Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования





Скачать 253.08 Kb.
НазваниеШаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования
Дата публикации06.10.2014
Размер253.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

Шаталова Ирина Юрьевна

Повышение мотивации и результативности

обучения русскому языку посредством использования

приёмов коллективного способа обучения

Шаталова И.Ю.

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 33 г. Белгорода

Раздел I.

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта.

В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №33» города Белгорода обучаются обычные дети из различных социальных семей, с разными способностями и возможностями. Но какими бы индивидуальными особенностями не обладал ученик, в свете требований к уровню подготовки выпускников, установленные государственным стандартом, результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования обязательны для всех.

Практический опыт преподавания русского языка в школе показал, что большинство учеников, особенно на II ступени обучения, имеет слабую мотивацию к обучению, которая с каждым классом падает.

Изучение уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся проводилось с использованием теста-опросника направленности учебной мотивации Т. Д. Дубовицкой.

Результаты диагностики (2007 год) выявили, что только у 18 % пятиклассников (5 «Б») положительная внутренняя мотивация к учебному процессу, 17% - у шестиклассников (6 «А»), и как следствие отсутствие устойчивой положительной динамики и в качестве знаний (40% - 42%). В связи с этим особую актуальность приобрели педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дают каждому ученику понять, проявить и реализовать себя, а значит, повышают мотивацию в обучения.

Создания психолого-педагогических условий для повышения мотивации всех учащихся класса при изучении русского языка привела к мысли о целесообразности использования приёмов технологии «Коллективный способ обучения».

Автор педагогического опыта является лишь носителем идей технологии коллективного способа обучения. Опробованы приёмы коллективных учебных занятий, которые можно совместить с классно-урочной системой.

Актуальность опыта.

Проблема повышения мотивации обучающихся в условиях развития современной школы приобретает превалирующее значение. Новые стандарты в образовании, формы сдачи экзаменов требуют от учителей поиска новых педагогических технологий, которые позволяют повысить уровень мотивации и качество подготовки обучающихся. Актуальность темы опыта автор видит в том, что, повышая мотивацию обучающихся посредством приёмов коллективного способа обучения, учитель создаёт психолого-педагогические условия для самореализации, самосовершенствования личности учащегося; создаёт ситуацию успеха, обеспечивает комфортное самочувствие, взаимопомощь учащихся.

Исследование по данной теме выявляет противоречия: между требованиями к подготовке учащихся и низкой мотивацией к обучению;

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея – это использование приёмов технологии коллективного способа обучения на уроках русского языка как средство повышения мотивации и результативности обучения русскому языку учащихся.

Длительность работы над опытом.

Опыт формировался с 2007 года по 2011 год. Работа над опытом проводилась в три этапов.

1 этап – констатирующий – сентябрь 2007 – декабрь 2007 года.

2 этап – формирующий – декабрь 2007 – март 2011 года.

3 этап – контрольный – март 2011 – май 2011 года.

На первом этапе изучались теоретические материалы по проблеме, было подобрано и проведено диагностическое исследование по выявлению уровня сформированности познавательной активности обучающихся.

На втором этапе была проведена апробация приёмов технологии коллективного способа обучения на уроках русского языка.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной методики для решения обозначенной выше педагогической проблемы.

Диапазон опыт.

Диапазон опыта представлен системой работы учителя по повышению мотивации и результативности обучения учащихся на уроках русского языка.

Теоретическая база опыта.

Проблема деятельности – это предмет изучения всех наук о человеке и

обществе. Это важнейшая основа развития человека, становления его как личности, изучением которой занимались такие ученые как В.П.Зинченко, П.И.Пидкасистый, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и другие. Идеи этих учёных и положены в основу педагогического опыта.[6,10,11]

На современном этапе развития школьного образования проблема повышения мотивации к обучению приобретает важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.

Возникает вопрос: какими способами можно повышать мотивацию учения и какие есть для этого активные приёмы?

Для повышения мотивации у учащихся на уроке прослеживаются некоторые общие подходы:

  • совершенствование системы усвоения учащимися базовых знаний, умений и навыков;

  • активизация теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей школьников; развитие критического мышления в процессе обучения;

  • развитие мотивации к учению, познавательных интересов учащихся; стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;

  • организация кооперирования, сотрудничества учащихся при решении определенной задачи; использование разнообразных форм учебной работы;

  • организация учебно-поисковой деятельности, различных форм самостоятельной работы учащихся;

  • применение компьютерных технологий в учебном процессе;

  • допускается обучение учащихся в разном темпе и усвоение ими разного объема знаний.

Данные подходы в развитии мотивации обучающихся мы можем увидеть в технологии коллективного способа обучения.

Современная теория педагогической технологии коллективного способа обучения была разработана в конце ХХ века русским советским педагогом-новатором Ривиным Александром Григорьевичем и доктором педагогических наук, профессором Дьяченко Виталием Кузьмичом.

А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, без учета различий наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, применяя форму динамических пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.

Для технологии коллективного способа обучения характерны такие принципы как завершенность, непрерывность и безотлагательность передачи полученных знаний друг другу, сотрудничества и взаимопомощи между учениками, разделение труда, разноуровневость участников педагогического процесса, обучение по способностям индивида, педагогизация деятельности каждого участника педагогического процесса.[7]

Повышение мотивации к обучению на уроках русского языка осуществляется с помощью использования следующих приёмов КСО:

  1. для изучения нового материала: взаимопередача тем, методика доводящих карточек, методика Ривина, обратная методика Ривина, взаимообмен заданиями (практические задания);

  2. для закрепления: взаимообмен заданиями, методика Ривина-Боженова, обратная Ривина;

  3. для повторения: тренаж, взаимопроверка индивидуальных заданий.

Опыт работы с приёмами коллективного способа обучения показывает, что:

  • эти приёмы позволяют вовлечь в учебный процесс одновременно всех учащихся;

  • педагог имеет возможность организовать деятельность учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных способностей;

  • организация коллективных учебных занятий позволяет увеличить речевую практику в несколько раз, что приводит к значительному повышению качества знаний;

  • создается благоприятный психологический климат и ситуация успеха для каждого участника учебного процесса;

  • применение приёмов коллективного способа обучения способствует непрерывному обучению детей.

Таким образом, автор педагогического опыта считает, что применение приёмов КСО как передовой педагогической технологии, направленной на личностно-ориентированный подход в обучении, является средством повышения мотивации и результативности обучения учащихся.

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается:

- в разработке системы уроков русского языка с использованием теоретических и практических принципов технологии коллективного способа обучения, как основополагающей технологии, служащей средством повышения мотивации и результативности обучения учащихся;

- в создании психолого-педагогических условий для повышения уровня активности обучающихся в диапазоне «урок русского языка»;

- в разработке дидактических материалов, конспектов уроков;

Характеристика условий, в которых

возможно применение данного опыта.

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская , Н.М.Шанский .- М.: «Просвещение», 2008. Базовый уровень программы.

УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.

Учебники : «Русский язык. 5 класс», авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.; «Русский язык. 6 класс», авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.; «Русский язык. 7 класс», авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.; «Русский язык. 8 класс»,авторы: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др.; «Русский язык. 9 класс», авторы: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. - М.: «Просвещение».

Раздел II.

Технология описания опыта

Цели и задачи педагогической деятельности.

Целью педагогической деятельности является создание психолого - педагогических условий для повышения мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования приёмов коллективного способа обучения.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить причины мотивации образовательного процесса ученика;

  • создавать условия для развития способностей учащихся, активизации образовательного процесса, накоплению субъективного опыта, развития личности;

  • создавать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого;

  • способствовать становлению активной жизненной позиции каждого.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Организация учебно – воспитательного процесса основана на включении учащихся в учебно-познавательную деятельность.

В 5 классе в начале учебного года проводится диагностика учащихся, по её результатам делается вывод об уровне познавательной активности. Затем создаются условия для вызова живого интереса к предмету. Учителем русского языка даётся установка учащимся на работу по методикам коллективного способа обучения.

В течение первого полугодия идёт «погружение» учащихся в технологию коллективного способа обучения и методик.

Каждая группа методик для сменных пар требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после этого класс переводится на работу в парах сменного состава. При работе в парах партнеры все время говорят, в классе шумно. Работа в шуме непривычна. Потому задача учителя на первых порах: научиться слушать и слышать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом. У учащихся иные задачи: учиться работать в шуме, регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер его хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал; слушать товарища и слышать его; учиться сидеть так, чтобы было удобно общаться друг с другом (повернуться к соседу, сесть свободнее, передвинуть стул, положить книгу и т.д.). У учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения, происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки. Обучение в парах сменного состава значительно обогащает каждого участника.

Учебный процесс при коллективном способе обучения организуется с учётом таких моментов:

  • каждый учащийся должен систематически излагать другому тему;

  • каждому должна представляться возможность знать всё, что знают остальные и передавать другому всё, что он знает;

  • каждый учащийся должен регулярно изучать некоторую тему самостоятельно;

  • каждый учащийся должен быть подключён к организации и управлению работой учебной группы.

Далее в организации учебно-воспитательного процесса предполагается постепенное увеличение роли школьников в планировании, организации и проведении уроков. Основными видами работы становятся те, которые развивают коммуникативность, мышление.

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технологией применения.

Повышение мотивации и результативности обучения посредством использования приёмов КСО, прежде всего, осуществляется в рамках урока как традиционной формы обучения. Изменяется методика проведения основных структурных этапов учебного занятия:

  • при самостоятельном формулировании учащимися темы и цели урока;

  • при ознакомлении с новыми понятиями - овладение алгоритмом логического рассуждения, сопоставления с известным;

  • при закреплении, повторении, тренировке ;

  • обобщение через осмысление, которое предшествует контролю;

  • возможны индивидуальные задания , в том числе и творческого характера.

Использовать приёмы коллективного способа обучения можно при объяснении нового материала, закреплении, обобщении, контроля ЗУН и на уроках разной формы: игра, путешествие, экскурсия, защита проекта и т.д.

Использование приёмов КСО на уроках русского языка предполагает отдавать предпочтение методам:

    • частично-поисковым;

  • поисково-исследовательским;

  • практическим;

  • проблемным;

  • информационно-развивающим.

Используются приёмы:

  • Опора на жизненный опыт.

  • Побуждение к поиску альтернативных решений.

  • Выполнение творческих заданий.

  • Создание ситуаций успеха.

  • Стимулирующее оценивание.

Автор опыта опишет приёмы, используемые им в работе: доводящая карточка, взаимопроверка индивидуальных заданий, тренаж.

1.Методика доводящей карточки

Одним из способов организации процесса понимания является методика доводящих карточек - одна из методик коллективных учебных занятий. Основное средство этой методики - доводящая карточка. Это карточка, содержащая в себе небольшой, труднопонимаемый абзац текста, который учащийся готов понимать и набор посильных для учащегося вопросов и заданий, которые целенаправленно и в совокупности доводят его до понимания смысла, содержащегося в этом абзаце.

При изучении темы по доводящей карточке изучаемый предмет вписывается в систему знаний ученика, становится частью его картины мира, интериоризируется, меняются его представления.

Организация работы с применением доводящей карточки.

При помощи доводящей карточки можно, во-первых, организовать самостоятельное изучение темы учащимися согласно их индивидуальным образовательным маршрутам. Во-вторых, их можно использовать для организации коллективных учебных занятий, когда разным ученикам даются разные по темам карточки. Тот ученик, который изучил свою тему, проверяется у учителя. Для изучения другой темы он работает с тем учеником, который уже освоил её и проверился у учителя, и играет для этого ученика роль проверяющего учителя. А сам обучает его своей теме по своей доводящей карточке. Так ученики меняют напарников, пока не освоят все темы раздела. В-третьих, доводящую карточку можно прорабатывать в паре, вдвоем обсуждая ответы на вопросы. В- четвертых, по доводящей карточке можно организовать объяснение нового материала фронтально, когда каждый учащийся получает доводящую карточку, а учитель ведет беседу, при этом учащиеся вслух отвечают на вопросы карточки и имеют возможность свои ответы соотнести с ответами других. В-пятых, по доводящей карточке можно организовать повторение материала при выполнении заданий следующих разделов. Доводящие карточки по разделу также можно применить для организации закрепления и систематизации материала: на группу дается карточка с одним из понятий раздела, и группа готовится к выступлению, во время которого представляет другим группам, что это за понятие, из чего оно состоит, откуда берется, для чего нужно и как оно соотносится с другими понятиями раздела («вписывается» в систему понятий).

Структура карточки.

Карточка состоит из двух частей.

Первая часть содержит то, что необходимо понять учащемуся. Это может быть какое-либо определение. Вторая часть - взаимосвязанные между собой вопросы и задания, приводящие к пониманию первой части.

Вопросы и задания должны быть такими, на которые ученик потенциально может ответить, и которые в комплексе помогают ему понять данный в первой части карточки фрагмент учебного материала.

Вторая часть карточки состоит из четырех групп вопросов:

1 группа – вопросы, «включающие» мышление ученика, «подводящие» к теме. Вопросы данной группы задают, очерчивают, ограничивают ту область, к которой относится понимаемый материал (Например: что такое слово? какие части речи ты знаешь?)

2 группа – вопросы, «вводящие» в тему, обращают внимание

учащегося на важные для понимания смысла первой части карточки, слова и словосочетания (Например: если сочетание означает «соединение, расположение чего-н., образующее единство, целое», можно ли сказать, что сочетание – это гармоничное соединение?)

3 группа – вопросы, развивающие тему, доводящие до ее понимания (Например: распредели союзы зато, если бы, ввиду того, что, в то время, как на две группы: простые союзы и составные союзы)

4 группа – вопросы, закрепляющие понимание (Например: Сделай

морфологический разбор предлогов в предложении

Из-за дома навстречу мне вышел ребёнок.

по схеме: часть речи, морфологические признаки: неизменяемая часть речи, производный или непроизводный, простой, сложный или составной, является ли членом предложения.

Например: в течение – предлог, неизменяемая часть речи, производный, составной, не является членом предложения) (Приложение №1)

2.Методика ВИЗ (взаимопроверка индивидуальных заданий)

Данная методика предназначена для закрепления и повторения пройденного материала.

Закрепление и повторение – неотъемлемая часть учебного процесса («повторенье – мать ученья»). Чтобы усвоить учебный материал, нужно «сначала его воспринять (услышать, прочитать), а затем применить – повторить, задать вопрос, решить задачу, смоделировать похожую ситуацию, отрефлексировать». Учится тот, кто учит. Поэтому очень важно организовать процесс повторения таким образом, чтобы повторяли дети, а не учитель, чтобы каждый имел возможность воспроизвести учебный материал.

При использовании методики ВИЗ у учащихся происходит

формирование ключевых компетенций:

  • умение ставить цель, определять задачу, планировать выполнение задания;

  • овладение рациональными приёмами учения и самообразования;

  • усовершенствование приёмов самостоятельной работы;

  • формирование сознательности, осознанности деятельности;

  • формирование умений само- и взаимоконтроля при выполнении заданий,

  • умение действовать в нестандартной ситуации, принимать решения и нести за них ответственность, адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда, нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.

Организация работы по методике ВИЗ.

Для организации работы по этой методике учитель составляет всевозможные вопросы (задания) по одной или нескольким изученным темам раздела, нескольких разделов, годовой программы. Это могут быть задания трех основных групп: установление причинно - следственных связей; комбинирование информации (сравнение, дополнение, изменение, объединение и взаимосвязи понятий); решение учащимися научных проблем по теме, для которых уже имеются решения. Применяются исследовательские задания - поиск новых решений для решенных научных проблем, решение нерешенных научных проблем. Учитываются взаимосвязи с содержанием тем, которые еще будут изучаться; взаимосвязи между понятиями и заданиями различных предметов.

Все вопросы (задания) распределяются на карточки, по 3-6 вопросов на каждую карточку. На одной карточке могут быть вопросы только одного уровня, или вопросы первого, второго и третьего уровней по нескольким темам, не зависящие друг от друга. Например:

  1. Какая речь называется диалогической?

  2. Что такое текст?

  3. Какое условие общения отражено в пословице: Петь хорошо вместе, а говорить порознь?

  4. Что такое тема текста? В чем она может отражаться?

  5. Когда употребляется научный стиль?

  6. Как ты понимаешь слово «сообщение»?

Все вопросы группируются таким образом, чтобы провести детей через всю систему понятий темы (нескольких тем). Наиболее важные вопросы могут повторяться в нескольких карточках. Каждый ученик получает свою карточку с разноуровневыми вопросами и заданиями по всей теме (или разделу, или нескольким разделам, или годовой программы)

Алгоритм работы.

1.Ответь самостоятельно на все вопросы карточки, устно или письменно, в зависимости от уровня сложности вопроса, степени его усвоения и глубины понимания. Можно пользоваться справочными материалами.

2.Найди напарника. Задай напарнику свой первый вопрос, выслушай ответ, скажи свою версию. Придите к общему мнению по данному вопросу. Точно так же поработайте над первым вопросом напарника.

3.Смени пару. Задай новому напарнику вопрос, который ты хочешь прояснить. Это может быть тот же самый вопрос, или следующий. Обговорите ответ на него. Выслушай вопрос напарника и скажи свое мнение.

4.Проверь таким образом с разными напарниками свое понимание темы, отвечая на все вопросы (задания) своей карточки, отметь плюсом в табло учета или скажи командиру сводного отряда об окончании работы над ней, возьми следующую карточку. Поработай над таким количеством карточек, которое необходимо, чтобы охватить всю тему (раздел, несколько разделов, годовую программу, программу всего предмета).

После организации работы по данной методике проводится письменная работа или зачёт (Приложение №1)

3.Методика тренаж

Предназначение данной методики :

  1. Организовать процесс повторения, закрепления, тренировки, доведения до автоматизации знаний и умений по предмету.

  2. Создать условия для формирования навыков коммуникативной компетенции (умение задать вопрос, слушать с пониманием, отвечать с пониманием).

  3. Создать условия для формирования навыков самоорганизации (умение быть субъектом учебного процесса, умение организовывать и управлять своей деятельностью и партнеров).

Методика тренажа позволяет сформировать такие важные учебные умения, как взаимоконтроль и самоконтроль.

Для организации работы по методике тренажа составляются

карточки. На карточки (у каждого ученика – своя карточка с отличными от других карточек заданиями) пишутся задания (вопросы, определения, примеры, словарные слова и т.д.) и ответы. Для удобства карточки нумеруются. Например:

ВТ 1


Справа – наречие. С правой стороны. Справа от дороги.

Желание - стремление к осуществлению чего-н., обладанию чем-н. Желание учиться. Заветное желание
Триста - числительное

Директор - Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения.

ВТ-2


Горизонт - Видимая граница (линия кажущегося соприкосновения)

неба и земной или водной поверхности. Корабль скрылся за горизонтом.

Килограмм - Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 г.

Прекрасный- Очень красивый. Прекрасный вид на море. Прекрасное лицо. 2. Очень хороший.

Сыроежка – гриб.

Один и тот же вопрос может встретиться в нескольких карточках.

Тренироваться можно устно и письменно.

Организация общения.

Каждый ученик получает свою карточку, отмечает в табло сам (или говорит командиру сводного отряда, чтобы он отметил) точкой номер своей карточки. Садится в пару. Задает напарнику свой первый вопрос, слушает ответ, сверяет его ответ с правильным ответом в карточке. Если нужно, поправляет. Убедившись, что напарник четко отвечает на все вопросы карточки, ученики меняются ролями, теперь второй напарник тренирует первого уже по своей карточке. Поработав таким образом, напарники меняются карточками, отмечают в табло (сами или говорят командиру сводного отряда) плюсом карточку, по которой тренировал и точкой карточку, по которой тренировался и теперь будет тренировать нового напарника (ту, что получил от напарника). В новой паре работа продолжается уже по вопросам полученной карточки. Каждый меняет столько напарников, сколько карточек нужно проработать. Ученики, работающие по карточкам одного раздела, являются сводным отрядом, где для удобства организации работы выбирается командир, а для учета работы составляется табло учета. В табло видно, с кем еще нужно поработать (Приложение №1)

Средства обучения.

  • раздаточный материал: тестовые задания, тексты для комплексного анализа, тексты разноуровневых контрольных работ, демонстрационный и тренировочный материал для ЕГЭ, ГИА;

  • карточки для индивидуальной работы;

  • медиа –ресурсы и электронные учебники по русскому языку;

  • сборники олимпиадных заданий по русскому языку;

Преобладающие виды деятельности.

Самостоятельная деятельность организуется с помощью индивидуализированной, индивидуализированно-групповой, коллективной форм.

Поисковая деятельность предусматривает использование учащимися

навыков анализа и синтеза.

Исследовательская деятельность предполагает умение учащихся

систематизировать и анализировать информацию, обобщать факты, явления, делать выводы.

Приёмы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.

Важным моментом является достойная оценка. Постоянная потребность, рассуждая, использовать уже имеющиеся знания, разумного ребенка обязывает учиться систематически. Плохие оценки учитель старается не ставить сразу, пытаюсь стимулировать желание доучить. В работе применяются:

  • Выборочная проверка;

  • Взаимопроверка (циклическая, релейная);

  • Самоконтроль;

    • Тест (поурочный, тематический, итоговый);

    • Зачёт, изложение, сочинение.

Технология применения форм, методов, средств учебно-воспитательной работы, основанная на их оптимальном выборе в соответствии с поставленными целями и задачами, частично представлена в разработках уроков. (Приложение 2)

Раздел III.

Результативность опыта

Критерий результативности данного опыта – уровень мотивации. Показатели уровня повышения мотивации – достижения в учебно-познавательном процессе за счёт развития личностных качеств.

Исходный, текущий и итоговый мониторинг результативности опыта проводился один раз в год в течение четырёх лет с 5 (6) по 8 (9) класс по основным показателям:

  • уровню мотивации (модификации теста-опросника Т.Д. Дубовицкой по изучению направленности и уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся)

  • достижениям в учебно-познавательном процессе (качество знаний, результативность участия в конкурсах).

Результаты диагностики показали, что у учащихся 5 класса преобладают внешние мотивы познавательной деятельности (61%). Овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а является средством достижения других целей. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемый предмет для учащегося не являются внутренне принятым, внутренне мотивированным, а содержание учебного предмета не становится личностной ценностью.

В процессе обучения с применением методик КСО постепенно преобладание внешних мотивов уступает внутренним (в 9 классе: внешние – у 8% учащихся, внутренние – у 92%). Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащихся в процессе учебной деятельности.

Мониторинг уровней мотивации (2007-2011г.) показал противоположную динамику высокого (увеличение на 18%) и низкого (уменьшение на 26%) уровней мотивации у учащихся (см. таблица 1, рисунок 1).

Результаты мониторинга

таблица 1.


Год диагностики

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий уровень

2007-2008

18%

44%

38%

2008-2009

29%

40%

31%

2009-2010

34%

45%

21%

2010-2011

36%

52%

12%




Рис.1 Диагностика уровня мотивации

Успешность работы над темой прослеживается в положительной динамике успеваемости по предмету. Качество знаний в диагностируемых классах (2007-2011г.) увеличилось на (с 40% до 52%; с 42% до 62%) (см. таблица 2, рисунок 2).

Динамика качества знаний

таблица 2.


Год диагностики

Качество знаний

5-8 кл.

6-9 кл.

2007-2008

40%

42%

2008-2009

46%

49%

2009-2010

49%

57%

2010-2011

52%

62%





Рис.2 Динамика качества знаний

Результаты Государственной итоговой аттестации

таблица 3.

Год

Класс

Количество

учащихся

Количество-

учащихся,

получивших на экзамене

«4» и «5»

Успеваемость

(в %)

Качество знаний

2010-2011



28

«5» - 5

«4» - 13

100%

64%

Система преподавания русского языка с использованием методик КСО привела и к индивидуальным успехам отдельных учащихся.



Ф.И. учащегося

Название конкурса

Место/уровень

Год учебный

1

Гавриленкова Ксения

«Лучший урок письма» в номинации « Письмо другу».

3

город

2008-2009

2

Буга Дамир

Литературный конкурс «Придумай сказку».


3

регион

2008 -2009

3

Классен Анна

Литературно-художественный конкурс «Я помню! Я горжусь!»;

1

город

2009 -2010

4

Смирнов Никита

«Молодёжный филологический чемпионат».


3

регион


2009-2010

5

Василевская Екатерина

«Молодёжный филологический чемпионат».


1

регион

2010 -2011

6

Классен Анна

«Молодёжный филологический чемпионат».


3

регион

2010 -2011

Таким образом, данные, приведённые в таблицах 1,2,3, свидетельствуют, что система работы по повышению мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования приёмов технологии коллективного способа обучения работает эффективно в МОУ СОШ № 33 г. Белгорода. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы в этом направлении.

Свой опыт автор распространяет среди педагогического сообщества. Это участие в обучающих семинарах, выступления на педагогических советах школы, мастер-класс, открытые уроки, интернет – публикации на сайте школы (school33@beluo.ru) и личном сайте учителя (schatalowa.fo.ru).
Библиографический список.

1. Архипова М.С. Основы коллективного способа обучения//Народное образование.- 1994.- № 5.-С.23

2. ВыдринаМ.К. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке//Первое сентября.-2005.-№14.-С.14

3. Лернер Е.И. Формирование активной позиции школьника в учебном процессе// Педагогика.- 2001.- №5.- С.15

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение.- 1994.- 96с.

5. Мкртчан М.А.Методика доводящих карточек//Коллективный способ обучения.- 1996.-№3.- С.17-20

6.Пидкасистый П.И., Коротаев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке . – М.: Знание, 1985. – 80с.

7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования.- М.: НИИ школьных технологий народного образования.-2005.- 288с.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование.- 1998.- 102с.

9. Шамова Т.Н. Активизация учения школьников.- М.: Педагогика.-1982.- 208с.

10. Шамова Т.И. Управление образовательными процессами. – М.: Академия, 2002.- 384с.

11.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе . – М.: Просвещение, 1979. – 160с.

12.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся . – М.: Педагогика, 1988. – 208с.

13.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 352с.
Приложения

Приложение №1 - Дидактические карточки, составленные по описываемым методикам.

Приложение №2 - Разработки уроков.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования iconПовышение качества подготовки выпускников к егэ по русскому языку...
Вступительное испытание по русскому языку в ргау-мсха имени К. А. Тимирязева и его филиале проводится в форме тестирования
Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
I. повышение мотивации учащихся на уроках английского языка посредством использования лингвострановедческого подхода
Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования iconУрок русского языка «Не с причастиями»
«Повышение мотивации к обучению и успешной сдаче итоговой аттестации посредством использования разнообразных методических форм на...
Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования icon«развитие интереса к русскому языку посредством использования нестандартных...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе...
Попова Эльвира Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации Ургпу
Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, использования икт
Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования iconУрок-путешествие по русскому языку для 5–6-х классов
Методы и приемы использования информационных технологий на внеклассном мероприятии по русскому языку
Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования iconГ. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы...
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам...
Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования iconРабочая программа по русскому языку 7 «Б» класс
Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям...
Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования iconРабочая программа по русскому языку 7 класс
Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям...
Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования iconУроках математики у учащихся посредством использования игрового и занимательного материала
...
Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: повышение грамотности учащихся и, как следствие, повышение качества успеваемости по русскому языку
Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования iconПрограмма дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку»
Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку)
Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования iconДеятельностный аспект обучения в процессе преподавания русского языка и литературы
Важность проблемы мотивации обучения русскому языку всегда осознавалась учеными, предлагались разнообразные пути ее решения. Однако...
Шаталова Ирина Юрьевна Повышение мотивации и результативности обучения русскому языку посредством использования iconРабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса базовый уровень
Программы по русскому языку к учебникам для 5—9 классов (авторы программы: М, М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск