ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
программа по учебному предмету
УП.02.АНСАМБЛЬ
Сысерть 2013
«Одобрено»
Методическим советом
образовательного учреждения дата рассмотрения 28.08.2013 год
| «Утверждаю»
Директор – Петерс Светлана Александровна
______________
(подпись) дата утверждения
|
Разработчик(и) –Яковлева Татьяна Анатольевна, Шаханин Александр Степанович, Петерс Светлана Александровна, Пермяков Алексей Борисович.
Рецензент – Бызов Андрей Борисович
Рецензент – Беляева Валентина Александровна
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения; V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
-Учебная литература;
- Нотная литература для переложений;
- Ансамбли для смешанного состава;
- Методическая литература;
- Учебная литература для балалаечников;
Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе. Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Народные инструменты».
В общей системе профессионального музыкального образования
значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на
основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по
специальности. Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех
музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра.
Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на
творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по
специальности. 2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль» Реализации данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по
образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и со 2 по 5 классы
(по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет). 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения – 8 лет
Класс
| С 4 по 8
классы
| 9 класс
| Максимальная учебная нагрузка (в часах)
| 330
| 132
| Количество часов на аудиторные занятия
| 165
| 66
| Количество часов на внеаудиторные занятия
| 165
| 66
| Консультации (часов в неделю)
| 2
| 2
|
Таблица 2
Срок обучения – 5 лет
Класс
| 2-5 классы
| 6 класс
| Максимальная учебная нагрузка (в часах)
| 264
| 132
| Количество часов на аудиторные занятия
| 132
| 66
| Количество часов на внеаудиторные занятия
| 132
| 66
|
Консультации
| 2
| 2
|
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению учебного заведения. 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая
(от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Цель:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства. Задачи: стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым
репертуаром;
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться
в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального
исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом
«Специальность», а также со всеми предметами дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты".
Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения
инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного
заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, пианистов и
исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли
сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения,
хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных
ансамблей.
Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования,
ступень для подготовки игры в оркестре. 6. Обоснование структуры учебного предмета «Ансамбль» Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:
возраста учащихся;
их индивидуальных способностей;
от состава ансамбля;
от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение);
- метод показа;
- частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной
задачи).
Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в
рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета
и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах. 8. Описание материально – технических условий реализации учебного
предмета «Ансамбль» Материально – техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по
всем народным инструментам должно быть достаточное количество
высококачественных оркестровых русских народных инструментов, а также
должны быть созданы условия для их содержания, своевременного
обслуживания и ремонта.
Содержание учебного предмета
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах
искусств - дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д.
Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов,
(только из домр, балалаек, баянов, гитар, гуслей), так и из различных групп
инструментов, куда могут входить домра, баян и балалайка, гусли, гитара.
Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут
варьироваться.
Варианты возможных составов ансамблей:
Однородные составы:
Дуэты
Дуэт домристов – домра малая I, домра малая II (или домра малая и домра
альт – в старших классах 7, 8);
Дуэт балалаечников – балалайка прима I, балалайка прима II;
Дуэт баянистов – баян I, баян II;
Дуэт гитаристов – гитара I, гитара II
Дуэт гусляров – гусли I, гусли II.
Трио
Трио домристов – домра малая I, домра малая II , домра альт;
Трио балалаечников – балалайка прима I, II, балалайка альт;
балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас (в старших классах);
Трио баянистов – баян I , баян II , баян III;
Трио гитаристов - гитара I, гитара II, гитара III;
Трио гусляров – гусли I, гусли II, гусли III;
Квартеты
Квартет домристов – домра малая, домра альт I, домра альт II, домра бас (в
старших классах);
Квартет балалаечников – балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка
секунда, балалайка бас;
Квартет баянистов – баян I ,баян II, баян III, баян IV;
Квартет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV;
Квартет гуслей – гусли I, гусли II, гусли III, гусли IV (при наличии в
школе альтовых гуслей гусли IV заменяются гуслями альт);
Квартет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV. 1.4. Квинтеты Квинтет домристов - домра малая I, домра малая II, домра альт I, домра
альт II, домра бас (лучше балалайка бас);
Квинтет балалаечников - балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка
секунда, балалайка альт, балалайка бас (лучше контрабас);
Квинтет баянистов – (при наличии в школе соответствующих
инструментов) – баян I, баян II, баян альт, баян тенор, баян бас;
Квинтет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV, гитара V;
Квинтет гуслей – гусли I, гусли II, гусли III, гусли IV, гусли V (при наличии
в школе гуслей альт, гусли V можно заменить на них).
Секстеты
Секстет домристов - домра малая I, домра малая II , домра альт I, домра
альт II, домра бас I, домра бас II;
Секстет балалаечников – балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка
секунда, балалайка альт, балалайка бас, балалайка контрабас;
Секстет баянистов (при наличии в школе соответствующих инструментов) –
сопрано I, сопрано II, баян альт, баян тенор, баян бас, баян контрабас;
Соответственно по принципу прибавления еще одного инструмента
формируются секстет гитаристов и гусляров.
Смешанные составы:
2.1. Дуэты: домра малая, баян;
домра малая, балалайка прима;
домра малая, гитара;
балалайка прима, гитара;
баян, балалайка прима.
Трио:
домра малая, балалайка прима, баян;
домра малая, домра альт, баян;
домра малая, балалайка секунда, балалайка бас.
Квартеты:
домра малая, домра альт, балалайка прима, баян;
домра малая, домра альт, балалайка секунда, балалайка бас;
домра малая, домра альт, домра бас, баян.
|