Кафедра истории и социальных наук
Методический центр традиционных ремёсел. Методические рекомендации
для учителей трудового обучения, имеющих небольшой опыт работы в школе. II. Обзор педагогической литературы (продолжение)
Составитель: Соколова Валентина Андреевна
Тема.
22. Знание современных образовательных технологий.
23. Способы интегрированного изучения смежных предметов.
22. Знание современных образовательных технологий
информационно – коммуникационных (инновационные модели обучения). Знание и организации проектно – исследовательской работы с учащимися.
22.1.Технологический подход к обучению.
На протяжении ХХ столетия в мировой педагогике делалось немало попыток «технологизировать» учебный процесс. В 50-хг.г. вводится наряду с ТСО программированное обучение и технология самого построения учебного процесса. Его характерными чертами явились ориентация всего учебного процесса на четко сформулированные цели обучения,
уточнение учебных целей и последовательная (поэлементная) процедура их достижения.
В технологическом подходе к обучению выделяются:
постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей на достижение результатов (этому этапу работы учителя придается первоочередное значение);
подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;
оценка текущих результатов, коррекция обучения, направления нат достижение поставленных целей;
заключительная оценка результатов;
Образовательные технологии.
Образовательные технологии - это комплекс планируемых результатов обучения, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
22.2 Основные современные образовательные технологии:
Урок в развивающем обучении.
Чем отличается традиционный урок в системе развивающего урока?
В традиционном уроке не ставится развитие личности на первое место, главным остается формирование знаний, умений. Здесь ученик выступает в роли объекта, что вызывает у него напряжение. Это просто объект для учителя, который выполняет цели и задачи, поставленные только для себя, но не для ученика. На таких уроках знания и умения школьники тоже получают, но чаще путем зубрежки, но не за счет развивающихся способностей. В традиционном уроке главной фигурой становится учитель, который требует, проверяет, диктует, он все время учит, доказывает и т.п.
Целью развивающего урока является непосредственное развитие ребенка, т.е. развитие личности ребенка и является результатом урока. Учитель создает такие условия, чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность ученика, где ученик был бы заинтересован в учении и саморазвитии. В уроке развивающего обучения учитель является только организатором учебной деятельности, а ученики стараются самостоятельно работать под руководством учителя. Здесь он тоже объясняет, показывает, но ставит проблему и подводит к проблеме, формирует мотивы учения, вселяет уверенность, советует, но не диктует. Самым главным в таком уроке является не усвоение способа действия, а теоретическое обоснование, на которых строятся эти способы, так как только через показ и упражнения такой принцип не усвоить.
22.3. Традиционное и инновационное обучение.
Термин «Инновация» не означает только создание и распространение новшеств. Этот термин относится к преобразованиям и изменениям в образе деятельности, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны.
(диалоговая, коммуникативная) деятельность;
Традиционным является урок, когда учитель занимается со всем классом. В традиционном уроке учитель сообщает и передает знания, формирует умения, опираясь на изложенный новый материал. Ученики воспроизводят этот материал, а учитель оценивает эти результаты.
Вывод: традиционное обучение носит репродуктивный характер. Знания и способы действий передаются учащимся в готовом виде, т.е. предназначены для воспроизведения.
Такие уроки были известны еще во времена Сократа и попытки отойти от такого рода обучения продолжаются до сего времени.
Для многих стран мира нетрадиционным обучением является курс на создание для учащегося возможности занимать активную, т.е. инициативную позицию в учебном процессе, т. е. не просто «усваивать» предлагаемый учителем программный материал, но и самому искать ответы на проблемные вопросы, познавая мир самостоятельно, но целенаправленно.
Инновационный подход к учебному процессу ставит следующие цели:
развитие у школьников возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления;
осваивание опыта и инструментария учебно – исследовательской деятельности;
осваивание ролевого и имитационного моделирования;
Тип урока отражает особенности его методического построения в зависимости от поставленных дидактических задач.
22.4. Литература.
Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения. // Б.Б. Айсмонтас Схемы и тесты Москва. Владос. 2002..
Кларин, Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.// М.В. Кларин. Программа. «Обновление образования в России». Москва. Арена.-1994.
22.5. Примерные вопросы для самоконтроля.
Как вы понимаете «технологический подход к обучению»?
Раскройте термин «образовательные технологии».
Какой смысл ученые вкладывают в термин «инновация»?
Назовите основные отличия инновационного обучения от традиционного.
Какие цели ставятся в инновационном обучении?
В каком типе урока незаменим традиционный подход к уроку?
Назовите главные отличия репродуктивного урока тот других типов уроков.
Какой характер носит традиционный урок, репродуктивный или какой – то другой характер?
Какие типы урока дошли до настоящего времени со времен Сократа?
Какие цели на уроке ставятся при развивающем обучении?
Чем отличается традиционный урок в системе развивающего урока?
От чего, прежде всего, зависит тип урока?
23. Способы интегрированного изучения смежных предметов.
23.1. Понятие «интеграции».
Установка на интеграцию- это отражение тенденций цивилизованного развития, которые проявляются в глобалистике. Это взгляд на мир как целостную взаимосвязанную систему. Сегодня одной из фундаментальных задач школы является формирование у школьников целостного взгляда на мир как единое взаимосвязанное целое, умения видеть и понимать глобальные проблемы современности и способы их решения.
В содержании образования центральной становится проблема человека и его отношения к миру «человек и природа», «человек и общество», «человек и человек». Процессы интеграции в образовании можно рассматривать как механизм реализации обозначенной педагогической задачей.
Рассматривая аспект понятия «интеграция», можно отметить, что в самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности – единого качества на основе многих качеств. Ориентирами в анализе данного процесса может служить последовательность этапов становления по Гегелю – «механизм», «химизм», «организм» Первая ступень – качественные изменения компонентов, однако вне взаимодействия компоненты теряют приобретенную качественную специфику; третья ступень – это такой уровень системы, когда компоненты не могут существовать вне системы.
Интеграция (с латинского языка означает полный, цельный) – это объединение, соединение в целое каких – либо частей. Интеграционные процессы, создание системы знаний в сознании школьников - основа развития их мышления. Систематизация и интеграция – процессы, близкие по своей сущности. « Система» с греческого языка означает «целое, сложенное из частей». Интеграция блоков отдельных предметов, курсов и т.д. – это средства для обеспечения целостности содержания образования посредством введения дополнительных компонентов в предметной системе обучения. В интеграции могут быть разные подходы к группировке и выделению линий интеграции (политехническое обучение, основы традиционной культуры, патриотическое воспитание и т.д.). Для развития сознания ученика, превращения его в целостное учитель должен создать условия, при которых было бы возможно включить сквозные принципы интеграции.
23.2. Принципы интеграции.
Интеграционная технология в рамках урока включает следующие взаимосвязанные этапы:
осознание сущности урока как интегрированной, междисциплинарной задачи;
актуализация знаний из разных предметов; закрепление и применение в творческой деятельности учащихся;
интеграционная технология в рамках учебного курса (проблемный подход):
определение пробелов в опорных знаниях учащихся по интегрируемым учебным предметам;
повторение и закрепление опорных знаний, их связь с новым учебным курсом;
мотивация учащихся к переносу и синтезу знаний из нескольких предметов;
овладение учащимися умений выбора и актуализации опорных знаний для решения новых задач;
Межпредметные связи как средство интеграции содержания образования уступили место интегрированным курсам и курсам, в которых синтез знаний из разных наук и видов деятельности предопределен проблемой изучения.
23.4 Литература.
Максимова, В.Н. Интеграция в системе образования. // Санкт-петербург.1999.
Ильиченко, В. Технологи интеграции образования.//В.Ильиченко, К. Гуз. Сельская школа. 2004.-№3. –С.-2
23.5. Примерные вопросы для самоконтроля.
Как вы понимаете процессы интеграции в педагогической практике?
В чем состоит отличие межпредметных связей от интеграции?
Что является основой для интеграции предметов?
Какие интегрированные уроки вы проводили?
Какие бы интегрированные уроки вы могли бы провести в будущем?
Назовите общеобразовательные предметы, с которыми можно проектировать учебный процесс, опираясь на интеграцию.
На основании какого направления можно провести интеграцию с таким предметами как литература, ИЗО, музыка,( физика, черчение и др.)
Назовите несколько тем уроков, где вы используете межпредметные связи с другими предметами.
Назовите раздел программы, где возможны межпредметные связи с другими предметами.
Какие можно было объединить блоки предметов, по вашему усмотрению, для обеспечения целостности содержания образования?
Дайте примерный алгоритм планирования интеграции трудового обучения и литературы (музыки, биологии, химии, физики и т.д.)
Назовите основные направления содержания образовательных программ по другим предметам, которые очень логично можно было бы интегрировать с предметом «Технология»?
|