Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел





Скачать 70.08 Kb.
НазваниеКафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел
Дата публикации06.09.2014
Размер70.08 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
Кафедра истории и социальных наук

Методический центр традиционных ремёсел.
Методические рекомендации

для учителей трудового обучения, имеющих небольшой опыт работы в школе.
II. Обзор педагогической литературы (продолжение)

Составитель: Соколова Валентина Андреевна

Тема.

    22. Знание современных образовательных технологий.

    23. Способы интегрированного изучения смежных предметов.

    22. Знание современных образовательных технологий

    информационно – коммуникационных (инновационные модели обучения). Знание и организации проектно – исследовательской работы с учащимися.

22.1.Технологический подход к обучению.

На протяжении ХХ столетия в мировой педагогике делалось немало попыток «технологизировать» учебный процесс. В 50-хг.г. вводится наряду с ТСО программированное обучение и технология самого построения учебного процесса. Его характерными чертами явились ориентация всего учебного процесса на четко сформулированные цели обучения,

уточнение учебных целей и последовательная (поэлементная) процедура их достижения.

В технологическом подходе к обучению выделяются:

  • постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей на достижение результатов (этому этапу работы учителя придается первоочередное значение);

  • подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;

  • оценка текущих результатов, коррекция обучения, направления нат достижение поставленных целей;

  • заключительная оценка результатов;


Образовательные технологии.

Образовательные технологии - это комплекс планируемых результатов обучения, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

22.2 Основные современные образовательные технологии:

Урок в развивающем обучении.

Чем отличается традиционный урок в системе развивающего урока?

В традиционном уроке не ставится развитие личности на первое место, главным остается формирование знаний, умений. Здесь ученик выступает в роли объекта, что вызывает у него напряжение. Это просто объект для учителя, который выполняет цели и задачи, поставленные только для себя, но не для ученика. На таких уроках знания и умения школьники тоже получают, но чаще путем зубрежки, но не за счет развивающихся способностей. В традиционном уроке главной фигурой становится учитель, который требует, проверяет, диктует, он все время учит, доказывает и т.п.

Целью развивающего урока является непосредственное развитие ребенка, т.е. развитие личности ребенка и является результатом урока. Учитель создает такие условия, чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность ученика, где ученик был бы заинтересован в учении и саморазвитии. В уроке развивающего обучения учитель является только организатором учебной деятельности, а ученики стараются самостоятельно работать под руководством учителя. Здесь он тоже объясняет, показывает, но ставит проблему и подводит к проблеме, формирует мотивы учения, вселяет уверенность, советует, но не диктует. Самым главным в таком уроке является не усвоение способа действия, а теоретическое обоснование, на которых строятся эти способы, так как только через показ и упражнения такой принцип не усвоить.

22.3. Традиционное и инновационное обучение.

Термин «Инновация» не означает только создание и распространение новшеств. Этот термин относится к преобразованиям и изменениям в образе деятельности, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны.

(диалоговая, коммуникативная) деятельность;

Традиционным является урок, когда учитель занимается со всем классом. В традиционном уроке учитель сообщает и передает знания, формирует умения, опираясь на изложенный новый материал. Ученики воспроизводят этот материал, а учитель оценивает эти результаты.

Вывод: традиционное обучение носит репродуктивный характер. Знания и способы действий передаются учащимся в готовом виде, т.е. предназначены для воспроизведения.

Такие уроки были известны еще во времена Сократа и попытки отойти от такого рода обучения продолжаются до сего времени.

Для многих стран мира нетрадиционным обучением является курс на создание для учащегося возможности занимать активную, т.е. инициативную позицию в учебном процессе, т. е. не просто «усваивать» предлагаемый учителем программный материал, но и самому искать ответы на проблемные вопросы, познавая мир самостоятельно, но целенаправленно.

Инновационный подход к учебному процессу ставит следующие цели:

  1. развитие у школьников возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления;

  2. осваивание опыта и инструментария учебно – исследовательской деятельности;

  3. осваивание ролевого и имитационного моделирования;

Тип урока отражает особенности его методического построения в зависимости от поставленных дидактических задач.

22.4. Литература.

  1. Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения. // Б.Б. Айсмонтас Схемы и тесты Москва. Владос. 2002..

  2. Кларин, Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.// М.В. Кларин. Программа. «Обновление образования в России». Москва. Арена.-1994.

22.5. Примерные вопросы для самоконтроля.

  1. Как вы понимаете «технологический подход к обучению»?

  2. Раскройте термин «образовательные технологии».

  3. Какой смысл ученые вкладывают в термин «инновация»?

  4. Назовите основные отличия инновационного обучения от традиционного.

  5. Какие цели ставятся в инновационном обучении?

  6. В каком типе урока незаменим традиционный подход к уроку?

  7. Назовите главные отличия репродуктивного урока тот других типов уроков.

  8. Какой характер носит традиционный урок, репродуктивный или какой – то другой характер?

  9. Какие типы урока дошли до настоящего времени со времен Сократа?

  10. Какие цели на уроке ставятся при развивающем обучении?

  11. Чем отличается традиционный урок в системе развивающего урока?

  12. От чего, прежде всего, зависит тип урока?




    23. Способы интегрированного изучения смежных предметов.

23.1. Понятие «интеграции».

Установка на интеграцию- это отражение тенденций цивилизованного развития, которые проявляются в глобалистике. Это взгляд на мир как целостную взаимосвязанную систему. Сегодня одной из фундаментальных задач школы является формирование у школьников целостного взгляда на мир как единое взаимосвязанное целое, умения видеть и понимать глобальные проблемы современности и способы их решения.

В содержании образования центральной становится проблема человека и его отношения к миру «человек и природа», «человек и общество», «человек и человек». Процессы интеграции в образовании можно рассматривать как механизм реализации обозначенной педагогической задачей.

Рассматривая аспект понятия «интеграция», можно отметить, что в самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности – единого качества на основе многих качеств. Ориентирами в анализе данного процесса может служить последовательность этапов становления по Гегелю – «механизм», «химизм», «организм» Первая ступень – качественные изменения компонентов, однако вне взаимодействия компоненты теряют приобретенную качественную специфику; третья ступень – это такой уровень системы, когда компоненты не могут существовать вне системы.

Интеграция (с латинского языка означает полный, цельный) – это объединение, соединение в целое каких – либо частей. Интеграционные процессы, создание системы знаний в сознании школьников - основа развития их мышления. Систематизация и интеграция – процессы, близкие по своей сущности. « Система» с греческого языка означает «целое, сложенное из частей». Интеграция блоков отдельных предметов, курсов и т.д. – это средства для обеспечения целостности содержания образования посредством введения дополнительных компонентов в предметной системе обучения. В интеграции могут быть разные подходы к группировке и выделению линий интеграции (политехническое обучение, основы традиционной культуры, патриотическое воспитание и т.д.). Для развития сознания ученика, превращения его в целостное учитель должен создать условия, при которых было бы возможно включить сквозные принципы интеграции.

23.2. Принципы интеграции.

Интеграционная технология в рамках урока включает следующие взаимосвязанные этапы:

  • осознание сущности урока как интегрированной, междисциплинарной задачи;

  • актуализация знаний из разных предметов;

    • их перенос и обобщение;

  • закрепление и применение в творческой деятельности учащихся;

  • интеграционная технология в рамках учебного курса (проблемный подход):

  • определение пробелов в опорных знаниях учащихся по интегрируемым учебным предметам;

  • повторение и закрепление опорных знаний, их связь с новым учебным курсом;

  • мотивация учащихся к переносу и синтезу знаний из нескольких предметов;

  • овладение учащимися умений выбора и актуализации опорных знаний для решения новых задач;

Межпредметные связи как средство интеграции содержания образования уступили место интегрированным курсам и курсам, в которых синтез знаний из разных наук и видов деятельности предопределен проблемой изучения.



23.4 Литература.

  1. Максимова, В.Н. Интеграция в системе образования. // Санкт-петербург.1999.

  2. Ильиченко, В. Технологи интеграции образования.//В.Ильиченко, К. Гуз. Сельская школа. 2004.-№3. –С.-2

23.5. Примерные вопросы для самоконтроля.

  1. Как вы понимаете процессы интеграции в педагогической практике?

  2. В чем состоит отличие межпредметных связей от интеграции?

  3. Что является основой для интеграции предметов?

  4. Какие интегрированные уроки вы проводили?

  5. Какие бы интегрированные уроки вы могли бы провести в будущем?

  6. Назовите общеобразовательные предметы, с которыми можно проектировать учебный процесс, опираясь на интеграцию.

  7. На основании какого направления можно провести интеграцию с таким предметами как литература, ИЗО, музыка,( физика, черчение и др.)

  8. Назовите несколько тем уроков, где вы используете межпредметные связи с другими предметами.

  9. Назовите раздел программы, где возможны межпредметные связи с другими предметами.

  10. Какие можно было объединить блоки предметов, по вашему усмотрению, для обеспечения целостности содержания образования?

  11. Дайте примерный алгоритм планирования интеграции трудового обучения и литературы (музыки, биологии, химии, физики и т.д.)

  12. Назовите основные направления содержания образовательных программ по другим предметам, которые очень логично можно было бы интегрировать с предметом «Технология»?



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел iconКурсы «Войлоковаляние» бу «Центр культурных инициатив», Центр традиционных ремесел
Календарь информационно-консультационной и методической помощи муниципальным учреждениям культуры на 2012 г
Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел iconТест по дисциплине Управление качеством
Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук
Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел iconКомплексный педагогический мониторинг качества образования
Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук
Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел iconТестовый контроль. Выберите один правильный ответ
Авторы: Петошина С. И., к ф н кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук Мурманского государственного гуманитарного...
Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел iconСовременные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины
Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук
Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение...
Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук
Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел iconПоложение о порядке проведения мониторинга образовательных достижений...
Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук
Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор программы: Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук
Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел icon1. Общие положения Настоящее Положение устанавливает порядок организации...
Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук
Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной...
Авторы: Петошина С. И., к ф н кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук Мурманского государственного гуманитарного...
Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел iconТемы рефератов по истории технических, социологических и экономических...
Автор: Васильева В. Н., доктор социологических наук, доцент, проф кафедры «Социальных наук»
Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел iconПетербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы...
Система медико-социальных наук. Физиологическое, психологическое и социальное здоровье человека. Неврологические науки и неврологические...
Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел iconВведение 2 немного истории 2
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему...
Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел iconУчебно–методический комплекс
Виноградов А. И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г. В
Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел iconРоль великобритании в отечественной войне 1812 года, или был ли у...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск