Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1»





НазваниеОрганизация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1»
Дата публикации30.07.2013
Размер81.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно - научному направлению.
Учитель физики высшей категории

МОУ «Полазненская средняя

общеобразовательная школа №1»

Борисова Амина Аглямовна
В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это, мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников.

Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Философ, просветитель Софокл говорил: “Великие дела не делаются вдруг”. Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей. Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников.

Усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся. Значительно расширяется кругозор учеников во всех предметных областях. Технология учебного исследования вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает им импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Научно-исследовательская работа формирует социальный опыт учащихся в труде и общении. Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме. Помимо учебных целей и задач, мы в своей работе ставим перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.

Мы считаем, что главное при организации научно-исследовательской деятельности, следовать следующему правилу – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий – личный интерес и личная увлечённость.

В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности. Выполнение проектных исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить разворот от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие таких универсальных способностей и компетенций учащихся, как способность к самообразованию, развитие навыков ориентации в информационных потоках, развитие умений ставить и решать проблемы. Все это в дальнейшем поможет школьникам легко войти во «взрослую» жизнь.

Современное общество, прежде всего, заинтересовано в развитии учебно-исследовательской деятельности человека, которая сейчас является одним из ведущих компонентов образовательного процесса. Основная задача учителя – в развитии исследовательских способностей учащихся. Наряду с основными вопросами образования у учащихся важно сформировать и такие качества как:

потребность узнавать новое, разработать и провести эксперимент, обработать и сообщить результаты: анализ, формулирование гипотезы, разработка технологии и методики эксперимента, проведение эксперимента, подведение итогов эксперимента; проведение предметных недель и внеклассных мероприятий, которые помогают учащимся расширить сферу учебной деятельности).

По мнению А.И. Савенкова «исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития».[1]

Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Важным фактором и является то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. Чему же учатся учителя и учащиеся в процессе совместного исследования? Ну, конечно же, сотрудничеству и сотворчеству, видению и постановке проблем, умению формулировать гипотезу и т.д. «Главный результат выполнения исследовательской задачи учащимися – образовательный, т.е. реализация методики, получение численного результата – это лишь способ глубокого освоения учащимися проблематики той области, в которой выполняется исследование. Просто зафиксировать и предоставить результат недостаточно – необходимо, чтобы учащийся, возможно, разносторонне осознал этот результат и выработал к нему собственное, личностное отношение».[2] Работа над исследовательскими проектами делает мышление учащихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Учитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблем с исследовательской, творческой позиции.[3]

В процессе исследования школьник выступает исполнителем разных социальных ролей. В процессе тренировочных выступлений обучающийся выступает в роли преподавателя, на конференции в роли исследователя – сообщает о результатах своей творческой деятельности. На конференции, он имеет возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других школьников. Все это – компетентность в особой области знаний и интерес к ней, опыт творческой деятельности, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей – все это формирует уникальный опыт школьника.

Компетентность, интерес, творчество, самопознание – мы видим, что исследовательская деятельность формирует именно те компоненты интеллекта человека, необходимые для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:

1. Ценностно-смысловая компетенция

2. Общекультурная компетенция

3. Учебно-познавательная

4. Информационная

5. Коммуникативная

6. Социально-трудовая

7. Личностная компетенция – самосовершенствование

Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали изучение материала самостоятельно, умение анализировать, сравнивать; умения получать и слушать информацию; поставить и сформулировать проблему;осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку. Создание ситуации успешности, доброжелательной атмосферы на уроке, во внеклассной работе – все это помогает учащимся лучше усваивать материал. А частая смена видов деятельности, позволяет учащимся долго сохранять активность.

Учебно-исследовательская деятельность - один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного образовательного процесса.

В ходе организации предпрофильной подготовки коллективом нашей школы были сделаны выводы, что эффективному проведению исследовательской деятельности учащихся могут помочь профильные пробы по естественно-научному направлению, которые проводятся в школе в параллели 8-х классов.

Любая профессия связана с определёнными видами деятельности и с определённым предметом труда, на который эти виды деятельности направлены. Например, в профессии инженер, ведущий вид деятельности – интеллектуальный, а предмет труда, как правило – техника.

Выбирая профессию, мы выбираем вид деятельности и предмет труда. Что же такое профильная проба?

Профильная проба – это «примерка» к личности школьника той или иной деятельности и ответ учащегося на вопросы: хочу ли заниматься этой деятельностью всю жизнь и могу ли успешно эту деятельность выполнять? Чтобы ученик мог ответить на эти вопросы, ему надо проверить себя в различных видах деятельности. В основе содержания профильной пробы положены универсальные виды деятельности, которые являются ведущими для данного направления профилизации, для данного класса профилей и профессий.

При проектировании профильных проб естественно - научного направления за основу взято то, что ведущими видами деятельности профессий этого направления являются

  • интеллектуальный,

  • конвенциональный,

  • практический

При прохождении профильных проб предусмотрено выполнение каждым учеником каждого вида деятельности. Все содержание профильной пробы максимально ориентировано и связано с профессиями данного направления профилизации. Все эти три вида деятельности непосредственно можно связать с научно-исследовательской деятельностью. А именно

И хотя основной задачей профильной пробы является примерка ученика к себе ведущих видов деятельности по каждому направлению профилизации, параллельно профильная проба может быть отправной точкой для привлечения учащихся к научно-исследовательской работе, т.к. профильные пробы по этому профилю представляют собой исследовательские проекты.

При планировании профильной пробы сначала определяю перечень экспериментальных подготовительных задач. Для решения большинства из них достаточно знаний по физике в пределах базового курса, но эти знания требуется применить в незнакомой ситуации, проявить творческий подход.

В начале учебного года учащимся 8-х классов на выбор предлагаю следующие темы профильных проб: «Измерение толщины листа бумаги», «Определение диаметра медного провода», «Определение параметров, от которых зависит сила трения», «Определение собственной максимальной мощности тела». В основу планирования положено требование – проба проходит в виде исследовательского проекта, который разрабатывают учащиеся. На профильную пробу отводится 8 часов учебного времени.

В зависимости от состава группы, возможностей лаборатории, каждое задание начинают с поиска возможных вариантов выполнения работы, выбора лучшего из них.

Затем планируют и выполняют необходимые эксперименты, составляют отчётные таблицы, чертят графики, оценивают границы погрешностей измерений, формулируют выводы, оформляют отчет.

Отчет оформляют в виде презентаций с последующей защитой перед группой. С лучшими работами ученики выступают на школьной конференции, защищают честь школы на муниципальном уровне.

После защиты работ учитель индивидуально осуществляет экспертную оценку склонности учащихся к ведущим видам деятельности естественно – научного направления.

Конечно, на начальных этапах такой работы возникают определенные трудности: на первом этапе можно столкнуться с неумением учащихся работать с информационными источниками. Им достаточно сложно выбрать главное из огромного количества информации, предоставляемой энциклопедиями, учебниками, научной литературой, а также компьютерной сетью Интернет.

При выполнении первых этапов исследования ученики приобретают навыки работы с книгой, умение правильно оформить свои рассуждения и выводы.

Несомненно, в процессе исследовательской работы в среднем звене роль учителя огромна, на первых этапах он является координатором деятельности учащихся, а на конечных этапах исследования активно участвует в обсуждении и представлении результатов. Но такая организация образовательного процесса позволяет добиться высоких результатов в формировании исследовательских навыков учащихся и оказывает решающее действие на выбор учащимися дальнейшего профиля обучения.

Результат такой деятельности - развитие интеллектуальной и творчески развитой личности, профессионально ориентированной в жизни, умеющей ставить определенные цели и достигать их. Ведь в настоящее время мы и так наблюдаем падение интеллектуального потенциала общества, обнаруживая в общей массе населения возросшее число лиц со средним и низким уровнем интеллектуальных возможностей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» iconКонспект урока физики «Путешествие в мире физических явлений»
Конспект составила Степанова Ольга Николаевна, учитель математики и физики высшей категории моу «Средняя общеобразовательная школа...
Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» iconМоу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт...
...
Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» iconРабочая программа моу иж-Бобьинская средняя общеобразовательная школа...
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 астрономических часа (180 мин.)
Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» iconКонспект тема урока: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание...
Конспект составила Степанова Ольга Николаевна, учитель математики и физики высшей категории моу «Средняя общеобразовательная школа...
Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель истории i-ой квалификационной категории, наставник молодых учителей, директор высшей квалификационной категории моу «Хадаханская...
Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» iconУрок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока:...
Конспект составила Степанова Ольга Николаевна, учитель математики и физики высшей категории моу «Средняя общеобразовательная школа...
Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель математики моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» Добрянского района
Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» iconО. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа»
Формирование экологической культуры учащихся через организацию научно – исследовательской деятельности в гуо «гожская средняя общеобразовательная...
Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» iconПрограмма развития образовательного учреждения была представлена...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №20» открыта 2 октября 1962 года и является государственным образовательным учреждением. Она...
Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» iconУчебник для 2 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009
Моу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Пугачёва Саратовской области», учитель начальных классов высшей категории
Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отчёт по апробации учебника Шахмаева Н. М. Физика-7 кл учителя физики высшей категории моу «Старояшкинская средняя общеобразовательная...
Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бойкова Е. М. учитель начальных классов высшей категории моу чухломская средняя общеобразовательная школа имени А. А. Яковлева
Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Красулина Наталья Викторовна, учитель географии муниципального общеобразовательного учреждения «Хоринская средняя общеобразовательная...
Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» iconРабочая программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение...
Программа кружка относится к естественно-научному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках фгос
Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» iconКомитет образования администрация Заводоуковского городского округа...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Организация научно- исследовательской работы учащихся через профильные пробы по естественно научному направлению. Учитель физики высшей категории моу «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Матросова Светлана Николаевна – учитель информатики высшей категории моу «Урмарская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г. Е....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск