Скачать 413.67 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Большой Самовец Грязинского муниципального района Липецкой области Рабочая программа по литературе для 9-го класcа на 2013 – 2014 учебный год Составила учитель русского языка и литературы Сокрюкина Л.М. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Цель - формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры возможно через реализацию следующих задач:
Нормативные правовые документы
Программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики либо включены в аннотацию. Механизм формирования ключевых компетенций предполагает следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. В соответствии с требованиями государственного стандарта на конец года обучающиеся должны овладеть следующими общеучебными умениями, навыками и способами деятельности:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 9 классе. Преподавание ведётся по учебнику-хрестоматии Беленького Г.И., Снежневской М.А. Литература. 9 класс; в 3-х частях. - М.: Мнемозина,2011. Количество часов В год – 102 часа, из них на развитие речи - 8 часов. В неделю – 3 часа. Содержание тем учебного курса Введение 1 ч. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Теория: художественная литература как искусство слова, основные литературные направленияния (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Тема 1. Литература Древней Руси 5+1 Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». Историческая основа, патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор? Особенности изображения Игоря, Всеволода, Святослава, Ярославны. Теория: форма и содержание литературного произведения (тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; система образов, образ автора), язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Обучающиеся должны знать: необходимые исторические сведения, содержание «Слова…», авторскую позицию Обучающиеся должны уметь: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради. Тема 2. Литература 18 века 13 ч. Общая характеристика литературы 18 века. Сведения о классицизме.2 ч М.В.Ломоносов 2 ч Сведения о жизни и творчестве. «Разговор с Анакреоном». «Ода 1747 года». Построение произведения, торжественность, патриотическая мысль, связанная с идеей мира. Д.И.Фонвизин. 2 ч Сведения о жизни и творчестве «Недоросль».Конфликт и особенности композиции комедии. Элементы классицизма в комедии. Сатирическое изображение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства., гражданского служения Родине. А.Н.Радищев 3 ч Свободолюбивые идеи писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву (фрагменты). Значение и смысл эпиграфа, пафос свободолюбия, уважения к правам человека в произведении. Г. Р. Державин 2 ч Сведения о жизни и творчестве. «Властителям и судиям».Сочетание в произведении элементов оды, сатиры и философских раздумий». «Памятник». Философские размышления о назначении поэта и поэзии. Н.М.Карамзин 2 ч Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Внимание к внутреннему миру простого человека. Т.Л. Сентиментализм в литературе. Домашнее сочинение. Теория: форма и содержание литературного произведения (тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; система образов, образ автора), язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Обучающиеся должны знать: особенности классицизма и сентиментализма, жизнь и творчество писателей, роды и жанры литературы. Обучающиеся должны уметь: оценивать и сопоставлять литературных героев, формулировать свое отношение к авторской позиции, составлять план, выразительно читать фрагменты произведений. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради, домашнее сочинение. Тема 3. Литература первой половины 19 века 42+4 В.А. Жуковский 2 ч Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного. В.А.Жуковский-автор оригинальных баллад и стихотворений. Элегия «Море». А.С.Грибоедов 4+1 ч Сведения о жизни и творчестве. «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. А.С. Пушкин 15+2 Жизнь и творчество (основные вехи). Свобода, стихия, любовь- три стихии человеческого духа в лирике А.С.Пушкина. Ее биографичность и высокий иравственный смысл.»Внутренняя красота человека» как идеал и нравственный критерий Пушкина. «К Чаадаеву», « 19 октября», «Во глубине сибирских руд», «Анчар». Любовная лирика А.С.Пушкина. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Роман «Евгений Онегин». «Пиковая дама». «Моцарт и Сальери».Контрольное сочинение по творчеству А.С.Пушкина. М.Ю. Лермонтов 13+2 Жизнь и творчество (основные вехи). Лирика. «Смерть поэта»,»Поэт»,»Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива»,»Дума»,»И скучно и грустно…»,тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени». Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова. Н.В. Гоголь 7 ч. Жизнь и творчество(основные вехи). Поэма «Мертвые души» «Невский проспект». Проблема мечты и действительности. Два типа отношений к жизни. Лиризм и юмор в повести. «Шинель». Особенность повести. Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Теория: форма и содержание литературного произведения (тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; система образов, образ автора), язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении; автор-повествователь, литературный герой, лирический герой; проза и поэзия; основы стихосложения (стихотворный размер, ритм, рифма, строфа). Обучающиеся должны знать: основные события жизни и общую характеристику творчества изучаемых писателей первой половины XIX века; содержание, а также жанровые, композиционные особенности изучаемых произведений; определённые в содержании программы теоретико-литературные понятия. Обучающиеся должны уметь: выделять характерные причинно-следственные связи; сравнивать и сопоставлять литературные явления; самостоятельно выполнять различные творческие работы; устно и письменно передавать содержание текста; владеть монологической и диалогической речью; составлять план; подбирать аргументы, формулировать выводы. Контроль знаний: анализ письменных работ в тетрадях и устных ответов, классное сочинение. Тема 4. Литература второй половины 19 века 9 часов А.Н.Островский 2 ч. Сведения о жизни и творчестве. «Свои люди-сочтемся». Стяжательство, своекорыстие, эгоизм, бесстыдство действующих лиц- основа конфликта комедии. Н.А.Некрасов 4 ч. Место Н.А.Некрасова в русской поэзии. Лирика. «Тройка», «Размышления у парадного подъезда…». Понятие о лирическом герое. Сочинение «Восприятие, истолкование оценка стихотворения Н.А.Некрасова». |
Рабочая программа по музыке для 5 класcа Составила Быкина А. А Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка», фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная... | Приказ № от августа 2014 г рабочая программа по литературе для 8 2 класса (базовый уровень) Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и авторской... | ||
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,... | Рабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего... | Рабочая программа по литературе для 9 класса Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Рабочая программа по литературе в 6 классе Составитель: Шутова Елена... Данная рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственногостандарта образования... | Рабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка... Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования... | ||
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 9 аб класс Данная рабочая программа по литературе для 9 а и б классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по литературе (предмет) для 5-9 Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы. Автор:... | ||
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе... Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и авторской... | Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | ||
Рабочая программа по литературе для 10 класса Пояснительная записка Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень)... | Рабочая учебная программа по литературе Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы... | ||
Рабочая программа по литературе для 10 класса Учитель: Кичеева Светлана Семеновна Программа по литературе для 10 класса на базовом уровне составлена на основе Примерной программы по литературе среднего общего образования... | Рабочая программа по литературе (10 класс) Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, Программы по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной... |