№
| Тема урока
Основное содержание
| Примечание
|
| 1 четверть (18 часов)
|
|
1
| Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы.
|
|
2
| Устное народное творчество. Предания. Былина как памятник героического эпоса.. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа.
| Т.Л. Предание, былина, гипербола.
|
3
| «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Принципы создания образа былинного героя.
|
|
4
| Художественное своеобразие былины «Садко». Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.
|
|
5
| Р.Р. Творческая мастерская. Создание былины или стихотворения на былинный лад.
|
|
6
| Народная мудрость пословиц и поговорок.
| Урок-игра.
|
7
| Зачет. Устное народное творчество. Жанры фольклора.
| (Тест, контрольная работа, устный опрос).
|
8
| Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Жанр поучения в древнерусской литературе.
| Т.Л. Понятие о поучении.
|
9
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.
| Т.Л. Развитие представлений о летописи.
|
10
| Русская литература ХVIII века. М.В.Ломоносов. Слово об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
| Т. Л. Понятие о жанре оды.
|
11
| Г.Р. Державин. Размышления о смысле жизни, о судьбе.
(«Река времен в своем стремленьи..», «На птичку…», «Признание»).
|
|
12
| Русская литература ХIХ века. В.А. Жуковский. Страницы жизни поэта. «Лесной царь» - перевод баллады И.В. Гете.
| Т.Л. Баллада, художественный перевод.
|
13
| А.С. Пушкин. Страницы жизни писателя. Поэма «Полтава» («Полтавский бой»). Интерес Пушкина к истории России. Прославление мужества и отваги русских солдат.
|
|
14
| А.С. Пушкин «Медный всадник»(вступление «На берегу пустынных волн…»). Мастерство поэта в поэтическом описании города.
|
|
15
| А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Особенности композиции произведения.
|
|
16
| А.С. Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Слово летописца.
|
|
17
| А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Тема «маленького человека».
| Т.Л. Жанры эпоса. Повесть. Цикл повестей.
|
18
| История России в произведениях А.С.Пушкина.
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению.
| Обобщающий урок (зачет, тест, контрольная работа).
|
| 2 четверть (14 часов)
|
|
19
| М. Ю. Лермонтов. Страницы жизни поэта. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».
|
|
20
| М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Поэма об историческом прошлом Руси.
| Т.Л. Фольклоризм литературы.
|
21
| М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Герои поэмы и нравственный идеал автора.
|
|
22
| Н.В. Гоголь. Страницы жизни писателя. «Тарас Бульба» Историческая основа повести. Образ Родины.
|
|
23
| Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Особенности изображения природы и людей в повести.
| Т.Л. Литературный герой.
|
24
| Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.
|
|
25
| Р.Р. Характеристика одного из героев повести.
| Сочинение по повести:
- Сравнительная характеристика героев (Остапа и Андрия).
- Роль пейзажа в
повести Н.В. Гоголя.
- Авторская оценка героев.
|
26
| И.С. Тургенев. Страницы жизни писателя. Цикл рассказов «Записки охотника». Изображение жизни народа в рассказе «Бирюк».
|
|
27
| И. С. Тургенев «Бежин луг». Портреты и духовный мир героев. Мастерство пейзажной живописи.
|
|
28
| И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в произведениях.
| Т.Л. Жанр стихотворения в прозе.
|
29
| Р.Р. Сочинение в жанре стихотворения в прозе.
|
|
30
| Н.А. Некрасов. Страницы жизни писателя. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы.
| Т.Л. Развитие понятия о поэме.
|
31
| Н.А. Некрасов «Русские женщины». Величие духа русских женщин.
|
|
32
| Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом». Боль поэта за судьбу народа.
|
|
| 3 четверть (20 часов)
|
|
33
| М.Е. Салтыков – Щедрин. Страницы жизни писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на социальные и нравственные пороки общества.
| Т.Л. Сатира, гротеск.
|
34
| Сатирические приемы в сказках М.Е. Салтыков-Щедрина («Дикий помещик», «Премудрый пескарь».
| Внеклассное чтение.
|
35
| А.П. Чехов. Страницы жизни писателя. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов. Говорящие фамилии как средство юмористической характеристики.
|
|
36
| А.П. Чехов «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Многогранность комического в рассказах Чехова.
| Инсценировка рассказов
|
37
| Край ты мой, родимый край». Стихотворения русских поэтов о родной природе (В.А. Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И.Тютчев и др.).
| Поэтический семинар
|
38
| Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство» (главы из повести). Автобиографическое художественное произведение.
|
|
39
| Л.Н. Толстой «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых. Мастерство писателя в изображении мыслей и чувств человека.
|
|
40
| И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Авторское решение проблемы взаимоотношений в семье.
|
|
41
| Нравственные проблемы в рассказе И.А. Бунина «Лапти».
|
|
42
| Мастерство Бунина – поэта и прозаика.
| Внеклассное чтение.
|
43
| М. Горький. Страницы жизни о писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Мастерство писателя в изображении быта и характеров.
|
|
44
| М.Горький «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Гуманизм Горького.
| .
|
45
| Р.Р. Обучение анализу эпизода. Письменный развернутый ответ на вопрос: «Как поведение бабушки и дедушки во время пожара объясняет разницу в их отношении к жизни и к людям?».
| .
|
46
| Детство в произведениях Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, М.Горького.
| Урок-зачет (тест, контрольная работа, устный опрос).
|
47
| М.Горький «Данко» («Старуха Изергиль»). «В жизни всегда есть место подвигам».
|
|
48
| В.В.Маяковский. Страницы жизни поэта. «Необычайное приключение…». Мысль автора о роли поэзии. Особенности поэтики Маяковского
| Т.Л. Тоническое стихосложение.
Ритм, рифма.
|
49
| В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Богатый внутренний мир лирического героя.
| Т.Л. Лирический герой.
|
50
| Л.Н. Андреев. Гуманистический пафос рассказа «Кусака».
|
|
51
| А.П. Платонов. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе «Юшка».
|
|
52
| А.П. Платонов Сказка – быль «Неизвестный цветок». «Ни на кого не похожие» герои Платонова.
|
|
| 4 четверть (16 часов)
|
|
53
| Произведения о Великой Отечественной войне (А.Ахматова, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, Н.Тихонов).
| Поэтический семинар
|
54
| Ф.А. Абрамов. Страницы жизни писателя. Этические, нравственные и социальные проблемы рассказа «О чем плачут лошади».
|
|
55
| Литературные традиции в рассказе Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади».
|
|
56
| Е.И. Носов. Слово о писателе. Рассказ «Кукла» («Акимыч»). Красота родной земли в рассказах писателя – фронтовика
|
|
57
| Р.Р. Анализ рассказа Е.И. Носова «Живое пламя».
|
|
58
| Ю.П. Казаков «Тихое утро». Глубина психологической характеристики в рассказе.
|
|
59
| «Тиха моя Родина». Стихотворения о Родине, природе. (В.Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов).
| Урок-концерт.
|
60
| А.Т. Твардовский. Личность поэта. Стихотворения «Братья», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…» и др. Размышления поэта о неразделимости судьбы поэта и народа.
|
|
61
| Д.С. Лихачев. «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.
| Т.Л. Публицистика. Жанры публицистики.
|
62
| Зарубежная литература. Роберт Бёрнс. Особенности творчества поэта. Стихотворение «Честная бедность».
|
|
63
| Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…». Гимн павшему в борьбе за свободу Родины герою.
|
|
6
| Японские хокку. Особенности жанра хокку.
|
|
65
| Джеймс Олдридж. «Отец и сын». Проблемы взаимоотношений людей. Ответственность за судьбу человека.
|
|
66
| Проблема отцов и детей в русской литературе (В.Г. Короленко, Л.Н.Толстой, И.А. Бунин, М.Горький, Дж. Олдридж).
| Урок-зачет.
|
67
| О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.
|
|
68
| Заключительный урок. Рекомендации для чтения.
|
|