Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс)





Скачать 42.36 Kb.
НазваниеУрок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс)
Дата публикации13.09.2014
Размер42.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок - экскурсия по картине Богданова-Бельского
«Устный счет» (6 класс)




Цели урока:

  • развитие способностей наблюдать;

  • развитие способностей мыслить;

  • развитие способностей выражать мысль;

  • привитие интереса к математике;

  • прикосновение к искусству Н.П. Богданова-Бельского.

ХОД УРОКА

Ученье – труд, который воспитывает и формирует человека.

Четыре страницы из жизни картины

Страница первая


Картина “Устный счет” была написана 1895 году, то есть 110 лет назад. Это своеобразный юбилей картины, которая является творением рук человека. Что изображено на картине? Какие-то мальчики собрались около классной доски, и что-то рассматривают. Два мальчика (это те, которые стоят впереди) отвернулись от доски и что-то вспоминают, а, может быть, считают. Один мальчик что-то шепчет на ухо человеку, по-видимому, учителю, а другой, кажется, подслушивает.

– А почему они в лаптях?

– А почему тут нет девочек, только одни мальчики?

– А почему они стоят спиной к учителю?

– А что они делают?

Вы уже, верно, поняли, что здесь изображены учащиеся и учитель. Конечно, костюмы учащихся необычные: некоторые ребята в лаптях, а у одного из героев картины (того, который изображен на переднем плане), кроме того, и рубаха порвана. Ясно, что эта картина не из нашей школьной жизни. Вот и надпись на картине 1895 год – время старой дореволюционной школы. Крестьяне жили тогда бедно, сами они и их дети ходили в лаптях. Художник изобразил здесь крестьянских детей. Только в то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. Посмотрите-ка на картину: ведь только трое из учеников в лаптях, а остальные – в сапогах. Очевидно, ребята из семей богатых. Ну, а почему на картине не изображены девочки, это тоже нетрудно понять: ведь в то время девочек, как правило, в школу не принимали. Ученье было “не их делом”, да и мальчики-то учились далеко не все.

Страница вторая


Эта картина называется “Устный счет”. Посмотрите, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно нелегкую задачу дал учитель. Но, наверное, этот ученик уже скоро закончит свою работу, а ошибки не должно быть: уж очень серьезно относится он к устному счету. А вот тот ученик, который что-то шепчет на ухо учителю, видно, уже решил задачу, только ответ его не совсем правильный. Смотрите: учитель слушает ответ ученика внимательно, но на лице его нет одобрения, значит, ученик сделал что-то не так. А может быть, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают верно, так же как первый и поэтому не спешит одобрить его ответ?

– Нет, первый даст правильный ответ, тот который стоит впереди: сразу видно, что он лучший ученик в классе.

А какую же задачу дал им учитель? Не сможем ли решить ее и мы?

– А вот попробуйте.

На доске я запишу так, как привыкли писать вы:

(10·10+11·11+12·12+13·13+14·14):365

Как видно, каждое из чисел 10, 11, 12, 13 и 14 нужно умножить само на себя, результаты сложить, а полученную сумму разделить на 365.

– Вот так задача (такой пример не скоро решишь, да еще в уме). А все-таки попробуйте сосчитать устно, в трудных местах я буду помогать вам. Десятью десять – 100, это каждый знает. Одиннадцать умножить на одиннадцать – это тоже нетрудно сосчитать: 11·10=110, да еще 11 – всего 121. 12·12 – это тоже не хитро сосчитать: 12·10=120, да еще 12·2=24, а всего будет 144. Так же я сосчитал, что 13·13=169 и 14·14=196.

Но пока я умножал, то почти забыл, какие числа у меня получились. Потом я вспомнил их, а ведь эти числа надо еще сложить, да потом сумму разделить на 365. Нет, это уже сами вы не сможете вычислить.

– Придется немного помочь.

– Какие же числа у вас получились?

– 100, 121, 144, 169 и 196 – это сосчитали многие.

– Теперь вы, наверное, хотите сложить сразу все пять чисел, а потом уже делить результаты на 365?

– Мы это сделаем по-другому.

– Ну-ка, сложим первые три числа: 100, 121, 144. Сколько получится?

– 365.

– А делить на сколько надо?

– Тоже на 365!

– Сколько же получится, если сумму первых трех чисел разделить на 365?

– Один! – это уже каждый сообразит.

– Теперь сложите остальные два числа: 169 и 196. Сколько получится?

– Тоже 365!

– Вот так пример, и совсем нехитрый. Получается-то всего лишь два!

– Только для его решения надо хорошо знать, что сумму можно делить не сразу всю, а по частям каждое слагаемое в отдельности, или же по группам в два-три слагаемых, а потом уж сложить получившиеся результаты.

Страница третья


Эта картина называется “Устный счет”. Написал ее художник Николай Петрович Богданов-Бельский, который жил с 1868 по 1945 год.

Богданов-Бельский очень хорошо знал своих маленьких героев: вырос в их среде, был когда-то пастушком. “…Я незаконнорожденный сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельский стал по имени уезда”, - рассказывал художник о себе.

Ему посчастливилось попасть в школу известного русского педагога профессора С.А. Рачинского, который заметил художественный талант мальчика и помог ему получить художественное образование.

Н.П. Богданов-Бельский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у таких известных художников, как В.Д. Поленов, В.Е. Маковский.

Немало портретов и пейзажей написано Богдановым-Бельским, но в памяти людей он остался, прежде всего, как художник, сумевший поэтично и верно рассказать о смышленой сельской детворе, жадно тянувшейся к знаниям.

Кому из нас не знакомы картины “У дверей школы”, “Новички”, “Сочинение”, “Деревенские друзья”, “У больного учителя”, “Проба голоса”, - вот название лишь некоторых из них. Чаще всего художник изображает детей в школе. Прелестные, доверчивые, сосредоточенные, задумчивые, полные живого интереса и всегда отмеченные природным умом – такими знал и любил крестьянских ребятишек Богданов-Бельский, такими увековечил в своих произведениях.

Страница четвертая


Художник изобразил на этой картине невыдуманных учеников и учителя. С 1833 по 1902 год жил известный русский педагог Сергей Александрович Рачинский, замечательный представитель русских образованных людей позапрошлого века. Он был доктором естественных наук и профессором ботаники Московского университета. В 1868 году С.А. Рачинский решается идти в народ. “Он держит экзамен” на звание учителя начальных классов. На свои средства открывает школу для крестьянских детей в селе Татьево Смоленской губернии и становится в ней учителем. Так вот, его ученики так хорошо считали устно, что этому удивлялись все посетители школы. Как видите, художник изобразил С.А. Рачинского вместе с его учениками на уроке устного решения задач. Между прочим, сам художник Н.П. Богданов-Бельский был учеником С.А. Рачинского.

Это картина – гимн учителю и ученику.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс) iconКартина «Устный счет» была написана в 1895г., то есть более 110 лет...
Что изображено на картине? Мальчики собрались около классной доски что-то рассматривают. Два мальчика (стоят впереди) отвернулись...
Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс) iconУрока математики в 1 2 классах
Методы обучения: словесные (устный счет, работа над задачами, алгоритм сложения и вычитания, самооценка, итог урока); наглядные (презентация,...
Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс) iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этот урок? Устный счет
Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс) icon«О работе». Тексты различаются между собой по всем рассматриваемым...
Употребление видовых форм глагола мужчинами и женщинами в зависимости от варьирования факторов коммуникативной ситуации
Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс) iconФафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария
Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает...
Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс) iconУроке математики в 1 классе. Математика. 1 класс. Тема «Целое и Части»
Устный счет на уроке математики с применением «Палитры. Карточки. Серия от 1 до 100»
Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс) iconУрок «Экскурсия по больнице»
Сценарий урока по английскому языку в 6 классе по теме «Does your health depend on you?» итоговый урок «Экскурсия по больнице»
Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. Д. Берестов «Устный счет», «Урок рисования», «Кто живет в портфеле», «А дальше, ребята, урок листопада»; А. Платонов «Еще мама»;...
Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс) iconУстный журнал «Кострома гимназическая» Ромашук Н. А. 24. 02. 2014...
Шитикова Н. А., Хабибуллина Ю. С., Исакова Е. Р., Масленникова Л. И., Богданова О. Н., Молотилова Т. В
Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс) iconКонспект урока по учебнику «Окружающий мир. 1 класс». Авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс) iconНаучно-методическая работа «Разработка методического сопровождения...
В течение учебного года была разработана поурочная система заданий для организации устной работы по учебникам «Математика 6 класс»,...
Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс) iconУрок математики во 2 классе
Большинство детей имеют образное мышление, поэтому на уроке используются образы и наглядный материал. В связи с тем, что у половины...
Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс) iconУрок в 11а классе Тема: Иррациональные уравнения (2 ч.)
Цель: обобщить и закрепить навыки решения иррациональных уравнений методом возведения в степень. Рассмотреть другие способы решения...
Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс) icon«Устный счёт- гимнастика ума»
Изучить некоторые приёмы организации устного счёта, позволяющие ускорить и рационализировать вычисления
Урок экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счет» (6 класс) iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск