым математическим объектам.
4. Изучение нового материала.
Вот и мы сейчас с таким же интересом и вниманием обратимся не к иррациональным числам, но к иррациональным уравнениям. Открываем тетради, записываем тему урока: “Иррациональные уравнения». (слайд 9)

( слайд 10) Определение: Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными.

Выбрать иррациональное уравнение: (Приложение 1)



















Решите уравнение (слайд 11)





2x+1=9

x=4

Решите уравнение: (слайд 12)





2х-5=4х-7

х=1

Проверим, верно ли мы решили уравнение.

Проверка:


не существует

Значит, х=1 посторонний корень

Ответ: решений нет.

Вернёмся к первому уравнению и выполним проверку (вдруг тоже посторонний корень) (слайд13)






2x+1=9

x=4
Проверка:




3=3 верно

Ответ: х=4


Мы решили два иррациональных уравнения, применяя один и тот же приём. Какой? (Возвели обе части уравнения в квадрат, т.к. корень квадратный). Такой метод называется методом возведения в квадрат. (слайд 14). Запишем в тетрадь этот алгоритм.

Метод возведения в квадрат

  1. Уединить корни

  2. Возвести обе части уравнения в квадрат.

  3. Решить уравнение

  4. Сделать проверку!!!

5. Закрепление.
Решите уравнение. (задание №1 из Приложения 2) (ученик у доски)




Уединим корень



-3х+3=х2-2х+1

Х2+х-2=0

D=9, х1=1, х2=-2

Проверка:

х=1 0=0 верно

х=-2 3=-3 неверно

ответ: х=1


Решите уравнение самостоятельно: (задание №2 из Приложения 2)

Проверить уравнение по слайду 15.




5х-16=х2-4х+4

х2-9х+20=0

D=1, х1=5, х2=4

Проверка: х=5 3=3 верно

х=4 2=2 верно

Ответ: х1=5, х2=4



Физкультминутка (слайд 16-19)
Решите уравнение (задание №3 из Приложения 2)

В какую степень нужно возвести обе части уравнения? (в третью, т.к. корень третьей степени)

Решают самостоятельно, потом ученик пишет на доске своё решение.



Х2-28=8

Х2=36

Х=±6

Можно ли обойтись без проверки? (Да, т.к. корень нечётной степени существует из любого числа)

(слайд 20) Возведение в чётную степень из неверного равенства может сделать верное, например,

1=-1 неверно

(1)2=(-1)2 верно

При возведении в нечётную степень такого не произойдёт, т.к. преобразования равносильные. Поэтому, (слайд 21)при возведении обеих частей уравнения

  • в чётную степень проверка обязательна;

  • в нечётную степень – проверка не нужна.

Решите уравнение самостоятельно с последующей проверкой (задание №4 из Приложения 2) (слайд22)





Х+12=64

Х=52
Если квадратных корней в иррациональном уравнении много, то приходится возводить в квадрат несколько раз.

Решите уравнение на доске (задание №5 из Приложения 2)











Х2-44х+84=0

D=1600 х1=42, х2=2

Проверка: х=42 посторонний корень

18=0 неверно

Х=2 0=0 верно

Ответ: х=2

Решите уравнение самостоятельно с последующей проверкой (задание №6 из Приложения 2): (слайд 23-24)











х-4=0

х=4

Проверка: х=4



1=1 верно

Ответ: х=4


Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, используя равносильные переходы. (слайд 25)

(задание №7 из Приложения 2)





посторонний корень

Ответ: х=11

Проверка не нужна, т.к. все преобразования были равносильными.

Решите уравнение, используя равносильные переходы, самостоятельно с последующей проверкой (задание №8 из Приложения 2) (слайд26)







посторонний корень

Ответ: х=8

6.Проверочная работа (Приложение 3) (слайд 27)

Карта ответов к тесту (слайд28)




Вариант 1

Вариант 2

3

балла

В Б Б

А Б Г

4

балла

А Г Г

Б Г Б

5

баллов

Б Г В

Г Б А

6. Итоги урока

С какими уравнениями вы познакомились на уроке? (с иррациональными)

Какими методами вы решали иррациональные уравнения? (метод возведения в степень корня, метод равносильных преобразований)

Когда нужно делать проверку корней иррационального уравнения? (при возведении в чётную степень)

7.Домашнее задание (Приложение 1) (слайд 29)

Решить все иррациональные уравнения с Карточки 1

8.Рефлексия (слайд 30)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Обучающие iconУрока. Обучающие
Обучающие вспомнить вместе с учащимися об имени сущ., систематизировать сведения об этой части речи
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Обучающие: систематизировать лексические, грамматические знания и совершенствовать речевые умения и навыки учащихся по теме «Защита...
Урока: Обучающие iconУрок-игра по математике во 2-м классе на тему: "Овощной город" Тип...
Обучающие: закреплять умение выполнять действия в пределах 1000, знание нумерации чисел в данных пределах, умение анализировать и...
Урока: Обучающие iconКонспект урока тема урока: Гласные после шипящих Цель урока: обобщить...
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, Интернет
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации
Урока: Обучающие iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Цель урока: Научить активно использовать лексику, необходимую при обсуждении этических проблем
Урока: Обучающие iconУрока: обучающие
Организационный этап – 2 мин: проверка наличия учащихся на уроке, сообщение им темы и целей урока
Урока: Обучающие iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Урока: Обучающие iconКонспект урока в 1-а классе Тема: «Звуки и буква К» Цели урока: Коррекционно-обучающие
Мбоу сош №2 им. А. М. Мирзагитова с. Кандры муниципального района Туймазинский район рб
Урока: Обучающие iconКонспект урока в 10 классе по теме «Таблицы в текстовом редакторе word» Цели урока: Обучающие
Оборудование: Текстовый редактор Word, программа презентаций Power Point, мультимедиа проектор
Урока: Обучающие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью урока является стимулирование интереса учащихся к изучению английского языка. В ходе урока учитель решает обучающие, развивающие...
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
По типу познавательной деятельности ученика – проблемный (побуждающий, частично-поисковый)
Урока: Обучающие iconТема урока: Окислительно-восстановительные реакции. Составление овр...
Обучающие: обеспечение формирования понятий “окислительно-восстановительная реакция”, “окисление”, “восстановление”, “окислитель”,...
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Коллективная работа над содержанием текста письма. (Составление примерной вступительной части и концовки )
Урока: Обучающие iconМ. В. Ломоносов Цели урока: 1 Обучающие
Охватывается опросом, составляло суточный цикл жизнедеятельности человека в данное время


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск